Приемственность в 5 классах
статья (5 класс)

Журавлева Наталья Владимировна

                   Актуальность проблемы преемственности особо остро ощущается при переходе обучащихся в 5-й класс. В этот период из-за смены структуры и содержания обучения у детей происходят изменения психологического и деятельностного характера:

возрастает состояние стресса;

кабинетная система и много учителей-предметников;

сложность адаптации к учителям;

переутомление;

многообразие и отличие от начальной школы приемов работы на уроке;

отсутствие единства требований.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon preemstvennost_v_obuchenii_matematike_v_5-h_klassah.doc37.5 КБ

Предварительный просмотр:

Преемственность в обучении математике в 5-х классах

Преемственность в обучении математике между начальной школой и 5-ым классом включает следующие аспекты:

  • преемственность содержания обучения;
  • преемственность в методах обучения;
  • организационная преемственность;
  • психологическая преемственность.

Содержательная сторона преемственности подразумевает последовательное продолжение изучения математики на основе знаний, полученных в начальной школе. Содержательная линия математики в 5-х классах полностью соответствует содержанию предмета в начальной школе:

  1. Изучение числа.
  2. Вычислительные навыки (в том числе таблица умножения).
  3. Навык устного счета.
  4. Единицы измерений.
  5. Решение задач на движение
  6. Решение задач на стоимость.

При применении знаний, умений и навыков, полученных в начальной школе по предмету, возникли следующие трудности:

  1. Не все учащиеся справились с записью условий задачи. Полная и краткая запись условия – это залог успешного решения задачи. При записи условия учащиеся рассуждают, выстраивают логические цепочки, что позволяет лучше разобраться в условии задачи. Краткая запись условия – результат анализа данных и неизвестных величин в задаче. Исходя из этих соображений, наблюдаются следующие недостатки в записи условия:
  • условие неполное (нет вопроса, не все данные содержатся в условии);
  • условие некраткое (наблюдается переписывание части условия в тетрадь, неумение отбросить ненужные слова, факты, подобрать другие слова-синонимы, которые делают условие более понятным);
  • запись условия с помощью отрезка порой мешает полной записи условия, так как трудно совместить все разнообразные ситуации, которые встречаются в задачах. Кроме того запись условия отрезками не имеет линии продолжения в среднем звене. Позиция учителя в этой ситуации следующая: запись условия отрезками разрешается, но при этом условие должно быть полным. Практика показывает, что учащиеся в 5-ом классе чаще записывают условие не отрезками, а словами.

  1. У некоторых учащихся не сформированы следующие умения и знания:
  • знание названий компонентов при сложении, вычитании, умножении и делении;
  • знание правил нахождения слагаемого, вычитаемого, множителя и т.д.;
  • знание порядка действий;
  • навык записи «точки» при вычитании в столбик, что часто приводит к вычислительной ошибке.

Преемственность в методике обучения подразумевает использование правил и методов обучения учителя начальной школы и последовательное применение и развитие методики применительно к содержанию материала в 5-ом классе. Таким образом, этот аспект подразумевает посещение уроков в начальной школе, общение с учителем начальной школы на последующих этапах.

Организационная преемственность подразумевает выработку единых требований к организации учебного процесса: на начало урока, на конец урока, организация дежурства по классу, навык ответа после разрешения учителя, умение отпрашиваться с урока, умение дослушать учителя или одноклассника. В основном учащиеся приучены к этим требованиям, но некоторые еще нарушают их, поэтому работа в этом направлении продолжается.

Психологическая преемственность предполагает индивидуальный подход пр общении с учащимися: знание их слабых  и сильных сторон, учет их желаний и интересов, знание их семейных проблем, наличие болезней. Здесь также важен тесный и постоянный контакт с учителем начальной школы, с классным руководителем, с родителями учащегося.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Авторские произведения учащихся литературного кружка "Вдохновение" (Виктория Баева (6-8 класс), Софья Орлова (8-9 класс), Яна Масная (10-11 класс), Надежда Медведева (10-11 класс)

Авторские произведения учащихся литературного кружка "Вдохновение" (Я. Масная (10-11 класс), Н. Медведева (10-11 класс), В. Баева (6-8 класс), С. Орлова (8-9 класс)...

Рабочая программа по географии на основе авторской программы Т.П. Герасимовой 6 класс), И.В. Душиной (7 класс), И.И. Бариновой (8-9 классы) при нагрузке 2 часа в каждом классе основной общеобразовательной школы

Программа содержит пояснительную записку, перечень мультимедийного обеспечения для использования на уроках географии, также содержит обязательный региональный компонент по географии Ростовской области...

Рабочие программы по математике для 5 класса, по алгебре для 8 класса. УМК А. Г. Мордкович. Рабочие программы по геометрии для 7 и 8 класса. Программа соответствует учебнику Погорелова А.В. Геометрия: Учебник для 7-9 классов средней школы.

Рабочая программа содержит пояснительную записку, содержание учебного материала, учебно - тематическое планирование , требования к математической подготовке, список рекомендованной литературы, календа...

Рабочая программа по направлению: "Швейное дело" 6 класс 2018-2019г., 7 класс 2019-2020г., 8 класс 2020-2021г., 9 класс 2021-2022г.

Рабочая программа по направлению: "Швейное дело" 6 класс 2018-2019г., 7 класс 2019-2020г., 8 класс 2020-2021г., 9 класс 2021-2022г....

КТП 5 класс ФГОС 2019-2020,РП 5 класс ФГОС 2020-2021, РП 5 класс ФГОС 2021-2022 , РП 6 класс ФГОС 2022-2023

Учебник алгебра 5 класс. Авторы : Г.В. Дорофеев , С.В. Суворова, Е.А. Бунимович , Л.В. Кузнецова , С.С. Минаева, Л.О. Рослова....