Этапы развития мелкой моторики у детей
материал

На всех этапах жизни ребенка движения рук играют важнейшую роль. Самый благоприятный период для развития интеллектуальных и творческих возможностей человека – от 3 до 9 лет, когда кора больших полушарий еще окончательно не сформирована.

Именно в этом возрасте необходимо развивать память, восприятие, мышление, внимание.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл etapy_razvitiya_melkoy_motoriki_u_detey.docx39.92 КБ

Предварительный просмотр:

Этапы развития мелкой моторики у детей.

Мелкая моторика – это навыки работы руками и пальцами, такие как письмо, работа ножницами, открывание коробок, завязывание шнурков и т. д. Данные навыки развиваются в соответствии с физическими параметрами ребенка в том или ином возрасте (такими как координация мышц туловища и сила мышц плечевого пояса). Важно понимать, что каждая стадия развития мелкой моторики подразумевает, что все предыдущие стадии ребенок прошел успешно.

Моторное развитие ребенка благоприятно влияет на общие навыки. Это обусловлено тем, что в процессе взаимодействия нескольких систем происходит быстрое оформление связей между нейронами. Вовлечены следующие сферы:

  1. Воображение. Ученые доказали, что просмотр существующих картинок не отличается от работы с придуманными образами с точки зрения деятельности мозга. Активное воображение будет способствовать развитию креативности и пространственного мышления.
  2. Развитие речи. Нервные импульсы, поступающие в мозг при ощупывании предметов, стимулируют соседние центры. К ним относится речевой. Упражнения на развитие моторики включают в курс даже при реабилитации взрослых людей, утративших возможность разговаривать.
  3. Способность планировать. Взаимодействие с предметами учит детей оценивать последствия своих действий. Ребенок начинает продумывать, что ему нужно сделать для достижения результата.
  4. Усидчивость. Благодаря упражнениям и занятиям дети становятся более терпеливыми. Им легче сконцентрироваться на поставленной задаче.
  5. Память. После тренировок дети быстрее запоминают визуальные образы.

Мелкая моторика пальцев — критерий интеллектуального развития ребенка. Для детей младшего возраста она определяет способность к обучению. Ученые заметили, что младенцы с более подвижными пальцами и уверенными движениями быстрее учатся говорить. В дальнейшем в школе у таких детей оценки лучше, чем у остальных.

Рассмотрим основные навыки мелкой моторики, которые ребенок приобретает на разных этапах своего развития:

Ребенок до 6 месяцев

  • рефлекторно хватает предметы (с рождения);
  • неосознанно тянется руками к предметам (3 месяца);
  • осознанно хватает предметы (3 месяца);
  • хватает предметы двумя руками (3 месяца);
  • хватает предметы одной рукой (5 месяцев);
  • намеренно тянется к предметам (6 месяцев).

Негативные последствия в случае, если навыки не развиты

  • недостаточное развитие мышц и координации их работы;
  • задержка способности играть самостоятельно;
  • задержка развития органов чувств из-за неразвитых навыков обращения с игрушками и другими предметами.

Ребенок в 6-12 месяцев

  • тянется к предметам, хватает их и кладет в рот;
  • намеренно отдает предметы;
  • хватает предметы большим и указательным пальцами;
  • берет предметы двумя пальцами;
  • перекладывает предметы из одной руки в другую;
  • бросает и поднимает игрушки.

Негативные последствия в случае, если навыки не развиты

  • недостаточно развита сила рук и пальцев;
  • слабо развиты навыки обращения с предметами;
  • задержка развития органов чувств из-за недостатка игровой деятельности.

Ребенок в 1-2 года

  • строит башню из трех маленьких кубиков;
  • строит пирамиду из четырех колец, нанизанных на стержень;
  • вставляет 5 колышков в отверстия;
  • переворачивает по 2-3 страницы книги за раз;
  • рисует на бумаге хаотичные линии и фигуры;
  • нажимает кнопки;
  • рисует, используя движения всей руки, меняя руку, делая взмахи руками;
  • ест при минимальной помощи родителей;
  • использует жесты в общении;
  • подносит ложку ко рту;
  • самостоятельно берет чашку и пьет из нее.

