«Меры по предупреждению аддиктивного поведения подростков»
консультация (5, 6, 7, 8, 9 класс)
беседа с родителями по профилактике аддиктивного поведения у подростков
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
mery_po_preduprezhdeniyu_addiktivnogo_povedeniya_u_podrostkov.docx | 20.81 КБ |
Предварительный просмотр:
«Меры по предупреждению аддиктивного поведения подростков»
Аддиктивное поведение. Выражается в стремлении к уходу от реальности путем изменения своего психического состояния посредством приема некоторых веществ или постоянной фиксации внимания на определенных предметах или активностях (видах деятельности), что сопровождается развитием интенсивных эмоций. Процесс употребления того или иного вещества, изменяющего психическое состояние, привязанность к предмету или участие в активности, принимает такие размеры, что начинает управлять жизнью человека, делает его беспомощным, лишает воли к противодействию аддикции. В современной психиатрии эта проблема начала занимать столь значительное место, что стало целесообразным выделение специального раздела психиатрии аддикции. Аддиктивное поведение может перерасти в антисоциальное поведение. Основной чертой такого поведения являются совершение действий, противоречащих этике и морали, безответственность, игнорирование законов и прав других людей.
В целом рассматриваются семь типов нарушений поведения, каждый из которых при определенных ситуациях может привести человека к катастрофе, а некоторые из них - быть чрезвычайно опасными для общества, представлять угрозу для современной цивилизации. Коротко охарактеризуем их:
- Работоголия (работоголики – люди, невидящие вокруг себя ничего кроме работы).
- Алкоголизм.
- Курение табака.
- Наркомания.
- Токсикомания.
- Азартные игры.
- Сексуальная аддикция.
Как мы уже говорили, аддикт легко переходит от одной формы аддикции к другой.
Несколько основных общих особенностей, определяющих развитие аддиктивного поведения:
1) сниженная переносимость трудностей повседневной жизни, наряду с хорошей переносимостью кризисных ситуаций;
2) скрытый комплекс неполноценности, сочетающийся с внешне проявляемым превосходством;
3) внешняя социабельность (поверхностное общение);
4) стремление говорить неправду;
5) стремление обвинять других, зная, что они невиновны;
6) стремление уходить от ответственности в принятии решений;
7) стереотипность, повторяемость поведения;
8) зависимость;
9) тревожность.
Рассмотрим приведенные характеристики.
Сниженная переносимость трудностей. Выражается в том, то аддикты стремятся к немедленному удовлетворению своих просьб, требований, желаний. В тех случаях, когда желания аддиктов не удовлетворяются, они в зависимости от конкретной ситуации проявляют два основных типа реагирования: реакцию (раздражения, злости, эмоциональные вспышки; немедленный уход от возникшего затруднения. Аддиктам несвойственно откладывать реализацию желаний, терпение не для них. С этим связано обнаруживаемое в жизни и при специальных психологических исследованиях затруднение ожидания. Сниженная переносимость затруднений сочетается у аддиктов с повышенной обидчивостью. Объективные препятствия, возникшие на пути реализации своих желаний, они считают специально сделанными для них, чтобы их как-то унизить.
Скрытый комплекс неполноценности проявляется в частых сменах настроения, неуверенности, избегании ситуаций, в которых их способности могут быть объективно проверенными. В то же время для них в ряде случаев бывает типичным развязное, наглое поведение, они ставят себя в позицию превосходства перед другими, требуя всяческих привилегий или поблажек. Они любят рассказывать о себе таким образом, чтобы у слушателей возникал имидж их значимости, больших возможностей, связей с людьми, занимающими высокое положение в обществе.
Аддиктам, прежде всего фармакологическим, нельзя доверять, они часто говорят неправду, много обещают и не выполняют своих обещаний. Это касается прежде всего обещаний прекратить аддиктивное поведение. Обычные заявления: "это последний раз", "больше это никогда не повторится", "я уже все понял, осознал", "могу поклясться своей жизнью" и т.д. - повторяются бесконечно, но поведение в основном остается прежним. Вышеизложенная особенность не относится к "работоголикам", а также к некоторым другим лицам с "мягкими" формами аддиктивного поведения.
Лица с аддиктивным поведением стараются не брать на себя ответственность в принятии серьезных решений. Эта особенность проявляется в различных условиях. Во многих случаях накануне какого-либо ответственного события алкогольные аддикты исчезают из поля зрения, "заболевают". У них появляются разные объективные обстоятельства, оправдывающие их отсутствие в наиболее нужный момент.
Особенности поведения лиц с аддиктивным поведением характеризуются стереотипностью, т.е. одни и те же образцы поведения повторяются, становятся как бы болезненным ритуалом. Поэтому, установив общие черты схемы, поведение аддиктов сравнительно легко предсказать. Значительно труднее, к сожалению, этот стереотип изменить, так как защитные реакции отрицания, рационализации являются серьезной помехой.
У лиц с аддиктивным поведением иногда обнаруживается такая черта, как зависимость. Очень важно выглядеть сильным, соответствующим принятому имиджу самостоятельного, ничего не боящегося человека. Страшно "потерять лицо" в группе, оказаться аутсайдером, "маменькиным сынком", "малолеткой" и т.д. Характерны также пассивность, отсутствие самостоятельности. Такого рода аддикты обычно стремятся к получению поддержки, помощи со стороны членов семьи, медицинского персонала. Они охотно соглашаются начать лечение и выполняют необходимые предписания, однако, вернувшись в неблагоприятную социальную обстановку, попадают так же легко под влияние авторитетных для них фигур и восстанавливают аддиктивное поведение.
