Родительское собрание в группе компенсирующей направленности для детей с общим недоразвитием речи
материал
Цель: Повышение логопедической компетентности родителей в вопросах взаимодействия учителя-логопеда и родителей в процессе коррекционной работы с детьми в группе компенсирующей направленности для детей
с тяжелыми нарушениями речи
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
roditelskoe_sobranie.doc | 63.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение муниципального
образования г. Нягань «Детский сад №10 «Дубравушка»
Родительское собрание
в группе компенсирующей направленности для детей
с общим недоразвитием речи
Подготовила:
учитель – логопед
Архипова Надежда Андреевна
высшая квалификационная категории
Конспект родительского собрания
Тема: «Роль семьи в преодолении речевых нарушений»
Цель: Повышение логопедической компетентности родителей в вопросах взаимодействия учителя-логопеда и родителей в процессе коррекционной работы с детьми в группе компенсирующей направленности для детей
с тяжелыми нарушениями речи
Задачи:
1. Рассказать родителям о специфике работы группы компенсирующей направленности. 2. Ознакомить с результатами диагностики речи детей. 3. Познакомить с этапами работы над звуками. 4. Ознакомить родителей с правилами выполнения домашних заданий. 5. Уточнить знания родителей об организации проведения артикуляционной гимнастики. 7. Заинтересовать родителей в оказании помощи своим детям по введению звуков в речь. 8. Привлечь родителей к участию в педагогическом процессе в условиях группы коррекционной направленности для детей с речевыми нарушениями.
Ход встречи:
Учитель-логопед: Добрый вечер, уважаемые родители наших воспитанников! Мы очень рады видеть вас на родительском собрании дошкольного учреждения, потому что понимаем: без союза с семьями воспитанников, без вашей поддержки и помощи воспитание и развитие детей, создание для них уютной и радостной обстановки невозможно.
Сегодня на нашей встрече я расскажу вам об особенностях работы учителя-логопеда в условиях группы компенсирующей направленности, о результатах диагностики ваших детей; поговорим о роли родителей в развитии речи детей и как наиболее эффективно выполнять домашние задания. В конце нашей встречи я отвечу на все интересующие вас вопросы.
Наша группа называется так - группа компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи. Именно потому, что на всех занятиях учитель-логопед и опытные воспитатели работают над исправлением речи ваших детей, при этом каждому ребенку обеспечен индивидуальный подход.
Чтобы исправление речи ваших детей было результативным, необходимо тесное сотрудничество родителей и учителя-логопеда.
В группе компенсирующей направленности проводится специализированная работа с детьми по следующим направлениям:
- формирование правильного звукопроизношения;
- развитие артикуляционных движений, движений органов речи (губ, щек, языка);
- совершенствование фонематических процессов, т.е. умения различать на слух звуки речи, слоги, слова в речи, схожие по звучанию, артикуляции;
- совершенствование грамматического строя речи;
- обогащение, активизация словарного запаса речи;
- развитие мелкой моторики рук, т.е. движений пальчиков (учеными доказано, что развитие мелких движений пальчиков взаимосвязано с развитием речевых зон головного мозга); подготовка руки к письму;
- развитие связной речи, подразумевающее умение составлять рассказы, пересказывать тексты, рассказывать стихотворения, загадки, пословицы;
- совершенствование просодической стороны речи, включающее выработку дикции, выразительности речи, правильного дыхания, работу над правильным ударением, темпом речи.
Вся перечисленная работа проводится ежедневно: 4 дня в неделю подгрупповая и индивидуальная образовательная деятельность со всеми детьми.
Работа в группе компенсирующей направленности делится на 3 периода в зависимости от времени и коррекционных задач:
Первый период с сентября по ноябрь месяц. Второй период с декабря по февраль месяц. Третий период – март - май.
На неделю берется определенная лексическая тема, в рамках которой проводится работа по усвоению лексико-грамматических категорий, например, лексическая тема «Осень».
Целью подгрупповой деятельности является: - расширение и активизация словаря в речи детей;
- отработка правильного употребления грамматических категорий, например: изменение существительных по роду, числу, падежу; употребление глаголов в разных временах; согласование существительных с прилагательными и числительными в роде, числе, падеже; - обучение отвечать полными предложениями на поставленный вопрос.
В нашей деятельности для обогащения и активизации словаря в речи ребят используем различные упражнения, речевые и дидактические игры, например: «С какого дерева лист?» (Если у дуба лист дубовый, то у клена…, у рябины…, у березы…, у тополя…, у осины) и другие. Отработку грамматических категорий проводим через игры: «Подбери действие или признак», «Назови ласково», «Один-много», «Посчитай предмет» и другие.
НОД по развитию связной речи включает:
- обучение детей пересказу; -рассказыванию по картинке или серии картинок, -по плану-схеме; -заучивание стихотворений; -отгадывание и заучивание загадок.
