Роль семьи в воспитании младшего школьника
статья

Григорьева Оксана Борисовна

Роль семьи в воспитании младшего школьника

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл roditelyam.docx338.85 КБ

Предварительный просмотр:

C:\Users\student\Desktop\конкурсы\1006425_1.png

Роль семьи в воспитании младшего школьника. Семья–это первый коллектив ребенка, естественная среда его развития, где закладываются основы будущей личности. Развитие познавательных интересов у школьников в семье и взаимодействие семьи и школы в развитии интереса к обучению.

«Главный смысл и цель семейной жизни —воспитание детей. Главная школа воспитания детей —это взаимоотношения мужа и жены, отца и матери».

 В.А. Сухомлинский.

Взаимодействие семьи и школы -проблема, которая уже не одно столетие тревожит родителей, педагогов и психологов. Единство школьного и семейного воспитания рассматривается ведущими педагогами, как процесс совершенствования духовности человека. Сегодня остро стоит вопрос о роли и функциях семьи в воспитании младших школьников.  Проблемы, особенности воспитания детей младшего школьного возраста приобретают особую важность и обращают на себя внимание. И что бы ни говорило общество, по-прежнему семья является важным институтом воспитания ребёнка.  Она закладывает основной фундамент в  процессе  воспитания ребёнка. Семья -это первая общественная ступень в жизни человека. Она с раннего возраста направляет сознание, волю,  чувства  детей.  Особая роль семьи в воспитании –устойчивость, постоянство, долговременность влияния. Гармоническое развитие личности немыслимо без семейного  воспитания,  которое  должно сочетаться и подкрепляться общественным. Велика роль семьи  в  формировании  основ  мировоззрения,  усвоении нравственных норм поведения, формировании отношения к людям, их делам и поступкам. Главная особенность семейного воспитания-это любовь родителей к детям  и  ответное  чувство  детей  к  родителям. Родительская  любовь является источником благополучия  ребенка  в  семье, условием  правильного  воспитания, счастливого  детства. Дети  очень  чутко  реагируют  на  любовь  и  ласку,  остро переживают  их  дефицит. В.А.Сухомлинский  говорил, что ребенок  должен  быть уверен, что его, кто-то очень, очень любит,  и он тоже кого-то любит безгранично. Такая  любовь  создает  чувство  защищенности,  душевного  комфорта. Ребёнок активнее  постигает  мир,  легко  овладевает  знаниями.  У  него  свободнее раскрываются дарования, он увереннее определяет свою дорогу в жизни, выбирает друзей. Настоящая родительская  любовь  учит ребёнка  культуре, отзывчивости, помогает  понять  главный  моральный  принцип:  человек  человеку  друг  и  брат.

Важным  условием  воспитания  детей  в  семье  является  авторитет  родителей. Авторитет  родителей основывается на  уважении  и  любви детей к  родителям, доверии к их жизненному опыту, словам и поступкам. Родительский авторитет может разрушить ведение родителями двойной морали: одной —для окружающих, другой -для семейной жизни.  Ребенок младшего школьного возраста наблюдает родителей в повседневной жизни и замечает, что родители подчас позволяют себе то, за что осуждают других. К разрушению авторитета ведёт уверенность родителей, что дети не имеют права критиковать их поступки, их указания нельзя  обсуждать, а только надо беспрекословно выполнять, что детей они наказывают всегда справедливо. Авторитет отца и матери повысится, если у них хватит мужества признаться в своей ошибке. Признание ошибки со стороны взрослых доказывает их действительное уважение к ребенку и вызывает уважение. Честность, справедливость, искренность в отношениях с окружающими людьми и собственными детьми являются основой родительского авторитета. Немаловажную  роль  в  воспитании младшего  школьника играют взаимоотношения школа —семья —ребенок. Младший школьный возраст –это тот период,  когда  семья  активно    участвует    в  воспитании  ребёнка,  закладывает фундамент    для  дальнейшего  развития,  воспитания  и  самовоспитания. Часто родители полагают, что с приходом ребенка в школу снижается роль семьи в его воспитании, ведь основное время теперь дети проводят в стенах школы. Родители должны понять, что влияние семьи не снижается, а наоборот возрастает. С  приходом  детей  в  школу  особого  внимания со  стороны семьи  требуют эмоционально чувствительные, ранимые, застенчивые дети, которые болезненно реагируют  на  замечания  учителя,  насмешки  сверстников,  глубоко  переживают собственные неудачи и ошибки. Неуверенность, переживания  могут стать причиной негативного отношения ребёнка к школе и даже отказа ее посещать. Родителям таких детей нужно рассказать учителю об индивидуальных особенностях ребенка, помочь  в  налаживании  отношений  с  одноклассниками.  Важно  с  пониманием относиться к переживаниям детей, ненавязчиво побуждать рассказывать о своих взаимоотношениях со сверстниками и взрослыми вне семьи. Родители вместе с ребёнком правильно оценят как собственные поступки, так и критические замечания, сделанные ребенку: «Получается, что учитель прав...», «Дети не захотели с тобой играть, потому что...», «А тебе такое отношение понравится?» и т.п. Постепенно  у  младшего  школьника сформируется  потребность  делиться  с близкими своими переживаниями, искать у них совета и помощи. Родители должны быть справедливыми и доброжелательными. Какие бы отрицательные чувства ни вызывали у родителей рассказы детей, надо сдерживаться, спокойно, справедливо и  доброжелательно  разбираться в  ситуации.  Если  родители  начнут  упрекать  и обвинять ребенка, то впредь они могут не рассчитывать на его откровенность. В то же время нельзя постоянно сосредотачивать  внимание на детских переживаниях, связанных со школой и одноклассниками, чрезмерно опекать ребенка, решать за него все проблемы, лишая его самостоятельности. У родителей, которые привыкли добиваться принуждением беспрекословного выполнения своих требований, по мере взросления ребенка будет все меньше возможностей влиять на него. Чуткость, благожелательный тон, доверие к ребенку, терпение  в  обращении  с  ним  вызывают  встречное  расположение,  стремление выполнять требования старших. Случается,  что  при  выборе  методов  поощрения  и  наказания  родители  не учитывают характер ребенка, не вникают в причины совершения поступка. Нередко они  наказывают  детей  в  пылу  раздражения,  необъективно,  без  учета  тех обстоятельств, в которых был совершен проступок, а это приводит к ухудшению взаимоотношений между родителями и детьми.