Негативные последствия в случае, если навыки не развиты

  • недостаточно развита сила рук и пальцев;
  • недостаточно развиты игровые навыки;
  • недостаточно развиты навыки ухода за собой (например, навык самостоятельного приема пищи);
  • недостаточно развит навык обращения с предметами.

Ребенок в 2-3 года:

  • нанизывает 4 большие бусины;
  • переворачивает по одной странице книги;
  • режет ножницами;
  • держит карандаш большим и указательным пальцами, а не в сжатом кулаке;
  • большинство действий делает одной рукой;
  • делает круговые, вертикальные и горизонтальные движения руками;
  • рисует линии, точки, круги, используя движения кистей рук;
  • раскатывает, разделяет на куски и мнет пластилин;
  • самостоятельно ест.

Негативные последствия в случае, если навыки не развиты

  • неготовность к занятиям письмом;
  • избегание работы с карандашом;
  • недостаточно развиты навыки хватания и движения рук при работе с карандашом;
  • недостаточно развиты навыки ухода за собой (например, навык самостоятельного приема пищи);
  • недостаточно развит навык рисования.

Ребенок в 3-4 года:

  • строит башню из 9-ти маленьких кубиков;
  • рисует круг по заданному образцу;
  • рисует перекрещивающиеся линии;
  • лепит из пластилина (шарики, змейки, лепешки);
  • использует вспомогательную руку для поддержки предметов и помощи ведущей руке;
  • режет бумагу ножницами.

Негативные последствия в случае, если навыки не развиты

  • недостаточно развиты навыки ухода за собой (например, навык самостоятельного приема пищи);
  • неготовность к занятиям письмом;
  • недостаточно развит навык обращения с мелкими предметами (игрушками, карандашами, ножницами);
  • расстройство из-за неумения обращаться с мелкими предметами.

Ребенок в 4-5 лет

  • вырезает по контуру;
  • рисует пересекающиеся линии;
  • рисует квадрат;
  • пишет свое имя;
  • пишет числа от 1 до 5;
  • пишет буквы;
  • навыки ведущей руки явно преобладают над навыками вспомогательной;
  • самостоятельно одевается и снимает одежду.

Негативные последствия в случае, если навыки не развиты:

  • трудности с удержанием и обращением с карандашом;
  • трудности с написанием имени и букв;
  • зависимость от родителей в повседневных делах (таких как, например, одевание);
  • расстройство из-за неумения обращаться с карандашом и избегание подобной работы.

Ребенок в 5-6 лет

  • вырезает простейшие фигуры;
  • рисует треугольник;
  • раскрашивает по контуру;
  • берет карандаш тремя пальцами;
  • приклеивает кусочки бумаги, делает аппликации;
  • рисует простейшие рисунки.

Негативные последствия в случае, если навыки не развиты:

  • трудности с правильным написанием букв и цифр;
  • слабо развиты навыки письма;
  • трудности с выполнением письменных заданий в детском саду;
  • быстрая утомляемость при работе карандашом;
  • расстройство из-за неумения обращаться с карандашом и избегание подобной работы.

Ребенок в 6-7 лет:

  • правильно пишет большинство букв и цифр;
  • пишет на разлинованной бумаге (в тетради и т. д.);
  • уверенно рисует карандашом, движения рук при этом хорошо развиты;
  • хорошо развита моторика для занятий письмом;
  • строит различные модели из конструкторов;
  • самостоятельно завязывает шнурки.

Негативные последствия в случае, если навыки не развиты:

  • трудности с выражением мыслей в письменной форме;
  • быстрая утомляемость при занятиях письмом;
  • трудности в школе из-за низкой скорости письма;
  • неразборчивый почерк;
  • низкая самооценка из-за низкой успеваемости в школе;
  • проблемы с поведением из-за избегания работы с карандашом.

Ребенок в 7-8 лет

  • разборчиво пишет тексты большого объема.

Негативные последствия в случае, если навыки не развиты

  • сложности с выполнением письменных заданий на время;
  • быстрая утомляемость при занятиях письмом;
  • трудности с выполнением письменных заданий в школе из-за трудностей с выражением мыслей в письменной форме;
  • избегание работы с карандашом.

Приведенный выше перечень позволяет определить, соответствует ли развитие ребенка его возрасту. Если вы обнаружили некоторые задержки в развитии, своевременная помощь специалистов поможет быстро наверстать упущенное.

