сообщение на родительском собрании по теме "Воспитание толерантности"
консультация
сообщение на родительском собрании по теме "Воспитание толерантности"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tolerantnost.docx | 19.43 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
Школа-интернат № 10
г. Нижнего Новгорода
Сообщение на родительском собрании по теме:
Воспитание толерантности
Учитель начальных классов
Каткова Е.В.
2017 год
Тема: Воспитание толерантности
Цель – дать представление о понятии «толерантности», показать необходимость воспитания в детях толерантности к людям, не похожим на них, дать рекомендации по воспитанию толерантности у детей в семье
Воспитание толерантности как одной из значимых черт личности стало в последнее время актуальной проблемой на мировом уровне.
На современном этапе развития общества значительно изменились ценностные ориентиры, на первый план выходят материальные ценности, в то время как жизненный уровень большинства населения снизился, и родители вынуждены решать финансовые проблемы. В связи с этим повысилась занятость, агрессивность людей, отчего страдает молодое поколение. Они переживают постоянные стрессы, неудовлетворенность в любви, ласке, защищенности.
Понятие «толерантность» формировалось на протяжении многих веков, и этот процесс продолжается до сих пор.
Термин «толерантность» (от латинского «tolerantia» — терпение) трактуется как способность организма переносить неблагоприятное влияние того или иного фактора среды и как терпимость к чужим мнениям, верованиям, поведению. Когда и при каких обстоятельствах появился термин «толерантность»?
Сама идея толерантности имеет давнюю историю и восходит к истории философской мысли. Она возникла в глубокой античности как одно из средств решения проблем, связанных с отношением к религиозным меньшинствам. Древнегреческие философы Гераклит, Эпикур, Геродот считали, что войны и их последствия вынудят в конечном счете людей жить в мире. Христианская философия в соответствии с заветами Евангелия с самого начала своего развития стремилась доказать преимущество мира, согласия и братства между людьми. Компромиссному решению конфликта между протестантами и католиками способствовал Нантский эдикт, прекративший массовую резню гугенотов католиками. Уже тогда обращается внимание на право каждого человека быть иным. К взаимным уступкам, плюрализму, сотрудничеству, толерантности призывали Дж. Локк, Вольтер, Антуан Де Сент-Экзюпери, А. Маслоу, Л. Н. Толстой, В. А. Сухомлинский и др.
В разных культурах толкование толерантности имеет различные смысловые оттенки, обусловленные историческим опытом народов, преимущественно связанные с мирным сосуществованием и развитием общественных отношений. В русском языке наиболее близким по значению понятию «толерантность» является «терпение», «терпеть», «терпимость», означающее способность терпеть только по милосердию, быть спокойным, рассудительным, великодушным, снисходительным.
Согласно определению, данному в Декларации принципов толерантности (подписана 16ноября 1995г. в Париже 185 государствами — членами ЮНЕСКО, включая Россию, толерантность означает «уважение, принятие и правильное понимание всего многообразия культур, форм самовыражения и способов проявления человеческой индивидуальности». Декларация переведена на русский язык и принята за основу государственной программы «Формирование установок толерантного сознания и профилактика экстремизма в российском обществе» (2001—2005гг.) . Благодаря усилиям ЮНЕСКО термин «толерантность» в настоящее время стал международным и широко используется философами, социологами, психологами, педагогами, медиками, политиками. Правительством России принята Федеральная программа «Формирование установок толерантного поведения и профилактики экстремизма в российском обществе». В законе РФ "Об образовании" говорится: «Гуманистический характер образования, приоритет общечеловеческих ценностей. » (ст. «Принципы государственной политики в области образования»). Аналогичные задачи мы находим в Государственной концепции дошкольного воспитания: «В дошкольном детстве ребенок приобретает основы личностной культуры, ее базис, соответствующий общечеловеческим духовным ценностям». И далее: «Становление базиса личностной культуры означает, что ребенок приобщается именно к общим, не переходящим человеческим ценностям, а не к тому, что может представляться ценным некоторому кругу людей в некотором регионе и в некоторые моменты времени, приобщается к универсальным (всеобщим) средствам жизнедеятельности людей».
Своё отношение к иному человеку начинает формироваться у ребёнка примерно с 4-х лет, основываясь на элементарных проявлениях общечеловеческих чувств и непредубеждённых знаниях. Проявления отношений осмеяние, передразнивание, опасения и т. д., в основе которых лежат следующие факторы:
1. детская непосредственность;
2. ограниченный жизненный опыт;
3. детская бестактность и т. д.
Цель воспитания толерантности - воспитание в подрастающем поколении потребности и готовности к конструктивному взаимодействию с людьми и группами людей независимо от их национальной, социальной, религиозной принадлежности, взглядов, мировоззрения, стилей мышления и поведения. На протяжении детства объективно осуществляется и субъективно организовывается социальное развитие растущих людей. Это сложно структурированный процесс, обусловленный особенностями, условиями, степенью развития общества, характером его ценностных установок, целей, с одной стороны; с другой – реальным состоянием индивидуальных характеристик детей от младенческого до юношеского периодов. Этот многопланово протекающий, подчиняющийся определенным закономерностям и осуществляющийся во времени процесс имеет различные, четко определенные изменения, фиксирующие уровни, через которые по своему проходит каждый ребенок. (Д. И. Фельдштейн, 1995) .
Родители могут и должны:
-беседовать с детьми об отличиях одних людей от других.
- знакомить с танцами и песнями различных народов, знакомить с национальными костюмами, особенностями быта и жилищами различных народов, просматривая совместно с детьми телепередачи
- читать книги-сказки, так как в сказках очень хорошо показано влияние человеческих ценностей на нашу жизнь.
- учить детей умению понимать настроение окружающих («Что можно сделать для друга»);
- регулировать поведение ребёнка («Выдержанный человек»);
- учить проявлять чувства милосердия, сострадания к другим людям(«Солнышко милосердия»)
- обсуждать ситуации, направленные на практическое применение навыков культурного поведения в игре, на занятиях, в общественных местах, на умение выражать сопереживание и сочувствие взрослым и сверстникам.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Разработка родительского собрания на тему "Толерантность детей и взрослых"
Разработка содержит беседу по теме, разбор ситуации, рекомендации по воспитанию толерантного человека. Форма проведения необычна, поэтому родительское собрание проходит на ура....
Сообщение для родительского собрания на тему Анатолий Катц
Пианист, солист и художественный руководитель саратовской филармонии, заслуженный деятель искусств Росс...
Родительское собрание "Как воспитать толерантного человека?"
28 сентября в нашей школе проводилось общешкольное родительское собрание по теме "Семья и школа: воспитание толерантности". На сайте муниципального автономного общеобразовательного учреждени...
Сообщение на родительском собрании "Приобщение детей к народным традициям"
•дать родителям знания о значении приобщения детей к народным традициям; •вооружить знаниями о доступном и правильном толковании народных традиций детям....
Разработка родительского собрания для Городского конкурса на лучшую разработку родительского собрания, посвященного вопросам толерантности и профилактики
Родительское собрание в 6 и 7 классе «Как воспитать толерантного человека?» ...
Сообщение на родительском собрании "Безопасность на дороге"
Организация совместной деятельности родителей и обучающихся по профилактике дорожно-транспортного травматизма, культуры участников дорожного движения...
Сообщение к родительскому собранию на тему «Специфика работы учителя-логопеда на логопедическом пункте»
Сообщение к родительскому собранию на тему «Специфика работы учителя-логопеда на логопедическом пункте»...