Пальчиковая гимнастика.
электронный образовательный ресурс
Предварительный просмотр:
Пальчиковые игры:
|
|
|
Пальчиковая и артикуляционная гимнастика
"ШАРИК" Надуть щеки. Сдуть щеки. | Все пальчики обеих рук в "щепотке" и соприкасаются кончиками. В этом положении дуем на них, при этом пальчики принимают форму шара. Воздух "выходит", и пальчики принимают исходное положение. | |
"МЫШКА" Губы в улыбке. | Средний и безымянный пальцы упираются в большой. Указательный и мизинец согнуты в дуги и прижаты к среднему и безымянному пальцам. | |
"КОШКА" Губы в улыбке. Рот открыт, кончик языка упирается в нижние зубы. | Средний и безымянный пальцы упираются в большой. Указательный и мизинец согнуты в дуги и прижаты к среднему и безымянному пальцам. | |
"ЛОШАДКА" Губы в улыбке. | Правая ладонь на ребре от себя. Большой палец кверху. Сверху на нее накладывается левая ладонь под углом, образуя пальчиками гриву. Большой палец кверху. Два больших пальца образуют уши. | |
"ЗАЙКА И БАРАБАН" Улыбнуться. | Пальчики в кулачок. Указательный и средний пальцы вверх, они прижаты. Безымянным и мизинцем стучим по большому пальцу. | |
"СЛОН" Образовать хобот слоника, вытянув вперед губы трубочкой, набирать водичку, слегка при этом причмокивая. | Ладонь на себя. Средний палец впущен. С одной стороны он зажат мизинцем и безымянным, а с другой - указательным и большим. Шевелить средним пальцем. Качаем всей кистью. |
В период закрепления изолированных звуков можно чередовать графические листы (cм. в разделе "Постановка звуков") с пальчиковыми упражнениями, например:
"ГУСЬ" Предплечье вертикально. Ладонь под прямым углом. Указательный палец опирается на большой. Все пальцы прижаты друг к другу. " Ш - Ш - Ш" | ||
"ЖУК" Пальчики в кулачок. Указательный и мизинец разведены в стороны, ребенок шевелит ими. " Ж - Ж - Ж" | ||
"ОСЫ" Выставить средний палец, зажать его между указательным и безымянным вращать им в разные стороны. " З - З - З" | ||
"СОБАКА" Правая ладонь на ребро, на себя. Большой палец вверх. Указательный, средний и безымянный - вместе. Мизинец попеременно опускается и поднимается. " Р - Р - Р" |
КРАБ Краб ползет по дну, Ладони вниз, пальцы перекрещены и опущены вниз. Большие пальцы к себе. Передвигаем на пальчиках ладони сначала в одну сторону, затем в другую. | ||
ЗАМОК Пальцы сплетем и замок мы получим. Ладошки прижаты друг к другу. Пальцы переплетены. Перебираем ими. | ||
ДЕРЕВО У дерева ствол, на стволе много веток, Прижать руки тыльной стороной друг к другу. Пальцы растопырены и подняты вверх. Шевелить кистями и пальцами. | ||
ВОЛК И ЛИСА Серый волк бежит по лесу, Волк. |
ОЧКИ Бабушка очки надела Большой палец правой и левой руки вместе с остальными образуют колечко. Колечки поднести к глазам. | ||
ФЛАЖОК Я в руке - флажок держу Четыре пальца (указательный, средний, безымянный и мизинец) вместе большой опущен вниз. Тыльная сторона ладони к себе. | ||
ЛОДКА Лодочка плывет по речке, Обе ладони поставлены на ребро, большие пальцы прижаты к ладоням (как ковшик). ПАРОХОД Пароход плывет по речке, Обе ладони поставлены на ребро, мизинцы прижаты (как ковшик), а большие пальцы подняты вверх. | ||
СТУЛ Ножки, спинка и сиденье - Левая ладонь вертикально вверх. К ее нижней части приставляется кулачок (большим пальцем к себе). Если малыш легко выполняет это упражнение, можно усложнить пальчиковую игру: менять положение рук попеременно на счет раз. | ||
ЗАЙКА И ЗЕРКАЛО Зайка в зеркальце глядит Левая ладонь кверху, делаем "козу". Сверху на нее накладываем правую руку, которая тоже изображает "козу" (тыльной стороной вверх). Выставляем вверх и вниз средние и безымянные пальцы обеих рук и двигаем ими в противоположные стороны. | ||
СТОЛ У стола четыре ножки, Левая рука в кулачок. Сверху на кулачок опускается ладошка. Если с этой пальчиковой игрой малыш справляется легко, можно менять положение рук: правая в кулачке, левая ладонь сверху кулачка. Можно делать попеременно на счет раз. | ||
ГРАБЛИ Листья падают в саду, Ладони на себя, пальчики переплетены между собой выпрямлены и тоже направлены на себя. | ||
СКВОРЕЧНИК Скворец в скворечнике живет Ладошки вертикально поставлены друг к другу, мизинцы прижаты (как лодочка), а большие пальцы загнуты вовнутрь. |
ЕЛКА Елка быстро получается, Ладони от себя, пальчики пропускаются между собой (ладони под углом друг к другу). Пальчики выставляются вперед. Локотки к корпусу не прижимаются. | ||
КОРЗИНКА В лес корзинку я беру Ладони на себя, пальчики переплетаются и локотки разводятся в стороны. Ладони как бы разъезжаются, и между пальцами образуются зазоры. Большие пальчики образуют ручку. | ||