 Существует огромный выбор упражнений для развития мелкой моторики руки:

- Игры с баночками и коробочками                  - Игры с конструктором

 - Игры с пирамидками                                        - Игры с магнитами

 - Игры со стаканчиками                                     - Игры с прищепками

 - Игры с матрешками                                         - Игры с пуговицами, шашками и бусинами

 - Игры с рамками-вкладышами                         - Игры со шнурками и ленточками

 - Игры с пазлами                                                 - Игры с палочками и спичками

 - Игры с абаками                                                 - Игры с бумагой и салфетками

 - Игры с сортерами                                             - Книжки-игрушки

 - Игры с мозаикой

Игры с баночками и коробочками

Подбери крышку

Приготовьте несколько пустых баночек и ёмкостей (от питьевых йогуртов, от лекарств, от кремов, от духов и т.д.) разных по форме и размеру с крышками. Предложите ребенку открыть все баночки, а потом снова закрыть, правильно подобрав крышки. Можно дать банки сразу открытыми, тогда это будет задание посложнее.

Баночки и палочки

В пустые баночки с крышками от питьевых йогуртов положите карандаши, счетные палочки, ленточки. Малыш будет открывать баночки, извлекать из них содержимое, а потом стараться опять наполнить баночки.

Яичный контейнер

Возьмите пластмассовый контейнер от куриных, перепелиных или шоколадных (киндер-сюрпризов) яиц. Предложите малышу распределять в ячейки капсулы от киндер-сюрпризов. Чтобы малышу было интереснее – в капсулы можно насыпать различные крупы.

Игры с пирамидками

Колечки завертелись

Наденьте на тонкий стержень пирамидки (или на не заточенный карандаш) 2-3 колечка. Возьмите руку ребенка в свою и, дотрагиваясь его рукой до колечек, раскручивайте их. Вскоре малыш поймет принцип игры и будет действовать самостоятельно.

Колечки - колесики

Колечки можно катать по полу, как колесики или скатывать с наклонной самодельной горки-доски.

По порядку становись

Снимите с пирамидки все колечки. Вместе с ребенком разложите их по принципу убывания: от самого большого колечка к самому маленькому.

Собираем пирамидку

Помогите малышу разобрать и собрать пирамидку. Чтобы пирамидка получалась аккуратной, на начальных этапах подсказывайте ребенку, какое колечко большое, какое поменьше, а какое совсем маленькое.

Нанижи на шнурок

Колечки от пирамидки можно нанизывать не только на стержень, но и на шнурок или веревочку.

Нанижи на стержень

На стержень от пирамидки можно нанизывать не только колечки, но и предметы с отверстиями (крупные шарики, бигуди, резинки от волос и т.п.)

Игры со стаканчиками

Стаканчики спрятались

Сложите один стаканчик в другой и поставьте их перед ребенком днищем вверх. Под самый нижний стаканчик можно спрятать сюрприз. Скажите: «Что у нас тут прячется?» и поднимите верхний самый большой стаканчик – под ним будет стаканчик поменьше. Попросите ребенка поднять и его – там еще меньший стаканчик. Таким образом, малыш вскоре обнаружит сюрприз.

Пирамидка из стаканчиков

Вам понадобиться набор из 5-7ми стаканчиков разных размеров. Стаканчики нужно ставить один на другой, чтобы получилась пирамидка.

Друг в дружке

Помогите ребенку вкладывать один стаканчик в другой, соблюдая строгую последовательность: от большого к маленькому.

Кто в стаканчике живет

Для игры вам понадобится набор из пяти стаканчиков разных размеров. Подберите небольшие игрушки, которые смогли бы уместиться в стаканчиках. Предложите малышу распределить игрушки по домикам – кто где живет?

Кто тут прячется?

Выложите стаканчики на столе в ряд, предварительно спрятав под каждым стаканчиком небольшую игрушку. Малышу надо будет поднимать каждый стаканчик и, заглянув под него, обнаруживать какую-то игрушку.

Переверни стаканчики

Расставьте перед ребенком стаканчики днищем вверх и попросите его перевернуть их в обычное положение.

Игры с матрешками

Матрешка в матрешке

Покажите малышу, как открывать матрешки и вынимать их друг из друга, а потом снова закрывать. Затем помогите малышу снова собрать матрешек в одну большую матрешку.

Кто в матрешечке живет?

