Комплексы артикуляционной гимнастики
картотека на тему
Артикуляционная гимнастика – это совокупность специальных упражнений, направленных на укрепление мышц артикуляционного аппарата, развитие силы, подвижности и дифференцированности движений органов, участвующих в речевом процессе.
Цель артикуляционной гимнастики – выработка полноценных движений и определенных положений органов артикуляционного аппарата, умение объединять простые движения в сложные, необходимые для правильного произнесения звуков.
Артикуляционная гимнастикаявляется основой формирования речевых звуков – фонем – и коррекции нарушений звукопроизношения любой этиологии и патогенеза; она включает упражнения для тренировки подвижности органов артикуляционного аппарата, отработки определенных положений губ, языка, мягкого неба, необходимых для правильного произнесения как всех звуков, так и каждого звука той или иной группы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kompleksy_artikulyatsionnoy_gimnastiki.docx | 200.65 КБ |
Предварительный просмотр:
Первый комплекс артикуляционной гимнастики для свистящих звуков с, з, ц.
- Загнать мяч в ворота
1.Вытянуть губы вперед трубочкой
2.Длительно дуть на ватный шарик, загоняя его между двумя кубиками
- Месим тесто
1.Улыбнуться
2.Немного приоткрыть рот
3.Пошлепать языком между губами – «пя-пя-пя-пя-пя…»
4.Удерживать в спокойном положении под счет от 1 до 5
- Блинчик
1.Улыбнуться
2.Приоткрыть рот
3.Положить широкий язык на нижнюю губу
4.Удерживать под счет от 5 до 10
- Остудим блинчик.
1.Улыбнуться
2.Положить широкий язык на нижнюю губу
3.Произнести звук Ф, воздух должен быть холодным. Щеки не надувать.
- Чистим зубки
1.Улыбнуться
2.Показать зубы, приоткрыть рот
3.Кончиком языка поочередно «почистить» нижние и верхние зубы
- Заборчик
1. Улыбнуться, с напряжением обнажив сомкнутые зубы
- Дудочка
1. С напряжением вытянуть вперед губы (зубы сомкнуты)
2. Выполнить динамические упражнения заборчик-дудочка 10-15 раз
- Киска сердится
1. Губы в улыбке, рот открыт
2. Кончик языка упирается в нижние зубы
3. Выгнуть язык горкой, упираясь кончиком языка в нижние зубы
4. Покатили верхние зубки с горки «гладим киску» со звуком «ссс», зубки закрыли в красивый забор «ссс…»
Второй комплекс артикуляционной гимнастики для шипящих звуков ш, ж, щ, ч.
- Вкусное варенье
1.Слегка приоткрыть рот
2.Улыбнуться
3.Широким языком облизать верхнюю губу (нижняя челюсть должна быть неподвижна).
- Лошадка
1. Вытянуть губы
2. Приоткрыть рот
3. Поцокатъ "узким" языком (как цокают копытами )
4. Лошадка спотыкается: губы-«заборчик» - губы-«Дудочка» продолжаем цокать.
- Грибочек
1.Улыбнуться
2.Показать зубы, приоткрыть рот
3.Поцокать языком, будто едешь на лошадке
4.Присосать широкий язык к небу, широко открыть рот (язык будет напоминать шляпку грибка, растянутая подъязычная связка – его ножку).