Можно выделить три основных стиля взаимоотношений родителей и детей в семье:  попустительский,  авторитарный  и  демократический.  Первый  из  них характеризуют вседозволенность и безразличие по отношению к детям. Второй —жесткая авторитарность, диктат в отношениях с детьми. Третий —сотрудничество, взаимопонимание родителей и детей. Изменился темп жизни, изменились условия быта. Это повлияло на характер общения:  оно  становится  редким,  все  более  формальным  не  только  между знакомыми, но и между родными внутри семьи. Потребность во внутрисемейном общении у детей не уменьшается. Содержательное и достаточно продолжительное общение с детьми —необходимое условие их воспитания в любом возрасте. В младшем школьном возрасте потребность ребенка в оценке его личности повышается. Представление  о  себе,  уважение  или  неуважение  себя,  то  есть самооценка, формируется у детей в процессе общения с окружающими, которые оценивают  их  положительно  или  отрицательно.  От  того,  насколько  грамотно пользуются  взрослые  оценкой,  зависит  результативность  руководства  детским поведением, формирование важной нравственной потребности в одобрении. Важно, чтобы  ребенок  чувствовал  доброжелательное,  уважительное  отношение  к  нему взрослого независимо от того, как тот в данной конкретной ситуации оценивает действия и умения ребенка. Только в этом случае он будет охотно принимать советы и замечания взрослого. Родители, оценивая поведение ребенка, результаты его деятельности,  нередко  допускают  крайности —злоупотребляют  либо  похвалой, либо  порицанием.  Многие  ошибочно  считают,  что  отрицательная  оценка стимулирует ребенка. В действительности же, часто используемая, она негативно влияет на воспитание самостоятельности, уверенности в себе, гасит инициативу. Постоянно сравнивая неудачи ребенка с успехами других детей,  можно вызвать реакцию, обратную желаемой.  Вместо того, чтобы побудить к достижению таких же успехов, в ребёнке поселится неуверенность в себе, зависть, недоброжелательство. Если же злоупотреблять положительной оценкой, можно сформировать завышенную самооценку, зазнайство, безответственность. Соблюдая меру в положительных и отрицательных оценках, следует помнить, что всегда полезнее поощрение хороших поступков  и  качеств  ребенка,  чем  постоянное  подчеркивание  и  осуждение  его недостатков. Нельзя забывать, что младший школьник еще во многом живет эмоциями. Именно эмоциональная среда в этом возрасте оказывает влияние на его духовный мир. Семья, в которой преобладают радость, оптимизм, душевность, любовь и нежность,  нужна ребенку  для  его  психического  здоровья.  То,  как  взрослые реагируют на происходящее в окружающей жизни, имеет огромное значение для формирования представлений ребенка, который откликается на все происходящее эмоциональными средствами: смехом, гневом, жестикуляцией, мимикой. Ребенок внушаем,  склонен  к  подражанию,  он  чутко  воспринимает  и  перенимает  все эмоциональные реакции. Если что-то не нравится в ребенке, надо помнить: ребенок в какой-то степени является зеркальным отражением окружающих его людей. Созданию  спокойной  обстановки  в  семье  помогает  критичное  отношение взрослых к своим действиям, учет их влияния на ребенка. Нельзя вымещать  на ребенке, свое плохое настроение, даже если есть серьезные поводы для чувства тревоги,  недовольства.  Дети  не  могут  не  знать  о  тех  трудностях,  с  которыми сталкиваются  родители,  но  это  не  значит,  что  свои  взрослые  проблемы надо перекладывать на плечи ребенка, создавать напряжённость в доме. Взрослыепо  отношению  к  младшему  школьнику могут выражаться  в пренебрежительных  высказываниях,  в  унижающих  его  достоинство  оценках, эпитетах. Власть родителей велика: материальные возможности, жизненный опыт, физическая сила —всё на их стороне. Авторитет взрослого навязывается силой,