В каждую матрешку положите по одной небольшой игрушке и выставите их перед малышом. Из одной матрешки например может выглядывать кончик атласной ленты. Малыш с интересом будет раскрывать матрешки и разглядывать их содержимое.

Кто съел конфетку?

Положите в одну из матрешек конфетку и попросите малыша угадать, кто из матрешек съел конфетку. Малыш может подносить к уху и греметь матрешкой, а может открывать каждую и заглядывать внутрь.

Игры с рамками-вкладышами

Рамки-вкладыши состоят из двух частей: рамки с подложкой и вкладыша со штырьком, за который удобно держаться. Ребенку нужно вкладывать вкладыши в соответствующие отверстия. Рамки – вкладыши могут быть на разные темы: овощи, фрукты, игрушки, животные, геометрические формы и т.д.

Игры с пазлами

Пазлы – это картинка-головоломка, которую надо составить из отдельных кусочков. Пазлы бывают деревянные, картонные, поролоновые и пластмассовые. Начинать надо с простых пазлов, состоящих из двух-четырех деталей, на каждой из которых изображена узнаваемая часть (нога, голова, лапа, половинка кораблика, самолета, мячика и т.д.).

Игры с абаками

Абаки представляют собой основу-подставку со штырьками разной формы и толщины, на которые нанизываются кольца, шарики и другие фигуры по определенному признаку (цвету, размеру, форме).

Игры с сортерами

Сортер – это развивающая логическая игра, в которой нужно сортировать предметы по определенному признаку – цвету, форме или размеру.

Сортеры могут быть выполнены в виде дощечек, коробочек, ящичков, машинок, домиков, часов и других игровых панелей. В сортерах имеются разные по форме и размеру углубления или прорези, в которые вставляются или опускаются определенные фигуры.

Игры с мозаикой

Для маленьких детей подойдет мозаика в виде объемных шестиугольных фишек-сот  или в виде «гвоздиков-грибочков» с круглыми шляпками.

Дорожка

Покажите малышу игрушку животного (например, зайчика) от киндер-сюрприза. Предложите выложить для зайчика из мозаики дорожку. Дорожка может быть однотонная или разноцветная.

Снег или дождь

Предложите малышу изобразить дождь или снег (в зависимости от времени года на данный момент). Малышу нужно выложить в произвольном порядке на основе синие элементы мозаики.

Звездочки на небе

Приготовьте игрушку животного, например волка. И скажите малышу, что волк бродит в лесу и ему темно. Надо зажечь на небе звездочки: расположить в произвольном порядке желтые детали мозаики. «Утром», когда взойдет солнышко, звездочки можно убрать.

Цветочки на поляне

Предложите малышу посадить разноцветные цветочки на поляне из красных, синих, желтых и зеленых деталей мозаики. А затем можно вместе с ребенком собрать цветочки.

Грибы в лесу

Приготовьте игрушки медведя и девочки Машеньки. Они отправятся в лес по грибы. Предложите малышу распределить по лесу как можно больше грибов. А затем пусть медведь и Маша соберут грибы.

Покорми курочку и цыпленка

Вам понадобятся игрушки курицы и цыпленка (можно вырезать из картона, использовать вырезанные изображения). Предложите малышу насыпать для них (вставить в основу) желтые зернышки.

Горох для петушка

Нужно покормить горохом игрушечного петушка. Для этого зеленые детали мозаики вставляются в доску-основу.

Курочка и цыплятки

Посередине поля-доски выкладываем белую деталь мозаики (курочку). Курочка зовет своих цыпляток: «Цып-цып, мои цыплятки…». Ребенку надо выложить возле белой «курочки» желтые детали мозаики. Можно озвучить голос курицы и цыплят.

Утка и утята

Поставьте на доску-поле игрушку маленькой утки и предложите ребенку выстроить маленьких желтых «утяток» позади мамы – гуськом, друг за другом: «кря-кря-кря».

Игры с конструктором

Конструктор – это универсальная развивающая игра. Для малышей подойдут деревянные  и пластиковые конструкторы, с небольшими деталями,   которые удобно держать в руках и накладывать или соединять друг с другом.

Игры с магнитами

Игры с магнитами для детей  в основном сводятся к прикреплению фигурок на магнитах к разным поверхностям: холодильнику, магнитной доске, металлическим предметам (кружке, батарее, кастрюле и т.д.) или друг к другу.