- Гармошка
1.Улыбнуться, приоткрыть рот
2.Сделать «грибочек» (т.е. присосать широкий язык к небу)
3.Не отрывая языка открывать и закрывать рот (зубы не смыкать)
- Парашютик
1.Улыбнуться, приоткрыть рот
2.На кончик носа положить ватку
3.Широким языком в форме «чашечки», прижатым к верхней губе, сдуть ватку с носа вверх
- Чашечка
1. Улыбнуться
2. Широко открыть рот
3. Высунуть широкий язык и придать ему форму "чашечки" (т. е. слегка приподнять кончик языка)
Третий комплекс артикуляционной гимнастики для звука Л
- Качели
1.Улыбнуться
2.Приоткрыть рот, показать зубы
3.Кончик языка упереть за верхние зубы (удерживать под счет)
4.Кончик языка упереть за нижние зубы (удерживать под счет). Поочередно менять положение
- Часики
1. Улыбнуться, открыть рот
2. Кончик языка (как часовую стрелку) переводить из одного уголка рта в другой
- Орешки
1. Рот закрыт
2. Кончик языка с напряжением поочередно упирается в щёки
3. На щеках образуются твердые шарики - "орешки"
- Пароход гудит
1.Губы в улыбке
2.Рот приоткрыт
3.Длительно произнести звук «ы-ы-ы»
- Индюки болтают
1.Приоткрыть рот
2.Положить язык на верхнюю губу
3.Языком быстро двигать по верхней губе – «бл-бл-бл»
Четвертый комплекс артикуляционной гимнастики для звука Р
- Маляр
1.Губы в улыбке
2.Приоткрыть рот
3.Кончиком языка погладить («покрасить») небо, делая движения языком вперед-назад
- Барабанщик
1.Улыбнуться
2.Открыть рот
3.Кончиком языка постучать за верхними зубами, произнося звук Д: д-д-д (сначала медленно, постепенно убыстрять темп). Нижняя челюсть неподвижна. (Можно попытаться ватной палочкой под языком во время частого произнесения д-д-д создать искусственную вибрацию языка).
Комплекс дыхательной гимнастики.
Футбол
Из кусочка ваты скатайте шарик. Это мяч. Ворота -два кубика или карандаша. Ребенок дует на мяч, пытается «забить гол». Вата должна оказаться между кубиками.
Бабочка.
Вырежьте из бумаги несколько бабочек(фантики). К каждой бабочке привяжите нитку на уровне лица ребенка. Произнесите вместе с ребенком:
Бабочка-коробочка
Полети на облачко,
Там твои детки-
На березовой ветке!
Затем предложите подуть на бабочку длительным плавным выдохом, «Чтобы она полетела»
Кораблик
Пуская бумажный кораблик в тазу с водой, объясните малышу, что для того, чтобы кораблик двигался, на него нужно дуть медленно и длительно. Заканчивая игру, произнесите с ребенком:
Ветерок, ветерок,
Натяни парусок!
Кораблик догони
До Волги-реки!
Задуй свечу
Предложите ребенку задуть горящую свечу. Во время выполнения необходимо следить за плавностью выдоха.
Шторм в стакане
Для этой игры необходимы соломинка для коктейля и стакан с водой. Посередине широкого языка кладется соломинка, конец которой опускается в стакан с водой. Ребенок дует через соломинку, чтобы вода забурлила. Следите, чтобы щеки не надувались, а губы были подвижные.
Снегопад
Сделайте снежинки из ваты (рыхлые комочки). Предложите ребенку устроить снегопад у себя дома. Положите «снежинку» на ладошку ребенка. Пусть он правильно сдует ее.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для родителей по звукопроизношению. Комплекс артикуляционной гимнастики
От четкой и внятной дикции зависит полноценное общение ребенка со сверстниками и взрослыми, успешное овладение грамотой, а в дальнейшем, при обучении в школе, отсутствие проблем в усвоении школьной пр...
Комплексы артикуляционной гимнастики
Комплексы артикуляционной гимнастики...
Комплексы артикуляционной гимнастики
Материал содержит комплексы упражнений, ежедневное выполнение которых будет способствовать профилактике и устранению нарушений звукопроизношения....
Комплекс артикуляционной гимнастики
Памятка для родителей...
Комплекс артикуляционной гимнастики
Упражнения артикуляционной гимнастики, подобранные в отдельные комплексы и изложенные в мультимедийной презентации...
Комплекс артикуляционной гимнастики для детей
Комплекс артикуляционной гимнастики расчитан для учащихся 1-8 классов для использования на занятиях по пению....
Комплекс артикуляционной гимнастики "Ребятки и зверятки" с презентацией.
Данная презентация предназначена для наглядной демонстрации при проведении артикуляционной гимнастики в процессе разучивания песен, работе ...