Рекомендации по проведению пальчиковой гимнастики
материал по теме

Соловьёва Ольга Васильевна

Представлено пособие-памятка для родителей по проведению пальчиковой гимнастики; при изготовлении пособия использованы материалы с различных сайтов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл palch._igry.docx35.67 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное образовательное учреждение

Центр психолого-медико-социального сопровождения «Семья»

 Рекомендации по проведению

пальчиковой гимнастики

(памятка для родителей)

подготовила: Соловьева О.В.

Новокузнецк

"Ум ребенка находится на кончиках его пальцев"
В. Сухомлинский

Необходимость развития моторики рук у детей обусловлена тесным взаимодействием ручной и речевой моторики. Пальчиковые игры помогают взрослым не только стимулировать развитие речевых навыков,  но и развивать у ребенка координацию движений, активизировать память, мышление, развивать творческое мышление и внимание, а также развлекают малыша.

У новорожденного ручки всегда сжаты в кулачки, и если взрослый вкладывает свои указательные пальцы в ладони ребенка, тот их плотно сжимает. Таким образом малыша можно даже немного приподнять. По мере созревания мозга этот рефлекс переходит в умение хватать и отпускать.

Тренировать пальцы у ребенка можно уже с шести-семи месяцев с помощью массажа кистей рук и каждого пальчика в отдельности, каждой его фаланги. Поглаживать следует в направлении от кончиков пальцев к запястьям, а каждый пальчик ребенка сгибают и разгибают по очереди. Такие незатейливые занятия полезно проводить ежедневно в течение 2-3 минут.

С 10-месячного возраста надо начинать развитие тонких движений пальцев и всей кисти. Давайте малышу перебирать сначала крупные, а затем более мелкие предметы (следите, чтобы ребенок не брал их в рот!). Малыш может катать деревянные шарики различного диаметра, перебирать крупные бусы, нанизанные на резинку, собирать пирамидки, конструировать из кубиков, перекладывать из одной кучки в другую карандаши, пуговицы. Важно, чтобы в движение были вовлечены все пальчики. Помогайте карапузу координировано и ловко манипулировать пальцами в повседневной жизни. Обращайте внимание на овладение такими простыми, но в то же время важными умениями - держать чашку, ложку, карандаш, умываться. Ну и, конечно, в этом возрасте уже вовсю играют с малышом в «Сороку-белобоку»:

"Сорока-белобока"

                                   действия с пальчиками

Сорока-сорока кашку варила,   водим по ладошке ребенка пальчиком

деток кормила:                              водим по ладошке ребенка пальчиком 

этому дала,                                      загибаем мизинец

этому дала,                                      загибаем безымянный палец

этому дала,                                      загибаем средний палец

этому дала,                                      загибаем указательный палец

а этому не дала!                              потрясите большой пальчик

Ты дров не колол? Не колол.      потрясите большой пальчик

Воды не носил? Не носил.            потрясите большой пальчик

Знай наперед:

Здесь водичка - холодненькая,    гладим малыша по запястью

здесь водичка - тепленькая,         гладим малыша по плечу

а здесь - кипяток, кипяток!          щекочим малыша и смеемся!     

"Идет коза рогатая"

                                           действия с пальчиками

Идет коза рогатая,         изобразить рога, вытянув вперед    

Идет коза бодатая,         указательный палец и мизинец                                                               

Ножками топ-топ,          кончиками пальцев обеих рук постукивать по        

                                                столу либо по коленкам 

Глазками хлоп-хлоп.     хлопаем в ладоши 

Кто каши не ест,            изобразить рога, вытянув вперед

 Молока не пьет,             указательный палец и мизинец                              

Того коза

Забодает, забодает!

Произносить тексты пальчиковых игр взрослый должен максимально выразительно: то повышая, то понижая голос, делая паузы, подчёркивая отдельные слова, а движения выполнять синхронно с текстом или в паузах. Малышам трудно проговаривать текст, им достаточно выполнять движения вместе со взрослым или с его помощью. Для некоторых игр можно надевать на пальчики бумажные колпачки или рисовать на подушечках пальцев глазки и ротик.

Игры, в которых малыш ловит или гладит руку взрослого или другого ребёнка, хлопает его по руке или загибает пальцы партнёра по игре, важны для формирования чувства уверенности у ребёнка. Некоторые игры, в которых пальчики называются по очереди или действуют поочерёдно, напоминают маленькие сказочки  и выполнить их самостоятельно могут дети 4-5 лет, а более маленьким должны помогать взрослые.

Одни пальчиковые игры готовят малыша к счёту, в других ребёнок должен действовать, используя обе руки, что помогает лучше осознать понятия выше и ниже, сверху и снизу, право и лево.

Пальчиковые игры побуждают малышей к творчеству; и в том случае, когда ребёнок придумывает к текстам свои, пусть даже не очень удачные движения, его следует хвалить и, если возможно, показать свои творческие достижения, например, папе или бабушке.

Основные правила пальчиковых игр:

1. Подбирайте игры, которые окажутся по силам малышу. Сначала покажите все действия с пальчиками, потом попросите повторить. Помогайте ребенку делать все правильно. Если игра пока слишком сложна для малыша – упростите ее.

