Комплексы артикуляционных гимнастик
консультация

Балобина Виктория Леонидовна

В статье представлены комплексы артикуляционных гимнастик 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Рекомендации по проведению упражнений артикуляционной

гимнастики

  1. Проводить артикуляционную гимнастику нужно ежедневно, чтобы вырабатываемые у детей навыки закреплялись.
  2. Лучше выполнять упражнения3-4 раза в день по 3-5 минут. Не следует предлагать детям больше 2-3 упражнений за раз.
  3. Каждое упражнение выполняется по 5-7 раз.
  4. Статические упражнения выполняются по 10-15 секунд (удержание артикуляционной позы в одном положений).
  5. Артикуляционную гимнастку выполняют сидя, так как в таком положении у ребенка прямая спина, тело не напряжено, руки и ноги находятся в спокойном положении.
  6. Начинать гимнастику лучше с упражнений для губ.

Упражнения для губ

  1. "Улыбка"- Удерживание губ в улыбке. Зубы не видны.
  2. "Трубочка" - Вытягивание губ вперед длинной трубочкой.
  3. "Хоботок" - Вытягивание сомкнутых губ вперед.
  4. "Бублик", "Рупор" - Зубы сомкнуты. Губы округлены и чуть вытянуты вперед. Верхние и нижние резцы видны.
  5. "Трубочка", "Бублик", "Улыбка", "Хоботок" – Чередование положений губ.
  6. "Кролик" - Зубы сомкнуты. Верхняя губа приподнята и обнажает верхние резцы.

Упражнения для развития подвижности губ

  1. «Улыбка-трубочка». Вытянуть вперед губы трубочкой, затем растянуть губы в улыбку.
  2. «Пятачок». Вытянутые трубочкой губы двигать вправо-влево, вращать по кругу.
  3. «Рыбки разговаривают». Хлопать губами друг о друга (произносится глухой звук).
  4. «Уточка». Вытянуть губы, сжать их так, чтобы большие пальцы
  5. были под нижней губой, а все остальные на верхней губе, и вытягивать губы
  6. вперед как можно сильнее, массируя их и стремясь изобразить клюв уточки.
  7. «Недовольная лошадка». Поток выдыхаемого воздуха легко и
  8. активно посылать к губам, пока они не станут вибрировать. Получается звук, похожий на фырканье лошади.

Статические упражнения для языка:

  1. «Птенчики». Рот широко открыт, язык спокойно лежит в ротовой полости.
  2. «Лопаточка». Рот открыт, широкий расслабленный язык лежит на нижней губе.
  3. «Чашечка». Рот широко открыт. Передний и боковой края широкого языка подняты, но не касаются зубов.
  4. «Иголочка», («Стрелочка», «Жало»). Рот открыт. Узкий напряженный язык выдвинут вперед.
  5. «Горка», («Киска сердится»). Рот открыт. Кончик языка упирается в нижние резцы, спинка языка поднята вверх.
  6. «Трубочка». Рот открыт. Боковые края языка загнуты вверх.
  7. «Грибок». Рот открыт. Язык присосать к нёбу.

Динамические упражнения для языка:

  1. «Часики», («Маятник»). Рот приоткрыт. Губы растянуты в улыбку. Кончиком узкого языка попеременно тянуться под счет педагога к уголкам рта.
  2. «Змейка». Рот широко открыт. Узкий язык сильно выдвинуть вперед и убрать вглубь рта.
  3. «Качели». Рот открыт. Напряженным языком тянуться к носу и подбородку, либо к верхним и нижним резцам.
  4. «Футбол», («Спрячь конфетку»). Рот закрыт. Напряженным языком упереться то в одну, то в другую щеку.
  5. «Почистить зубы». Рот закрыт. Круговым движением языка обвести между губами и зубами.

КОМПЛЕКС
(для свистящих звуков с, з, ц)

«Загнать мяч в ворота» 
Вытянуть губы вперед трубочкой и длительно дуть на ватный шарик (лежит на столе перед ребенком), загоняя его между двумя кубиками.  

«Наказать непослушный язык»
Немного приоткрыть рот, спокойно положить язык на нижнюю губу и, пошлепывая его губами, произносить звуки пя-пя-пя... Удерживать широкий язык в спокойном положении при открытом рте под счет от одного до пяти — десяти.  

«Сделать язык широким»
Улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий передний край языка на нижнюю губу. Удерживать его в таком положении под счет от одного до пяти — десяти.  

«Кто дальше загонит мяч?»
 
Улыбнуться, положить широкий передний край языка на нижнюю губу и, как бы произнося длительно звук ф, сдуть ватку на противоположный край стола.    

«Почистим зубы»
Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот и кончиком языка «почистить» нижние зубы, делая сначала движения языком из стороны в сторону, потом снизу вверх.

