Тренинг для родитей выпускников
методическая разработка (11 класс)
Необходимым условием сохранения здоровья являются положительные эмоции, душевный комфорт и адекватная поведенческая реакция. Поскольку большую часть времени обучающиеся проводят в семье, то становится неоспоримым тот факт, что дискомфортное психологическое состояние родителей может пагубно влиять на ребёнка.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
trening_dlya_roditeley_vypusknikov.docx | 40.15 КБ |
pamyatki_dlya_roditeley.docx | 15.27 КБ |
uprazhneniya_na_snyatie_trevozhnosti.docx | 23.19 КБ |
Предварительный просмотр:
Здравствуйте, уважаемые родители!
Мы сегодня с Вами поговорим о самом сложном периоде ученика – это период сдачи государственной итоговой аттестации.
Каждый учитель предметник должен знать возрастные психологические особенности учащихся и уметь помочь детям их родителям в этот непростой период.
Необходимым условием сохранения здоровья являются положительные эмоции, душевный комфорт и адекватная поведенческая реакция. Поскольку большую часть времени обучающиеся проводят в семье, то становится неоспоримым тот факт, что дискомфортное психологическое состояние родителей может пагубно влиять на ребёнка.
Итак, начнем наше родительское собрание.
Я хочу предложить Вам, уважаемые родители, несколько упражнений, направленных на снижение Вашей тревожности перед выпускными экзаменами, поскольку Ваши положительные эмоции - один из главнейших факторов успешной сдачи экзамена и психологического здоровья Вашего ребенка.
Мастер-класс в форме тренинга «ГИА без проблем»
Тема: «ГИА без проблем»
Цель: снижение родительской тревожности в период подготовки и сдачи ГИА выпускниками.
Задачи: создание благоприятного эмоционально-психологического климата; формирование навыков позитивного общения с ребёнком; формирование у родителей выпускников навыков саморегуляции.
Категория аудитории: родители выпускников школы.
Место в системе работы: единичное занятие.
Оборудование: листы бумаги А4 по количеству участников, фломастеры, доска, мел, карандаши, магниты на доску.
Трудно найти родителей, которые в преддверии ГИА сохраняли бы спокойствие: тревожась о предстоящем испытании, родитель обрушивает на ребёнка огромное количество требований, что не только не помогает, но и вызывает психологический дискомфорт выпускника. Отсутствие видимого беспокойства ребёнка по отношению к экзамену также негативно воспринимается родителями и интерпретируется как безответственность. Как правило, родители забывают, что ребёнка контролирует ещё и учитель. В итоге выпускники оказываются в своеобразном психологическом капкане: с одной стороны тревожные родители, с другой – требования учителя.
Данный тренинг направлен на снижение тревожности родителей перед выпускными экзаменами и на стабилизацию их психологического здоровья, поскольку психологический комфорт родителей, их положительные эмоции – один из важнейших факторов успешности и психологического здоровья выпускника школы.
Тренинг
- Организационный момент. Знакомство с группой.
Ведущий
- Введение в проблему
Скоро ваши дети закончат обучение в школе. Кто-то, получив аттестат, пойдет учиться в ВУЗ, кто-то захочет немного отдохнуть, ну а кто-то уже решил, что пойдёт работать. Но это будет еще не скоро. Что же ожидает ваших детей в этом году? (Ответы).
- Упражнение «Рисуем эмоции»
Сейчас я попрошу вас разделиться на две группы. Возьмите, пожалуйста, фломастеры и лист бумаги, положите свою руку на листок и обведите её. У вас получился трафарет вашей ладони. Теперь в каждом пальчике рисунка напишите эмоцию, которую вы испытываете при упоминании о ГИА. (Родители рисуют и пишут около 5 минут).
Все выполнили задание, молодцы. Теперь каждая пара сравнивает свои «ладошки»: что общего в рисунках, чем рисунки отличаются. (Обсуждение, каждая пара высказывается по очереди).
- Упражнение «Нарисуй и передай»
Возьмите лист бумаги с трафаретом вашей ладошки и выберите самый приятный для вас цвет карандаша (пройти по рядам с пачкой карандашей; хорошо, если в пачке будет по несколько карандашей одинакового цвета, поскольку один и тот же цвет могут выбрать несколько родителей). Как только я хлопну в ладоши, вы должны нарисовать на одном пальчике всё, что захотите. По моему хлопку передайте свой лист соседу слева, который продолжит рисовать ваш рисунок. Затем я опять хлопаю в ладоши, и лист передаётся дальше по кругу до тех пор, пока не вернётся обратно хозяину.
