Типичные ошибки при организации исследовательской деятельности детей дошкольного и младшего школьного возраста.
статья

Безребрая Екатерина Григорьевна

Типичные ошибки при организации исследовательской деятельности детей дошкольного и младшего школьного  возраста.

Авторы: педагог дополнительного образования, методист Гагерова Т.Г., педагог дополнительного образования, методист Безребрая Е.Г. (Сочи, МБУ ДО ЦТРиГО)

 Все образовательные учреждения перешли  на работу   по федеральным государственным образовательным стандартам. Мы видим, что в требованиях к психолого-педагогическим условиям реализации основной образовательной программы дошкольного образования  - это  поддержка инициативы и самостоятельности детей в специфических для них видах деятельности.

         Исследовательская деятельность  как раз и  является таким видом деятельности, что    позволяет организовать обучение так, чтобы ребенок смог задавать вопросы и самостоятельно находить на них ответы.

Мы говорим о дошкольном возрасте и понимаем, что те же требования и условия  необходимо соблюдать и для детей младшего школьного возраста, тем более, если они только включаются в этот вид деятельности.

Организуя данную деятельность, мы можем столкнуться с тем, что создается   только    некая картотека опытов и экспериментов. Где  учитываются  лишь элементы планирования и выполнения опыта, анализ результатов и, в некоторых случаях, элементарную рефлексию.

Цели, как правило, ставятся педагогом, в результате чего осознания проблемы не происходит. Таким образом, исследовательской деятельности нет. У детей формируется общее представление о некоторых явлениях и эффектах, но нет системного понимания их сути, которое строится на способности устанавливать причинно-следственные связи и на их основе делать выводы и умозаключения.

Исследовательская же деятельность предполагает развитие исследовательских способностей у детей,  возникающих при обучении приобретению детьми специальных знаний (тематического словаря научного характера), умениями и навыками исследовательского поиска, а что сюда входит:

 - уметь видеть проблему и ставить вопросы;

- уметь доказывать;

- делать выводы;

- высказывать предположения и строить планы по их проверке.

Для этого можно использовать  занятия-тренинги, предложенные А.И.Савенковым. Задания, ориентированные на определенные задачи, группируются в относительно цельные блоки, представляющие собой самостоятельные звенья общей цепи. Педагог, зная особенности своей группы, составляет занятие, подбирая задания из разных блоков («видеть проблему», «задавать вопросы», «выдвигать гипотезы» и др.).

Особый исследовательский подход в работе с младшими школьниками реализуется в рамках программы «Мир удивительных открытий», разработанной на основе авторской развивающей программы междисциплинарного обучения (МДО) «Одаренный ребенок» доктором психологических наук  Шумаковой Натальей Борисовной. По данной программе занимаются дети младших  классов в нашем центре – Центре Творческого развития и Гуманитарного образования.

Именно в  рамках данной программы наиболее полно у детей начальных классов развиваются интеллектуально-творческий потенциал личности и способности к самостоятельному приобретению знаний, формируются исследовательские навыки и умения.

Таким образом,  мы  рассмотрели  типичные  ошибки при организации исследовательской деятельности детей дошкольного и младшего школьного возраста. Это было сделано нами,  чтобы исключить  их   из нашей педагогической деятельности, и чтобы  наши воспитанники  смогли максимально раскрыть свои способности.

Список литературы:

1. Одаренный ребенок: особенности обучения/ под. ред. Шумаковой Н.Б.// М.: Просвещение. 2006.

2. Савенков А.И. Детское исследование как метод обучения старших дошкольников М.Педагогический университет 2007.
3. Савенков А.И. «Исследовательские методы обучения в дошкольном образовании»/ Савенков А.И.// «Дошкольное воспитание», 2005, № 12.

4. Шумакова Н.Б., Авдеева Н.И., Журавлева Л.Е. Одаренный ребенок: особенности обучения: пособие для учителя.-М.: Просвещение, 2006.-239с.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_tipichnye_oshibki_tstrigo.docx20.75 КБ

Предварительный просмотр:

Типичные ошибки при организации исследовательской деятельности детей дошкольного и младшего школьного  возраста.

Авторы: педагог дополнительного образования, методист Гагерова Т.Г., педагог дополнительного образования, методист Безребрая Е.Г. (Сочи, МБУ ДО ЦТРиГО)

 Все образовательные учреждения перешли  на работу   по федеральным государственным образовательным стандартам. Мы видим, что в требованиях к психолого-педагогическим условиям реализации основной образовательной программы дошкольного образования  - это  поддержка инициативы и самостоятельности детей в специфических для них видах деятельности.