КОЛОКОЛЬЧИК Колокольчик все звенит, Тыльные стороны рук обращены вверх, пальцы обеих рук скрещены, Средний палец правой руки опущен вниз, и ребенок им свободно вращает. | ||
ЗАЙЧИК В НОРКЕ Как у елки на пригорке Левая ладонь почти горизонтальная, правая тоже. Указательный и мизинец правой руки упираются в указательный и мизинец левой. Средний и безымянный пальцы правой руки подняты и разведены в стороны (ушки). Большой палец прижат. | ||
ДОМИК Дом стоит с трубой и крышей, Ладони направлены под углом, кончики пальцев соприкасаются; средний палец правой руки поднят вверх, кончики мизинцев касаются друг друга, выполняя прямую линию (труба, балкон). | ||
ЦЕПОЧКА Пальчики перебираем Большой и указательный пальцы левой руки в кольце. Через него попеременно пропускаются колечки из пальчиков правой руки: большой - указательный, большой средний и т. д. Это упражнение можно варьировать, меняя положения пальчиков. В этом упражнении участвуют все пальчики. |
Пальчиковая гимнастика для дошкольников
Огромную роль в развитии речи ребенка играет сформированность мелкой моторики. Не случайно в старину мудрые люди играли в пальчиковые потешки, а их мудрые дети донесли эти игры до наших дней. Значит, чувствовали полезность таких занятий, хотя понятия не имели, что много позже ученые обнаружат на коре головного мозга соседство речевой моторной зоны (центр Брока) и двигательной, которая отвечает за кисти рук, то есть еще наши предки, совершенствуя мелкую моторику, совершенствовали речь.
Особенно важно взаимодействие этих зон буквально от 0 до 3 лет, когда идет самое активное формирование речи ребенка (помним, что к 3 годам фраза долна быть сформирована), поэтому начинайте заниматься с самого рождения ребенка. Сгибая-разгибая малышу пальчики, массируя ему кисти, знайте – в это время вы посылаете импульсы в его речевые центры.
Развивая мелкую моторику и подготавливая руку к письму, не забывайте, что ручку, конечно, держат всего три пальца (большой, указательный и средний), но в упражнениях мы задействуем все пять каждой руки, увеличивая эффект развития тонкой моторики и влияние на речь. В движениях чередуем сжатие, растяжение, расслабление, следим за распределением тонуса в кисти и пальцах.
Независимо от ведущей, доминантной руки ребенка, в работу должны быть включены обе руки. Связь руки с мозгом перекрестная: правая рука связана с левым полушарием, а левая рука - с правым. Речь - неизолированная единица, мы воздействуем на всю территорию коры головного мозга: стимулируем как процессы мышления (левое полушарие), так и творческое, креативное начало (правое); распределяем энергию равномерно (уставшее возбужденное полушарие затормозит, незадействованное - проснется, активизируется).
Чем больше умеет рука, тем умнее ее обладатель.
Пальчиковая гимнастика "Птицы"
ПТЕНЧИКИ В ГНЕЗДЕ Обхватить все пальчики правой руки левой ладонью и ими шевелить. | ||
ПТИЧКА Ладони повернуты к себе, большие пальцы выпрямлены от себя и переплетены (как бы цепляются друг за дружку), большие пальцы - головка, остальные сомкнутые пальцы - крылья. Помахать ими. | ||
ФИЛИН Руки в кулачок, прижаты, большие пальчики - вверх (ушки), указательные пальцы вместе; они выставлены на вас, (нос). | ||
ПЕТУШОК Ладонь вверх указательный палец опирается на большой. Остальные пальцы растопырены в стороны и подняты вверх. | ||
КУРОЧКА Ладонь располагается горизонтально. Большой и указательный пальцы образуют глаз. Следующие пальцы накладываются друг на друга в полусогнутом положении. | ||
ГУСЬ Предплечье вертикально. Ладонь под прямым углом. Указательный палец опирается на большой. Все пальцы прижаты друг к другу. | ||
Стихотворения - основы для создания игровых разминок, пальчиковых гимнастик, упражнений по общей моторике
Народные потешки
"""
Совушка-сова,
Большая голова,
На пеньке сидит,
Головой вертит,
Глазками хлоп-хлоп!
Ножками топ-топ!
Совушка-совушка,
Большая головушка!
Где ты живала,
Где ты бывала?
- Живала я, совушка,
Большая головушка,
В темных лесищах,
В глубоких дуплищах.
""""
Ах ты, совушка - сова,
Ты, большая голова!
Ты на дереве сидела,
Головою ты вертела -
Во траву свалилася,
В яму покатилася!
"""""
Летели две птички,
Собой невелички.
Как они летели,
Все люди глядели.
Как они садились,
Все люди дивились.
""""""
Вдоль по реченьке лебедушка плывет,
Выше бережка головушку несет,
Белым крылышком помахивает,
На цветы водицу стряхивает.
"""""""
Шла утушка бережком,
Вела своих детушек:
Большого да меньшего,
Середнего, последнего.
Подкралися два лисенка,
Утащили в лес утенка...
