«Проблема взаимоотношений слепых и зрячий: сущность, исторические корни, причины возникновения и пути решения»
статья на тему
Предварительный просмотр:
Алимжанова Наталия Петровна, ГБОУ ОШИ №1, социальный педагог
Тезисы доклада на тему:
«Проблема взаимоотношений слепых и зрячий: сущность, исторические корни, причины возникновения и пути решения»
О взаимоотношениях между инвалидами по зрению и зрячими психологи, социологи и педагоги разных стран пишут давно. Проблема эта, можно сказать, межнациональная. В одной стране она ощущается острее, в другой – менее остро. Зависит это в значительной мере от общей культуры населения и отношения государства к социальным проблемам.
Совершенно очевидно, что между инвалидом по зрению и обществом существует определенная «полоса отчуждения», причем, это обоюдоострое отчуждение, что подтверждают многочисленные исследования.
Если коротко проследить динамику развития взглядов и отношений к слепым, то она выглядит так: от полного бесправия до сочувствия, помощи и, в конечном счете, до сотрудничества.
Психологический барьер во взаимоотношениях слепых и зрячих складывался веками и как всякий стереотип прошлого он отступает медленно. Его сохранению способствует тот факт, что как раньше, так и в настоящее время, население получает мало информации о слепых, их потенциальных возможностях, потребностях и трудностях.
Сохранению психологического барьера во взаимоотношениях между слепыми и зрячими способствуют также и существующая форма обучения и воспитания слепых детей. Безусловно, в стенах интерната ребенок получает полноценное образование, весь комплекс коррекционных мероприятий, но при этом совершенно не взаимодействуют со зрячими сверстниками. В связи с этим, выпускникам школ, решившим продолжить свое обучение или реализовать себя в среде зрячих людей, приходится сталкиваться с многочисленными психологическими проблемами
Проблемы взаимоотношений слепых и зрячих часто возникают из-за: недостаточной мобильности инвалидов, неправильной, заниженной оценки их физических возможностей (в особенности со стороны зрячих людей, ранее не имевших контактов с ними), неумения контактировать с незрячими, негативных личностных качеств, как зрячих, так и слепых, а также неадекватного отношения многих незрячих к собственному дефекту.
Проблема взаимоотношений инвалидов по зрению и зрячих является острой социально-психологической проблемой, для решения которой необходимы активные государственные меры, привлечение широкой общественности и средств массовой информации.
Необходимо информировать население не только о проблемах инвалидов по зрению, но и об их достижениях в различных сферах жизнедеятельности: обучении, спорте, искусстве и т.д. Действенным методом решения проблемы может стать проведение специализированных тренингов, семинаров и лекториев для сотрудников организаций, которые, так или иначе, взаимодействуют с инвалидами по зрению. Проведение в школах уроков доброты будет способствовать тому, что дети с самого раннего детства станут задумываться над тем, что рядом живут люди, немного отличающиеся от них, но имеющие богатый внутренний потенциал. Подобные мероприятия должны проводиться самими инвалидами, так как только после непосредственного общения с ними у зрячего человека может сложиться правильное представление о них.
Как говорится «встречают по одежке». От того, как выглядит незрячий, как умеет себя преподнести, зависит место, которое он займет в среде зрячих, как будут к нему относится окружающие. В стенах школы особое внимание необходимо уделять вопросам ориентировки и мобильности, развитию коммуникативных навыков и навыков СБО. Причем учащиеся должны получать не только теоретические знания, но и богатый практический опыт, применяя полученные знания на практике.
Большая работа должна проводиться и с родственниками инвалидов по зрению, так как зачастую у них формируется неправильное отношения к незрячим членам семьи. Чаще всего оно выражается в проявлении чрезмерной опеки к инвалиду: незрячий человек становится кумиром семьи, интересы окружающих приносятся ему в жертву. Ради него близкие оставляют работу, берут на себя все обязанности по дому. Такая позиция обусловливает формирование отрицательных качеств личности (эгоцентризм, апатичность, безволие), у незрячего укореняется привычка во всем полагаться на окружающих. Таким людям очень трудно адаптироваться в среде зрячих людей, которые относятся к ним с жалостью, помогают, но в свой круг не принимают.
Итак, причины возникновения проблемы взаимоотношений слепых и зрячих могут быть различны, могут иметь исторические корни, социальную природу, а могут вытекать из сознания человека, его взглядов на окружающий мир, его физических и психологических особенностей. Поэтому и способы решения данной проблемы, искоренения указанных причин могут быть различны и заключаться как в изменении общественного сознания, так и коррекции психических состояний отдельной личности.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Здоровье педагога, причины, его определяющие и пути решения
Моя работа - это итог эксперимента трехлетней давности, который я совместно с коллегами проводила в Детско-юношеской спортивной школе одного из районов Саратовской области, где в свое время работала. ...
Круглый стол «Проблема детской агрессии и жестокости. Причины. Пути решения»
Цель: преодоление и предупреждение социально-эмоциональных проблем у учащихся, способствовать выработке общечеловеческих ценностей Задачи:умение ви...
методическая разработка педагогического совета "Причины неуспеваемости и пути их решения"
Так как в нашем образовательном учреждение (бывшее профессиональное училище) учаться разные дети, с разными проблемами: здоровье. сложная жизненная ситуация, да и просто неспособность и нежелани...
Причины возникновения орфографических ошибок и пути их устранения
обобщение опыта в таблице...
Статья на тему: "Причины возникновения подростковой агрессии учащихся средней школы и пути ее преодоления"
Данная статья призвана познакомить читателя с природой подростковой агрессии и предложить пути для решения проблемы....
Загрязнение Мирового океана - одна из самых острых экологических проблем современности. Источники, причины, последствия и пути решения проблемы
Мировой океан Главная особенность Мирового океана – его огромные, подавляющие размеры. Широко известно избитое, но тем не менее верное замечание о том, что наша планета должна бы называться не З...