Игры с прищепками

Ребенок может сначала не справиться с прикреплением прищепок, зато у него хорошо получится снимать их с различных предметов: с пластмассового ведерка, с деревянной палочки, с книжки, с картонных силуэтов (ежика, солнышка, елочки и т.п.), с веревки, с ткани и т.д.

Игры с пуговицами, шашками и бусинами

Копилка

Возьмите банку из-под кофе или чипсов, прорежьте в крышке отверстие и предложите малышу кидать в него плоские пуговицы или шашки.

Шашки – камешки

Малышу нужно кидать шашки в банку из-под кофе с прорезанным отверстием в крышке, а камушки складывать в коробку.

Витаминки в пузырьке

Возьмите пузырек из-под лекарства с достаточно широким горлышком. Предложите малышу сложить в него витаминки. Витаминами могут быть разноцветные пуговицы.

Пуговицы – карандаши

Возьмите четыре банки разных цветов (можно от пальчиковых красок или от кофе, обклеенных цветной бумагой), прорежьте в крышках круглые отверстия. Покажите малышу, что красные пуговицы – карандашики надо бросать в красную баночку. Синие – в синюю и т.д.

Ячейки

Возьмите ячейки от конфет или емкость для изготовления льда. Пусть малыш раскладывает пуговицы или бусинки по ячейкам.

Бусинки в домиках

Возьмите лист картона, на него в произвольном порядке нанесите «кучками» пластилин разных цветов. Это будут домики для бусинок. Дайте ребенку бусинки и предложите поселить их в домики. В одном домике могут жить три бусинки, в другом две и т.д.

Яблоки на яблоне

Вырежьте из цветного картона яблоню. Разложите на ней яблоки (пуговицы или красные шашки). Предложите малышу собрать в миску урожай яблок.

В какой руке

Спрячьте в одной руке бусинку, покажите малышу две сжатые в кулак руки и спросите: «Где бусинка». Если малыш угадает, пусть попробует тоже спрятать бусинку в кулаке.

Дорожка

Наклейте на линейку двусторонний скотч и предложите малышу выложить дорожку - наклеить на него пуговицы. Двусторонний скотч можно наклеивать на любые предметы и предлагать ребенку выкладывать на них пуговицы.

Игры со шнурками и ленточками

Узелки на память

Свяжите несколько шнурков вместе и завяжите на каждом из них узелки. Предложите малышу их все отыскать.

Бусы

Возьмите деревянные шарики с отверстиями или бусины и длинный шнурок. На конце шнурка завяжите узелок (чтобы шарики не проскальзывали). Предложите малышу нанизать шарики на шнурок.

Дорожка

Расположите недалеко друг от друга две игрушки-зверушки и предложите малышу проложить между ними дорогу из шнурка.

Круг

Можно выложить из шнурка на столе круг. Круг может быть бусами, буквой О, колечком, обручем и т.п.

Непослушный шнурок

Возьмите шнурок и пропустите его между пальцами ребенка: кладем на большой, пропускаем снизу под безымянным, сверху над большим и т.д.

Непослушный наш шнурок

Обвязать все пальцы смог.

Затем ребенок пытается самостоятельно распутать пальчики.

Шнуровка

Предлагайте малышу пособия, в которых с помощью шнурка нужно пришивать различные детали.

Игры с палочками и спичками

Спички в коробке

Предложите малышу уложить спички в коробок. Со спичек желательно заранее удалить серную головку.

Пузырек и спички

Возьмите высокий пузырек с небольшим круглым отверстием и покажите малышу, как можно наполнять его спичками.

Дорожка и забор из палочек

Из счетных палочек помогите ребенку выложить забор или дорожку.

Большие и маленькие палочки

Приготовьте пять палочек разной длины (можно использовать цветные карандаши). Предложите малышу выложить их на столе, начиная с самой маленькой палочки.

Игры с бумагой и салфетками

Снежки из бумаги

Покажите малышу, как скомкать лист бумаги (или салфетку)  чтобы получился снежок.

Снежинки из бумаги

Предложите ребенку порвать лист белой бумаги (или салфетку) на мелкие кусочки – это будут снежинки.

 

Секретики

Заверните в оберточную бумагу или фольгу игрушку и предложите малышу развернуть подарок.

