Рекомендации для родителей по формированию ценностных ориентаций у детей разного возраста
консультация
Рекомендации для родителей по формированию ценностных ориентаций у детей разного возраста
Скачать:
Предварительный просмотр:
Рекомендации для родителей по формированию ценностных ориентаций у детей разного возраста.
В отличие от взрослых у детей нет сложившейся системы ценностей. Для детей основными являются ориентировка в социокультурных ценностях и формирование собственной системы ценностных ориентаций. Как же формировать ценностно-смысловые ориентации детей в разные возрастные периоды?
1.Младший школьный возраст (6-11 лет): в дошкольном и младшем школьном возрасте главное для родителей - сохранение и обеспечение здоровья ребенка, развитие его природных способностей (ума, нравственных и эстетических чувств, потребности в деятельности, общения с людьми, природой, искусством). Достигнуть этого можно используя научение, воздействие словом и примером, общение, чувственное познание жизни и уважение ценности культуры, этическое сопереживание. Важно помнить, что разрешение нравственных конфликтов осуществляется в данном возрасте чаще в соответствии с морально-нравственными принципами близких взрослых (родителей, учителей), на будущее ребенок смотрит через конкретную ситуацию, преобладает оптимизм в отношении к жизни, ребенком принимаются культурные нормы близкого окружения, демонстрируются стремление к достижению успехов при определенной мере независимости.
Ценностные ориентации личности еще не формируются, но проявляется готовность детей к самоанализу и активный интерес к общению по поводу устройства мира.
2.В подростковом периоде (11-14 лет) происходит интенсивное физическое и социальное созревание личности, вхождение в мир национальной культуры. Поэтому необходимо в этом возрасте взрослым организовывать: включение подростков в ситуации выбора ценностей, их осмысление; помощь в оценке и самооценке своих действий, поступков; вовлечение в культурное творчество. Успешность воспитания и обучения в данном возрасте во многом зависит от мотивации, от того личностного смысла, который имеет подросток. Для личности ребенка подросткового возраста характерным является появление устойчивости самооценки и образа «Я». Формирование ценностных ориентаций подростков идет на основе освоения ими нравственных знаний и нравственного опыта, эмоционального переживания, нравственных отношений. Важно помнить, что для личности подростка характерен первичный интерес к целям самовоспитания и саморазвития в системе ценностей «большой» Родины с нередким отвержением идеалов и эталонов семьи, родной культуры, активный поиск собственных идеалов. На фоне преувеличенного чувства взрослости отмечаются попытки личностного уровне самоконтроля и самопознания, разрешение нравственных конфликтов зачастую протекает болезненно, напряженно, в связи с осознанием несовершенства мира, происходит становление способности к постижению двойственности мира, что влечет за собой максималистское отношение к себе, к действительности и ведет к поляризации большинства ранее устойчивых отношений с высокой переменчивостью от позитива к негативу и наоборот - то выражается вера в счастливое будущее, то появляется неверие в него и вывод: «Жизнь бессмысленна».
Ценностные ориентации только начинают формироваться на фоне интенсивно протекающего процесса осознания уникальности собственной жизни.
3.В ранней юности (15-17 лет) смысл приобретают процессы физического и нравственного самосовершенствования, вхождения в жизнь общества, жизненного самоопределения, социально-психологической адаптации. Общественно-полезная деятельность является ведущей в данном возрасте и включает в себя трудовую, учебную, общественно-организационную, спортивную и художественную виды. Важно помнить, что в этот период появляются: стремление участвовать в общественно необходимой работе, желание и способность строить общение в разных коллективах, рефлексия на собственное, способности строить жизненные планы, нравственные и гражданские качества личности, активное стремление к личностному самосовершенствованию - самопознанию, самовыражению и самоутверждению, устойчивое мировоззрение.
Происходит формирование системы личностных ценностей. Очень важно взрослым предоставить подросткам максимум самостоятельности, поддерживать их инициативу, деловитость, предприимчивость.
Подростничество и ранее юношество – это самый ответственный период, здесь складываются основы нравственности, формируются ценностные ориентации, отношение к себе, к людям, к обществу и весьма важно для родителей делать на этом акцент воспитания и развития личности ребенка.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Формирование ценностных ориентаций у воспитанников"
Актуальность проблемы формирования ценностных ориентации школьника,его нравственного облика продиктована социальными запросами,предъявляемыми к школе, необходимостью приобщения учащихся к системеобщеч...
Методика проведения развивающих занятий по формированию ценностных ориентаций учащихся начальной школы.
Данная методическая разработка представляет собой методику проведения развивающих занятий по формированию ценностных ориентаций учащихся начальной школы. Она включает в себя:Программу формирования цен...
Формирование ценностных ориентаций в школе полного дня
Ценность – реальный ориентир человеческого поведения, формирующий жизненные и практические установки людей.Ценности образуют систему ценностных ориентаций индивида, выступающую важнейшим фактором соци...
Обобщение опыта работы педагога-психолога А.П.Загорулько по теме "Формирование ценностных ориентаций и развитие нравственных представлений подростков в условиях школы"
В последние годы произошли многие изменения в структуре нашего общества: политико-экономические и социальные изменения, изменение критериев оценк...
ФОРМИРОВАНИЕ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ В МЛАДШЕМ ШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ
Цель исследования: выявить особенности формирования ценностных ориентаций у младших школьников.выявить....
Рекомендации родителям по воспитанию детей разных возрастов
Данный материал представлен в виде презентации. В нем представлены памятки и даны рекомендации по воспитанию детей разных возрастных категорий....
Методические рекомендации в помощь педагогам и родителям в коррекционной работе по предупреждению неврозов у детей разного возраста, имеющих отклонения в поведении.
ПСИХОЛОГИЯ ДЕТЕЙ РАЗНОГО ВОЗРАСТА С НАРУШЕНИЯМИ ПОВЕДЕНИЯ, ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ ИХ ОТКЛОНЕНИЙ.ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ В ПОМОЩЬ ПЕДАГОГАМ И РОДИТЕЛЯМ В КОРРЕКЦИННОЙ РАБОТЕ ПО ПРЕДУПРЕЖДЕНИЮ НЕВРОЗОВ У ДЕТЕ...