2. Сопровождайте игры стихами и потешками. Побуждайте малыша повторять за вами отдельные слова, а затем и весь текст.

3. В игре обязательно должен поучаствовать каждый пальчик малыша.

4. Каждый пальчик малыша должен уметь двигаться не только вместе с другими, но и изолированно сам по себе.

5. Подбирайте игры, чередуя расслабление, сжатие и растяжение кисти.

6. Чередуйте симметричные и несимметричные движения рук. Игры, где правая рука делает одно действие, а левая – другое, вводите к 5 годам.

7. Играйте в пальчиковые игры часто, но понемногу.

          Начало игры можно инициировать стишком, сопровождая его мягким постукиванием по спинке или плечу малыша:

Тук-тук, тук-тук-тук,
Что за странный перестук?
Это пальчики стучат,
Поиграть они хотят
С (имя ребенка).

 

ЧЕРВЯЧКИ

                                                действия с пальчиками

Раз, два, три, четыре, пять,
Червячки пошли гулять.

Раз, два, три, четыре, пять,
Червячки пошли гулять.

Вдруг ворона подбегает,
Головой она кивает,

Каркает: "Вот и обед!"

Глядь - а червячков уж нет!

ладони лежат на коленях или на столе

пальцы сгибая, подтягиваем к себе ладонь

 (движение ползущей гусеницы),

идем по столу указательным и средним

пальцами (остальные пальцы поджаты

 к ладони).

Складываем пальцы щепоткой,

качаем ими вверх и вниз.

Раскрываем ладонь, отводя большой палец

вниз, а остальные вверх.
Сжимаем кулачки, прижимая их к груди

КОТЯТА 

                                                           

                                                                действия с пальчиками
                                                                           Ладошки складываем, пальцы              

                                                                            прижимаем друг к другу.            

                                                                            Локти опираются о стол.

У кошечки нашей есть десять котят,  Покачиваем руками, не

                                                                             разъединяя их. 
Сейчас все котята по парам стоят:       Постукиваем  

Два толстых, два ловких,                         соответствующими
Два длинных, два хитрых,
                   пальцами друг о друга (от                                      
Два маленьких самых                            большого к мизинцу).
И самых красивых.

ПЕРЧАТКА


                                                действия с пальчиками
Весёлая мышка                     Раскрываем ладошку, пальцы  

                                                         растопырены (перчатка).
Перчатку нашла,
                  Поворачиваем руки то ладонью, то

                                                        тыльной стороной вверх.
Гнездо в ней устроив,           Складываем ладоши "ковшом" 
Мышат позвала.                   Сгибаем - разгибаем пальцы ("зовущий"

                                                        жест)
Им корочку хлеба                Кончиком большого пальца поочерёдно
Дала покусать,
                     стучим по кончикам остальных

                                                       пальчиков.
Погладила всех                    Большим пальцем гладим остальные  

                                                       (скользящим движением      

                                                       от мизинца к указательному). 
и отправила спать.              Ладони прижимаем друг к другу, кладём  

                                                       под щёку (спим).

РАДУГА


                                                действия с пальчиками
Гляньте: радуга над нами,   Нарисовать рукой над головой

                                           полукруг (маховое движение).
Над деревьями,                         Руки поднять вверх, пальцы разомкнуты.
Домами,                                 Руки сложены над головой крышей.
И над морем, над волной,     Нарисовать волну рукой.
И немножко надо мной.       Дотронуться до головы.

Приступая к работе, следует помнить о следующих принципах проведения занятий:

  1. Перед игрой с ребёнком необходимо обсудить её содержание, сразу при этом отрабатывая необходимые жесты, комбинации пальцев, движения. Это не только позволит подготовить малыша к правильному выполнению упражнения, но и создаст необходимый эмоциональный настрой.
  2. Выполнять упражнение следует вместе с ребёнком, при этом демонстрируя собственную увлечённость игрой.
  3. При повторных проведениях игры дети нередко начинают произносить текст частично (особенно начало и окончание фраз). Постепенно текст разучивается наизусть, дети произносят его целиком, соотнося слова с движением.
  4. Выбрав два или три упражнения, постепенно заменяйте их новыми. Наиболее понравившиеся игры можете оставит в своём репертуаре и возвращаться к ним по желанию малыша.
  5. Не ставьте перед ребёнком несколько сложных задач сразу (к примеру, показывать движения и произносить текст). Объем внимания у детей ограничен, и невыполнимая задача может "отбить" интерес к игре.
  6. Никогда не принуждайте. Попытайтесь разобраться в причинах отказа, если возможно, ликвидировать их (например, изменив задание) или поменяйте игру.
  7. Стимулируйте подпевание детей, "не замечайте", если они поначалу делают что-то неправильно, поощряйте успехи.

                               

ГВОЗДИ


Одна рука - "молоток" (сжимаем пальцы в кулак). Вторая рука (или рука партнёра по игре) - гвозди. Стоит на столе или коленях, опираясь на локоть, пальцы растопырены. "Молоток" стучит по "гвоздям" - по очереди по каждому пальцу. 
Бом, бом, бом, бом,
По гвоздям бьём молотком.
Гвозди не вбиваются,
Только загибаются.