Как видите, вас очень многое объединяет (назвать общие эмоции). Можно сделать вывод, что все родители перед экзаменом своих детей испытывают похожие переживания, а значит, хорошо понимают друг друга.
А насколько хорошо родители понимают собственного ребёнка?
- Игра «Пойми меня»
Сейчас мы с вами поиграем. Мне нужны четыре добровольца. Остальные родители будут наблюдателями.
(Каждый из четырёх родителей получает от ведущего записку с ролью, которую он будет играть. Роли: выпускник, родитель, учитель.).
Каждый из вас получил листок с какой-то ролью. И сейчас ваша задача состоит в том, чтобы присутствующие здесь родители по вашим словам, позам, движениям смогли догадаться, кого вы изображаете. (Родители-добровольцы импровизируют, остальные внимательно следят за ними).
Родитель - «родитель»
Ситуация такова: «До экзамена моего ребенка осталась неделя, один день, одна ночь, час, и вот ОН ПОШЕЛ СДАВАТЬ!!! Глаз дергается, ноги не держат, беру телефон, руки трясутся, что-то он долго не звонит …».
Родитель - «выпускник»
Ситуация такова: «До экзамена осталась неделя, один день, одна ночь, час, и вот я вхожу. Глаза красные, ноги не держат, беру экзаменационные бланки, руки трясутся. Мой разум отказывается мне повиноваться».
Родитель - «учитель»
Ситуация такова: «До экзамена моего ученика осталась неделя - он еще ничего не выучил, один день - он так плохо подготовился! Куда смотрят родители? Бессонная ночь! Глаза красные, ноги не держат, хоть бы не опоздал, руки трясутся».
Буквально несколько минут на подготовку.
Задача остальных родителей внимательно смотреть на каждого выступающего и определит какую роль он играет.
Молодцы. Кого изображали родители? Как вел себя каждый из них? Легко ли приходилось родителю, который изображал выпускника? Почему? Что общего в поведении каждого из них? (Обсуждение).
Вот мы и увидели своеобразный психологический капкан, в котором оказывается выпускник: с одной стороны тревожные родители, с другой – тревожные, требующие учителя.
Рекомендации родителям выпускников
Вы молодцы! Мы с Вами осень продуктивно поработали. Все эти упражнения достаточно простые, вы можете делать в любое время.
Необходимо помнить: Успешен всегда тот человек, который уверен в своих силах, знает свои сильные стороны и качества, человек, который умеет контролировать и регулировать свое эмоциональное состояние.
В завершении родительского собрания, родителям можно раздать памятки: «Как помочь ребёнку успешно сдать экзамены», «Способы снятия нервно-психического напряжения» (примеры можно посмотреть в папке на Вашем столе).
- Завершение тренинга. Рефлексия.
Наша встреча подошла к концу.
Я приготовила для Вас диски с информацией. Здесь Вы найдете Анкеты для родителей и учеников, различные памятки, которые помогут правильно вести себя по отношению к ребёнку в экзаменационный период, снять нервно-психическое напряжение, а также разработку нашего родительского собрания.
Я надеюсь, данный материал будет Вам полезен.
В завершении, прошу Вас оставить на доске смайлик Вашего настроения, для понимания, понравился ли Вам наш тренинг, пригодятся ли вам данные советы?
Приложение 1
Как помочь ребёнку успешно сдать экзамены
Памятка для родителей
- Не говорите ребёнку о своих страхах и тревожных предчувствиях. Помните: тревожась сами, вы увеличиваете стресс ребёнка.
- Верьте в своего ребёнка, не скупитесь на похвалу.
- Спокойно разговаривайте с ребёнком об экзаменах, выслушивайте его опасения и предлагайте решения, а не поучайте.
- Делитесь опытом по преодолению трудностей, рассказывайте о том, как вы справляетесь со сложными для вас ситуациями.
- Помните: количество полученных баллов на ЕГЭ не является совершенным измерением возможностей вашего ребёнка.
- Контролируйте режим ребёнка, не давайте ребёнку переутомляться.
Способы снятия нервно-психического напряжения
Памятка для родителей
- Регулярно принимайте витамины.
- Займитесь спортом: спортивные занятия помогают справиться с большим выбросом адреналина.
- Принимайте контрастный душ.
