Организация взаимодействия школьной библиотеки с родителями
план-конспект
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabota_s_roditelyami_za.docx | 25.43 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение средняя общеобразовательная школа с. Николаевка муниципального района Стерлитамакский район Республики Башкортостан
Организация взаимодействия
школьной библиотеки с родителями
Большое внимание в настоящее время уделяется активизации читательской деятельности школьников в условиях школьных библиотек посредством работы с семьями учащихся. Возможности библиотеки, формирование заинтересованности родителей, использование специальных форм и методов работы способствуют возникновению у школьников интереса к самостоятельной читательской деятельности, создают атмосферу творческой заинтересованности чтением. Взаимодействие с родителями должно быть в активе библиотечных методов приобщения детей к чтению.
Сотрудничество библиотеки и семьи
Задачи:
-привлечь детей и родителей в библиотеку;
- повысить рейтинг книги в досуге семьи;
- дать представление родителям о творческих возможностях детей как читателей;
- способствовать совместному творчеству родителей и детей;
- показать родителям, – как хорошо, как замечательно может быть взрослому с детской книгой.
Одним из факторов проблемы детского чтения является воспитание в семье. Если чтение является важной частью жизни взрослых членов семьи, ребенок это улавливает и впитывает. Впечатления, полученные в детстве, остаются на всю жизнь и реализуются детьми уже в собственной семье.
Поэтому основой качественного образования является построение полноценных отношений между школой и родителями, под которыми мы понимаем такие отношения, которые удовлетворяют всех участников образовательного процесса. Наша школа для родителей всегда была открытой и доступной. Родители принимают активное участие в образовательном процессе и знают о том, чем живет библиотека.
С целью обновления и пополнения фонда школьной библиотеки ежегодно проводится акция «Подари книгу школе!». Ребята и родители приносят в библиотеку книги, которые они уже прочли, делятся с другими читателями школьной библиотеки. Таким образом, каждый ученик и его семья могут внести свой вклад в библиотечный фонд школы.
Взаимодействие педагога-библиотекаря, родителей и педагогов, понимание того, что сотрудничество приведет к положительному результату позволяет решить задачу привлечения ребенка к чтению.
Одной из главных задач школьной библиотеки является комплектование библиотечных фондов и обеспечение обучающихся необходимой литературой. Эта работа проводится совместно с учителями-предметниками, классными руководителями и администрацией школы.
Совместно с учителями-предметниками формируется заказ на учебные издания.
Для педагогов библиотекарь подбирает литературу по разным возрастным группам, совместно с классными руководителями и учителями-предметниками проводит литературные праздники, предметные Недели. План работы библиотеки составляется с учётом общешкольных мероприятий. Проводятся уроки и классные часы с применением информационных технологий.
Организация взаимодействия школьной библиотеки с сельской библиотекой Давно сложилось взаимодействие школьной библиотеки с сельским Домом культуры и сельской библиотекой.
Формы взаимодействия: работа в творческих группах по проведению общих мероприятий, библиотечные уроки, а также проведение Книжной недели. Совместное проведение праздников, юбилеев, концертов, вечеров способствует координации усилий и ресурсов.
Связь с сельской библиотекой даёт взаимовыгодный обмен информационными материалами.
К сожалению, это сотрудничество не имеет систематического характера и ограничивается совместным проведением отдельных мероприятий.
Алгоритм ведения мероприятия с родителями
Предварительный этап - создание условий для эффективного мероприятия.
• Необходимо оборудовать специальное место (отдельное помещение или специально отгороженное пространство). Мебель лучше располагать так, чтобы соблюдался принцип "на равных", "глаза в глаза": два одинаковых кресла, разделенные журнальным столиком (1,5 м друг от друга); желательно неяркое освещение. Также там должны быть вешалка и зеркало.
• Предварительная договоренность о мероприятии
• Подготовка педагога к беседе: приготовить результаты диагностики, рисунки, работы по аппликации, ручному труду, тетради ребенка; аудио - видеозаписи наблюдений его деятельности.
Технология (правила) ведения мероприятия.
1. Приветствие. Цель: создать доброжелательную обстановку.
Встретить родителя, проводить в комнату предложить выбрать удобное место. Перед тем как начать беседу, можно пошутить, высказать свое мнение о погоде и т.д. Если раньше люди не встречались, происходит официальное знакомство: "Как ваше имя и отчество? Как вы хотите, чтобы я вас называла?"
В дальнейшей беседе необходимо каждый раз обращаться к человеку по имени. Это создает условия для индивидуализации контакта, как бы сближает людей.
В ходе разговора нужно обязательно учитывать культурные, национальные особенности человека, его образовательный уровень.