Образовательная деятельность по формированию звукопроизношения посвящена изучению звуков и букв. Существует разница между понятиями «звук» и «буква». Звук мы слышим и произносим, а букву - видим, читаем». Звуки бывают гласными и согласными. На занятиях дети учатся отличать гласные и согласные звуки. Кроме того, вводятся понятия «слово», «слог» (слово - часть речи, имеющая смысловое значение; слог - часть слова, в которой есть гласный звук, но не имеющая смыслового значения).
На таких занятиях дети развивают фонематический слух (т.е. учатся различать заданный звук на слух, вычленять его из речи). используя различные учебные упражнений и игры, например: «Поймай звук», «Какой звук убежал в конец слова», «Доскажи словечко», «Повтори ряд звуков, слов в том же порядке» и другие.
Развитие мелкой моторики рук происходит как в подгрупповой деятельности, так и индивидуальной работе в форме пальчиковой гимнастики, в деятельности по художественному творчеству и в продуктивной деятельности.
Еще одной целью коррекционной работы является развитие речедвигательных умений и навыков, которые проводятся в форме логоритмических упражнений и динамических пауз, что способствует эффективному развитию речи, закреплению слов в активном словаре детей.
Индивидуальная работа включает:
- развитие психических процессов - восприятия, памяти, воображения, мышления, внимания;
- артикуляционные упражнения для формирования артикуляционных укладов; - дыхательную гимнастику для развития воздушной струи;
- коррекцию звукопроизношения, включающую постановку, автоматизацию звуков, различение поставленных звуков..
Коррекция звукопроизношения происходит поэтапно и состоит из 4 этапов:
1. Подготовительный. Подготовка речеслухового и речедвигательного анализаторов к правильному восприятию звуков. Создание установки на коррекционную работу, повышение уверенности. Формирование заинтересованности в занятиях. 2. Постановка звуков. Добиться правильного звучания изолированного звука. 3. Автоматизация звуков. Добиться правильного произношения во фразовой речи. 4. Дифференциация звуков. Научить ребенка различать смешиваемые звуки и правильно употреблять их в собственной речи.
Какова же роль семьи, в преодолении речевых нарушений у детей? Не нужно думать, что речевые дефекты исчезнут сами собой со временем. Многие родители считают, что без особых усилий с их стороны у ребёнка встанут все звуки, он научится правильно говорить, с ним же занимается учитель-логопед. Специалист всё сделает сам! В этом ошибка родителей. Степень влияния домашней работы мамы или папы с ребенком на качество и время коррекции речи малыша очень велика! Для скорейшего достижения поставленной цели необходима систематическая, длительная, кропотливая коррекционная работа, в которой родителям отводится значительная роль, поскольку большее время ребенок проводит дома с близкими ему людьми.
Задача учителя-логопеда – поставить звук, автоматизировать его в слогах, словах. А дальше родители включаются в работу по автоматизации поставленных звуков. Важно, чтобы взрослые следили за правильной речью своих детей. Как только исправленный звук мы закрепим в словах и перейдем к фразе, необходимо постоянно напоминать ребенку: «Ты умеешь правильно говорить! »; поправлять его речь, чтобы исключить неправильный стереотип произнесения, ввести чистый звук в речь. Чем чаще ребенок будет заниматься (под контролем взрослых), тем быстрее исправленный звук закрепится в речи.
Родители должны формировать правильное отношение к речевому нарушению у ребенка: - не ругать ребенка за неправильную речь; - ненавязчиво исправлять неправильное произношение; - не заострять внимание на запинках и повторах слогов и слов; - осуществлять позитивный настрой ребенка на занятия с педагогами.
Родители должны подготовит ребёнка к предстоящей работе. Объяснить значение, необходимость этих занятий. Сами родители должны быть готовы к достаточно длительной психологической подготовке не только ребенка, но и самих себя к занятиям с ним.
На этапе автоматизации мы часто сталкиваемся с тем, что в кабинете логопеда (или при просьбе повторить правильно) звуки получаются чёткими, а в произвольной речи эти же звуки ребёнок произносит как раньше (так как ему привычней) и родителей это беспокоит. Взрослые должны понимать, что процесс коррекции звукопроизношения (этап автоматизации) продолжается и скорость прохождения этого этапа зависит от частоты занятий автоматизацией поставленных звуков и от контроля произношения данных звуков в "домашней речи". В идеале необходимы ежедневные занятия по автоматизации хотя бы от 10-15 минут в день.
Что же это - автоматизация звука в речи? Автоматизировать звук – это значит ввести его в слоги, слова, предложения, связную речь. С физиологической точки зрения этап автоматизации звука представляет собой закрепление условно-рефлекторных речедвигательных связей на различном речевом материале. К автоматизации поставленного звука можно переходить лишь тогда, когда ребенок произносит его изолированно совершенно правильно и четко при продолжительном или многократном повторении. Ни в коем случае не следует вводить в слоги и слова звук, который произносится еще недостаточно отчетливо, так как это приведет лишь к закреплению неправильных навыков и не даст улучшения в произношении.