- Порисуйте пальцами с помощью муки, песка или красок. Это занятие поможет не только расслабиться, но и доставит огромное удовольствие.
- Комкайте газеты: устройте соревнование, кто дальше бросит скомканную газету.
- Громко спойте любимую песню или покричите как можно громче.
- Посмотрите на горящую свечу.
- Чаще гуляйте на свежем воздухе. Особенно хороши поездки на природу.
Приложение 2
Анкета № 1 для учащихся «Самооценка психологической готовности к ОГЭ»
Инструкция: Для успешной сдачи ОГЭ необходимо оценить и скорректировать те психологические трудности, с которыми может столкнуться каждый выпускник. В этом тебе поможет данная анкета, результаты которой ты обработаешь самостоятельно. Оцени свое согласие или несогласие с приведенными ниже утверждениями по 5-балльной шкале- обведи цифру, отражающую твое мнение.
№ | Утверждения | Полностью не согласен | Скорее не согласен, чем согласен | Затрудняюсь ответить | Скорее согласен, чем не согласен | Абсолютно согласен |
1 | Я достаточно осведомлен о самой процедуре сдачи ОГЭ | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
2 | Думаю, что способен правильно распределить свои силы во время ОГЭ | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
3 | ОГЭ заранее у меня вызывает тревогу | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
4 | Я не очень представляю, как проходит ОГЭ | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
5 | Полагаю, что смогу оптимально планировать свое время в течение экзамена | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
6 | Я не волнуюсь, когда думаю о предстоящих ОГЭ | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
7 | Я не работаю с КИМ | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
8 | Я не знаю, как выбрать наилучший для меня способ выполнения заданий | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
9 | Думаю, что сумею справиться со своей тревогой на экзамене | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
10 | Я достаточно много знаю про ОГЭ, чтобы понять его преимущества и недостатки | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
11 | Я смогу определить конструктивную для себя стратегию деятельности | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
12 | С моим беспокойством мне будет трудно сдавать ОГЭ | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
13 | Я знаю, какие задания нужно выполнять, чтобы получить желаемую оценку | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
14 | Я сумею успокоиться в напряженной ситуации экзамена | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
15 | Я чувствую, что сдать ОГЭ мне по силам | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
СПАСИБО!
Алгоритм подсчета в ОБРАТНОМ порядке | 5 | 4 | 3 | 2 | 1 |
АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ
Результаты подсчитываются суммированием обведенных тобой баллов. Для этого подсчитай сумму баллов отдельно по каждой из трех СОСТАВЛЯЮЩИХ психологической готовности к ОГЭ, учитывая, что балл по некоторым утверждением считается в ОБРАТНОМ порядке.
Составляющие | Подсчет баллов | Подсчет баллов | ВСЕГО | ||||||||||
в прямом порядке | в обратном порядке | ||||||||||||
Осведомленность | Номера | Номера | баллов | ||||||||||
и умелость | в | утверждений | 1 | 7 | 10 | 13 | утверждений | 4 | |||||
процедурных | Подсчет | Подсчет | |||||||||||
вопросах сдачи | баллов | баллов | |||||||||||
ОГЭ | |||||||||||||
Способность | к | Номера | Номера | баллов | |||||||||
самоорганизации | утверждений | 2 | 5 | 11 | 14 | утверждений | 8 | ||||||
и самоконтролю | Подсчет | Подсчет | |||||||||||
баллов | баллов | ||||||||||||
Экзаменационная | Номера | Номера | баллов | ||||||||||
тревожность | утверждений | 3 | 12 | утверждений | 6 | 9 | 15 | ||||||
Подсчет | Подсчет | ||||||||||||
баллов | баллов | ||||||||||||
Значение полученных результатов (балл-уровень):
- 1 – 5б. – очень низкий;
- 6 – 10 б. – ниже среднего;
- 10 – 15 б. – средний;
- 16 – 20 б. – выше среднего;
- 21 – 25 б. – высокий.