Самуил Маршак
Страусенок
Я - страусенок молодой,
Заносчивый и гордый.
Когда сержусь, я бью ногой
Мозолистой и твердой.
Когда пугаюсь , я бегу,
Вытягивая шею.
А вот летать я не могу,
И петь я не умею.
Агния Барто
Страшная птица
На окошко села птаха,
Брат закрыл глаза от страха:
Это что за птица?
Он ее боится.
Клюв у этой птицы острый,
Встрепанные перья.
Где же мама? Где же сестры?
- Ну, пропал теперь я!
- Кто тебя, сынок, обидел? -
Засмеялась мама. -
Ты воробышка увидел
За оконной рамой.
Воробей
Воробей по лужице
Прыгает и кружится.
Перышки взъерошил он,
Хвостик распушил.
Погода хорошая!
Чил-чив-чил!
Роман Сеф
У вороны
Пятеро птенцов,
Пятеро
Веселых сорванцов.
Пятеро
Уселись на суку,
Каждый
Проглотил
По червяку.
Четверо
Сказали:
- Карр,спасибо!
А один:
- Ах, мамочка,
Ку-ку!
Ирина Токмакова
Пой-ка, подпевай-ка:
Десять птичек - стайка.
Эта птичка - соловей,
Эта птичка - воробей,
Эта птичка - совушка,
Сонная головушка.
Эта птичка - свиристель,
Эта птичка - коростель.
Эта птичка - скворушка,
Серенькое перышко.
Эта - зяблик.
Эта- стриж.
Эта - развеселый чиж.
Ну, а эта - злой орлан.
Птички, птички - по домам!
Калмыцкая народная песня
(пер. Гребнева)
- Где ладошки? Тут?
- Тут.
- На ладошке пруд?
- Пруд.
- Палец большой –
Это гусь молодой,
Указательный – поймал,
Средний – гуся ощипал,
Этот палец суп варил (сварил),
Самый меньший – печь топил (истопил),
Полетел гусь в рот,
А оттуда в живот…
Вот.
Н. Колпакова
Летели кукушки
Через три избушки.
Так суетились,
Так торопились,
Головками вертели,
Крыльяи махали –
А куда летели,
Так и не сказали!
***
Ах, сорока, никуда
не выходит из гнезда.
Дорогой наряд парчовый
Примеряет не спеша,
Полюбуется обновой
И вздыхает: хороша.
Цапля
На одной ноге стоит,
в воду пристально глядит.
Тычит клювом наугад –
ищет в речке лягушат.
В. Степанов
Ворона
Особа всем известная,
она крикунья местная.
Увидит тучу тёмную –
Взлетит на ель зелёную
и смотрит, словно с трона,
ворона.
Валентин Берестов
Петушки
Петушки распетушились,
Но подраться не решились.
Если очень петушиться,
Можно пёрышек лишиться.
Если пёрышек лишиться,
Нечем будет петушиться.
Ирина Токмакова
Голуби, голуби,
Раз, два, три...
Прилетели голуби - сизари,
Сели и нахохлились
У дверей.
Кто накормит крошками
Сизарей?
Пальчиковая гимнастика "Животные"
ВОЛК Делаем "пароходик", большие пальцы разводим в стороны. Указательные пальцы сгибаются внутрь ладоней и образуют лоб, а остальные в виде "лодочки" - верхнюю и нижнюю челюсти. | ||
ЛИСА Выполняем то же самое, что и в упражнении "Волк", но внутрь ладони сгибаем еще мизинцы, чтобы мордочка у лисы была острее. Большие пальцы чуть сгибаем. Одна фигурка вытекает из другой. | ||
ЗАЙКА Пальчики в кулачок. Выставить вверх указательный и средний пальцы. Ими шевелить в стороны. | ||
КРОКОДИЛ Ладонь выставлена вперед горизонтально (параллельно полу). Большой палец под ладонью. Указательный и мизинец согнуты (глаза) и прижаты соответственно к среднему и безымянному. | ||
МЫШКА Безымянный и средний пальцы упираются в большой. Указательный и мизинец согнуты и прижаты к среднему и безымянному пальцам. | ||
КОШКА Средний и безымянный пальцы упираются в большой. Указательный и мизинец согнуты в дуги и прижаты к среднему и безымянному пальцам. | ||
ЛОШАДКА Правая ладонь на ребре от себя. Большой палец кверху. Сверху на нее накладывается левая ладонь под углом, образуя пальчиками гриву. Большой палец кверху. Два больших пальца образуют уши. | ||
СЛОН Ладонь на себя. Средний палец впущен. С одной стороны он зажат мизинцем и безымянным, а с другой - указательным и большим. Шевелить средним пальцем. Качаем всей кистью. | ||
СОБАКА Правая ладонь на ребро, на себя. Большой палец вверх. Указательный, средний и безымянный - вместе. Мизинец попеременно опускается и поднимается. | ||
Стихотворения - основы для создания игровых разминок, пальчиковых гимнастик, упражнений по общей моторике
Ирина Токмакова
Сонный слон
Динь-дон. Динь-дон.
В переулке бродит слон.
Старый, серый, сонный слон.
Динь-дон. Динь-дон.
Стало в комнате темно:
Заслоняет слон окно.
Или это снится слон?
Динь-дон. Динь-дон.
Белорусский фольклор
Бежит ежик – тупу. Туп,
Весь колючий, остер зуб!