         Исследовательская деятельность  как раз и  является таким видом деятельности, что    позволяет организовать обучение так, чтобы ребенок смог задавать вопросы и самостоятельно находить на них ответы.

Мы говорим о дошкольном возрасте и понимаем, что те же требования и условия  необходимо соблюдать и для детей младшего школьного возраста, тем более, если они только включаются в этот вид деятельности.

Организуя данную деятельность, мы можем столкнуться с тем, что создается   только    некая картотека опытов и экспериментов. Где  учитываются  лишь элементы планирования и выполнения опыта, анализ результатов и, в некоторых случаях, элементарную рефлексию.

Цели, как правило, ставятся педагогом, в результате чего осознания проблемы не происходит. Таким образом, исследовательской деятельности нет. У детей формируется общее представление о некоторых явлениях и эффектах, но нет системного понимания их сути, которое строится на способности устанавливать причинно-следственные связи и на их основе делать выводы и умозаключения.

Исследовательская же деятельность предполагает развитие исследовательских способностей у детей,  возникающих при обучении приобретению детьми специальных знаний (тематического словаря научного характера), умениями и навыками исследовательского поиска, а что сюда входит:

 - уметь видеть проблему и ставить вопросы;

- уметь доказывать;

- делать выводы;

- высказывать предположения и строить планы по их проверке.

Для этого можно использовать  занятия-тренинги, предложенные А.И.Савенковым. Задания, ориентированные на определенные задачи, группируются в относительно цельные блоки, представляющие собой самостоятельные звенья общей цепи. Педагог, зная особенности своей группы, составляет занятие, подбирая задания из разных блоков («видеть проблему», «задавать вопросы», «выдвигать гипотезы» и др.).

Особый исследовательский подход в работе с младшими школьниками реализуется в рамках программы «Мир удивительных открытий», разработанной на основе авторской развивающей программы междисциплинарного обучения (МДО) «Одаренный ребенок» доктором психологических наук  Шумаковой Натальей Борисовной. По данной программе занимаются дети младших  классов в нашем центре – Центре Творческого развития и Гуманитарного образования.

Именно в  рамках данной программы наиболее полно у детей начальных классов развиваются интеллектуально-творческий потенциал личности и способности к самостоятельному приобретению знаний, формируются исследовательские навыки и умения.

Таким образом,  мы  рассмотрели  типичные  ошибки при организации исследовательской деятельности детей дошкольного и младшего школьного возраста. Это было сделано нами,  чтобы исключить  их   из нашей педагогической деятельности, и чтобы  наши воспитанники  смогли максимально раскрыть свои способности.

Список литературы:

1. Одаренный ребенок: особенности обучения/ под. ред. Шумаковой Н.Б.// М.: Просвещение. 2006.

2. Савенков А.И. Детское исследование как метод обучения старших дошкольников М.Педагогический университет 2007.
3. Савенков А.И. «Исследовательские методы обучения в дошкольном образовании»/ Савенков А.И.// «Дошкольное воспитание», 2005, № 12.

4. Шумакова Н.Б., Авдеева Н.И., Журавлева Л.Е. Одаренный ребенок: особенности обучения: пособие для учителя.-М.: Просвещение, 2006.-239с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация исследовательской деятельности детей младшего школьного возраста.

Выступление на семинаре учителей начальных классов " Исследовательская деятельность младших школьников"....

«Организация исследовательской деятельности детей младшего школьного возраста»

Одной из актуальных проблем современной системы образования является формирование творческого потенциала личности. Творчество предполагает способность каждого ребенка преобразовать имеющиеся знания, и...

Презентация "Организация игровой деятельности детей дошкольного возраста"

Игра является сквозным механизмом развития ребенка, посредствам которой и реализуются все образовательные области...

Познавательно-исследовательская деятельность детей дошкольного возраста

Согласно общепризнанной точке зрения, ведущей деятельностью в дошкольном возрасте выступает игровая деятельность дошкольников. Вместе с тем, накапливается все больше сомнений в правильности и абсолютн...

Конспект познавательно-исследовательской деятельности детей младшего дошкольного возраста "Волшебница-вода"

Целью материала является обогащение представлений младших дошкольников  о воде и ее свойствах в игровой форме. Материал будет полезен педагогам дошкольных образовательных учреждений, родителям, с...

Опыт организации исследовательской деятельности детей "Город Новокузнецк глазами молодежи: проблемы и перспективы"

Научная статья посвящена анализу проблемы миграции молодых жителей Новокузнецка в другие города России для получения высшего профессионального образования и построения своей профессиональной карьеры. ...