Приложение 3
Анкета №2 для учащихся и родителей
Инструкция: Внимательно прочитайте суждения и отметьте ваш выбор плюсом в графе «ДА» или «НЕТ»
№ | СУЖДЕНИЯ | ДА | НЕТ |
1 | Думаю, что успех в жизни зависит скорее от случая, чем от | ||
расчета | |||
2 | Если я лишусь любимого занятия, жизнь для меня потеряет | ||
всякий смысл | |||
3 | Для меня в любом деле важнее не его исполнение, а конечный | ||
результат | |||
4 | Считаю, что люди больше страдают от неудач на работе, чем | ||
от плохих взаимоотношений с близкими | |||
5 | По моему мнению, большинство людей живут далекими | ||
целями, а не близкими | |||
6 | В жизни у меня было больше успехов, чем неудач | ||
7 | Эмоциональные люди мне нравятся больше, чем деятельные | ||
8 | Даже в обычной работе я стараюсь усовершенствовать | ||
некоторые ее элементы | |||
9 | Поглощенный мыслями об успехе, я могу забыть о мерах | ||
предосторожности | |||
10 | Мои близкие считают меня ленивым человеком | ||
11 | Думаю, что в моих неудачах повинны скорее обстоятельства, | ||
чем я сам | |||
12 | Терпения во мне больше, чем способностей | ||
13 | Мои родители слишком строго меня контролируют | ||
14 | Лень, а не сомнение в успехе вынуждают меня часто | ||
отказываться от своих намерений | |||
15 | Думаю, что я уверенный в себе человек | ||
16 | Ради успеха я могу рискнуть, даже если шансы невелики | ||
17 | Я усердный человек | ||
18 | Когда все идет гладко, моя энергия усиливается | ||
19 | Если бы я был журналистом, я писал бы скорее об | ||
оригинальных изобретениях людей, чем о каких-то | |||
происшествиях | |||
20 | Мои близкие обычно не разделяют моих планов | ||
21 | Уровень моих требований к жизни ниже, чем у моих | ||
товарищей | |||
22 | Мне кажется, что настойчивости во мне больше, чем | ||
способностей |
Значение полученных результатов
Число в процентном отношении положительных ответов говорит:
- 75 % и более – высокий уровень мотивации достижений;
- 50% и более – средний ( в норме);
- 25 % и более – допустимый уровень;
- Менее 25% – отсутствие мотивации достижений, что требует обращения к специалисту – психологу.
Предварительный просмотр:
Как помочь ребёнку успешно сдать экзамены
Памятка для родителей
- Не говорите ребёнку о своих страхах и тревожных предчувствиях. Помните: тревожась сами, вы увеличиваете стресс ребёнка.
- Верьте в своего ребёнка, не скупитесь на похвалу.
- Спокойно разговаривайте с ребёнком об экзаменах, выслушивайте его опасения и предлагайте решения, а не поучайте.
- Делитесь опытом по преодолению трудностей, рассказывайте о том, как вы справляетесь со сложными для вас ситуациями.
- Помните: количество полученных баллов на ЕГЭ не является совершенным измерением возможностей вашего ребёнка.
- Контролируйте режим ребёнка, не давайте ребёнку переутомляться.
Способы снятия нервно-психического напряжения
Памятка для родителей
- Регулярно принимайте витамины.
- Займитесь спортом: спортивные занятия помогают справиться с большим выбросом адреналина.
- Принимайте контрастный душ.
- Порисуйте пальцами с помощью муки, песка или красок. Это занятие поможет не только расслабиться, но и доставит огромное удовольствие.
- Комкайте газеты: устройте соревнование, кто дальше бросит скомканную газету.
- Громко спойте любимую песню или покричите как можно громче.
- Посмотрите на горящую свечу.
- Чаще гуляйте на свежем воздухе. Особенно хороши поездки на природу.
Предварительный просмотр:
Чем мы похожи?
Упражнение «Плюсы и минусы»
(Ведущий раздаёт листы А4 каждому родителю).
Сейчас я попрошу разделить ваш листок пополам. На одной части листа напишите, пожалуйста, плюсы ГИА (ЕГЭ, ОГЭ), а на второй – минусы. (Родители работают около 5 минут).
Сейчас я попрошу вас по очереди прочитать положительные стороны экзамена. (Родители зачитывают, ведущий фиксирует основные моменты на доске). А теперь прочитайте минусы. (Ведущий записывает на доске минусы ГИА).
Посмотрите на доску. Вы считаете, что… (Обсуждение: чего больше – минусов или плюсов; что больше тревожит родителей).
Упражнение «Рисуем эмоции»
Сейчас я попрошу вас разделиться на пары. Возьмите, пожалуйста, фломастеры и лист бумаги, положите свою руку на листок и обведите её. У вас получился трафарет вашей ладони. Теперь в каждом пальчике рисунка напишите эмоцию, которую вы испытываете при упоминании о ГИА. (Родители рисуют и пишут около 5 минут).