Ёжик, ёжик, ты куда?
Что с тобою за беда?
Ёжик ножками туп-туп!
Ёжик глазками луп-луп!
Слышит ёжик – всюду тишь,
Чу, скребется в листьях мышь!
Беги, беги, ёжик,
Не жалей ты ножек,
Ты лови себе мышей,
Не лови наших детей!
М.Кравчук
Ветер
Из сугроба на опушке
Чьи-то выглянули ушки,
И помчался – скок да скок –
Белый маленький клубок.
Вот запрыгал он с разгона
По проталинкам зеленым,
Он вокруг березок кружит,
Перепрыгивая лужи ! –
Ветер, ветер! Догоняй-ка!
Не догнать лихого зайку!
МИХАЙЛОВА И.
Лошадка
Цок, цок, цок, цок,
Я лошадка - Серый бок!
Я копытцем постучу,
Если хочешь - прокачу!
Посмотри, как я красива,
Хороши и хвост и грива.
Цок, цок, цок, цок,
Я лошадка - Серый бок!
Е. Благинина
Котенок
Я нашла в саду котенка,
Он мяукал тонко-тонко.
Он мяукал и дрожал.
Может быть, его побили,
Или в дом пустиь забыли,
Или сам он убежал?
День с утра стоял ненастный,
Лужи серые везде.
Так и быть, зверек несчастный,
Помогу твоей беде!
Я взяла его домой,
Накормила досыта…
Скоро стал котенок мой
Загляденье просто!
Шерсть – как бархат,
Хвост – трубой.
До чего хорош собой!
***
По лесной лужайке
Разбежались зайки.
Вот такие зайки,
Зайки-побегайки.
Сели зайчики в кружок,
Роют лапкой корешок.
Вот такие зайки,
Зайки-побегайки.
***
На лужок пришли зайчата,
Медвежата, барсучата,
Лягушата и енот.
На зеленый на лужок
Приходи и ты, дружок!
Андрей Усачев
Кто быстрей!
Спорт – прекрасная игра.
У спортсменов – номера.
Приготовились. На старт!
Первым номером – ГЕПАРД!
Номер два. Ну и ну!
Скачет антилопа ГНУ.
СТРАУС – третий. Он в галопе
Не уступит антилопе!
А за ним – быстрее ветра –
Под четвертой цифрой ЗЕБРА.
Номер пятый. ЛЕВ бежит.
Шесть. ЖИРАФ за ним спешит.
Семь. Легко бежит ГИЕНА –
Есть характер у спортсмена!
Номер восемь. ЛОШАДЬ мчится.
А девятая – ВОЛЧИЦА.
Десять. Никому дороги
Не уступят НОСОРОГИ.
Мы на этом кончим счет.
Победителям почет!
Нарядная мартышка
У нашей мартышки
В полоску штанишки,
На кофте цветочки,
В горошек носочки,
Вся в ленточках шляпка,
Перчатки на лапках.
И всем улыбается
Наша красавица!
Е.В. Юрова
Чудовищная загадка
Живет в пещере чудовище,
Хранит в лапах соквовище.
У чудовища длинный хвостище,
Крепки у него лапищи,
Кривы на лапищах когтищи,
Остры у него зубищи ,
Черны у него глазищи,
Блестящи его усищи!
…
Да, ты не бойся, малышка!
Чудовище – это мышка!
Пещера – мышкина норка,
А сокровище – хлебная корка.
???
- Кто сломал в лесу малину? -
Тонко заяц пропищал.
Ушки зайца шевелились,
Он от страха весь дрожал.
- Кто топтал траву полянки? –
Белка с ёлки верещала.
Белка эта с позаранку
Хулиганством возмущалась.
- Кто болото взбаламутил? –
Громко квакнула лягушка.
Из воды болотной мутной
Чуть видна её макушка.
- Кто таскал наш мёд из улья? –
Дружно пчёлы прожужжали.
Что же бедным пчёлам думать –
Съеден мёд, а кем – не знают.
- Кто тут чем-то недоволен? –
Грозный рык в лесу раздался,
- Я поел малинки вволю!
На полянке я топтался!
Я болото камень кинул,
Там, в болоте, слишком пусто!
И из улья мёд я вынул,
Потому что мёд ведь вкусный!
Звери сразу замолчали,
Услыхав медведя голос.
Потом хором прошептали:
- Мы с тобой, медведь, не спорим!
***
У кошки мордочка усатая,
Шубка полосатая ,
Часто умывается,
А с водой не знается.
М. Яснов
Я учу котенка
Мой котёнок – черноушка.
Назову его – Чернушка.
Мой котёнок – рыжеспинка.
Назову его – Рыжинка.
Белый хвостик как кудряшка.
Назову его – Беляшка.
Мой котёнок отзывается,
мой котёнок так старается,
имя учит –
и мяучит!
Т. Хоботов
Свинья в полынье
Шла весной по льду свинья,
ей попалась полынья.
Плюх! Торчит из полыньи
только хвостик от свиньи.
Мы скорее к полынье,
мы хотим помочь свинье.
Сами чуть не в полынью,
но спасли таки свинью.
Недовольны мы свиньёй:
разве шутят с полыньёй.
Вспоминайте о свинье,
чтоб не плавать в полынье.
