Буклет: "Развитие речевого дыхания у дошкольников".
методическая разработка
Дыхание – одна из функций жизнеобеспечения человека.
Правильное речевое дыхание обеспечивает нормальное звукообразование, создает условия для поддержания громкости речи, четкого соблюдения пауз, сохранения плавности речи и интонационной выразительности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
buklet_dyhanie.docx | 943.3 КБ |
Предварительный просмотр:
Дыхание – одна из функций жизнеобеспечения человека. Процесс физиологического дыхания в норме осуществляется ритмично, глубина дыхания соответствует потребностям организма в кислороде. Вдох - более активная фаза дыхания, чем выдох. Диафрагма является главной движущей силой в обеспечении дыхания.
У детей по мере физического развития постепенно формируется наиболее оптимальный тип дыхания – грудобрюшной. В процессе устной речи диафрагма многократно производит тонко дифференцированные колебательные движения, обеспечивающие речевое дыхание и звукопроизношение. В дошкольном возрасте у детей в процессе речевого развития одновременно формируется связная речь и речевое дыхание.
Важнейшие условия правильной речи – это плавный длительный выдох, четкая и ненапряженная артикуляция.
Физиологическое дыхание детей с речевыми нарушениями имеет свои особенности. Оно, как правило, поверхностное, верхнереберного типа, ритм его недостаточно устойчив, легко нарушается при физической и эмоциональной нагрузке. Объем легких у таких детей существенно ниже возрастной нормы. В процессе речевого высказывания у них отмечаются задержки дыхания, судорожные сокращения мышц диафрагмы и грудной клетки, дополнительные вдохи. Помимо возможности появления судорожной активности в мышцах дыхательного аппарата и нарушения речевого выдоха, у таких детей отмечается недостаточный объем вдыхаемого воздуха перед началом речевого высказывания, а также укороченный и нерационально используемый речевой выдох. Произнесение отдельных слов происходит в разные фазы дыхания – как на вдохе, так и на выдохе.
Таким образом, дошкольникам с речевой патологией прежде всего необходимо развивать объем легких, а в среднем и старшем дошкольном возрасте формировать грудобрюшной тип дыхания. Правильное речевое дыхание обеспечивает нормальное звукообразование, создает условия для поддержания громкости речи, четкого соблюдения пауз, сохранения плавности речи и интонационной выразительности. Для формирования правильного речевого дыхания детей существует большое количество дыхательных упражнений.
При выполнении дыхательных упражнений необходимо соблюдать следующие требования:
- не заниматься в пыльном, непроветренном, или сыром помещении
- одежда не должна стеснять движений
- не заниматься сразу после приема пищи
- не заниматься с ребенком, если у него заболевание органов дыхания в острой стадии.
Рекомендуем начать с непроизвольных и таких забавных для ребенка игровых упражнений:
- дутье через соломку в стакан с водой;
- надувание воздушных шаров;
- дуть на разноцветные вертушки;
- игра на духовых музыкальных инструментах, например, дудочке;
- пускание мыльных пузырей;
- дуть на одуванчики весной.
Регулярные занятия дыхательной гимнастики способствуют воспитанию правильного речевого дыхания с удлиненным, постепенным выходом, что позволяет получить запас воздуха для произнесения различных по длине отрезков.
Во избежание головокружений продолжительность дыхательных упражнений должна ограничиваться 3-5 минутами.
ДЫХАТЕЛЬНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ:
«Футбол» - дуть на горошину через соломинку, стараясь попасть в ворота.
«Фокус» - язык чашечкой, сдувать ватку с носа.
«Согреть руки» - выдох со звуком х-х-хо.
«Остудить воду» - выдох со звуком ф-ф-ф.
«Бабочка» - сдувать бумажную бабочку с цветка.
«Подводная лодка» - пускать через соломинку воздух в стакане воды.
«Самолетики» - дуть на бумажные самолетики.
«Берлога» - раздуть снег из пенопласта.
«Лодочки» - дуть на лодочки, которые плавают в воде.
«Снежинка» - дуть на снежинку, которая лежит на рукавичке.
«Пушинка» - дуть на кусочек ватки.
«Мыльные пузыри» - научите ребенка пускать мыльные пузыри: вдох – носом, а выдох через сложенные в трубочку губы, длинный и мягкий, тогда пузырь получится большой и красивый.
Подготовила: учитель-логопед
Зверкова Евгения Юрьевна
МБДОУ «Детский сад «Северная сказка»
Развитие речевого дыхания у дошкольников
(Памятка для родителей)
г. Новый Уренгой
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие речевого дыхания у дошкольников.
Очень важно научить малыша правильному дыханию, так как дыхание является энергетической основой нашей речи. Некоторые согласные требуют энергичного сильного выдоха. Детям следует предлагать те упражне...
«Необходимость формирования речевого дыхания у детей» Мастер класс по изготовлению логопедической игры на развитие речевого дыхания «Зоопарк»
Правильное дыхание - основа жизни, здоровья и долголетия.Плавный длительный выдох - это энергетическая основа и важнейшее условие правильной речи. В норме у ребенка одновременно с развитием речи выраб...
Нетрадиционные подходы в формировании речевого дыхания дошкольников.
Модель нетрадиционного подхода по формированию речевого дыхания включает в себя составляющие:•– систематизация стандартных и вариативных игр и упражнени...
Развитие речевого дыхания дошкольников
АктуальностьНекоторые дети, по разным причинам, плохо говорят, дефекты их речи носят разнообразный характер - может быть нарушено произношение всех групп звуков. Как известно, произношение звуков тесн...
Методические рекомендации для родителей по развитию речевого дыхания у детей с различными речевыми нарушениями
Произнесение речи тесно связано с дыханием. Дыхание в этот момент отличается от обычного. Когда человек молчит, продолжительность выдоха и вдоха примерно одинаковая. В момент речи выдох намного длинне...
РАЗВИТИЕ РЕЧЕВОГО ДЫХАНИЯ У ДОШКОЛЬНИКОВ ПОСРЕДСТВОМ ИГРОВЫХ УПРАЖНЕНИЙ
Презентация по теме "Развитие речевого дыхания у дошкольников посредством игровых упражнений"...
Буклет "Развитие речевого дыхания"
При нарушенном произношении звуков у детей часто нарушается речевое дыхание, и если не уделять дыхательной гимнастике должного внимания, то правильного произношения можно так и не добиться....