Мастер-класс для педагогов дошкольных образовательных организаций, работающих со слабовидящими детьми «Зоркие глазки»
методическая разработка
Знакомство с играми и упражнениями, способствующими профилактике нарушений зрения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
master-klass.docx | 24.63 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное
учреждение детский сад комбинированного вида № 33
города Ейска муниципального образования
Ейский район
Мастер-класс
для педагогов дошкольных образовательных организаций, работающих со слабовидящими детьми
«Зоркие глазки»
Автор составитель
Киселева Елена Викторовна
г. Ейск,
2020 год
ЦЕЛЬ: знакомство с играми и упражнениями, способствующими профилактике нарушений зрения.
ЗАДАЧИ: познакомить с формами проведения игр и упражнений.
ПЛАН МАСТЕР-КЛАССА
1.Вступление.
2.Теоретическая часть
Проблематика нарушения зрения у детей дошкольного возраста.
Влияние технологических процессов на зрение детей.
Профилактика зрения детей. Методология В. Ф. Базарного
Рекомендации офтальмологов для профилактики зрения детей дошкольного возраста
3.Практическая часть
Игры и упражнения.
Гимнастика для глаз. Рекомендации. Комплекс упражнений
Вопросы и ответы
Заключительная часть
Тема нашего мастер-класса: «Зоркие глазки» - профилактика нарушения зрения у детей дошкольников.
Наше занятие разделено на два блока. В первом, теоретическом блоке, мы обсудим проблематику нарушения зрения у детей дошкольного возраста, влияние технологических процессов на зрение детей, методику профилактики зрительных расстройств у детей дошкольников Владимира Филипповича Базарного.
Также мы предоставим ряд рекомендаций специалистов-офтальмологов по освещаемому вопросу.
Вторая часть – практическая. В ней будут представлены примеры игр и комплекс упражнений. Мы предложим проделать эти упражнения вместе с нами, чтобы в дальнейшем вы могли корректно использовать упражнения в работе с детьми.
В заключении мы обменяемся мнениями по озвученной проблеме.
II. Теоретическая часть
1. Проблематика нарушения зрения у детей дошкольного возраста. Влияние технологических процессов на детское зрение.
Мы отчетливо пониманием, зрение – один из важнейших органов для развития ребенка. Это ценнейшая, но в то же время весьма хрупкая система человеческого организма. Поэтому уже в дошкольном возрасте необходимо заботиться об этом органе. Именно зрение позволяет ребенку видеть, писать, читать, рисовать, а также заниматься различными видами деятельности.
И наша задача: помочь детям сохранить здоровье органа зрения, сделать процесс обучения, игровые процессы максимально полезными и эффективными для профилактики нарушения зрения.
Различные нарушения зрения возникают и развиваются незаметно, особенно у детей дошкольного возраста. Появляются ощущения тяжести, рези в глазах, головная боль, хуже видны мелкие предметы, при чтении глазные мышцы напрягаются. Если вовремя, на эти явления не обратить внимания, то могут развиться различные отклонения от нормального зрения.
Главный зрительный закон гласит: «Когда глаз перемещается, он видит». Ведь если глаз или любой другой орган организма не загружать, он теряет свои функции, постепенно атрофируется. Глаза современного человека находятся в постоянном тонусе, постоянном напряжении. Проблема современного человека не в том, что его глаза не работают, а в том, что они работают в неправильном режиме.
Ухудшению зрения способствуют следующие условия:
- увеличение нагрузки на зрение: рассматривание мелких предметов вблизи, при этом глаза делают однообразные движения вправо-влево;
- практически не рассматриваем предметы вдали: не развивается так называемое «дальнее зрение»;
- использование различных электронных гаджетов;
- неправильное освещение рабочего места;
- нарушение норм расстояния от предмета до органа зрения.
Используемые нами элементы методики Владимира Филипповича Базарного помогают снимать физическую напряженность глаз, служат профилактикой близорукости, тренируют глазные мышцы. Методика предполагает игровую форму, что позволяет осуществлять профилактические мероприятия по охране зрения ненавязчиво и интересно для ребенка.
2. Профилактика зрения детей дошкольного возраста
Методика Владимира Филипповича Базарного
В процессе развития ребенка значительная часть нагрузки падает на глаза ребёнка, задача педагога построить так свою работу, чтобы зрение детей не ухудшалось. Выбранные нами элементы методики Базарного позволяет успешно решать следующие задачи:
- содействовать нормальному и естественному функционированию глаз путём снятия психических и физических напряжений;
- тренировать глаза с помощью упражнений;
- развивать остроту зрения, а также зрительную память, быстроту реакции;
- сохранять зрение детей,- развивать « дальнее зрение».
Дети все задания выполняют охотно, с большим интересом. Периодически меняя позы «сидя», «стоя», ребёнок не испытывает чувства усталости. Постоянно снимая у детей физическое и психическое напряжение, необходимо помнить, что расслабление приводит к улучшению зрения.
3. Рекомендации офтальмологов для профилактики зрительных расстройств детей дошкольного возраста
Необходимо ограничивать длительность занятий, связанных с напряжением глаз. Достигнуть этого можно при своевременной смене во время занятий разных видов деятельности. Чисто зрительная работа не должна превышать 5-10 минут в младшей группе детского сада и 15-20 минут в старшей и подготовительной к школе группах. После чего необходимо переключить детей на деятельность, не связанную с напряжением зрения (пересказ прочитанного, чтение стихов, дидактические игры и др.). Если почему-либо невозможно изменить характер самого занятия, то обязательно надо предусмотреть 2-3-минутную физкультурную паузу.