М. Яснов
Кто в берлоге
Зимой, когда лурга и гололедь,
в большой берлоге спит большой медведь.
Мороз трескуч, метель и гололедица,
и спит в берлоге бупая медведица.
А между ними кто ж урчит спросонок?
Сынишка их – пушистый медвежонок.
Тим Собакин
О коровах
На травке у луга густого
Паслась луговая корова.
А в море, водою плеская,
Ныряла корова морская.
И где-то на дерево ловко
Карабкалась божья коровка.
Везде успевают коровы:
Коровы – они будь здоровы!
Огден Нэш
Корова
Корову узнать легко
По одному по тому,
Что с одной стороны у неё МОЛОКО,
А с другой стороны –
МУ!
Огден Нэш
Котенок
С котёнком сложность в том,
Что он потом,
В конце концов,
Становится
КОТОМ.
Зоопарк. Э. Мошковская
ФИЛИН
Это - ФИЛИН. Днем он спит,
У него усталый вид.
Ночью спать не хочется:
ночью он охотится!..
НОСОРОЖЕК
Нет у НОСОРОЖИКА
никакого рожика.
- Будет рожик у меня!
Мне всего еще три дня!
ТИГРИЦА
Умывается ТИГРИЦА,
и тигрята моют лица.
Моет уши папа,
а мочалка- лапа.
ДИКОБРАЗ
С собой иголки носит.
Ни у кого не спросит .
Зачем они все сразу
нужны ДИКОБРАЗУ?
ЕНОТ
Он моет пищу,
чтоб пища стала чище.
Вымоет как следует,
а потом обедает.
Варвара Бардадым
Корова
- Где была, корова?
- Далеко.
- Что несешь, корова?
- Молоко.
- Кому молоко?
Кому?
- Тому, кто косил траву,-
Алеше.
Тому, кто чистил в хлеву,-
Аленке!
И сыночку моему -
Теленку.
Ослик
На лошадку я похож,
И в работе я хорош.
Трудно лошади,
Машине
По крутой горе ползти.
Ну, а я могу к вершине
Груз тяжелый отнести.
Скажут люди:
- Ай да ослик!
До чего же он вынослив!
Стихотворения-основы "Транспорт"
Е.Карганова
Поезд
Чух, чух, пых-чу,
Пых-чу, вор-чу ( 2 раза)
Стоять на месте не хочу!
Ко-ле-са-ми
Стучу, стучу,
Ко-ле-са-ми
Верчу, вер-чу ( 2 раза)
Са-дись скорее,
Про-ка-чу!
Чу! Чу!
Ирина Токмакова
Поиграем
На лошадке ехали,
До угла доехали.
Сели на машину,
Налили бензину.
На машине ехали,
До реки доехали.
Трр! Стоп! Разворот!
На реке пароход.
Пароходом ехали,
До горы доехали.
Пароход не везет,
Пересели в самолет.
Самолет летит,
В нем мотор гудит:
У-у-у!
В. Агафонов
Трам-трам
Кто тут на рельсах по утрам
поёт всегда: «Трам-трам! Трам-трам!»?
Конечно, это наш трамвай,
и ты трамваю подпевай!
«Трам-трам! Трам-трам!» -
трамвай поёт,
ошибки делать не даёт.
Стихотворения-основы "Фрукты"
***
На базар ходили мы,
Много груш там и хурмы,
Есть лимоны, апельсины,
Дыни , сливы, мандарины.
Но купили мы арбуз –
Это самый вкусный груз!
***
Толстый палец и большой в сад за сливами пошел,
Указательный с порога указал ему дорогу.
Средний ппалец – самый меткий,
Он сбивает сливы с ветки.
Безымянный собирает,
А мизинчик-господинчик
В землю косточки бросает.
И. Демьянов
***
Мы делили апельсин.
Много нас, а он - один.
Эта долька - для ежа,
Эта долька - для чижа,
Эта долька - для утят,
Эта долька - для котят,
Эта долька - для бобра,
А для волка - кожура.
Он сердит на нас , беда,
Разбегайся, кто куда!
Стихотворения-основы "Овощи"
Марина Бородицкая
Щи-талочка
Чищу овощи для щей,
Сколько нужно овощей?
Три картошки,
Две морковки,
Луку полторы головки,
Да петрушки корешок,
Да капустный кочешок.
Потеснись-ка ты, капуста,
От тебя в кастрюле густо!
Раз!
Два!
Три!
Огнь зажжен.
Кочерыжка,
Выйди вон!
***
Собрала урожай Зина
И сложила его в корзину.
Вот помидор красный- овощ прекрасный,
Вот овальный огурец – зеленый молодец,
Вот морковка-краса – длинная коса,
Вот вкусная картошка – для супа и окрошки,
Вот крупная свеклуша – мы любим ее кушать.
***
Раз, два, три, четыре,
Дети овощи учили:
Лук, редиска, кабачок,
Хрен, морковка, чесночок.
С. Никитский
В магазине овощном
В магазине овощном
шумно утром, тесно днём.
Всё у нас идёт на лад!
Вот капуста и салат,
семь зелёных огурцов,
восемь жёлтых кабачков.
Всё мы это продаем,
только дорого берём!
Продаётся помидор
за весёлый разговор,
огурцы, укроп-трава –
за приятные слова.
