Рекомендации по проведению пальчиковой гимнастики
материал по теме
Представлено пособие-памятка для родителей по проведению пальчиковой гимнастики; при изготовлении пособия использованы материалы с различных сайтов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
palch._igry.docx | 35.67 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное образовательное учреждение
Центр психолого-медико-социального сопровождения «Семья»
Рекомендации по проведению
пальчиковой гимнастики
(памятка для родителей)
подготовила: Соловьева О.В.
Новокузнецк
"Ум ребенка находится на кончиках его пальцев"
В. Сухомлинский
Необходимость развития моторики рук у детей обусловлена тесным взаимодействием ручной и речевой моторики. Пальчиковые игры помогают взрослым не только стимулировать развитие речевых навыков, но и развивать у ребенка координацию движений, активизировать память, мышление, развивать творческое мышление и внимание, а также развлекают малыша.
У новорожденного ручки всегда сжаты в кулачки, и если взрослый вкладывает свои указательные пальцы в ладони ребенка, тот их плотно сжимает. Таким образом малыша можно даже немного приподнять. По мере созревания мозга этот рефлекс переходит в умение хватать и отпускать.
Тренировать пальцы у ребенка можно уже с шести-семи месяцев с помощью массажа кистей рук и каждого пальчика в отдельности, каждой его фаланги. Поглаживать следует в направлении от кончиков пальцев к запястьям, а каждый пальчик ребенка сгибают и разгибают по очереди. Такие незатейливые занятия полезно проводить ежедневно в течение 2-3 минут.
С 10-месячного возраста надо начинать развитие тонких движений пальцев и всей кисти. Давайте малышу перебирать сначала крупные, а затем более мелкие предметы (следите, чтобы ребенок не брал их в рот!). Малыш может катать деревянные шарики различного диаметра, перебирать крупные бусы, нанизанные на резинку, собирать пирамидки, конструировать из кубиков, перекладывать из одной кучки в другую карандаши, пуговицы. Важно, чтобы в движение были вовлечены все пальчики. Помогайте карапузу координировано и ловко манипулировать пальцами в повседневной жизни. Обращайте внимание на овладение такими простыми, но в то же время важными умениями - держать чашку, ложку, карандаш, умываться. Ну и, конечно, в этом возрасте уже вовсю играют с малышом в «Сороку-белобоку»:
"Сорока-белобока"
действия с пальчиками
Сорока-сорока кашку варила, водим по ладошке ребенка пальчиком
деток кормила: водим по ладошке ребенка пальчиком
этому дала, загибаем мизинец
этому дала, загибаем безымянный палец
этому дала, загибаем средний палец
этому дала, загибаем указательный палец
а этому не дала! потрясите большой пальчик
Ты дров не колол? Не колол. потрясите большой пальчик
Воды не носил? Не носил. потрясите большой пальчик
Знай наперед:
Здесь водичка - холодненькая, гладим малыша по запястью
здесь водичка - тепленькая, гладим малыша по плечу
а здесь - кипяток, кипяток! щекочим малыша и смеемся!
"Идет коза рогатая"
действия с пальчиками
Идет коза рогатая, изобразить рога, вытянув вперед
Идет коза бодатая, указательный палец и мизинец
Ножками топ-топ, кончиками пальцев обеих рук постукивать по
столу либо по коленкам
Глазками хлоп-хлоп. хлопаем в ладоши
Кто каши не ест, изобразить рога, вытянув вперед
Молока не пьет, указательный палец и мизинец
Того коза
Забодает, забодает!
Произносить тексты пальчиковых игр взрослый должен максимально выразительно: то повышая, то понижая голос, делая паузы, подчёркивая отдельные слова, а движения выполнять синхронно с текстом или в паузах. Малышам трудно проговаривать текст, им достаточно выполнять движения вместе со взрослым или с его помощью. Для некоторых игр можно надевать на пальчики бумажные колпачки или рисовать на подушечках пальцев глазки и ротик.
Игры, в которых малыш ловит или гладит руку взрослого или другого ребёнка, хлопает его по руке или загибает пальцы партнёра по игре, важны для формирования чувства уверенности у ребёнка. Некоторые игры, в которых пальчики называются по очереди или действуют поочерёдно, напоминают маленькие сказочки и выполнить их самостоятельно могут дети 4-5 лет, а более маленьким должны помогать взрослые.
Одни пальчиковые игры готовят малыша к счёту, в других ребёнок должен действовать, используя обе руки, что помогает лучше осознать понятия выше и ниже, сверху и снизу, право и лево.
Пальчиковые игры побуждают малышей к творчеству; и в том случае, когда ребёнок придумывает к текстам свои, пусть даже не очень удачные движения, его следует хвалить и, если возможно, показать свои творческие достижения, например, папе или бабушке.