2. Мероприятие.
Во время мероприятия ведущий сидит на стуле, прислонившись к спинке, в удобной позе, голова немного наклонена вперед. Если инициатором мероприятия является педагог, то он начинает свое сообщение с положительных откликов о ребенке, затем переходит к цели и предмету разговора.
Для лучшего понимания собеседника рекомендуется, внимательно, но незаметно наблюдая за ним, подстраиваться под его позу, темп речи.
Полезно научиться использовать положительные "открытые" жесты для успешного общения с людьми и избавиться от жестов, несущих негативную окраску. Это поможет вам чувствовать себя уютно в обществе людей и сделает вас привлекательным для них.
Педагог должен проявлять эмпатию в разговоре (эмпатия - вхождение в душевный мир другого человека), что помогает объективнее оценить ситуацию и разобраться в ней.
В ходе мероприятия используется простой, доступный язык, желательно без оценочных фраз (случилось, беспокоит, произошло и т.д.) и без научных терминов.
Очень важно уметь держать паузу, чтобы собеседник смог разобраться в своем переживании, осмыслить сказанное.
Если вы "правильно" слушаете собеседника, то у него ослабевают отрицательные переживания, он начинает рассказывать о себе все больше и в результате сам "продвигается" в решении своей проблемы.
При ответе на вопрос собеседника иногда полезно повторить, как вы поняли то, что случилось, и "обозначить" его чувства.
В основе этих навыков общения лежат гуманистические принципы: уважение к личности собеседника, признание его права на собственные желания, чувства, ошибки, внимание к его заботам.
Во время диалога применяется технология обратной связи (повторение и обобщение сказанного). Это дает возможность человеку понять, как его воспринимает собеседник. При этом используются следующие вводные фразы:
- Правильно ли я Вас понял?
- Если я ошибусь, Вы меня поправьте.
У родителей есть право не соглашаться с педагогом. Если воспитатель чувствует такое сопротивление, он отмечает это: "Вам трудно принять... Вам не хочется согласиться ..." Таким образом, педагог отказывается от стремления переориентировать собеседника и показывает свое желание в чем-то признать его правоту.
Не следует бояться отрицательного отношения родителей к результатам мероприятия. Главное - вызвать их интерес, переживания и понимание предмета разговора.
Дальнейшая совместная работа поможет достигнуть единого положительного решения.
3. Окончание мероприятия.
Заканчивая разговор, можно сделать комплимент собеседнику: "Вы умеете разбираться в ситуации", дать понять, что беседа была успешной. Можно порекомендовать встретиться со специалистом, почитать необходимую литературу, пригласить понаблюдать за ребенком в детском саду ("Мастерская добрых дел", открытые занятия). Желательно договориться о повторной встрече.
Если беседа затягивается, можно посмотреть на часы и остановить разговор фразой: "А вот этот момент требует особого внимания. О нем мы поговорим в следующий раз. Сегодня наше время заканчивается. Спасибо, что пришли". После этого встать и проводить собеседника до дверей.
Логическая последовательность
- Определяется тематика, и выбираются формы проведения встреч с родителями на основе их заявок и просьб, а так же с учётом данных о семьях воспитанников.
- Определяются ответственные за подготовку и проведение мероприятия. Это могут быть учителя, педагог-психолог, педагог-библиотекарь, и др.
- С родителями согласуются удобные для них дни проведения мероприятия.
- Продумывается структура и содержание мероприятия: составляется план или подробный сценарий с использованием методов активизации родителей.
- Подборка книг для выставки по теме мероприятия. Оформление книжной выставки.
- Обеспечивается заблаговременное оповещение родителей о теме мероприятия и их подготовка к участию в ней.
- Выясняется мнение родителей о пользе проведённого мероприятия в устном опросе, путём анкетирования и др.
Обращение к родителям:
I. 10 причин читать:
1. Семейное чтение обладает поистине уникальными свойствами, способными создать теплую атмосферу и успешную почву для развития личности ребенка. Не спешите оставлять детей один на один с книгой, пусть вам будет интересно втроем, вчетвером - всей семьей, большой и малой, положите свое сердце «у чтения», и тогда вас будет ожидать чудо.
- Если вы способны уделить детям такое внимание, они знают, что вы их любите.
- Чтение для детей делает из них читателей в будущем.
- Детские книги так хорошо написаны, что будут интересны даже для взрослых.
- Иллюстрации в книгах обогащают детей, способствуют их творческому развитию.
- Книги помогут вашим детям научиться размышлять фантазировать.
- До тех пор, пока дети учатся читать, они будут считать Вас волшебником, создающим магию из слов.