Хочешь свёклу взять у нас,
расскажи смешной рассказ.
Поварихи, повара,
приходите к нам с утра!
Будет много овощей
для салатов и борщей!
Е. Трутнева
Урожай
Урожай, урожай!
Наше лето провожай!
Сколько сладкого гороха!
Огурцы как на подбор,
на гряде собрать неплохо
крупный красный помидор!
Пробежишься огородом –
съешь морковку мимоходом.
Стихотворения-основы "Насекомые"
Е. АЛЯБЬЕВА
Интересно все вокруг
Ползет по пальцам муравей,
Залез в мою ладошку.
- Ты щекотать меня не смей,
Поползай лишь немножко!
Вот бабочка - павлиний глаз
Спит, крылышки сложила.
Но вдруг вспорхнула
И с цветка слетела суетливо.
Кружится бабочка легко,
Как пух, как легкий ветер.
Цветы раскрыли лепестки,
Ждут с бабочками встречи.
Потешки
***
Ой, летел жук
Да и в речку - бух!
Мушка прилетала,
Друга выручала.
Вот так мушка,
Смелая подружка.
Андрей Усачев
Жук-портной
Жил жук по имени Жак.
Шил Жак папе пиджак,
Маме – пижаму,
Жене – жакет,
Сыну – тужурку,
Дочке – жилет,
Внучке-жучке –
Кожаные брючки,
Жабе – жабо,
А себе – ничего…
Сороконожки
Две сороконожки
Бежали по дорожке.
Всё бежали и бежали,
Всё друг дружку догоняли.
Как друг дружку догнали,
Так друг дружку обняли.
Так друг дружку обняли,
Что едва мы их разняли!
Тим Собакин
Дом для муравьев
Мальчик Вася Муравьёв
Строит дом для муравьев.
Стены будут из песка,
Крыша будет высока.
Но ползти в песочницу
Муравьям не хочется.
Муравьишек под сосной
Муравейник ждет лесной.
Владимир Степанов
Осы
Осы к осени желтее,
Полосатее и злее.
Видно, бабушкин компот
Им покоя не дает.
И варенье, и повидло
Есть у нас,
А им – обидно.
Жанна Давитьянц
Оса в комнате
Залетела к нам оса
И гудела два часа.
Извелась совсем без дела,
Даже вроде похудела.
Я достал в шкафу варенье,
Я к животным – всей душой!
- На, поешь для подкрепленья,
Будешь толстой и большой!
Стихотворения-основы "Профессии"
Е. АЛЯБЬЕВА
Мы - шоферы
Едем, едем на машине,
Нажимаем на педаль.
Газ включаем, выключаем,
Смотрим пристально мы вдаль.
Дворники счищают капли.
Вправо, влево. Чистота!
Волосы ерошит ветер.
Мы шоферы - хоть куда!
Веселый цирк
Веселый цирк у нас в гостях.
Жонглер бросает шарики.
И клоун зрителей смешит,
Смешит больших и маленьких.
Вот на канате акробат
Раскинул руки в стороны.
Силач старается поднять
Стальные гири новые.
Наездники на лошадях
По кругу мчатся весело.
А мы мороженое едим
И хлопаем под песенку.
Леонид Яхнин
Лесник
Лесные владенья
Лесник бережет –
Листка не сорвет
И зверька не спугнет.
Повар
Пироги, паштет
И плов
Приготовит
Повар Пров.
Машинист
Мимо вагоны прогрохотали
Мы машинисту рукой помахали.
Учитель
Урок ответил ученик =
Учитель ставит «пять» в дневник.
Летчик
Вперед стремится самолет.
- В полет! В полет! –мотор поет.
Электрик
Это розетка и проводок.
Электрик провел
Электрический ток.
Ветеринар
Ворону, щенка, бегемота, павлина –
Всех примет и вылечит доктор звериный.
Ткачиха
Текут волною под рукой
Ткани пестрые рекой.
Борис Заходер
Строители
Пусть не сердятся родители,
Что измажутся строители,
Потому что тот, кто строит,
Тот чего-нибудь да стоит!
Шофер
Качу, лечу во весь опор,
Я - сам шофер,
Я - сам мотор.
Нажимаю на педаль -
И машина мчится вдаль.
Сапожник
Мастер, мастер, помоги,
Прохудились сапоги!
Забивай покрепче гвозди,
Мы пойдем сегодня в гости!
Стихотворения-основы "Времена года"
Осень
Владимир Степанов
Воробей
Заглянула осень в сад –
Птицы улетели.
За окном с утра шуршат
Жёлтые метели.
Под ногами первый лёд
Крошится, ломается.
Воробей в саду вздохнёт,
А запеть – стесняется.
***
Я вышел в сад.
В осенний сад.
На ветках яблоки висят –
Весёлые, как лето:
Закаты на одном боку,
А не другом – рассветы.
А. Стройло
Как приходит осень
На красных парашютах
к нам осень прилетит,
на жёлтых самолётах
к нам осень поспешит,
на лодочках зелёных
к нам осень приплывёт,
в лес сказочных, нарядный
с собою позовёт.
На корочках арбузных,
в початках кукурузных,
на листиках кленовых,
на шишечках еловых
к нам осень прилетит,
к нам осень поспешит…
Е. Кропивницкий
Осень
Лни похолодели,
окна запотели,
листики опали,
цветики увяли.