Основные правила пальчиковых игр:
1. Подбирайте игры, которые окажутся по силам малышу. Сначала покажите все действия с пальчиками, потом попросите повторить. Помогайте ребенку делать все правильно. Если игра пока слишком сложна для малыша – упростите ее.
2. Сопровождайте игры стихами и потешками. Побуждайте малыша повторять за вами отдельные слова, а затем и весь текст.
3. В игре обязательно должен поучаствовать каждый пальчик малыша.
4. Каждый пальчик малыша должен уметь двигаться не только вместе с другими, но и изолированно сам по себе.
5. Подбирайте игры, чередуя расслабление, сжатие и растяжение кисти.
6. Чередуйте симметричные и несимметричные движения рук. Игры, где правая рука делает одно действие, а левая – другое, вводите к 5 годам.
7. Играйте в пальчиковые игры часто, но понемногу.
Начало игры можно инициировать стишком, сопровождая его мягким постукиванием по спинке или плечу малыша:
Тук-тук, тук-тук-тук,
Что за странный перестук?
Это пальчики стучат,
Поиграть они хотят
С (имя ребенка).
ЧЕРВЯЧКИ
действия с пальчиками
Раз, два, три, четыре, пять, | ладони лежат на коленях или на столе пальцы сгибая, подтягиваем к себе ладонь (движение ползущей гусеницы), идем по столу указательным и средним пальцами (остальные пальцы поджаты к ладони). Складываем пальцы щепоткой, качаем ими вверх и вниз. вниз, а остальные вверх. |
КОТЯТА
действия с пальчиками
Ладошки складываем, пальцы
прижимаем друг к другу.
Локти опираются о стол.
У кошечки нашей есть десять котят, Покачиваем руками, не
разъединяя их.
Сейчас все котята по парам стоят: Постукиваем
Два толстых, два ловких, соответствующими
Два длинных, два хитрых, пальцами друг о друга (от
Два маленьких самых большого к мизинцу).
И самых красивых.
ПЕРЧАТКА
действия с пальчиками
Весёлая мышка Раскрываем ладошку, пальцы
растопырены (перчатка).
Перчатку нашла, Поворачиваем руки то ладонью, то
тыльной стороной вверх.
Гнездо в ней устроив, Складываем ладоши "ковшом"
Мышат позвала. Сгибаем - разгибаем пальцы ("зовущий"
жест)
Им корочку хлеба Кончиком большого пальца поочерёдно
Дала покусать, стучим по кончикам остальных
пальчиков.
Погладила всех Большим пальцем гладим остальные
(скользящим движением
от мизинца к указательному).
и отправила спать. Ладони прижимаем друг к другу, кладём
под щёку (спим).
РАДУГА
действия с пальчиками
Гляньте: радуга над нами, Нарисовать рукой над головой
полукруг (маховое движение).
Над деревьями, Руки поднять вверх, пальцы разомкнуты.
Домами, Руки сложены над головой крышей.
И над морем, над волной, Нарисовать волну рукой.
И немножко надо мной. Дотронуться до головы.
Приступая к работе, следует помнить о следующих принципах проведения занятий:
- Перед игрой с ребёнком необходимо обсудить её содержание, сразу при этом отрабатывая необходимые жесты, комбинации пальцев, движения. Это не только позволит подготовить малыша к правильному выполнению упражнения, но и создаст необходимый эмоциональный настрой.
- Выполнять упражнение следует вместе с ребёнком, при этом демонстрируя собственную увлечённость игрой.
- При повторных проведениях игры дети нередко начинают произносить текст частично (особенно начало и окончание фраз). Постепенно текст разучивается наизусть, дети произносят его целиком, соотнося слова с движением.
- Выбрав два или три упражнения, постепенно заменяйте их новыми. Наиболее понравившиеся игры можете оставит в своём репертуаре и возвращаться к ним по желанию малыша.
- Не ставьте перед ребёнком несколько сложных задач сразу (к примеру, показывать движения и произносить текст). Объем внимания у детей ограничен, и невыполнимая задача может "отбить" интерес к игре.
- Никогда не принуждайте. Попытайтесь разобраться в причинах отказа, если возможно, ликвидировать их (например, изменив задание) или поменяйте игру.
- Стимулируйте подпевание детей, "не замечайте", если они поначалу делают что-то неправильно, поощряйте успехи.
ГВОЗДИ
Одна рука - "молоток" (сжимаем пальцы в кулак). Вторая рука (или рука партнёра по игре) - гвозди. Стоит на столе или коленях, опираясь на локоть, пальцы растопырены. "Молоток" стучит по "гвоздям" - по очереди по каждому пальцу.
Бом, бом, бом, бом,
По гвоздям бьём молотком.