- Чтение вслух способствует развитию внимания у вашего ребенка.
- Вы создаете удивительные воспоминания о прекрасных семейных вечерах и о теплом общении с ребенком.
- Книги способны привить детям ценности, которые они пронесут через всю жизнь.
- Рано или поздно, вам обязательно скажут спасибо за умного и воспитанного ребенка.
Памятка для родителей.
Вы хотите, чтобы ваш ребенок читал? Учтите эти добрые советы, и ваши желания исполнятся.
1. Прививайте детям интерес к чтению с раннего детства.
2. Покупая книги, выбирайте яркие по оформлению и интересные по содержанию. Покупайте по возможности книги полюбившихся ребенку авторов, оформляйте личную библиотеку вашего сына или дочери.
3. Систематически читайте сами. Это формирует у ребенка привычку видеть в доме книгу всегда.
4. Обсуждайте прочитанную книгу в семье, даже если произведение вам не понравилось. Это способствует развитию вашей речи и речи нашего ребенка.
5. Рекомендуйте ребенку книгу своего детства, делитесь своими детскими впечатлениями от чтения той или иной книги, сопоставляйте ваши и его впечатления.
6. Чтение вслух помогает расширить словарный запас детей, а также развить у них умение слушать и сосредоточивать внимание. Чтение вслух сближает родителей и детей. Читают все по очереди. Время чтения - примерно 40-45 минут.
7. Прививайте навыки культурного и бережного обращения с книгой.
8. Совместное чтение - наиболее простой способ развития навыков чтения у детей. Рассматривание, обсуждение и чтение книг - важнейший момент, с помощью которого родители могут привить детям интерес к чтению.
9. Рисунки по мотивам любимых книг являются для ребенка одним из способов выражения своих впечатлений от произведений.
10. Попытайтесь вместе с ребенком сочинить собственное окончание произведения. Достоинством таких историй является более глубокое понимание прочитанной книги.
11. Дарите своему ребенку хорошие книги с дарственной надписью, добрыми и теплыми пожеланиями. Спустя годы это станет добрым и светлым напоминанием о родном доме, о его традициях, о дорогих и близких людях.
Система работы школьной библиотеки с родителями. Элементы системы
1. Диагностика детей и родителей для выявления интересов, увлечений и талантов и планирования дальнейшей работы.
2. Планирование для более эффективной организации работы с родителями. Информирование родителей о методической литературе по организации чтения детей и художественной детской литературы.
3. Индивидуальная работа с родителями по решению проблемы детского чтения и развития активной читательской среды.
4. Групповая работа: помощь в подборе материала, составление рекомендационных списков.
5. Работа с родительским комитетом для совместной деятельности по организации общешкольных праздников, посвящённых книгам, чтению.
6. Клубы семейного чтения.
7. Библиотечная режиссура. Мероприятия, ориентированные на пробуждение интереса детей к книге при участии родителей: вечер семейного отдыха, день семейного общения, литературные споры, дискуссии, интеллектуальные игры. Обсуждаются примеры для подражания из жизни детей, книги, видеоматериалы, произведения искусства.
Основные требования при работе библиотекаря с родителями
- Доброжелательность.
- Не конкурировать за право влияния на ребёнка.
- Передать свой профессиональный опыт.
- Опираться на положительный читательский опыт.
- Завоёвывать доверие родителей к библиотеке.
- Ориентировать родителей на чтение литературы детьми в соответствии с их возрастом.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Доклад "Роль школьных библиотек в организации исследовательской работы в школе"
Библиотека может и должна выступать равноправным субъектом взаимодействия в исследовательской деятельности. А библиотекарь может выступать в роли не только консультанта, но и научного руководите...
доклад «Пропаганда и использование в организации массовой работы школьной библиотеки перечня литературы «100 книг»
доклад «Пропаганда и использование в организации массовой работы школьной библиотеки перечня литературы «100 книг»...
Организация работы школьных библиотек в условиях реализации ФГОС
Методические рекомендации...
Курсовая работа На тему «Роль школьной библиотеки в организации экологического воспитания школьников»
Программа экологического воспитания школьного библеотекаря...
Инновационные подходы взаимодействия школьного коллектива и родителей.
Только на уважении должно строиться сотрудничество семьи и школы, выработка единых требований.Семья стала терять свои «родительские» функции, передавая их школьным учреждениям. В соответствии с з...
Инновационные подходы взаимодействия школьного коллектива и родителей.
Тезисы к презентации "Инновационные подходы взаимодействия школьного коллектива и родителей."...
Реферат "Работа школьной библиотеки по организации семейного чтения"
Материал посвящен работе школьной библиотеки по организации семейного чтения....