Закладки

Возьмите толстую крепкую книгу и положите в неё много бумажных закладок. Малыш с удовольствием займется их «выуживанием». Потом можно предложить малышу самому заложить в книгу закладки.

Волшебные конфетки

Возьмите фантики от конфет и заверните в них небольшие игрушки. Малышу надо будет разворачивать фантики и доставать из них сюрпризы.

Книжки-игрушки

Детям нравится рассматривать книжки – игрушки, в которых можно открывать клапаны, нажимать на кнопочки, крутить детальки, ощупывать вставки из материалов разной фактуры   – меха, кожи, ткани и др.

С детьми проводятся специальные пальчиковые игры.

Лапки - царапки

Ход игры: Игра проводится за столом или на полу.

- Давай поиграем в кошечек.

Кошечка Мурка,

Серенькая шкурка,

Мягкие лапки,

А в лапках – цап – царапки.

-Лапки у кошечек мягкие…            

Кладем руки на стол, сжимаем в кулак.

… а в лапках острые коготки. Вот какие!

Выпрямляем напряженные полусогнутые пальцы, в шутку царапаемся.

Серенький зайка

Ход игры:   Зайка серенький сидит,

                      И ушами шевелит.

                      Вот так, вот так

                      Он ушами шевелит!

Делаем «зайку» - прижимаем мизинец, безымянный и большой пальцы к ладони, а средний и указательный выпрямляем. Во время чтения стихотворения шевелим пальчиками – ушками в такт.

Молоточки

Ход игры:     Целый день тук да тук,

                        Раздается громкий стук.

                        Молоточки стучат –

                        Строим домик для зверят!

Сжимаем пальцы в кулаки и бьем кулачком по столу или одним кулачком по другому поочередно.

Уточка

Ход игры:      Идет утка по дорожке:

 (поднять согнутые в локтях руки, пальцы собраны в щепоть)

                       «Кря – кря – кря, кря – кря – кря!»

 (открываем и закрываем «клювик»)

                         На ней красные сапожки

                       «Кря – кря – кря, кря – кря – кря!»  

                        Утка по воде плывет,

                        Ловко лапками гребет!

 (поочередные взмахи прямыми кистями рук вперед - назад)

Человечек

Ход игры: 1.- Посмотри, какой у меня человечек!

«Ставим» ладошку указательным и средним пальцами на стол или пол.

- Человечек пошел погулять.

Педагог показывает, как «идут» пальцы, затем просит детей повторить движения.

Во время показа педагог ритмично произносит слова стихотворения.

Топ-топ-топ – топают ножки.

Человечек идет по дорожке.

              2.  - Человечек   идет гулять.

                           По ровненькой  дорожке

                           Шагают наши ножки.

                            Топ – топ – топ.

Затем поочередно поднимаем вверх и опускаем на стол пальцы - ножки – «прыгаем».

По камушкам, по камушкам

                         Прыг – скок, прыг – скок!

Крепкие кулачки

Ход игры- Давай посмотрим, кто из нас сильнее! Сожми ручку в кулачок – крепко – крепко. А я попробую твои пальчики разогнуть. После этого  педагог протягивает вперед свои руки, зажатые в кулак, и предлагает детям попробовать разогнуть пальцы.

Барабанчики

Ход игры: Сядьте с ребенком за стол, положите руки на стол, покажите. Как можно барабанить указательными пальцами или всеми пальцами обеих рук по столу.

  - Вот палочки – пальчики -  гремят барабанчики!

Можно устроить соревнования на самый громкий и быстрый барабанчик.  В последующем можно предлагать детям барабанить в разном ритме, медленно или быстро, громко или тихо.

Моторчик

Ход игры: занятие начинается с игры в машины.

Давай поиграем в машинки. Би-би! Поехали машины! Стоп! Остановились машины. Надо завести моторчики и машинки снова поедут.

Моторчик: все пальцы ладоней, кроме больших, сплетаем вместе, свободные большие пальцы вращаем друг вокруг друга. «Моторчики» могут работать быстро и медленно.

Улитка

Ход игры: Предложите малышу поиграть за столом или на ковре. Педагог показывает на стол или ковер.

-Это полянка. Тут растет зеленая травка и разные цветы. А вот и улитка по травке ползет, медленно – медленно.

