речевое развитие детей 3-4 лет
методическая разработка

Демидова Виктория Александровна

Трехлетний возраст ребенка, это один из критических периодов в развитии речевой функции. Это возраст, когда интенсивно развивается связная речь и происходит переход от ситуативной речи к контекстной, что требует большой согласованности в работе центральной нервной системы 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл etapy_rechevogo_razvitiya_detey_3-4_let.docx31.45 КБ

Предварительный просмотр:

Трехлетний возраст ребенка, это один из критических периодов в развитии речевой функции. Это возраст, когда интенсивно развивается связная речь и происходит переход от ситуативной речи к контекстной, что требует большой согласованности в работе центральной нервной системы (речедвигательного механизма, внимания, памяти, произвольности и т.д.). Возникающая некоторая рассогласованность в работе центральной нервной системы, в нейроэндокринной и сосудистой регуляции приводит к изменению поведения, наблюдаются упрямство, негативизм и т.д. Все это определяет большую ранимость речевой системы. Могут возникать заикание, мутизм, отставание речевого развития. Ребенок отказывается от речевого общения, появляется реакция протеста на завышенные к нему требования взрослых. Возникающее на этом этапе заикание может быть обусловлено возрастной неравномерностью созревания отдельных звеньев речевой функциональной системы и различных психических функций.

Говоря о развитии речи у детей 3-4 лет, нужно сказать, что оно является фундаментальным. От него будет зависеть социальная адаптация ребенка, а также в дальнейшем школьном обучении. Существуют определенные нормы, по которым определяется, имеется ли задержка речи у ребенка или нет. Если отмечается отставание, тогда стоит использовать специальную программу по развитию речи. Не стоит допускать того, чтобы ребенок отставал от своих сверстников, важно вовремя догонять упущенное.

Специалисты выделяют нормативные показатели, узнав которые вы сможете определить, соответствует ли речь ребенка его возрастным особенностям. Такие показатели являются строго индивидуальными, не существует строгих ограничений. Но примерно родители должны ориентироваться на следующие положения:

  • Словарный запас ребенка 3 лет должен составлять 800-1000 слов. К 4 годам в норме он увеличивается до 2000 слов.
  • В активном словаре ребенка появляются почти все части речи: существительные, прилагательные, глаголы, местоимения, числительные, наречия, предлоги, частицы, союзы.
  • У ребенка получается проговаривать собственные фамилию, имя и отчество.
  • Он может точно повторять то, что услышал.
  • С удовольствием пересказывает сказку, мультик, который смотрел.
  • Обладает способностью разговаривать тихо или громко, если есть такая необходимость.
  • Может назвать имена родственников или друзей.
  • Рассказывает, какими признаками обладают окружающие предметы, например, мама красивая, яблоко грязное и так далее.
  • Также у детей получается группировать предметы, то есть к одежде они относятся и пальто, и шорты, и трусы. При этом он не отнесет к одежде сковороду или карандаши.
  • Ребенок воспринимает и говорит простыми предложениями, состоящими из 3-6 слов, но при этом отмечаются попытки переходить к более сложным, задает вопросы, сорит, говорит о происшедшем.
  • Понимает значения предлогов, знает названия основных цветов.
  • Остается еще неправильное произношение отдельных звуков, а также аграмматизмы, что является физиологической закономерностью, а не патологией. Ребенок прислушивается ко всем звукам, словам, которые окружают его. Если не удается воспроизводить слова так, как требуется, то кроха легко образует более удобные словоформы. Такие проблемы, как переставление слогов, смена звуков не являются отклонением. Проблема состоит в том, что физиологическое развитие речевого аппарата не совершенно, он еще только формируется.
  • К трем годам формируется звукопроизношение свистящих звуков, а к четырем шипящих.

Ознакомившись с нормами развития речи в этом возрасте можно определить, развивается ли малыш нормально. Родителей должны насторожить следующие характерные признаки задержки речи.

  • У ребенка полностью отсутствует речь в 3 года или он говорит крайне мало.
  • Родители не могут понять, что говорит ребенок.
  • Он говорит слишком быстро, глотая окончания слов или, наоборот, замедленно, растягивая их, хотя дома все говорят нормально
  • Не может построить даже простое предложение.
  • Говорит зеркально в основном фразами из мультиков и книжек
  • В ответ на просьбу «Повтори» или «Скажи еще раз», молчит или уходит, как будто вас не слышал
  • Не знает названий окружающих предметов и частей тела: не может по просьбе показать на знакомый предмет или принести что-либо, находящееся вне поля зрения
  • У ребенка часто приоткрыт рот, обильное слюноотделение без явных причин (не связанное с ростом зубов).

