Эссе :"Уроки родительства" Диплом Окружных Керековских чтений IIIстепени.2019г
статья
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kerekovskie_esse_.odt | 12.36 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя школа с.Рыткучи»
Региональный конкурс
Педагогической публицистики
«Любить нельзя воспитывать-размышления, аргументы, выводы»
Номинация: «Уроки школы родительства»
Тема:Уроки родительства.
Нурова Светлана Бюльтаковна
Учитель химии и биологии
89681408277
с.Рыткучи 2019г.
Эссе «Уроки родительства»
Прочитала книгу Димы Зицера «Любить нельзя воспитывать».Поразили строки из статьи «Сравнение мать-насилия». «Шаг за шагом мы вгоняем детей в комплекс неполноценности. Последовательно и планомерно. Он будет проявляться в учебе, в дружбе, в любви».Потому что мы такие. Не умеем иначе и учиться не хотим. Незачем, мы то живем как -то! Как то...»
И, действительно. Комплекс неполноценности.Сколько судеб могло сложиться иначе, если бы не комплексы,приобретенные в детстве. Я давно работаю я в школе. Много детей прошло через мои руки, не счесть. Ставила отметки за знания,ты справился, а ты нет, тебе двойка, а тебе пятерка.. Конечно дети были разные,одни ребята, получившие двойку бодро бежали домой, подумаешь еще одна двойка, но были и другие, которые остро переживали, боялись признаться родителям, стирали плохую отметку в дневнике. Причины боязни бывают разные. Каждый родитель воспитывает по своему. Кто то может поддержать ребенка , а кто то... Вот один пример: подросток не разбирается в математике, но любит читать и прекрасно рисует. На урок математики не идет, а нехотя плетется. Чувствует себя изгоем, потому что Петя или Вася щелкают уравнения с неизвестными, а ему с трудом даются простенькие задачки. И вдобавок , папа- инженер по образованию, после родительского собрания, где озвучили «успехи» сына, говорит ,что у него в школе была «пятерка» по математике, а Петя и Вася такие молодцы,не то,что ты.И посеяно зерно, из которого прорастет в будущем страшный комплекс.
Вот об этом ,о сравнении , всегда присутствующем в нашей жизни хотелось бы поговорить. Начну с себя. Старшую дочь сравнивала с дочерью подруги Галей.Говорила ей : «Она перечитала все книги школьной библиотеки,а ты всего 17 страниц «Войны и мира» прочла и устала. Она изучает языки с репетитором, хочет стать переводчиком, а ты знаешь из английского только «гуд монинг», и дальше в таком же духе.
Так случилось по жизни,что дочь закончила романо-германское отделение университета,стала работать в школе учителем английского языка. На работу ходила без радости. Я думала, молодой неопытный учитель,наверно ей тяжело на первых порах в школе. Как то я заболела, дочь померила мне давление, сделала укол и массаж, мне стало лучше. Говорю ей: Из тебя получился бы хороший врач. На что она мне ответила, ты всегда говорила ,что я очень медлительная, пока я поставлю диагноз, больной может умереть. И все время сравнивала с Галей.Чтобы угодить тебе я стала учителем английского. Язык я знаю, но желания обучать ему других у меня нет. Если бы можно было не 7лет учиться на врача, я бы, мама, переучилась. У меня после разговора осталось чувство вины, которое не покидает до сих пор.
Я сравнивала с благими намерениями, потому что, Галя казалась мне эталоном. Но как говорится благими намерениями устлана дорога в ад.
Никогда не кричала на детей. А уж о рукоприкладстве вообще не было и речи. Но фразы «Посмотри какой Ваня молодец, не то что ты, проскальзывали в процессе воспитания. Теперь, я думаю, они могут навредить ребенку так,что он вырастет настоящим неудачником,не готовым ко взрослой жизни. Читала о девочке, которая моя посуду пела во весь голос, зашла ее бабушка, сказала «не пой ,у тебя голоса нет, а вот у Риты голос так голос". И вышла из комнаты. Больше девочка не пела никогда. У нее появился комплекс «лузера». С приходом жизненного опыта понимаешь ,что сравнивать детей нельзя.
А сейчас я расскажу, как можно и нужно сравнивать. Я, работая с родителями, часто даю совет: «Не сравнивайте свего ребенка », но не очень представляю, как это реализовать на практике, потому что сравнение — это привычная мыслительная операция.Человек постоянно сравнивает. Где выгоднее что то купить, где условия более комфортные, в каком магазине или парикмахерской лучшее более вежливое обслуживание.