Положите кулак на стол или на пол и медленно передвигайте его вперед.

-Давайте позовем улитку: может, она выглянет из своего домика.

Улитка, улитка, высуни рожки!

Дам тебе хлебушка крошки!

«Улитка» высовывает «рожки» – указательный и средний палец.

Пальчики

Дети поднимают левую руку ладонью к себе. Правой рукой загибают пальцы.

Этот пальчик хочет  спать.      (Загибают мизинец.)    

Этот пальчик лег в кровать.     (Загибают безымянный палец.)

Этот пальчик чуть вздремнул. (Загибают средний палец.)

Этот пальчик уж уснул.            (Загибают указательный палец.)

Этот крепко-крепко спит.         (Загибают большой палец.)

Встали пальчики, ура.               (Распрямляются пальцы рук.)

В школу нам идти пора.            (Указательный и средний пальцы левой руки  

«бегут» по столу.)

Далее игра повторяется с движениями пальцев правой руки.

При проведении описанных игр взрослый  прочитывает стихотворение и выполняет движения вместе с детьми.

Упражнения по развитию ручной моторики необходимо проводить систематически в течение 3-5 минут на каждом занятии подготовительного этапа

Если ребенка не увлекают развивающие пособия - предложите ему настоящие дела. Вот упражнения, в которых малыш может тренировать мелкую моторику, помогая родителям и чувствуя себя нужным и почти взрослым:

1. Очищать крутые яйца. Чистить мандарины.

2. Разбирать расколотые грецкие орехи (ядра от скорлупок). Очищать фисташки.

3. Собирать с пола соринки. Помогать собирать рассыпавшиеся по полу предметы (пуговицы, гвоздики, фасоль, бусинки).

4.Пытаться самостоятельно обуваться, одеваться. А так же разуваться и раздеваться. Для этого часть обуви и одежды должны быть доступны ребенку, чтобы он мог наряжаться, когда захочет. Учиться самостоятельно надевать перчатки. Пробовать зашнуровывать кроссовки.

5. Помогать сматывать нитки или веревку в клубок (О том, кто их размотал лучше умолчать)

6. Вешать белье, используя прищепки (нужно натянуть веревку для ребенка).

7. Помогать родителям отвинчивать различные пробки - у канистр с водой, пены для ванн, зубной пасты и т.п.

8. Помогать перебирать крупу.

9. Рвать, мять бумагу и набивать ей убираемую на хранение обувь.

10. Собирать на даче или в лесу ягоды.

11. Доставать что-то из узкой щели под шкафом, диваном, между мебелью.

12. Вытирать пыль.

13. Включать и выключать свет.

14. Отлеплять и прилеплять наклейки.

15. Перелистывать страницы книги.

16. Затачивать карандаши (точилкой). Стирать нарисованные каракули ластиком.

 Что-то будет получаться, что-то нет. Но, обычно, в освоении серьезных дел дети оказываются очень упорными.

Для достижения желаемого результата необходимо сделать работу по развитию пальцевой моторики регулярной.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие мелкой моторики у детей 6 - 7 лет имеющих нарушения звукопроизношения.

Особенности сформированности мелкой моторики у детей дошкольного возраста с нарушением звукопроизношения....

Обобщение опыта работы логопеда по теме: «Развитие мелкой моторики у детей с проблемами в развитии»

Обобщение опыта работы по теме: «Развитие мелкой моторики у детей с проблемами в развитии»...

Методические рекомендации для специалистов и родителей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями Развитие мелкой моторики у детей с ДЦП

Всестороннее представление об окружающем предметном мире у человека не может сложиться безтактильно – двигательного восприятия, так как оно лежит в основе чувственного познания.Именно с помощью тактил...

Методические рекомендации «Развитие мелкой моторики у детей с тяжелыми множественными нарушениями развития»

Методические рекомендации предназначены для воспитателей стационарных учреждений социального обслуживания, работающих с детьми с ТМНР; педагогов образовательных учреждений  8 вида, родителей.Реко...

Работа с бумагой и бросовым материалом как средство развития мелкой моторики у детей с Тяжелыми Множественными Нарушениями Развития /из опыта работы/

        Работу по развитию мелкой моторики рук своих воспитанников я осуществляю с помощью продуктивных видов деятельности – это и работа с счетными палочками, кинетич...