Буклет: "Развитие речевого дыхания у дошкольников".
методическая разработка

Зверкова Евгения Юрьевна

Дыхание – одна из функций жизнеобеспечения человека. 

Правильное речевое дыхание обеспечивает нормальное звукообразование, создает условия для поддержания громкости речи, четкого соблюдения пауз, сохранения плавности речи и интонационной выразительности. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл buklet_dyhanie.docx943.3 КБ

Предварительный просмотр:

Дыхание – одна из функций жизнеобеспечения человека. Процесс физиологического дыхания в норме осуществляется ритмично, глубина дыхания соответствует потребностям организма в кислороде. Вдох - более активная фаза дыхания, чем выдох. Диафрагма является главной движущей силой в обеспечении дыхания.http://fullref.ru/files/112/878bc4a653f9dae2799af90261cb4c4f.html_files/8.jpg

У детей по мере физического развития постепенно формируется наиболее оптимальный тип дыхания – грудобрюшной. В процессе устной речи диафрагма многократно производит тонко дифференцированные колебательные движения, обеспечивающие речевое дыхание и звукопроизношение. В дошкольном возрасте у детей в процессе речевого развития одновременно формируется связная речь и речевое дыхание.

Важнейшие условия правильной речи – это плавный длительный выдох, четкая и ненапряженная артикуляция.

Физиологическое дыхание детей с речевыми нарушениями имеет свои особенности. Оно, как правило, поверхностное, верхнереберного типа, ритм его недостаточно устойчив, легко нарушается при физической и эмоциональной нагрузке. Объем легких у таких детей существенно ниже возрастной нормы. В процессе речевого высказывания у них отмечаются задержки дыхания, судорожные сокращения мышц диафрагмы и грудной клетки, дополнительные вдохи. Помимо возможности появления судорожной активности в мышцах дыхательного аппарата и нарушения речевого выдоха, у таких детей отмечается недостаточный объем вдыхаемого воздуха перед началом речевого высказывания, а также укороченный и нерационально используемый речевой выдох. Произнесение отдельных слов происходит в разные фазы дыхания – как на вдохе, так и на выдохе.

Таким образом, дошкольникам с речевой патологией прежде всего необходимо развивать объем легких, а в среднем и старшем дошкольном возрасте формировать грудобрюшной тип дыхания. Правильное речевое дыхание обеспечивает нормальное звукообразование, создает условия для поддержания громкости речи, четкого соблюдения пауз, сохранения плавности речи и интонационной выразительности. Для формирования правильного речевого дыхания детей существует большое количество дыхательных упражнений.

При выполнении дыхательных упражнений необходимо соблюдать следующие требования:

  • не заниматься в пыльном, непроветренном, или сыром помещении
  • одежда не должна стеснять движений
  • не заниматься сразу после приема пищи
  • не заниматься с ребенком, если у него заболевание органов дыхания в острой стадии.

Рекомендуем начать с непроизвольных и таких забавных для ребенка игровых упражнений:http://paidagogos.com/wp-content/uploads/2015/04/3_Devochka-duet-na-igrushku.jpg

  • дутье через соломку в стакан с водой;http://vcegdaprazdnik.ru/uploads/posts/2013-02/1360013491_oblozhka-kopiya.png
  • надувание воздушных шаров;
  • дуть на разноцветные вертушки;
  • игра на духовых музыкальных инструментах, например, дудочке; 
  • пускание мыльных пузырей;
  • дуть на одуванчики весной.

Регулярные занятия дыхательной гимнастики способствуют воспитанию правильного речевого дыхания с удлиненным, постепенным выходом, что позволяет получить запас воздуха для произнесения различных по длине отрезков.

Во избежание головокружений продолжительность дыхательных упражнений должна ограничиваться 3-5 минутами.

ДЫХАТЕЛЬНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ:

http://lib.exdat.com/tw_files2/urls_151/13/d-12547/12547_html_m386c5293.png

«Футбол» - дуть на горошину через соломинку, стараясь попасть в ворота.

«Фокус» - язык чашечкой, сдувать ватку с носа.

«Согреть руки» - выдох со звуком х-х-хо.

«Остудить воду» - выдох со звуком ф-ф-ф.

 «Бабочка» - сдувать бумажную бабочку с цветка.

«Подводная лодка» - пускать через соломинку воздух в стакане воды.

«Самолетики» - дуть на бумажные самолетики. D:\Документы\Работа Наташа\novogodnyaya-akciya-dobryy-postupok-2012_Детки.gifhttp://365psd.com/images/previews/c45/paper-airplane-vector-6170.jpg

«Берлога» - раздуть снег из пенопласта.

«Лодочки» - дуть на лодочки, которые плавают в воде.

«Снежинка» - дуть на снежинку, которая лежит на рукавичке. http://fullref.ru/files/21/91aa990932683809d01891343a6d4eed.html_files/0.jpg

«Пушинка» - дуть на кусочек ватки.

«Мыльные пузыри» - научите ребенка пускать мыльные пузыри: вдох – носом, а выдох через сложенные в трубочку губы, длинный и мягкий, тогда пузырь получится большой и красивый. 

http://i2.2photo.ru/front_medium/z/o/289907.jpg

Подготовила: учитель-логопед

Зверкова Евгения Юрьевна

МБДОУ «Детский сад «Северная сказка»

https://img1.goodfon.ru/wallpaper/nbig/5/ad/aot-fon-detskaya-mishka-belyy.jpg

Развитие речевого дыхания у дошкольников

(Памятка для родителей)

http://ya-logoped.ucoz.net/25-1-.jpg

г. Новый Уренгой


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие речевого дыхания у дошкольников.

Очень важно научить малыша правильному дыханию, так как дыхание является энергетической основой нашей речи. Некоторые согласные требуют энергичного сильного выдоха. Детям следует предлагать те упражне...

«Необходимость формирования речевого дыхания у детей» Мастер класс по изготовлению логопедической игры на развитие речевого дыхания «Зоопарк»

Правильное дыхание - основа жизни, здоровья и долголетия.Плавный длительный выдох - это энергетическая основа и важнейшее условие правильной речи. В норме у ребенка одновременно с развитием речи выраб...

Нетрадиционные подходы в формировании речевого дыхания дошкольников.

Модель нетрадиционного подхода по формированию речевого дыхания включает в себя составляющие:•– систематизация стандартных и вариативных игр и упражнени...

Развитие речевого дыхания дошкольников

АктуальностьНекоторые дети, по разным причинам, плохо говорят, дефекты их речи носят разнообразный характер - может быть нарушено произношение всех групп звуков. Как известно, произношение звуков тесн...

Методические рекомендации для родителей по развитию речевого дыхания у детей с различными речевыми нарушениями

Произнесение речи тесно связано с дыханием. Дыхание в этот момент отличается от обычного. Когда человек молчит, продолжительность выдоха и вдоха примерно одинаковая. В момент речи выдох намного длинне...

РАЗВИТИЕ РЕЧЕВОГО ДЫХАНИЯ У ДОШКОЛЬНИКОВ ПОСРЕДСТВОМ ИГРОВЫХ УПРАЖНЕНИЙ

Презентация по теме "Развитие речевого дыхания у дошкольников посредством игровых упражнений"...

Буклет "Развитие речевого дыхания"

При нарушенном произношении звуков у детей часто нарушается речевое дыхание, и если не уделять дыхательной гимнастике должного внимания, то правильного произношения можно так и не добиться....