Все эти признаки могут указывать на тяжелые речевые отклонения, и в этом случае родителям необходимо обратится к специалистам. Консультация педиатра, детского невролога и логопеда поможет выяснить причину речевых отклонений и вовремя начать лечение и коррекцию. Родители могут и должны обращаться за помощью к специалистам, а не искать ответа на свои вопросы на различных форумах, в социальных сетях. Реальную помощь ребенку можно оказать только при участии педагогов и врачей. Так как период активного становления речи приходится на возраст с 1 года до 3 лет, предпочтительно начать работу по формированию речи до трехлетнего возраста. Чем раньше будет начата коррекционная работа, тем больше пользы малышу она принесет. Ведь если у ребенка вовремя не сформируется речь, то это может привести к нарушениям в эмоциональной, волевой сферах, инфантилизму, речевому негативизму, вторичным нарушениям познавательной деятельности, нарушению адаптации в детском коллективе, трудностями в обучении.

Ниже приведены несколько простых рекомендаций, которые могут значительно помочь вашему ребенку в овладении речи.

  • По возможности ограничьте просмотр телевизора. Чем меньше возраст ребенка, тем менее желателен просмотр телепрограмм (даже «развивающих»)
  • Обучайте малыша в процессе игры, уже к годику можно использовать различные методы мотивации речи.
  • Описывайте ребенку все, что он делает, видит и слышит, а также свои собственные действия, используя доступные для него слова
  • Делайте паузы и повторяйте слова и фразы, чтобы ребенок смог вникнуть в то, что вы сказали
  • Избегайте искаженных слов. Говорите правильно.
  • Повторяйте знакомые ребенку слова и добавляйте несколько новых простых слов к словарю вашего ребенка каждый день. Постарайтесь использовать новые слова применительно к реальной ситуации.
  • Также увеличению словарного запаса способствует чтение сказок, стихов, пение песен. Помните о том, что при чтении нужно уделять внимание интонации и выразительности. Так малыш будет запоминать, как нужно говорить правильно.
  • К четырем годам можно учить потешки, это позволит научиться проговаривать шипящие, свистящие звуки. Мягко поправляйте малыша, если он произносит слова и звуки неправильно, но не ругайте.  Если вы будете внимательны к детской речи, то кроха будет задумываться о том, что нужно стремиться говорить правильно.
  • Учите ребенка формулировать описания предметов и явлений : что это? или кто это? какого цвета? что это у куклы? как можно назвать куклу?
  • Используйте слова, обозначающие последовательность действий, например: «сначала, подожди, после, затем, до, в конце»
  • Помогайте ребенку классифицировать окружающие предметы и вещи, описывая и показывая, для чего они предназначены, из каких частей они состоят, что с ними можно делать.
  • Стимулируйте общение ребенка с другими детьми. Чаще посещайте детские площадки, мероприятия, дни рождения.
  • Любые успехи должны отмечаться с вашей стороны, нужно хвалить ребенка и поощрять его.
  • Продолжительность игры определяется индивидуально, поскольку для многих детей с нарушениями речи характерны повышенная утомляемость, невнимательность

Какие игры можно использовать?

  • Игры на развитие у ребенка слухового восприятия:

«Скажи, что ты слышишь?»

Цель: развитие слухового восприятия, дифференциация неречевых  звуков.

Оборудование: стаканы (с водой и пустой), баночки с песком, звонок от велосипеда, ширма.

Описание игры: Взрослый за ширмой выполняет различные действия с предметами (переливает воду, пересыпает песок, звенит велосипедным звонком). Ребенок должен определить действие и назвать его.

«Хлопаем и топаем»

 Цель: развитие слухового восприятия, дифференциация неречевых звуков по способу воспроизведения.

Оборудование: кукла.

Описание игры: Взрослый показывает куклу, называет ее имя, просит представиться ребенка. Предлагает поиграть с ней. (Выполнить действия в соответствии с текстом: Мы хлопаем руками – хлоп, хлоп, хлоп. Мы топаем ногами – топ, топ, топ. Мы чмокаем губами (почмокать три раза). Мы носиком сопим (посопеть три раза). Затем предлагает ребенку закрыть глаза и угадать, что делает кукла. Взрослый  выполняет действия, спрашивает, что делала Маша и просит повторить её действие.