Смотрю на своего внука в детском садике на новогоднем утреннике, и мозг как-то сам по себе сравнивает его с остальными по росту. Мой самый маленький в группе и самый худенький? Нет, не самый, есть мальчики пониже ростом. Дети вышли читать стихи деду Морозу. Естественно сравниваю, внук читает громко, зато другой малыш очень выразительно. При этом у меня совершенно спокойное эмоциональное состояние. Непроизвольное сравнение — оно просто присутствует и не несет никакого вреда. Так в роддоме смотрела на новорожденных и сравнивала, у кого глаза больше, у кого волосы длиннее — а моя доченька все равно милее всех. Состояние «свой все равно милее всех» гарантирует безопасность сравнения. Травмирует ребенка сравнение из состояния зависти, гнева и других негативных эмоций.
Приведу пример, что страшно не само по себе сравнение, а состояние того, кто сравнивает, и его мотивация. Одни и те же слова, произносимые в разном состоянии, имеют разный эффект.
Слова, сказанные ребенку, в состоянии гнева, с мотивацией унизить, растоптать:
— У тебя самые плохие оценки в классе! — Это да, страшно травмирует ребенка.
А если сказать:
— У тебя плохие оценки в классе. Это странно, ведь я знаю твои возможности, знаю, что ты можешь лучше. Я хочу понять, почему такой результат, в чем сложность. Чем я могу помочь? И если сказать это с любовью, в спокойной добросердечной интонации,то данное сравнение не несет вреда. Ребенок почувствует вашу поддержку. У него не возникнет желания стирать двойку в дневнике.
-Саша из вашего класса читает сто пятьдесят слов в минуту, а ты только сорок, — говорит мама из состояния злости. В ее голосе звучит обвинение. — Никаких тебе игр больше! Будешь заниматься!
Не уверена,что ребенок будет заниматься. Он скорее будет переживать, что мама его не любит, что он не оправдал ее надежд.
А если поменять эмоциональное состояние мамы и мотивацию? Пусть у мамы будет любовь, принятие, интерес и желание поддержать.
— Саша из вашего класса читает сто пятьдесят слов в минуту, а ты сорок. Пример Саши показывает, что читать с такой скоростью реально. Его мама подсказала мне несколько хитрых упражнений на увеличение скорости чтения. Я уверена, что ты тоже так сможешь. Если, конечно, будешь каждый день тренироваться. Хочешь, я стану твоим тренером? А ты моим. Я тоже хочу улучшить свою скорость чтения. Мне будет приятно вместе с тобой тренироваться.
Мотивация здесь не обогнать Сашу, а улучшить собственный результат, чтобы было легче учиться в дальнейшем. Сто пятьдесят — это не планка, которую нужно перепрыгнуть, а просто пример, что это реально.
Из этих примеров видно, как легко могут родители,сами того не желая,ранить психику ребенка, создать у него ощущение ненужности, никчемности. Задача родителя помочь ребенку, его детский опыт когда ребенок подрастет может сослужить плохую службу.Поэтому семья должна стать точкой опоры, и я в этом абсолютно уверена. Помогите ребенку, постарайтесь выработать у него иммунитет ко всякого рода сравнениям.
Литература
Д.Зицер.ООО»Клевер-Медиа Групп»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок внеклассного чтения на тему: «Виды камней Тувы» (интегрированный урок можно провести после чтения и обсуждения рассказа А.Куприна «Гранатовый браслет» в 11 классе)
Рисунок на скале, в какие временаНанёс своим резцом тебя арат иль воин?Какие времена, какие семенаНесёшь ты в наши дни, бесстрастен и спокоен?.. Рисунок на скале, в моём воспрянув сне,Явили снова...
«Проблемный урок» Тема урока «Длина окружности» 6 класс
«Проблемный урок». Тема:«Длина окружности». 6 класс...
презентация к уроку математики "Окружность. Длина окружности." (6 класс )
В презентации дан устный счёт для определении темы урок, практическая работа и набор задач для нахождения длины окружности....
Материалы к уроку "Длина окружности. Площадь круга", урок-сказка
Урок-сказка «Приключения в лесу».Урок по теме: «Длина окружности и площадь круга»Цели урока: Деятельностная цель: формирование и развитие у учащихся личностных; регулятивных; познавательных...
Материалы к уроку "Длина окружности. Площадь круга", урок-сказка
Материалы к уроку "Длина окружности. Площадь круга", урок-сказка...
Программа окружных образовательных чтений 06.12.2013 года."Преподобный Сергий. Русь.Наследие. Современность. Будущее".
Доклады и выступления:Гульянц.С.М. "Воспитательные возможности интеграции содержания учебных программ по литературе и "Истокам" в основной школе"....
Участие в окружных Рождественских чтениях в г. Ханты - Мансийске
Участие в окружных Рождественских чтениях в г. Ханты - Мансийске...