Гвозди не вбиваются,
Только загибаются.
Пальцы - гвозди - согнуты. Пальцы другой руки - клещи. Смыкаются в кольцо (первый-второй, 1-3, 1-4, 1-5, на усмотрение играющих) и "вырывают гвозди" - поочерёдно тянем пальцы другой руки, выпрямляя их.
Значит, клещи надо взять,
Будем гвозди вырывать.
Я тянул, тянул, тянул,
Все я гвозди разогнул.
Пальчики здороваются
действия с пальчиками
Привет, Большак! пальцы обеих рук «здороваются»
Привет, Указка! друг с другом, начиная с больших
Привет, Середка!
Привет, Сиротка!
Привет, малышка – Прошка!
Привет, Ладошка! хлопок ладошками друг об друга
Считалка для пальчиков
действия с пальчиками
Раз, два, три, четыре, пять! ручка ребенка в кулачке, разгибаем
Вышли пальчики гулять! пальчики по одному
Этот пальчик - гриб нашел, загибаем мизинец
этот пальчик - чистит стол, загибаем безымянный палец
этот резал, загибаем средний палец
этот ел, загибаем указательный палец
ну а этот лишь глядел! загибаем большой палец
Помните: работа по развитию рук должна проводиться регулярно, только тогда будет достигнут наибольший эффект от упражнений. Задания должны приносить ребенку радость, не допускайте скуки и переутомления.
Кроме пальчиковых игр, можно с малышом заняться следующим:
- запускать пальцами волчки (лучше – мелкие);
- разминать пальцами пластилин, глину;
- катать по очереди каждым пальчиком камешки, бусины, шарики и пр.;
- сжимать и разжимать кулачки, при этом можно играть, как будто кулачок – бутончик цветка (утром он проснулся и открылся, а вечером заснул – закрылся, спрятался);
- барабанить пальцами обеих рук по столу;
- махать в воздухе только пальцами;
- хлопать в ладоши тихо и громко, в разном темпе;
- собирать все пальцы в щепотку (пальчики собрались вместе – разбежались);
- застегивать пуговицы, крючки, молнии, замочки, закручивать крышки, заводить механические игрушки ключиками;
- игры с конструктором, мозаикой, кубиками;
- игры с песком, водой;
- и другое…
ПАЛЬЦЫ – ДРУЖНАЯ СЕМЬЯ
действия с пальчиками
Пальцы – дружная семья, сжимаем пальцы каждой руки в
Друг без друга им нельзя. кулачки и разжимаем их
Вот большой! Поочередно поднимаем пальцы
А это – средний. обеих рук кверху
Безымянный и последний –
Наш мизинец, малышок!
У-у-у! Указательный забыли.
Чтобы пальцы дружно жили,
Будем их соединять Каждый палец руки присоединяем
И движенья выполнять… поочередно к большому
Мы рога козы покажем Выдвигаем указательный палец и
мизинец вперед, загибая остальные
пальцы; затем «рога» поднимаем к голове
И рога оленя даже… Широко раздвигаем пальцы обеих
рук, скрестив руки,
поднимаем «ветвистые рога» к голове
Мы про зайку не забудем – Выдвигаем вперед указательные и
средние пальцы обеих
рук, поднимаем их к голове;
Ушками водить мы будем. Двигаем пальцами, наклоняем их вперед
Чтобы четко говорить, каждый палец руки поочередно
Надо с пальцами дружить! присоединяем к большому
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПРОВЕДЕНИЮ АРТИКУЛЯЦИОННОЙ ГИМНАСТИКИ ДОМА.
Рекомендации родителям о правилах проведения артикуляционной гимнастики в условии дома. Примеры заданий....
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ К ПРОВЕДЕНИЮ АРТИКУЛЯЦИОННОЙ ГИМНАСТИКИ
Описание основных артикуляционных упражнений . Можно использовать как консультацию для воспитателей или родителей с целью ознакомления и обучения их артикуляционным упражнениям....
Рекомендации по проведению артикуляционной гимнастики.
Советы и рекомендации родителям по проведению артикуляционной гимнастики....
Рекомендации по проведению артикуляционнной гимнастики
В данной статье предлагаются методические рекомендации по проведению артикуляцонной гимнастики....
Рекомендации по проведению артикуляционной гимнастики
Материал для родителей по проведению артикуляционной гимнастики...
Методические рекомендации к проведению артикуляционной гимнастики
Артикуляционные упражнения для дошкольников...
Буклет Методические рекомендации по проведению пальчиковой гимнастики:
Систематические упражнения по тренировке пальцев являются средством стимуляции активности коры головного мозга, что в свою очередь способствует развитию мышления и звукопроизношения.Благодаря пальчико...