Тревожность выступает на второй план, т.к. может проявляться ситуативно и у лиц с нормальным поведением.
Развитие аддикции имеет свою динамику:
- Узел первый. Начало отклонения. Что можно считать возникновением аддикции? С чего начинается весь этот процесс нарастающих изменений, затрагивающих основные личностные установки? Начало процесса, его исходная точка - переживание интенсивного острого изменения психического состояния в виде повышенного настроения, чувства радости, экстаза, необычного подъема, ощущения драматизма, риска в связи с определенными действиями (прием вещества, изменяющего психическое состояние, переживание в связи с ситуацией риска в азартной игре, чувство необычного волнения при знакомстве с какой-либо коллекцией и др.) и фиксация в сознании этой связи. Здесь очень важна интенсивность переживаемой в таком случае эмоции. На этом этапе наиболее эффективны способы коррекции:
- улучшение общения в семье, среди друзей и одноклассников;
- обучение приемам саморегуляции (снятие стресса, релаксация);
- развитие духовности (чувство внутренней целесообразности, единства с природой и миром, любовь, самопознание и самовыражение).
- Узел второй. Аддиктивный ритм. Использование аддикции для решения жизненных затруднений становится обычным способом решения проблемных ситуаций. На этом этапе необходима уже специальная помощь психолога, психотерапевта.
- Узел третий. Стереотип. Аддикция становится составляющей частью личности и на этом этапе остается в виде стереотипа поведения. В жизни человека появляется тайна, формируется другая личность, т.е. происходит раздвоение личности и противоборство между старой и новой личностью. На данном этапе помощь приобретает медицинский характер, необходимо обратиться к психиатру или наркологу.
- Узел четвертый. Доминанта. Полная победа аддиктивной личности над нормальной. Отказ от общения, одиночество, узость интересов.
- Узел пятый. Катастрофа. К разрушению психики присоединяется разрушение физического тела.
На двух последних стадиях помощь уже проблематична, т.к. почти невозможно установить контакт с пациентом.
Социально-психологические факторы развития аддиктивного поведения:
- Неблагополучная социальная среда.
- Отрицательное влияние сверстников.
- Неблагополучные семьи.
- Школьная дезадаптация.
Влияние семьи на развитие аддиктивного поведения.
Типы воспитания, создающие высокий риск возникновения аддиктивного поведения:
- Гиперопека – преувеличенная, мелочная забота о детях, стремление выполнять их любые желания и капризы, отсутствие самостоятельности и умения преодолевать трудности.
- Предъявление непомерных требований – дети растут самостоятельными и закаленными к трудностям жизни, но родители не способны выразить свою любовь к друг другу и к своим детям, отсутствуют навыки эмоционального общения, неудовлетворенна потребность в любви и понимании..
- Семья с непрогнозируемыми эмоциональными реакциями – родители склонны к неожиданным изменениям настроения и отношения к детям, но это прямо не связано с поведением детей и зависит от внутреннего состояния взрослых и их личностных особенностей. В таких семьях дети чувствуют себя неуверенно и становятся очень нестабильными в своем поведении и межличностных отношениях.
- Гипоопека – недостаточное внимание к детям, приводит к задержке развития личности, не формируется духовная сфера, интересы крайне ограничены, слабо развита воля и аддиктивное поведение воспринимается как привлекательное.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Разработка родительского собрания на тему: "Аддиктивное поведение подростков"
В психолого-педагогической литературе достаточно часто употребляется выражение «аддиктивное поведение» - это склонность подростка к приобретению вредных привычек. В школе достаточно много внимания у...
КОМПЬЮТЕРНАЯ ЗАВИСИМОСТЬ КАК ФОРМА АДДИКТИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ ПОДРОСТКОВ
Широкое распространение компьютерных технологий, прочно вошедших в профессиональную деятельность и частную жизнь современных людей, способствовало возникновению такого нового вида поведенческо...
Обобщение опыта работы по теме "Песочная терапия и анимация как профилактика аддиктивного поведения подростков".
Применение песочной терапии и анимации в работе психолога с агрессивными, тревожными детьми, переживающими стресс, разлуку с близкими....
«Семейные и внешние условия, определяющие формирование успешного и аддиктивного поведения подростков».
Этот материал предназначен для замещающих родителей, в семьях которых воспитываются дети подросткового возраста. Прежде всего с его помощью представляется возможность понять и обсудить истоки во...
УПОТРЕБЛЕНИЕ КУРИТЕЛЬНЫХ СМЕСЕЙ, КАК «ШАГ» К АДДИКТИВНОМУ ПОВЕДЕНИЮ ПОДРОСТКА
Человечество с древних времен использовало различные вещества, изменяющие настроение и восприятие окружающего мира. Одни средства успокаивают, другие снимают подавленное состояние, создают ощущение пр...
Профилактика аддиктивного поведения подростков, попавших в трудную жизненную ситуацию
Особенности профилактической работы с подростками...
Меры по предупреждению делинквентного поведения подростков
Меры по предупреждению делинквентного поведения подростков...