Все выполнили задание, молодцы. Теперь каждая пара сравнивает свои «ладошки»: что общего в рисунках, чем рисунки отличаются. (Обсуждение, каждая пара высказывается по очереди).
Как видите, вас очень многое объединяет (назвать общие эмоции). Можно сделать вывод, что все родители перед экзаменом своих детей испытывают похожие переживания, а значит, хорошо понимают друг друга. А насколько хорошо родители понимают собственного ребёнка?
Игра «Пойми меня»
Сейчас мы с вами поиграем. Мне нужны четыре добровольца. Остальные родители будут наблюдателями.
(Каждый из четырёх родителей получает от ведущего записку с ролью, которую он будет играть. Роли: выпускник, родитель, учитель, директор школы.).
Каждый из вас получил листок с какой-то ролью. И сейчас ваша задача состоит в том, чтобы присутствующие здесь родители по вашим словам, позам, движениям смогли догадаться, кого вы изображаете. (Родители-добровольцы импровизируют, остальные внимательно следят за ними).
Молодцы. Кого изображали родители? Как вел себя каждый из них? Легко ли приходилось родителю, который изображал выпускника? Почему? (Обсуждение).
Учимся снижать тревожность
Ну что ж, как вы заметили, что у вас много общего. И то, что вас объединяет на сегодняшний момент, – это ваша тревожность. Наблюдая за нашими добровольцами, которые только что разыграли перед нами небольшую сценку, вы почувствовали, наверное, насколько тяжело приходится вашему ребёнку в период выпускных экзаменов. И теперь представьте, насколько усугубляется психологическое состояние ваших детей, когда родительская тревога умножается на экзаменационную тревожность детей. А ведь именно в этот период выпускникам нужна эмоциональная поддержка. Сможет ли родитель поддержать своего ребёнка, если он сам находится в состоянии тревожности и раздражения? (Ответы)
Конечно, это будет проблематично. Поэтому сегодня мы будем учиться расслабляться.
Упражнение «Рисую спокойствие»
Уважаемые родители, сейчас мы с вами порисуем. Только вместо бумаги с красками и карандашами у нас будет поднос с манной крупой, а вместо кисточек – пальцы рук. Рисуйте все, что хотите. Вы можете рисовать одной рукой, можете двумя. Попробуйте расслабиться во время рисования, не думать о проблемах и заботах. (Во время рисования можно включить спокойную тихую музыку. Время упражнения до 10 минут).
Упражнение «Газетный баскетбол»
Сейчас я попрошу разделиться на две команды. Каждый участник команды берёт газету, хорошенько её комкает и бросает в корзину. Команды чередуют броски. (Бросать можно неограниченное количество раз. Участники могут подсчитывать попадания газетных мячей в корзину, а потом выбрать победителя и дать ему какое-нибудь звание, например, «самый меткий». Упражнение можно выполнять до 10 минут).
Упражнение «Нарисуй и передай»
Возьмите лист бумаги и выберите самый приятный для вас цвет карандаша (пройти по рядам с пачкой карандашей; хорошо, если в пачке будет по несколько карандашей одинакового цвета, поскольку один и тот же цвет могут выбрать несколько родителей) . Как только я хлопну в ладоши, вы начнёте рисовать всё, что захотите. По моему хлопку передайте свой лист соседу слева, который продолжит рисовать ваш рисунок. Затем я опять хлопаю в ладоши, и лист передаётся дальше по кругу до тех пор, пока не вернётся обратно хозяину.
Упражнение «Торт и свечи»
Давайте представим, что у каждого из вас сегодня праздник – день рождения и вам подарили большой аппетитный торт со свечами. Закройте глаза, представьте этот торт, вспомните, какие эмоции вы испытывали в детстве, когда у вас был праздник. А теперь очень медленно дуем на воображаемые свечи, чтобы погасить их. (Родители медленно задувают воображаемые свечи).
Не все свечи погасли, подуем ещё раз. (Упражнение можно повторять до пяти-десяти раз, чтобы дыхание стало ровным и спокойным).
Упражнение «Состояние тревоги и покоя»
Предложите детям закрыть глаза и как можно лучше вспомнить или представить себе ситуацию, которая вызывает у них тревогу или волнение. Необходимо обратить внимание на то, что происходит с физическим самочувствием, как дети ощущают себя в ситуации тревоги. Затем предложите вспомнить ситуацию, в которой дети чувствуют себя уверенно, и снова обратить внимание на физическое самочувствие. По завершении упражнения обсудите его результаты и составьте «портрет тревоги» и «портрет спокойствия». Обратите особое внимание на то, что тревога сопровождается напряжением, а спокойствие - расслабленностью.