У детей с дефектами звукопроизношения закреплены стереотипы неправильного произношения слов, предложений и т. д. Автоматизация звука осуществляется по принципу от легкого к трудному, от простого к сложному.
Последовательность автоматизации звуков:
- автоматизация звука в слогах (прямых, обратных, со стечением согласных) ; автоматизация звука в словах (в начале слова, середине, конце) ; автоматизация звука в предложениях; - автоматизация звука в чистоговорках, скороговорках и стихах; - автоматизация звука в коротких, а затем длинных рассказах.
Главная задача этапа автоматизации звуков – постепенно, последовательно ввести поставленный звук в слоги, слова, предложения (стихи, рассказы) и в самостоятельную речь ребенка. К новому материалу можно переходить только в том случае, если хорошо усвоен предыдущий. Весь речевой материал должен быть отработан, т. е. родители должны добиваться правильного и четкого произношения ребенком заданий.
Важно! Ежедневно закреплять поставленный звук и следить за правильным произношением его в самостоятельной речи ребенка (дома), все задания выполняются медленно, качественно, осознанно и до конца.
Исправление речи - длительный процесс, требующий систематических занятий. Не сравнивайте ребёнка с ровесниками, сравнивайте только с ним самим на предыдущем этапе. Старайтесь чаще хвалить его за успехи - это стимулирует усердие ребенка, придает ему уверенности в себе.
Таким образом, только совместные усилия логопеда, родителей и воспитателей дадут желаемый результат. Но если домашних занятий не будет, то заметных подвижек может и не быть. Работу по автоматизации исправленных звуков можно сравнить со спортом: результат зависит от тренировок.
Работа в домашних тетрадях. Существуют определенные правила работы в домашних тетрадях: - тетради забираются на выходные, возвращаются в понедельник;
- задания на развитие мелкой моторики рук (рисование, штриховка и пр.) выполняются карандашами;
- весь речевой материал должен быть отработан, т.е. родители должны добиваться правильного и четкого выполнения ребенком задания, даже путем заучивания, все задания выполняются до конца, закрепляются в течение недели.
Важно, чтобы ребенок рисовал, штриховал, вырезал, наклеивал в тетради своей рукой. Взрослый может показать, объяснить, как выполнять задание. Не стремитесь делать из тетради образцово-показательную, главное, чтобы ребенок тренировал свою руку, развивал мелкую моторику, готовил руку к письму.
Необходимо учитывать важность речевого окружения ребенка. Родители должны следить за правильностью собственной речи. Речь должна быть четкой, ясной, грамотной, выразительной. Дома чаще читайте стихи, сказки, загадки, пойте песенки. На улице наблюдайте за птицами, деревьями, людьми, явлениями природы, обсуждайте с детьми все, что увидели. услышали. Избегайте частого просмотра телепрограмм, особенно взрослого содержания. Играйте вместе с ребенком, налаживайте речевой, эмоциональный контакт. Спасибо, что вы нашли время и пришли на родительское собрание. Было очень приятно всех вас видеть. Надеюсь на дальнейшее сотрудничество и взаимопонимание.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Планирование совместной работы учителя-логопеда и педагога-психолога в группе компенсирующей направленности для детей с тяжёлым нарушением речи (заикание).
Методический материал содержит рекомендации для проведения совместной работы специалистов в группе компенсирующей направленности для детей с ТНР (заикание)....
Планирование совместной работы учителя-логопеда и педагога-психолога в группе компенсирующей направленности для детей с тяжёлым нарушением речи (заикание).
Представлен результат совместной работы двух специалистов в группе компенсирующей направленности для детей с заиканием...
конспект НОД по развитию лексико-грамматического строя речи в старшей группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи "Моя семья"
Уважаемые коллеги! Буду рада, если предлагаемое занятие пригодится Вам, в первую очередь молодым логопедам. Это занятие поможет Вам в игровой форме расширить активный словарь детей, познакомить с...
Логопедическая подгрупповая непосредственно образовательная деятельность по формированию лексико-грамматических категорий и развитию связной речи в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности для детей с общим недоразвитием речи.
Занятие «В лес по грибы» связано с практическим применением компьютерной техники. Цель занятия: практическое усвоение форм словообразования, развитие и формирование связной речи у дошкольников с общим...
Конспект занятия в подготовительной группе компенсирующей направленности для детей с тяжёлыми нарушениями речи
Тема: "Дифференциация звуков С и Ш в слогах, словах, предложениях"....
Родительское собрание в группе компенсирующей направленности для детей с общим недоразвитием речи
Цель: познакомить родителей с дидактическими играми, направленными на формирование и развитие фонематического слуха и зрительного восприятия, грамматического строя речи, связной речи....
Семинар – практикум в группе компенсирующей направленности для детей с общим недоразвитием речи
Цель: Обеспечить педагогическую поддержку и повысить компетентность родителей в использовании игровых упражнений в развитии речи у детей с ОНР....