Улетели птички,
отсырели спички.
В. Степанов
В лесу осиновом
В лесу осиновом дрожат осинки.
Срывает ветер с осин косынки.
Он на тропинки косынки сбросит –
в лесу осиновом наступит осень.
Татьяна Волгина
Падают, падают листья
Падают, падают листья,
В нашем саду листопад.
Желтые, красные листья
В воздухе вьются, летят.
Птицы на юг улетают -
Гуси, грачи, журавли.
Вот уж последняя стая
Крыльями машет вдали.
В.Волина
Дары осени
Осень в гости к нам пришла
И подарки принесла:
Яблоки душистые,
Репку золотистую,
Кабачки пузатые
И морковку сладкую.
Зима
Валентин Берестов
Стук в окно
Вот и нам узнать дано,
Как зима стучит в окно.
А в окно синица ломится,
Хочет сала поклевать
И мечтает познакомиться,
С кем ей нынче зимовать.
***
Как на тоненький ледок
Выпал беленький снежок,
Выпал беленький снежок,
Ехал Ванюшка-дружок.
Ехал Ваня, поспешал,
С ворона коня упал.
Он упал, упал – лежит,
Никто к Ване не бежит…
Таня с Маней увидали –
Прямо к Ване подбегали.
Прямо к Ване подбегали
Да за обе руки брали.
Они брали, подымали,
На коня его сажали,
В путь-дорогу провожали:
- Как поедешь ты, Иван,
Не зевай по сторонам!
О. Дриз
Снег
Белый-белый мельник
сел на облака.
Из мешка просыпалась
белая мука.
Радуются дети,
лепят колобки.
Заплясали сани,
лыжи и коньки.
Г. Ходырев
Новая гостья
Лишь пёстрая осень
Ушла со двора,
Как новая гостья
явилась с утра.
Покрасила белым
дома и окошки.
Засыпала белым
кусты и дорожки.
Луга замела
и укрыла поля.
И сразу просторнее
стала земля.
И ярко
на многие тысячи вёрст
зажглись на ней тысячи
праздничных звёзд.
Валентин Берестов
Гололедица
Не идётся и не едется,
Потому что гололедица.
Но зато
Отлично падается!
Почему ж никто
Не радуется?
Весна
В. Степанов
Чудеса
По опушке шла Весна,
вёдра с дождиком несла.
Оступилась на пригорке –
опрокинулись ведёрки.
Зазвенели капли –
загалдели цапли.
Испугались муравьи:
двери заперли свои.
Вёдра с дождиком Весна
до села не лонесла.
А цветное коромысло
убежало в небеса
и над озером повисло –
ЧУ-ДЕ-СА!
В. Викторов
Весенняя пора
Весений воздух свеж и чист…
Вот зеленеет первый лист.
Видна в проталинках земля.
Вокруг ручьи бегут, звеня.
Ватага вольных воробьёв
Ворону гонит из кустов…
Весна готовит свой парад –
Весь мир весне весёлой рад.
Г. Виеру
Мамин день
Вот подснежник на поляне,
Я его нашел.
Отнесу подснежник маме,
Хоть и не расцвел.
И меня с цветком так нежно
Мама обняла,
Что раскрылся мой подснежник
От ее тепла.
Стихотворения-основы "Грибы"
Марина Дружинина
Грибы
Шел я по лесу с корзинкой,
Гриб увидел под осиной:
- Подосиновик! Ура!
Я тебя искал с утра!
Под березу глянул тоже –
Подберезовик пригожий!
С темной шляпкой набекрень.
Я тебя искал весь день!
Сколько рыжиков под елкой!
Только рвать их очень колко,
Лучше – к дубу напрямик!
Там уж точно боровик!
А. Береснев
Хитрые грибы
Увела меня дорожка
От крылечка в лес густой.
Я не малое лукошко
А корзинку взял с собой.
Я заглядывал под кочки,
Под березовые пни.
Ох, и хитрые грибочки!
Где же прячутся они?..
Стихотворения-основы "Игрушки"
Как лечили куклу
Наша кукла заболела:
Плохо ночь она спала,
Утром пряников не ела,
Сок вишневый не пила.
Для нее мы песни пели
И водили хоровод,
Но она лежит в постели
И вздыхает еле-еле…
Что же это , в самом деле?
Кто теперь ее спасет?
Стихотворения-основы "Пальчики"
Помощники
Осенью, летом,
Весной и зимой
Десять помощников
Дружат со мной.
Некогда с ними
Ходить и скучать.
Утром они
Застилают кровать,
После они
Умывают меня,
После они
Одевают меня.
В доме они
Поспевают повсюду:
Пол подметают
И моют посуду.
Чистят картошку,
Шнуруют ботинки,
Младшему брату
Рисуют картинки.
Ночью помощникам
Нужен покой:
Дремлют они
У меня под щекой.
Стихотворения-основы "Посуда"
С. Миллиган
Чашка
- Как Вы зоветесь
По-английски?-
Спросил у Чашки
Мудрый Краб.
В ответ,
Поклон отвесив низкий,
Сказала Чашка:
- Кап, Речевой материал по теме "Цветы"
А.Серов
Одуванчик
Носит одуванчик
Желтый сарафанчик.
Подрастет - нарядится
В беленькое платьице,
Легкое, воздушное,
Ветерку послушное.