Медитативно-релаксационное упражнение – «Храм тишины»
Вообразите себя гуляющим на одной из улиц многолюдного и шумного города... Ощутите, как ваши ноги ступают по мостовой... Обратите внимание на других прохожих, выражения их лиц, фигуры... Возможно, некоторые из них выглядят встревоженными, другие спокойны... или радостны... Обратите внимание на звуки, которые вы слышите... Обратите внимание на витрины магазинов... Что вы в них видите?.. Вокруг очень много спешащих куда-то прохожих... Может быть, вы увидите в толпе знакомое лицо. Вы можете подойти и поприветствовать этого человека. А может быть, пройдете мимо... Остановитесь и подумайте, что вы чувствуете на этой шумной улице?.. Теперь поверните за угол и прогуляйтесь по другой улице... Это более спокойная улица. Чем дальше вы идете, тем меньше вам встречается людей... Пройдя еще немного, вы заметите большое здание, отличающееся по архитектуре от всех других... Вы видите на нем большую вывеску: «Храм тишины»... Вы понимаете, что этот храм — место, где не слышны никакие звуки, где никогда не было произнесено ни единого слова. Вы подходите и трогаете тяжелые резные деревянные двери. Вы открываете их, входите и сразу же оказываетесь окруженными полной и глубокой тишиной...
Побудьте в этом храме...в тишине... Потратьте на это столько времени, сколько вам нужно... Когда вы захотите покинуть этот храм, толкните двери и выйдите на улицу. Как вы себя теперь чувствуете? Запомните дорогу, которая ведет к «Храму тишины». Когда вы захотите, вы сможете возвращаться в него вновь.
Упражнение «Уверенность на экзамене»
Уверенность складывается из двух составляющих: из того, как ты себя чувствуешь и как ты выглядишь. Внутреннее состояние уверенности можно обрести с помощью техники аутотренинга и релаксации, которые мы сегодня осваивали. А как еще можно повысить свою уверенность? Прежде всего, очень важно вести себя уверенно. Когда ведешь себя таким образом, то и ощущение тоже меняется. Кроме того, у каждого из нас есть свои собственные ресурсы, на которые можно опираться в стрессовой ситуации.
Упражнение «Мои ресурсы»
Участники делят лист бумаги на две части. В одной части пишут: «Чем я могу похвастаться». Пусть дети запишут те свои качества и характеристики, которые считают своими сильными сторонами. Когда первая часть упражнения будет выполнена, озаглавьте вторую часть листа «Чем это может мне помочь на экзамене». Пусть ученики напротив каждой своей сильной стороны напишут, каким образом она сможет им помочь во время экзамена. Желающие озвучивают результаты выполнения упражнения.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
« Выпускники- выпускникам»
Классный час. 11 класс, 4 класс...
ЕГЭ. В помощь выпускникам. Пишем сочинение по части С. Рекомендации выпускникам по написанию части С
Вданной статье даны поэтапные рекомендации написания сочинения части С, составленные экспертом предметной комиссии ЕГЭ по русскому языку....
О ПРИМЕРНЫХ БИЛЕТАХ ДЛЯ СДАЧИ ЭКЗАМЕНА ПО ВЫБОРУ ВЫПУСКНИКАМИ 9 КЛАССОВ О ПРИМЕРНЫХ БИЛЕТАХ ДЛЯ СДАЧИ ЭКЗАМЕНА ПО ВЫБОРУ ВЫПУСКНИКАМИ 9 КЛАССОВ
Материал для учащихся 9 классов...
Вечер встречи с выпускниками "Здравствуйте, дорогие выпускники!"
Сценарий торжественной встречи выпускников школы....
ТРЕНИНГ ПО ТЕМЕ «ДРЕВНЯЯ РУСЬ» ТРЕНИНГ ПО ТЕМЕ "ПЕРВЫЕ РОМАНОВЫ"
Подготовка к ЕГЭ по истории-Тренинг и контроль по теме "Древняя Русь" Подготовка к ЕГЭ по истории-Тренинг и контроль по теме "Превые Романовы"...
Грамоты выпускникам, благодарственные письма родителям, напутствие выпускникам 11 класс
Материалы даны в помощь классному руководителю выпуского класса....
памятка-буклет для родитей
Гимнастика для глаз для домашнего пользования...