ребенок  вынужден  подчиняться.  Вырастая,  он  может  остаться  зависимым  от родителей, их мнений, требований. Но возможно и другое: постепенно будет зреть отторжение от семьи. Родители стараются следить за ребенком, его отношениями с другими людьми, сверстниками,  знают  его  интересы,  привязанности.  Однако  многие  источники влияния находятся вне поля зрения родителей. Общение со сверстниками, улица могут  оказывать  отрицательное  влияние:  ребёнок  усваивает  язык  улицы, нецензурные выражения, грубые манеры. Дома это, возможно, не проявляется до поры до времени. Семья ведёт борьбу с улицей. Если у ребенка нет доверительных отношений с родителями, побеждает улица. Дружба родителей и детей —это особые отношения, которые возникают при взаимном  уважении,  умении  взрослых понимать  ребенка,  сопереживать  ему, проявляя такт  в  общении.  Родители  должны  строить  дружеские  отношения  с ребенком, а именно стремиться чувствовать, понимать, принимать его душевный мир. Лучший путь —постараться встать на место ребенка, вспомнить собственное детство и с позиции сегодняшнего опыта дать совет. Таким образом, подводя итоги,  можно сказать о многообразии функций семьи, которые она выполняет,  воспитывая своего  ребёнка.  Семья  является  главной опорой для своего собственного ребёнка, она направляет, регулирует, развивает, воспитывает в комплексе все сферы, включая психологическую и эмоционально-волевую. Семья –это  первый  учитель  и  незаменимый  воспитатель  для  младшего школьника, спутник жизни ребёнка. Она должна полностью обращать внимание на события, происходящие у ребёнка в этом возрасте, учитывать условия, в которых находится их малыш, какие эмоции и переживания он испытывает в данный период, что его волнует и что радует, чем он живёт.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

статья " РОЛЬ РЕЧЕВЫХ КОММУНИКАЦИЙ В ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОМ ВОСПИТАНИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ"

статья на тему "  РОЛЬ РЕЧЕВЫХ КОММУНИКАЦИЙ В ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОМ ВОСПИТАНИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ " . В статье раскрываются методы и приемы работы учителя-логопеда с младшими школьниками по д...

Роль семьи в воспитании школьников младших классов

Данная консультация рассказывает родителям о главенствующей роли семьи в жизни и формировании личности ребенка....

Роль семьи в экологическом воспитании младшего школьника

Семья оказывает первостепенное влияние на формирование основ экологического мировоззрения человека. И как бы ни старались педагоги привить навыки экологической культуры, без взаимодействия с семьей эт...

Доклад "Роль и возможности игры в воспитании младших школьников"

Игровая деятельность хорошо знакома младшим школьникам, привлекает их, делает их жизнь радостной и веселой....

Доклад "Роль школы и семьи в воспитании младших школьников с ОВЗ"

Каждый ребенок, собенно ребенок с ОВЗ, нуждается в родительской любви....

Статья "Роль внеклассных мероприятий в патриотическом воспитании младших школьников с умственной отсталостью"

Роль внеклассных мероприятий в патриотическом воспитании младших школьников с умственной отсталостью...

Статья "Роль игры в патриотическом воспитании младших школьников"

Ведущий вид деятельности в дошкольном и младшем школьном  возрасте – игра,  и в то же время  игра-это мощное средство коррекции поведения детей, формирования взаимоотношений, восп...