«Угадай, что нужно делать»

Цель: развивать остроту слуха, умение различать шепотную речь, правильно воспринимать словесную инструкцию независимо от силы голоса, которым ее произносят.

Оборудование: кукла, игрушечный мишка, машинка.

Описание игры: Взрослый сидит около стола, на котором лежат игрушки. Ребенок находится на расстоянии 2 – 3 метров от него. Объясняет ему: «Я буду говорить шепотом, поэтому сидеть надо тихо, чтобы было слышно. Будь внимательней!» Затем говорит:

-Возьми мишку и посади в машину.

-Возьми мишку из машины.

-Посади в машину куклу.

-Покатай куклу.

Ребенок должен услышать, понять и выполнить эти поручения. Задания нужно давать краткие и простые, а произносить их тихо, но очень четко.

«Найди пару»

Цель: развитие слухового внимания, учить дифференцировать неречевые шумы и выделять одинаковые по звучанию.

Оборудование: три пары одинаковых коробочек от киндер-сюрпризов с разным наполнением (по одной чайной ложке манки, гречки, гороха).

Описание игры: взрослый ставит перед собой и перед ребенком по три коробочки с разными наполнителями. Взрослый  и ребенок по очереди гремят своими коробочками, попарно ставят коробочки, которые гремят одинаково. Затем взрослый  перемешивает коробочки и предлагает ребенку найти коробочки, которые гремят одинаково.

«Где музыка?»

Цель: Развивать направленность слухового внимания, умение определять направление звука.

Оборудование: Для этой игры используется музыкальная шкатулка и три одинаковых коробки (ведёрка).

Описание игры. Взрослый показывает музыкальную шкатулку, знакомит ребенка с её звучанием. Рассказывает, что Маша хочет подарить  своей маме музыкальную шкатулку с красивой мелодией. Но она спрятала её под одну из коробок, чтобы мама не узнала о сюрпризе и  забыла, под какой коробкой она лежит.  Просит ребенка помочь отыскать её. Для этого нужно закрыть глаза и внимательно послушать, может быть, мы услышим её мелодию. Затем просит  закрыть глаза и не подглядывать. Тем временем взрослый прячет заведённую шкатулку под коробку. Три  коробки располагают в разных доступных местах. Затем взрослый просит ребёнка открыть глазки и внимательно послушать, откуда идёт звук, и найти шкатулку.

 «Эхо»

Цель: развитие фонематического восприятия, дифференциация звукосочетаний, близких по звуковому составу.

Оборудование: ширма.

Описание игры: взрослый предлагает ребенку: «Я буду произносить звуки, а ты повторяй их, как эхо. Если я буду произносить громко, то ты тоже повторяй громко, если тихо – ты тоже тихо». Взрослый четко произносит за ширмой: ау, уа, ио, ои, уи, иу . Ребенок повторяет. Эту игру можно использовать как упражнение для развития речевого дыхания, постепенно увеличивая количество звуков, произносимых на одном выдохе (до 3-4).

«Беги в свой домик»

Цель: Развивать сосредоточенность слухового внимания, умение переключать внимание и действовать согласно сменившемуся  звуковому сигналу.

Оборудование: аудиозапись быстрой мелодии и колыбельной, условный домик для ребенка (стульчик, обруч, постройка из крупного конструктора).

Описание игры: Взрослый беседует с ребенком, в каком городе они живут, что жители города делают днём, а что ночью. Предлагает, пока звучит быстрая музыка,  изображать, что делает днём каждый из жителей города, а когда заиграет колыбельная, отправиться в свои домики – спать.

«Гонки слонов»

 Цель: развитие фонематического восприятия, дифференциация слов, близких по звучанию.

