Буклет для родителей "Школьная тревожность"
материал

Веселова Валентина Сергеевна

Школьная тревожность

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon buklet_shkolnaya_trevozhnost.doc108 КБ

Предварительный просмотр:

Возрастно-

специфические причины школьной тревожности

  1. класс

Изменение уровня и содержания требо-ваний со стороны взрослых.

Необходимость придерживаться правил школьной жизни.

«Сверхценность» позиции школьника и атрибутов школьной жизни.

Изменение режима дня, возрастание психофизиологических нагрузок.

Необходимость освоения ролевого взаи-модействия со значимыми другими (учителями).

Столкновение с системой школьных оценок

2-4 класс

Хроническая или эпизодическая учеб-ная неуспешность.

Неуспешность во взаимодействии с учи-телями или одноклассниками.

Несоответствие ожиданий родителей демонстрируемым ребенком результа-там


Профилактика

школьной тревожности

1). Отсутствие сравнений ребенка с другими учащимися, акцент делается на сравнении с самим собою: каким ребенок был раньше и каков он сейчас;

2). Стимуляция оптимистического взгляда на возможности ученика (повышение самооценки способствует снижению тревожности и более эффективной деятельности). Если говорится о недостатках и ошибках – это делается в мягкой манере, сопровождая упоминанием о достоинствах ребенка, либо выражая уверенность в преодолимости препятствий (вера в ребенка, в его силы);

3). Отсутствие спешки (поскольку работа в условиях дефицита времени повышает уровень тревожности детей);

4). Целесообразны репетиции, проигрывание» тревожащих мероприятий (экзаменов, концертов): воспроизведение лишает их пугающей неопределенности, делает более привычными.

5). Даже если требуется наказать ребенка, четко аргументируйте свою позицию («Ты получил «3» потому, что очень мало занимаешься»; «Ты способный, можешь гораздо лучше выучить пьесу»).

6). Важно напоминание ребенку о его прошлых достижениях, простые слова поддержки: «Ты хорошо готов. Все пройдет удачно. Ты должен быть спокоен, все хорошо!»

7). Желательно знание элементарных приемов релаксации, снятия мышечного напряжения, простейших дыхательных упражнений.


Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

Остяцкая основная школа

Буклет

для родителей

Школьная

тревожность

Педагог-психолог: Ивашкевич В.С.

Признаки школьной

тревожности

1.Боится опоздать в школу

  1. Высказывает нежелание ходить в школу

  1. Не заходит в класс, если опоздал на урок

  1. Старается получить хорошую оценку, плохая оценка вызывает сильные эмоции, иногда слезы

  1. Часто бывает раздражительным, легко «заводится» при разговоре о школьных делах

  1. Часто появляются головные боли, голо-вокружения, боли в животе

  1. Относится к заданиям с чрезмерным усердием, тратит на учебу много времени

  1. Если задание кажется слишком слож-ным, может бросить его, не доделав

  1. На уроках рассеян

  1. Рассказывает, что ему снятся страш-ные сны, связанные со школой

  1. На уроках отвечает тихо, иногда с во-просительной интонацией

12.Боится потерять школьные принад-лежности или испортить их

  1. На контрольных работах, при ответах у доски теряется, не может продемонстри-ровать все свои знания

  1. Вызывает обеспокоенность перед кон-трольными или проверочными работами

  1. На уроках кривляется, пытается рас-смешить одноклассников или нарушить ход урока другими способами

  1. Нет друзей среди одноклассников

На наличие у ребенка школьной тревожности указывает присутствие 5-6 и более признаков. (по А.В. Микляевой, П.В. Румянцевой)

Причины школьной тревожности

  1. Ребенок не готов к школьному обучению эмо-ционально. В таком случае даже самая доброже-лательная учительница и самый удачный дет-ский коллектив могут восприниматься ребен-ком как нечто враждебное. Учеба будет воспри-ниматься как долг, что приведет к протестным реакциям, возможно к конфликтам с родителя-ми и учителями и одно только упоминание школы не вызовет у ребенка ничего кроме тревоги и неприязни. Конечно, такой исход возникает не всегда, и довольно часты случаи, когда ребенок, попав в хороший класс, к понимающему учителю, «дозревает» по ходу учебы.

  1. Ребенок не готов к школе интеллектуально, а это зачастую означает, что как бы ни стремился ребенок быть учеником, получать знания, ходить в школу, его интеллектуальной базы еще не хватает для того, чтобы постигнуть материал, который дают на уроках. Как результат – ребенок быстро утомляется, не поспевает за классом, переживает свою неуспешность и в качестве защиты разочаровывается в школьных ценностях. И в этом случае школа не вызывает ничего кроме острой тревоги.

  1. Ребенок по характеру всегда был очень ранимым, впечатлительным и застенчи-вым. Для таких детей поступление в школу/смена школы и т.д. заведомо яв-ляется стрессогенным фактором, это мо-жет усугубиться не очень удачным школьным коллективом, эмоциональным/жестким преподавателем, а также наличием дополнительным факторов, перечисленных в п.1 и 2.

  1. Ребенок часто переходит из школы в школу, из класса в класс, часто меняются учителя и т.д. Как уже было сказано выше, это нередко приводит к тому, что ребенок не осваивает необходимых для успешной адаптации в новой среде навыков, не успевает почувствовать себя «своим». А чем дальше, тем сложнее влиться в уже сложившийся коллектив.

  1. Любой стресс, даже не связанный со школой (развод родителей, утрата близ-кого человека, получение травмы и т.д.), может сильно отразиться на учебе и вос-приятии школы, ведь психика у ребенка одна и сложно, получив удар в одной сфе-ре жизнедеятельности, не получить от-клика в другой.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия с замещающими родителями на тему:"Особенности взаимодействия с тревожным ребенком. Как играть с тревожными детьми".

Данный материал предназначается для педагогов-психологов и социальных педагогов, взаимодействующих с детьми-сиротами, которые воспитываются в замещающих семьях. Этот материал может быть включен в корр...

Буклет «Рекомендации педагогам по организации работы с агрессивными, тревожными и гиперактивными учащимися»

В последнее время все чаще приходится слышать о дифференцированном и индивидуализированном подходе к воспитанию и обучению ребенка. Конечно, есть такие дети, общаться с которыми — одно удовольствие: и...

Рекомендации для родителей тревожных детей: "Как преодолеть ребенку тревожность"

Необходимо понять и принять тревогу ребенка – он имеет на нее полное право. Какой бы способ борьбы с детским страхом не был выбран, важно, чтобы жалобы ребен...

Буклет тревожные дети

Для умственно отсталых детей свойственна высокая тревожность, которая характеризуется инертностью и «застреванием» детей на негативных аспектах жизни, наличием навязчивых мыслей и действий. Наиболее з...

Буклет "Школьная тревожность"

В буклете размещены основные рекомендации для родителей учащихся 5 и 10 классов. Переход детей в 5 и 10 класс связан с фрустрирующими тревожными ситуациями, так как условия обучения в эти периоды кард...

Буклет Как справиться с тревожностью. Рекомендации педагога-психолога (для учащихся, их родителей и учителей)

Буклет Как справиться с тревожностью. Рекомендации педагога-психолога (для учащихся, их родителей, учителей)...