Пальцы - гвозди - согнуты. Пальцы другой руки - клещи. Смыкаются в кольцо (первый-второй, 1-3, 1-4, 1-5, на усмотрение играющих) и "вырывают гвозди" - поочерёдно тянем пальцы другой руки, выпрямляя их.
Значит, клещи надо взять,
Будем гвозди вырывать.
Я тянул, тянул, тянул,
Все я гвозди разогнул.

Пальчики здороваются

                                                          действия с пальчиками

Привет, Большак!                         пальцы обеих рук «здороваются» 

Привет, Указка!                            друг с другом, начиная с больших

Привет,  Середка!

Привет,  Сиротка!

Привет, малышка – Прошка!

Привет, Ладошка!                         хлопок ладошками друг об друга

                     

Считалка для пальчиков

                                                          действия с пальчиками

Раз, два, три, четыре, пять!        ручка ребенка в кулачке, разгибаем

Вышли пальчики гулять!            пальчики по одному

Этот пальчик - гриб нашел,        загибаем мизинец 

этот пальчик - чистит стол,        загибаем безымянный палец 

этот резал,                                    загибаем средний палец 

этот ел,                                         загибаем указательный палец 

ну а этот лишь глядел!                загибаем большой палец

Помните: работа по развитию рук должна проводиться регулярно, только тогда будет достигнут наибольший эффект от упражнений. Задания должны приносить ребенку радость, не допускайте скуки и переутомления.

Кроме пальчиковых игр, можно с малышом заняться следующим:

  1. запускать пальцами волчки (лучше – мелкие);
  2. разминать пальцами пластилин, глину;
  3. катать по очереди каждым пальчиком камешки, бусины, шарики и пр.;
  4. сжимать и разжимать кулачки, при этом можно играть, как будто кулачок – бутончик цветка (утром он проснулся и открылся, а вечером заснул – закрылся, спрятался);
  5. барабанить пальцами обеих рук по столу;
  6. махать в воздухе только пальцами;
  7. хлопать в ладоши тихо и громко, в разном темпе;
  8. собирать все пальцы в щепотку (пальчики собрались вместе – разбежались);
  9. застегивать пуговицы, крючки, молнии, замочки, закручивать крышки, заводить механические игрушки ключиками;
  10. игры с конструктором, мозаикой, кубиками;
  11. игры с песком, водой;
  12. и другое…

ПАЛЬЦЫ – ДРУЖНАЯ СЕМЬЯ

                                                        действия с пальчиками

Пальцы – дружная семья,         сжимаем пальцы каждой руки в                                                                

Друг без друга им нельзя.          кулачки и разжимаем их

Вот большой!                               Поочередно поднимаем пальцы                                                                  

А это – средний.                                обеих рук кверху

Безымянный и последний –

Наш мизинец, малышок!

У-у-у! Указательный забыли.

Чтобы пальцы дружно жили,

Будем их соединять                    Каждый палец руки присоединяем

И движенья выполнять…           поочередно к большому

Мы рога козы покажем             Выдвигаем указательный палец и  

                                                                   мизинец вперед, загибая остальные

                                                       пальцы; затем «рога» поднимаем к голове

И рога оленя даже…                  Широко раздвигаем пальцы обеих

                                                                  рук, скрестив руки,

                                              поднимаем «ветвистые рога» к голове

Мы про зайку не забудем –           Выдвигаем вперед указательные и  

                                                                   средние пальцы обеих

                                                                   рук, поднимаем их к голове;                                      

Ушками водить мы будем.     Двигаем пальцами, наклоняем их вперед       

Чтобы четко говорить,           каждый палец руки поочередно     

Надо с пальцами дружить!      присоединяем к большому


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПРОВЕДЕНИЮ АРТИКУЛЯЦИОННОЙ ГИМНАСТИКИ ДОМА.

Рекомендации родителям о правилах проведения артикуляционной гимнастики в условии дома. Примеры заданий....

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ К ПРОВЕДЕНИЮ АРТИКУЛЯЦИОННОЙ ГИМНАСТИКИ

Описание основных артикуляционных упражнений . Можно использовать как консультацию для воспитателей или родителей с целью ознакомления и обучения их артикуляционным упражнениям....

Рекомендации по проведению артикуляционной гимнастики.

Советы и рекомендации родителям по проведению артикуляционной гимнастики....

Рекомендации по проведению артикуляционнной гимнастики

В данной статье предлагаются методические рекомендации по проведению артикуляцонной гимнастики....

Рекомендации по проведению артикуляционной гимнастики

Материал для родителей по проведению артикуляционной гимнастики...

Методические рекомендации к проведению артикуляционной гимнастики

Артикуляционные упражнения для дошкольников...

Буклет Методические рекомендации по проведению пальчиковой гимнастики:

Систематические упражнения по тренировке пальцев являются средством стимуляции активности коры головного мозга, что в свою очередь способствует развитию мышления и звукопроизношения.Благодаря пальчико...