Описание игры: взрослый предлагает ребенку «превратить руки в слона» и предлагает слону погулять, но предупреждает, что он должен замереть, услышав слово «стоп». Взрослый произносит слова: слон, слон, стоп, слон, стоп, слон, слон,  слон

  • С целью стимуляции психоречевого развития активно используются пальчиковые игры. Отделы коры головного мозга, отвечающие за развитие артикуляционной и моторики пальцев кисти, расположены близко друг к другу и тесно взаимосвязаны. Рука в процессе онтогенеза развивается раньше, и ее развитие как бы «тянет» за собой развитие речи. Поэтому пальчиковая гимнастика приводит к улучшению кровообращения тех зон мозга, которые отвечают за моторику пальцев и кистей рук, и, следовательно, центров моторной речи. Вначале все упражнения выполняются медленно, одной рукой, затем другой, потом обеими вместе. Желательно, чтобы пальчиковые упражнения сопровождались короткими стихотворными строчками (вначале вместе со взрослым, потом ребенок говорит самостоятельно)- в этом случае усилится контроль за произвольными движениями, речь станет более четкой и ритмичной.

Моя семья

Перед началом игры пальцы зажаты в кулачки.

Первый палец — папочка.

(Поднять большие пальцы)

Второй палец — мамочка.

(Разогнуть указательные пальцы.)

Третий палец — дедушка.

(Разогнуть средние пальцы).

А четвертый — бабушка.

(Разогнуть безымянные пальцы.)

А вот этот пальчик — я!

(Выпрямить мизинцы).

Это вся наша семья!

(Хлопать в ладошки)

Семья пальчиков

В ходе игры дети держат ладошки перед собой, повернув их внутренними сторонами друг к другу. Затем, в процессе рассказывания стихотворения, они должны соединять соответствующие пальцы.

Пальчик, пальчик, где ты был?

(Сжать пальцы в кулачок, поднимая вверх большие пальцы.)

С этим братом в лес ходил!

(Соединить указательные пальцы)

С этим братом суп варил!

(Соединить средние пальцы.)

С этим братом кашку ел!

(Соединить безымянные пальцы.)

С этим братом песню пел!

(Соединить мизинцы).

Кулачки

Держать ладошки перед собой. После каждой строчки нужно загибать соответствующий палец.

Этот палец небольшой.

Этот палец неплохой.

Этот палец длинный.

Этот палец сильный.

Этот палец, как толстяк

Ну а вместе все — кулак!

Хлеб

Муку в тесто замесили,

(Сжимают и разжимают пальчики.)

А из теста мы слепили:

(Прихлопывают ладошками, «лепят»).

Пирожки и плюшки,

Сдобные ватрушки,

Булочки и калачи -

Всё мы испечем в печи.

(Поочередно разгибают пальчики, начиная с мизинца. Обе ладошки разворачивают вверх.)

Очень вкусно!

Засолим капусту

Мы капусту рубим, рубим      

(Резкие движения прямыми кистями  рук вверх и вниз.)

Мы морковку трем, трем      

(Пальцы рук сжаты в кулаки, движения кулаков к себе и от себя.)

Мы капусту солим, солим      

(Движение   пальцев,   имитирующих  посыпание солью из щепотки.)

Мы капусту жмем, жмем      

(Интенсивное сжимание пальцев рук в кулаки).

  • Для стимуляции развития артикуляционного аппарата в виде игры ребенку можно предложить следующие упражнения:

- полоскать рот

- пускать струйку воды через плотно сомкнутые губы

- проверять языком все ли зубки хорошо почищены

- облизать ложку, тарелку

- показать, как кошка или собака лакают молочко

- надуть воздушный шарик

- задуть свечку

- надуть щеки и не выпускать воздух через плотно сомкнутые губы

- можно играть перед зеркалом: в клоунов- строить рожиц, в слонов – вытянуть губы как хоботок, в лошадок – цокать язычком, в тигра – оскалиться.

Тренировка мышц артикуляционного аппарата создаст благоприятный фон для логопедических занятий (если они потребуются). Артикуляционную гимнастику следует проводить ежедневно не менее 5-7 минут

Комплекс артикуляционных упражнений для правильного уклада свистящих звуков

-  «Улыбка» – губы максимально растянуты и обнажают зубы, прикус должен быть естественным, нижняя челюсть не должна выдвигаться вперед. Удерживать в таком положении 5-7 секунд

- «Трубочка» - губы и зубы сомкнуты. С напряжением   округлить и вытянуть губы вперед трубочкой. Удерживать в таком положении 5-7 секунд.

-  Попеременно «улыбка» «трубочка». Каждое упражнение выполняется 5-6 раз

- «Часики» - улыбнуться, открыть рот. Кончик языка  переводить на счет «раз-два» из одного уголка рта в другой.

