Памятка для родителей по коррекции аутизма у детей
консультация
В Памятке содержится информация о симптомах аутизма у детей и возможностях взаимодействия.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dokument_microsoft_word.docx | 16.17 КБ |
Предварительный просмотр:
Памятка для родителей по коррекции аутизма у детей
Косвенные симптомы аутизма у малышей
Прежде чем перечислять симптомы аутизма у детей (а это значит – прежде, чем вы схватитесь за голову в сомнениях – не аутист ли ваш собственный ребенок), следует предупредить: у большинства малышей при внимательном наблюдении за их поведением можно обнаружить один-два-три признака из нижеприведенного списка. Однако, во-первых – они могут носить временный характер (и тогда их нельзя рассматривать как симптомы), а во-вторых – они могут быть просто отличительной чертой личности ребенка, которая отнюдь не помешает вырасти малышу общительным и «похожим» на других.
Другими словами – некоторые или даже все скопом признаки аутизма, которые вы найдете в следующем списке, еще не являются основанием для диагностики. Однако, если вы заключите, что вашему малышу свойственны большинство из приведенных поведенческих симптомов – его необходимо показать квалифицированным специалистам.
Косвенные признаки аутизма:
1.Социальные:
Малыш предпочитает одиночество обществу других детей или взрослых;
Малыш избегает смотреть в глаза (то есть при обращении к нему он смотрит на то, как шевелятся губы или на жестикуляцию рук, но не смотрит прямо в глаза);
Обычно дети-аутисты не выносят прикосновений к себе;
Ребенок «неадекватно» реагирует на присутствие/ отсутствие мамы (или других родных людей) – либо проявляет чрезмерную «холодность» и незаинтересованность ею, либо наоборот – не может выдержать даже кратковременного расставания;
Малыш не копирует поведение взрослых (хотя после года должен бы вести себя как «обезьянка»);
Ребенок непредсказуем в своих реакциях на различные раздражители;
В качестве игрушек ребенок нередко выбирает «необычные» вещи – например, предметы мебели.
2.Трудности коммуникации:
Ребенок демонстрирует задержку речевого развития (мало и неохотно говорит), либо регресс речевых навыков (говорит все меньше и меньше);
Малыш не интересуется окружающим миром (обычно в возрасте около 2,5-3 лет у детей наступает «возраст вопросов», когда они превращаются в любопытных «почемучек», однако у большинства ребятишек-аутистов такого периода не наступает никогда);
Ребенок редко улыбается вообще и никогда не улыбается в ответ;
Ребенок не реагирует на просьбы, не вступает в диалог (либо вступает с большим трудом);
Малышу явно не нравится играть с другими детьми или со взрослыми – никакие коллективные игры его не интересуют;
Нередко в речи ребенка присутствуют несуществующие слова или он повторяет то, что только что услышал от взрослого (такое явление называется эхолалия);
Кроме того, дети-аутисты часто говорят о себе в третьем лиц
3.Монотонность (стереотипность) поведения
Малыш безостановочно повторяет одни и те же простые движения;
Ребенок либо не способен вовсе к адаптации, либо с огромным трудом приспосабливается к новым условиям жизни (даже появление новых предметов в комнате, или же новой одежды, новой посуды может его пугать и нервировать);
Также малыш с трудом «терпит» присутствия в его обществе незнакомых ему людей;
Как правило, дети-аутисты демонстрируют строгую приверженность распорядку дня;
Малыш крайне избирателен в еде (ест только строго ограниченный набор продуктов или блюд и отказывается от чего-то нового);
Есть ряд основных рекомендаций для родителей по коррекции аутизма у детей.
Прививание ребенку необходимых жизненных навыков должно быть основано на очень частом повторении одних и тех же действий. Даже если ребенок, к примеру, научился чистить зубы, позже нужно снова и снова «проходить» с ним этот урок.
У ребенка с аутизмом должен быть строгий распорядок дня, который родители не должны нарушать.
Запрещена резкая смена обстановки и привычек ребенка.
Нужно как можно чаще общаться с ребенком, проводить с ним много времени.
Устанавливать контакт с ребенком можно научиться теми же упорными повторениями, частым обращением к нему, но нельзя повышать голос, ругать и наказывать ребенка.
При раннем детском аутизме помогут частые эмоциональные контакты с малышом: брать на руки, ласкать, качать, играть с ним, говорить с ним, говорить ласковые слова.
Возможно общение с помощью обмена карточками, картинками в тех случаях, когда речевое взаимодействие затруднено.
Нельзя позволять ребенку переутомляться, нужно устраивать перерывы между занятиями, играми, позволяя ему побыть в уединении.
Регулярно делать с ребенком физические упражнения, это поможет снять стресс, укрепит его физическое развитие.
Не подавлять инициативу ребенка и не торопить его в выполнении действий.
Родители должны проявлять терпение и последовательность в обучении и воспитании ребенка с аутизмом, создавая для него дома максимально спокойную обстановку. Для этого следует заботиться и о своем психическом благополучии, делая перерывы на отдых, посещая психолога для консультаций по воспитанию ребенка. Помощь родителей требуется в адаптации ребенка с аутизмом не только дома, но и на улице, в детском саду, в школе. Упорно, но мягко преодолевая его сопротивление, нежелание общаться, родители в конечном итоге дают понять ребенку, что для него возможно общение словами, игры со сверстниками и так далее.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Работа с родителями в процессе реабилитации и коррекции девиантного поведения детей и подростков.
Перемены, происходящие в нашем обществе, сегодня с особой остротой обозначили проблему помощи детям и подросткам с отклоняющимся поведением и разработку действенной системы мер профилактики и реабилит...
Коррекция межличностных отношений детей – сирот и детей оставшихся без попечения родителей. Методы, формы работы.
Коррекция межличностных отношений детей – сирот и детей оставшихся без попечения родителей. Методы, формы работы....
Рекомендации родителям по профилактике и коррекции агрессивности у детей
В рекомендации представлены основные методические приёмы....
Опыт работы учителя-логопеда на тему: "ВЗАИМОСВЯЗЬ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА И РОДИТЕЛЕЙ В КОРРЕКЦИИ РЕЧЕВЫХ НАРУШЕНИЙ У ДЕТЕЙ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ И ФОНЕТИКО-ФОНЕМАТИЧЕСКИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ".
Опыт работы по взаимодействию учителя-логопеда с родителями по устранению речевой патологии у их детей, представлен в виде теоретической и практической части с приложениями.Рекомендован...
Участие родителей в коррекции речи детей.
Роль семьи в преодолении речевых нарушений....
памятка для родителей "Аутизм или дети дождя"
Аутизм - это нарушение коммуникативного поведения, эмоционального контакта с окружающим миром.Родители часто первыми замечают, что их ребенок ведет себя необычно и проходит основные этапы ра...
Памятка для педагогов и родителей. Аутизм или дети дождя
Аутизм - это нарушение коммуникативного поведения, эмоционального контакта с окружающим миром....