кап, кап!
Стихотворения-основы "Счет"
ДЬЯКОНОВ Л.
У меня сестренок семь
У меня сестренок семь,
Помогать я буду всем!
С Пашей - сеять,
С Дашей - жать,
С Леной - куклу наряжать,
С Нюркой - стряпать,
С Шуркой - шить,
С Верой - сено ворошить,
Песни петь с Марусенькой,
Самою малюсенькой.
КРАНДИЕВСКАЯ Н.
***
Наша Маша рано встала,
Кукол всех пересчитала:
Две матрешки на окошке,
Две Яринки на перинке,
Две Танюшки на подушке,
А Петрушка в колпаке
На дубовом сундуке.
***
Стоит горка крутая,
На ней тыква большая,
А пониже тоже
Три тыквы помоложе.
А под горкою в траве
Еще две.
Ну, кто скажет мне сейчас,
Сколько тыкв у нас?
МИХАЛКОВ СЕРГЕЙ
Считалочка
Научились мы считать:
Раз, два, три, четыре, пять.
Пять пальцев на руке,
Пять лодок на реке.
У гусыни пять гусят,
Пять у хрюшки поросят.
Пять ступенек в сад ведут.
Пять берез в саду растут,
А на клумбе цветы -
Сосчитаешь ты.
ОРЛОВ ВЛАДИМИР
Я считаю
Все, что вижу во дворе я,
Все, что вижу на пути,
Я умею, я умею,
Сосчитать до десяти.
Еду с мамой в зоосад
И считаю всех подряд.
Пробегает дикобраз,
Это - раз.
Чистит перышко сова,
Это - два.
Третьей стала росомаха,
А четвертой - черепаха.
Серый волк улегся спать,
Это - пять.
Попугай в листве густой,
Он - шестой.
Вот лосенок рядом с лосем -
Это будет семь и восемь.
Девять - это бегемот.
Рот, как бабушкин комод.
В клетке ходит лев косматый,
Он последний, он десятый.
Дальше мне не сосчитать -
Надо снова начинать!
ОСЕЕВА В.
Пять сыновей
У мамы моей
Пять сыновей.
Начну я считать -
И вовсе не пять.
Смотрите: Володя -
Вот первый мой брат,
Вот Костя - второй,
Вот третий - Игнат.
Четвертый - Григорий,
А пятого - нет.
Считаю сначала -
Все тот же ответ.
Четыре, четыре
Выходит на счет!
Кто пятого сына,
Ребята, найдет.
ПЛЯЦКОВСКИЙ М.
Раз, два, три, четыре, пять
Раз, два, три, четыре, пять -
Все могу я сосчитать:
И салазки на горе,
И коляски во дворе,
И девчонок, и мальчишек,
И страницы толстых книжек,
И витрины в " Гастрономе",
И окошки в нашем доме.
РОЖДЕСТВЕНСКАЯ В.
Новый дом
Против школы новый дом,
В новом доме мы живем,
Мы по лестнице бежим
И считаем этажи.
Раз - этаж, два - этаж,
Три, четыре - мы в квартире.
САПГИР Г.
***
Две большие галки
Шли домой с рыбалки.
В сумке каждая из них
Пять сельдей несла больших.
Сельди засолили,
Сосчитать забыли.
Стихотворения-основы "Деревья"
Е. АЛЯБЬЕВА
Станем мы деревьями
Станем мы деревьями
Сильными, большими.
Ноги - это корни.
Их расставим шире.
Чтоб держали дерево,
Падать не давали,
Из глубин далеких
Воду добывали.
Тело наше - ствол могучий.
Он чуть-чуть качается
И своей верхушкой острой
В небо упирается.
Наши руки - это ветки.
Крону вместе образуют.
Вместе им совсем не страшно,
Когда ветры сильно дуют.
Пальцы - веточками будут.
Листья закрывают их.
Как придет за летом осень,
Разлетятся листья вмиг.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Пальчиковая гимнастика
В ЧЕМ ЗАКЛЮЧАЕТСЯ ВЛИЯНИЕ ПАЛЬЦЕВ НА РАЗВИТИЕ РЕЧИ...
Пальчиковая гимнастика в начальной школе: разминка, игра, творчество.
В данном материале говорится о необходимости развития мелкой моторики у учащихся начальной школы, о значении пальчиковой гимнастики для детей 7-8 лет, и описывается методика работы над "Пальчиковым тв...
Пальчиковая гимнастика по лексическим темам
Представлены пальчиковые кинезиологические упражнения ("гимнастика мозга"), предложенные И. Деннисоном и Г. Деннисоном; пальчиковые игры по лексическим темам.Использованы материалы с сайта http://defe...
Пальчиковая гимнастика для раздела "Спортивные игры"
Вот уже много лет применяю в подготовительной части урока при прохождении программы по спортивным играм (волейбол, баскетбол) упражне...
ПРОЕКТ "Пальчиковая гимнастика, как средство развития речи детей третьего года жизни"
Проектная деятельность....
Урок пальчиковой гимнастики
Движения пальцев и кистей рук ребёнка имеет особое развивающее воздействие....
Рекомендации по проведению пальчиковой гимнастики
Представлено пособие-памятка для родителей по проведению пальчиковой гимнастики; при изготовлении пособия использованы материалы с различных сайтов....