Как помочь ребенку при подготовке к конкурсам и олимпиадам
консультация

Беляева Евгения Николаевна

Данный материал поможет правильно организовать работу при подготовке к конкурсам и олимпиадам

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Как помочь ребенку при подготовке к конкурсам и олимпиадам»

Учитель должен направить и организовать работу ученика, но важнейшим моментом при подготовке к олимпиадам и конкурсам является самостоятельная работа школьников. Важно помнить, что учителю приходится параллельно заниматься с классом

Существуют несколько принципов, которых стоит придерживаться при подготовке детей к олимпиадам и конкурсам:

1. Максимальная самостоятельность. Школьники должны сами попробовать отыскать правильный ответ, так как наиболее прочными знаниями являются те, которые добыты самостоятельно, собственными усилиями. Преподаватель должен обеспечить учащегося необходимой литературой, помочь ему отыскать необходимые источники информации, однако с литературой школьники должны работать самостоятельно. Контроль со стороны преподавателя должен быль максимально тактичен, ненавязчив. Нерешенные задачи лучше всего разбирать и анализировать коллективно;

2. Активность знаний. Запас знаний школьника должен находиться в активном применении, именно так составляются олимпиадные задания.  Педагог должен обеспечить постоянное повторение уже пройденного, при этом постоянно углубляя знания учащегося. Знания ребенка необходимо постоянно уточнять и расширять. Именно поэтому эффективной формой подготовки является разбор олимпиадных заданий прошлых лет;

3. Опережающий уровень сложности. Готовя школьников к олимпиадам и конкурсам, педагог должен использовать задания высокого уровня сложности. Эффективность этого принципа подтверждается результатами выступлений на конкурсах и олимпиадах. Решая задачи повышенного уровня сложности, школьники становятся более уверенными в своих силах;

4. Анализ результатов прошлых олимпиад. Анализируя прошлые работы, учащиеся могут выявить недостатки и упущения, допущенные в знании предмета. Преподаватель также может учесть моменты, не учтенные в предыдущей подготовке одаренных детей. Этот принцип положительно повлияет на качество подготовки к олимпиаде. Для школьников этот принцип способствует повышению прочности знаний и умений, развивает умение анализировать свои успехи и недостатки;

5. Напутственное слово преподавателя. Непосредственно перед олимпиадой или конкурсом необходимо провести беседу с ребенком, настроить его на нужный лад. Сделать акцент на то, что главное не победа, а участие. Объяснить, что все участники находятся в равных условиях, что результат зависит исключительно от самого ребенка и его знаний;

6. Отдых перед предстоящим мероприятием (олимпиадой или конкурсом). За несколько дней до конкурса или олимпиады лучше отказаться от решения заданий. Это делается для того, чтобы не переутомить организм школьника, так как переутомление ведет к притуплению творческого потенциала;

7. Принцип «золотой середины».  Нельзя ставить перед школьником задачу победить любой ценой. Результаты, которые будут достигнуты, зависят от работоспособности, интеллектуального развития, желания победить. Необходимо находить золотую середину, выбирая задания для подготовки. Нельзя выбирать только сложные задания, так как это может отбить у учащихся желание заниматься. Нельзя также оказывать на ребенка давление, заставить его участвовать в олимпиадах и конкурсах.

Существуют различные методики по подготовке школьников к олимпиадам и конкурсам по русскому языку. Рассмотрим самые популярные из них:

1. Решение тренинговых заданий, то есть решение имеющихся материалов олимпиад разного уровня сложности. Подобную работу удобнее всего строить таким образом, чтобы обучающиеся сначала решали стандартные школьные задачи, с последующей самопроверкой, а затем – постепенно переходили к олимпиадным и конкурсным вопросам. Задача учителя – контролировать процесс подготовки, помогать школьникам, если они не справляются, направлять их на верный путь (бывает так, что обучающийся приходит к неверному выводу и еще и обосновывает его). Преподаватель должен объяснять школьникам логику и последовательность выполнения заданий,  показать ход выполнения, обосновать это ссылкой на определенные литературные источники;

2. Корректирование и редактирование текста. Подобный вид работы является уместным в некоторых случаях. Учащимся предлагается текст с ошибками, их задача найти эти ошибки и исправить. Редактирование до предела обостряет концентрацию внимания школьников. Без преподавателя в такой форме работы не обойтись, несмотря на то, что большую роль играет самопроверка. Правильный ответ обязательно должен быть аргументирован, преподаватель организует контроль. Внимание активизируется творческим заданием, предполагающим обоюдную готовность преподавателя и учащихся к нестандартным творческим решениям.

Подобного рода работы можно использовать на факультативных занятиях. Главной задачей факультативов является расширение лингвистического кругозора обучающихся. Также факультативные занятия призваны воспитывать  творческую, нестандартно мыслящую личность. Задачей учителя является раскрытие творческого потенциала школьника, он должен разглядеть дар учащегося, помочь освоить его, активизировать познавательный интерес к изучению русского языка и литературы.

 

Источник: https://sibac.info/studconf/science/xliii/105124


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Как помочь ребенку в подготовке к ЕГЭ по математике

Несколько лет подряд я выпускала 11-ые классы, готовила их к ЕГЭ. Все свои наблюдения я отразила в данной статье, надеюсь, что мои советы  пригодятся  родителям....

Как помочь ребенку в подготовке к выпускным экзаменам

Уважаемые родители! Для вас и ваших детей наступает ответственная и волнующая пора - пора сдачи первых государственных экзаменов. От того, на сколько серьезно вы к ним отнесетесь, во многом зави...

Как родителям помочь ребенку в подготовке домашнего задания

Рекомендации для родителей по подготовке домашнего задания с ребенком....

Как помочь ребенку в подготовке домашнего задания

Общешкольное родительское собраниеКак помочь ребенку в подготовке домашнего задания?...

Как помочь ребенку в подготовке к экзаменам.

Как помочь ребенку в подготовке к экзаменам. Советы для родителей....