КОМПЛЕКС 
(для шипящих звуков ш, ж, ч, щ)

«Наказать непослушный язык» 
Немного приоткрыть рот, спокойно положить язык на нижнюю губу и, пошлепывая его губами, произносить звуки пя-пя-пя... Удерживать широкий язык в спокойном положении при открытом рте под счет от одного до пяти — десяти.
«Сделать язык широким» 
Улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий передний край языка на нижнюю губу. Удерживать его в таком положении под счет от одного до пяти — десяти.
«Приклей конфетку» 
Положить широкий кончик языка на нижнюю губу. На самый край языка положить тоненький кусочек ириски, приклеить кусочек конфетки к нёбу за верхними зубами.
«Грибок»
Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот и, прижав широкий язык всей плоскостью к нёбу, широко открыть рот. (Язык будет напоминать тонкую шляпку грибка, а растянутая подъязычная связка — его ножку.)
«Кто дальше загонит мяч?» 
Улыбнуться, положить широкий передний край языка на нижнюю губу и, как бы произнося длительно звук ф, сдуть ватку на противоположный край стола.
«Вкусное варенье»
Слегка приоткрыть рот и широким передним краем языка облизать верхнюю губу, делая движение языком сверху вниз, но не из стороны в сторону.
«Гармошка»
Улыбнуться, приоткрыть рот, приклеить язык к нёбу и, не отпуская языка, закрывать и открывать рот (как растягиваются меха гармошки, так растягивается подъязычная уздечка). Губы находятся в положении улыбки. При повторении упражнения надо стараться открывать рот все шире и все дольше удерживать язык в верхнем положении.
«Фокус» 
Улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий передний край языка на верхнюю губу так, чтобы боковые края его были прижаты, а посередине языка был желобок, и сдуть ватку, положенную на кончик носа. Воздух при этом должен идти посередине языка, тогда ватка полетит вверх.

КОМПЛЕКС 
(для звука л)

«Наказать непослушный язык»
Немного приоткрыть рот, спокойно положить язык на нижнюю губу и, пошлепывая его губами, произносить звуки пя-пя-пя... Удерживать широкий язык в спокойном положении при открытом рте под счет от одного до пяти — десяти.  

«Вкусное варенье» 
Слегка приоткрыть рот и широким передним краем языка облизать верхнюю губу, делая движение языком сверху вниз, но не из стороны в сторону.  

«Пароход гудит»
Приоткрыть рот и длительно произносить звук ы (как гудит пароход).  

«Индюк»
Приоткрыть рот, положить язык на верхнюю губу и производить движения широким передним краем языка по верхней губе вперед и назад, стараясь не отрывать язык от губы — как бы поглаживать ее. Сначала производить медленные движения, потом убыстрить темп и добавить голос, пока не послышится бл-бл (как индюк болбочет).  

«Качели»

Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот, положить широкий язык за нижние зубы (с внутренней стороны) и удерживать в таком положении под счет от одного до пяти. Потом поднять широкий язык за верхние зубы (тоже с внутренней стороны) и удерживать под счет от одного до пяти. Так, поочередно менять положение языка 4—6 раз.  

«Пощелкать кончиком языка»
Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот и пощелкать кончиком языка (как лошадка цокает копытами).  

«Беззвучно пощелкивать кончиком языка» 
Ребенок должен производить те же движения языком, что и в предыдущем упражнении, только беззвучно.

КОМПЛЕКС 
(для звука р)

«Чьи зубы чище?»
Приоткрыть рот и кончиком языка «почистить» верхние зубы с внутренней стороны, делая движения языком из стороны в сторону.  

«Маляр» 
Улыбнуться, открыть рот и «погладить» кончиком языка твердое нёбо, делая движения языком вперед-назад.  

«Кто дальше загонит мяч?»
 
Улыбнуться, положить широкий передний край языка на нижнюю губу и, как бы произнося длительно звук ф, сдуть ватку на противоположный край стола.  

«Пощелкать кончиком языка» 
Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот и пощелкать кончиком языка (как лошадка цокает копытами).  

«Вкусное варенье» 
Слегка приоткрыть рот и широким передним краем языка облизать верхнюю губу, делая движение языком сверху вниз, но не из стороны в сторону.  

«Индюк»
Приоткрыть рот, положить язык на верхнюю губу и производить движения широким передним краем языка по верхней губе вперед и назад, стараясь не отрывать язык от губы — как бы поглаживать ее. Сначала производить медленные движения, потом убыстрить темп и добавить голос, пока не послышится бл-бл (как индюк болбочет).  

«Барабанщики» 
Улыбнуться, открыть рот и постучать кончиком языка за верхними зубами, многократно и отчетливо произнося звук д: д-д-д. Сначала звук д произносить медленно. Постепенно убыстрять темп.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей по звукопроизношению. Комплекс артикуляционной гимнастики

От четкой и внятной дикции зависит полноценное общение ребенка со сверстниками и взрослыми, успешное овладение грамотой, а в дальнейшем, при обучении в школе, отсутствие проблем в усвоении школьной пр...

Комплексы артикуляционной гимнастики

Комплексы артикуляционной гимнастики...

Комплексы артикуляционной гимнастики

Материал содержит комплексы упражнений, ежедневное выполнение которых будет способствовать профилактике и устранению нарушений звукопроизношения....

Комплекс артикуляционной гимнастики

Упражнения артикуляционной гимнастики, подобранные в отдельные комплексы и изложенные в мультимедийной презентации...

Комплекс артикуляционной гимнастики для детей

Комплекс артикуляционной гимнастики расчитан для учащихся 1-8 классов для использования на занятиях по пению....

Комплексы артикуляционной гимнастики

Артикуляционная гимнастика – это совокупность специальных упражнений, направленных на укрепление мышц артикуляционного аппарата, развитие силы, подвижности и дифференцированности движений органов...