Неблагоприятно для зрения и такое чередование занятий, когда первое и следующее за ним -однотипные по характеру и требуют статического и зрительного напряжения. Целесообразно, чтобы второе занятие было связано с двигательной активностью.
Особенно важно повысить эффективность 10-минутного перерыва между двумя занятиями. Для этого можно предложить детям по окончании первого занятия подойти к окну и в течение 2-3 минут смотреть вдаль. Целесообразно то же самое повторить после окончания второго занятия. Наш опыт показывает, что такое несложное упражнение, если его проводить ежедневно, помогает восстановить уровень зрительных функций, временное снижение которых под влиянием занятий неизбежно. Большое значение также играют физкультурные упражнения.
III. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
1.Игры и упражнения.
«Путешествие листа», «Летит самолет», «Кружится снежинка»
«Полет бабочки»
2.Тренажеры «Зоркие глазки»:
- «Веночек», «Разноцветные платочки», «Красивый коврик», «Далеко -близко» и др.
3.Гимнастика для глаз. Рекомендации.
Зрительная гимнастика помогает:
- улучшить кровообращение сосудов органов зрения;
- снять утомление глаз.
Все упражнения выполняются стоя.
Самая простая гимнастика для глаз:
- Посмотреть вдаль в течение 1-2 мин., переводя взгляд с предметов;
- Поморгать глазами – 20 раз;
- Дать «попрыгать глазками с лестницы» - посмотреть кверху и быстро опустить взгляд вниз.
«Послушные глазки» Закрываем мы глаза, вот какие чудеса (закрывают оба глаза)
Наши глазки отдыхают, упражненья выполняют (продолжают стоять с закрытыми глазами)
А теперь мы их откроем, через речку мост построим (открывают глаза, взглядом рисуют мост).
Вверх поднимем, глянем вниз, (глаза поднимают вверх, опускают вниз).
Вправо-влево повернем (глаза смотрят вправо-влево).
Заниматься мы начнем. (глаза смотрят вверх ,вниз).
«Теремок»
Терем – терем – теремок ! (движение глазами вверх-вниз) Он не низок , не высок, (движения глазами вниз – вверх) Наверху петух сидит, ку-ка-ре-ку он кричит. (моргают глазами).
«Стрекоза»
Вот какая стрекоза – как горошины глаза! (пальцами делают очки) Влево - вправо, назад – вперед, (глазами смотрят влево-вправо). Ну, совсем как вертолет (круговые движения глаз) Мы летаем высоко, (смотрят вверх). Мы летаем низко (смотрят вниз). Мы летаем далеко (смотрят вперед). Мы летаем близко (смотрят вниз).
IV. Вопросы и ответы.
V. Заключительная часть.
Как можно помочь формирующемуся детскому организму противостоять пагубному влиянию внешней среды и предотвратить ухудшение зрения?
- Любая двигательная активность помогает глазкам малыша лучше работать. Организуйте детей больше двигаться, играть в подвижные игры. Занятия спортом тоже пойдут им на пользу.
- Обязательно следите за осанкой ребенка. Ведь, если ребенок сидит с «кривой» спиной, у него нарушается кровоснабжение головного мозга, которое, в свою очередь, провоцирует проблемы со зрением.
- Не допускайте, чтобы ребенок подолгу, не отрываясь, сидел за столом с конструктором или кубиками.
- И еще один важный момент: для тренировки зрения малышу полезно играть с яркими, подвижными игрушками, которые вертятся, прыгают и катаются.
- Регулярно проводите с ребенком гимнастику для глаз. Превратите это в ежедневную увлекательную игру.
(Предложить педагогам памятку игры-упражнения «Веселая неделька!»).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Взаимосвязь работы педагогов дошкольного образовательного учреждения при организации коррекционно-воспитательного процесса с детьми, имеющими общее недоразвитие речи
Аннотация: в данной статье раскрывается вопрос о необходимости такой организации коррекционного обучения детей, имеющих общее недоразвитие речи, которая способствовала бы преодолению всего симпт...
Преемственность педагогов, педагогов-психологов дошкольных образовательных организаций и общеобразовательных организаций в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья
Преемственность педагогов, педагогов-психологов дошкольных образовательных организаций и общеобразовательных организаций в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья....
Специфика работы педагога-психолога в дошкольной образовательной организации
В сообщение раскрываются цель, задачи, функции психологической службы ДОО. Дано подробное описание направлений работы педагога-психолога в детском саду....
Алгоритм профилактических действий педагога в образовательной организации с детьми с разной степенью выраженности суицидального поведения и их родителями
формирование жизнестойкости и личностно-ориентированных ценностей у обучающихся....
Сертификат Республиканского научно-практический семинара для педагогов дошкольных образовательных организаций
Тема "Нетрадиционная форма работы сродителями вДОУ в условиях ФГОС ДО"...
Мастер-класс для родителей: Использование электронного конструктора «Знаток» в работе с детьми старшего дошкольного возраста для изучения профессии инженер.
Использование электронного конструктора «Знаток» в работе с детьми старшего дошкольного возраста для изучения профессии инженер.Цель: ознакомление и обучение родителей теоретическим и прак...
Консультация для педагогов дошкольного образовательного учреждения: «Использование логоритмики в системе коррекционной работы с детьми, имеющими нарушения речи»
Консультация для педагогов дошкольного образовательного учреждения...