- «Лопаточка» пропустить язык между губами, пожевать 5-6 раз с произнесением па-па-па. Затем открыть рот и зафиксировать положение языка

- «Лопаточка» просунуть язык между зубами пожевать с произнесением та-та-та 5-6 раз. Открыть рот, зафиксировать положение языка.

- «Качели» -  рот открыт, положить кончик языка на верхнюю губу, затем на нижнюю. Язык широкий.

- «Чистим зубы» - улыбнуться, приоткрыть рот. Кончиком языка «почистить» нижние зубы с внешней стороны затем с внутренней стороны, делая движения языком вправо-влево. Нижняя челюсть при этом не двигается.

- «Горка» - улыбнуться, открыть рот. Кончиком языка упереться в нижние зубы. На счет «раз» - выгнуть язык горкой, упираясь кончиком в нижние зубы. На счет «два» - вернуться в исходное положение. Кончик языка при этом не должен отрываться от нижних зубов, рот не закрывается.

- пение звука и.

-  Открыть рот, свернуть язык трубочкой. Длительно подуть в эту трубочку.

- Улыбнуться, положить язык на нижнюю губу и удерживая его в таком положении, сдувать ватку по столу, произнося звук «ф», стараясь не надувать щеки

Комплекс артикуляционных упражнений для правильного уклада шипящих звуков

 - «Лопаточка» пропустить язык между губами, пожевать 5-6 раз с произнесением па-па-па. Затем открыть рот и зафиксировать положение языка

- «Лопаточка» просунуть язык между зубами пожевать с произнесением та-та-та 5-6 раз. Открыть рот, зафиксировать положение языка.

- «Качели» -  рот открыт, положить кончик языка на верхнюю губу, затем на нижнюю. Язык широкий.

- «Маляр» - улыбнуться, открыть рот. Широким кончиком языка погладить небо от зубов к горлу. Нижняя челюсть не должна двигаться.

- «Вкусное варенье» слизывание.

•        Улыбнуться, открыть рот, кончиком языка в форме чашечки производится слизывание с верхней губы внутрь ротовой полости.

•        Улыбнуться, открыть рот, кончиком языка производятся слизывание с верхней и нижней губы, по кругу начиная с уголка рта.

- «Лакание». Рот открыт, язык выдвигает вперед  загибается кончик языка и передняя часть, язык убирается внутрь ротовой полости. Следить, чтобы отсутствовали движения головы.

- «Чашечка» вне ротовой полости. Улыбнуться, открыть рот, положить широкий язык на нижнюю губу, боковые края языка загнуть в форме чашечки. Удерживать на счет до пяти. Нижняя губа не должна обтягивать нижние зубы.

- «Чашечка» в ротовой полости.

- «Фокус» - делается чашечка вне ротовой полости на кончик носа кладется маленький кусочек бумажки. Воздух выдыхается, бумажка слетает.

- Положить широкий кончик языка на нижнюю губу, потом кладут на край языка маленький ломтик ириски или мармеладки. Одним движением необходимо приклеить конфету к небу. Работать должен только язык. Упражнение следует выполнять медленно, следить, чтобы нижняя челюсть оставалась неподвижной.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

СИСТЕМА ДИАГНОСТИКИ РЕЧЕВЫХ НАРУШЕНИЙ И ОТ-СЛЕЖИВАНИЯ ДИНАМИКИ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ, 1999 г. Диплом II ст. на республиканском конкурсе

В данном докладе подробно описывается система диагностики и отслеживания динамики в речевом и познавательном развитии детей с ОНР. Указываются основные организационные принципы, описываются диагностич...

Собрание для родителей будущих первоклассников. Тема: " Речевое развитие детей. Коррекция звукопроизношения"-презентация.

Тема: «Речевое развитие детей.Коррекция звукопроизношения»  Начало обучения в школе – новый этап в жизни ребенка, безусловно, требующий определенного   уровня гот...

Сравнительная характеристика речевого развития детей с нарушением слуха и детей с моторной алалией.

В докладе проводится сравнительная характеристика речевого развития детей с нарушением слуха и детей алаликов.  В результате сравнения делаются выводы,что часто речевое развитие глухого ребёнка п...

Речевое развитие детей на разных речевых этапах

Презентация для молодых воспитателей....

Семинар "«Особенности речевого развития детей с РДА. Методические рекомендации по развитию речи на раннем этапе обучения»

laquo;Особенности речевого развития детей с РДА.  Методические рекомендации по развитию речина раннем этапе обучения»...