Психоанализ детей и подростков. Современный взгляд глазами швейцарского психоаналитика.
статья
Благодаря Русскому психоаналитическому обществу, столицу посетил президент Швейцарской ассоциации психоанализа детей и подростков (ASUPEA) Бердж Папазян. Семинар пришелся на дни траура по трагическим событиям в Керчи, поэтому разговор об этиологических факторах психопатологических проявлений в детско-подростковом возрасте был особенно значимым. Послушать яркого представителя швейцарской психоаналитической школы с 30-тилетним стажем терапевтической работы собрались психологи, психоаналитики, готовые встретиться лицом к лицу с историями детской травмы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
psihoanaliz_detei_i_podrostkov.docx | 408.38 КБ |
Предварительный просмотр:
Психоанализ детей и подростков. Современный взгляд глазами швейцарского психоаналитика
Благодаря Русскому психоаналитическому обществу, столицу посетил президент Швейцарской ассоциации психоанализа детей и подростков (ASUPEA) Бердж Папазян. Семинар пришелся на дни траура по трагическим событиям в Керчи, поэтому разговор об этиологических факторах психопатологических проявлений в детско-подростковом возрасте был особенно значимым. Послушать яркого представителя швейцарской психоаналитической школы с 30-тилетним стажем терапевтической работы собрались психологи, психоаналитики, готовые встретиться лицом к лицу с историями детской травмы.
В европейских странах психоанализ детства и подросткового возраста насчитывает более сотни лет: «смелое» начало данного направления психоанализа было положено описанием случая «Маленького Ганса» в работе «Анализ фобии пятилетнего мальчика» в 1909 году. В России детский психоанализ и детская психоаналитическая психотерапия (а это все же разные способы взаимодействия с маленькими клиентами, и об этом господин Папазян тоже упомянул) также достаточно развиты. Ведь в каждом из нас живет ребенок, который влияет на нашу взрослую жизнь.
В начале семинара Бердж Папазян остановился на истории зарождения и развития психоанализа детей и подростков, обратив внимание на такие важные явления, как инцестуозные связи и перенос. Ранний детский психоанализ развивался в «атмосфере инцеста»: Анна Фрейд была пациенткой собственного отца, Мелани Кляйн занималась психоанализом своего сына, Гермина Хуг-Хельмут, анализировавшая родного племянника, взятого на попечение, была через 4 года им же задушена. Отчасти благодаря такой глубокой предыстории, современное психотерапевтическое сообщество хорошо знает, что специалист никогда не берет в аналитическую, терапевтическую работу близких и родных людей. Истинный инцест уже сотни лет находится под запретом, но никакие запреты и догмы не распространяются на фантазии ребенка, заглянуть в которые и является одной из задач детского психоаналитика!
Анна Фрейд, развивая теоретические положения своего отца, считала, что Супер-Эго (один из трех компонентов психики, отвечающий за моральные и ценностные установки человека) формируется у ребенка не сразу, а проходит свое становление в процессе развития. Это было основой положения о том, что маленькие дети не способны к такому психическому явлению, как перенос. Мелани Кляйн же, напротив, занимаясь самыми ранними стадиями развития детей, считала, что младенец способен к переносу, в том числе к негативному. Дальнейшее развитие детского психоанализа также имело некоторые расхождения в теоретических положениях, например, относительно формирования Эдипова комплекса и др. Однако же, представляя на семинаре клинический анализ индивидуального случая из собственной практики, на вопрос одного из участников Бердж Папазян дал четкий ответ: «Когда я работаю с человеком, я не думаю, исходя из каких теоретических положений я его анализирую. Значительно важнее то, что происходит в данный момент между нами! Если внутри самого аналитика не происходит определенных изменений, их не будет и у пациента!».
Современное теоретическое состояние психоанализа детства и подросткового возраста уделяет много внимания изучению таких понятий, как контрперенос, отрицание, ревери, биперсональное поле, что, по мнению господина Папазяна, идет в ущерб исследованию сексуальности ребенка, которая играет очень важную роль. Какова же теоретическая и клиническая разница между сексуальностью в общечеловеческом смысле, а именно сексуальностью, связанной со взрослой сексуальной функцией и с полиморфной сексуальностью ребенка так, как ее описал З.Фрейд, и, наконец, сексуальным, которое наполняет нас жизненной силой? Основная гипотеза Берджа заключается в том, что сексуальное у детей - это как раз то основополагающее, что определяет все аспекты данной проблемы (во французском психоанализе это одно из наиболее концептуальных понятий). Бессознательное имеет детскую и сексуальную природу, независимо от возраста человека (З. Фрейд «Заметки об одном случае невроза навязчивости», случай «Человек с крысами», 1909 г.).
Бердж Папазян, Виктория Савенко
Развитие человека - это целый путь, который имеет определенный смысл, где качество превращается в количество, и если в физическом плане он необратим, то в психическом плане это обратимый процесс. Путь развития и роста человека имеет психосексуальный характер изначально, начиная с самых примитивных ситуаций, и этап за этапом все глубоко переживаемые явления постоянно возвращают человека к сексуальным переживаниям. С раннего детства ребенок начинает задаваться вопросами о развитии своего тела, о различных культурных аспектах жизни, и, конечно, задумывается о смерти. В своих размышлениях любой человек неизбежно приходит к вопросам о том, откуда мы пришли, о нашем происхождении, и затем эти мысли приводят его к размышлениям о происхождении человечества и всего мира. Французский психоанализ понимает сексуальное у детей как модель интерактивного эпигенеза, который включает в себя одновременно телесный аспект, роль объекта и также сексуальное у взрослых. Человек является существом, обладающим психикой, которая должна быть структурирована, которая обладает определенной динамикой и полем развития, и, безусловно, должны быть границы психического развития. Триангуляция, понимаемая как психическое пространство, которое регулирует обмен между Ид, Эго и Супер-Эго, является продуктом как раз сексуального у детей. Сексуальное у детей - это то самое психическое пространство, в котором возникают все влечения: удовольствия чувственного характера, удовольствие в воображаемом плане, которое меньше всего похоже с половой функцией у животных, а скорее связано с творческим удовлетворением.
Таким образом, сексуальное у детей не подчиняется детской сексуальности, но может быть связано с травмами и проявляться в элементах сексуальности. Сексуальность подростка психически может сформироваться только тогда, когда сексуальное у ребенка готово принять эту подростковую сексуальность. Латентный период развития психики как раз и нужен для того, чтобы подготовить ребенка к чисто физическим изменениям, связанным с половым созреванием. Поэтому современное общество, основанное в большей степени на картинке, на изображении, нежели на букве и слове, часто пагубно влияет на неокрепшую детскую душу, которая становится жертвой животных инстинктов, к которым она еще не готова.
Завершая общение с гостем, я поинтересовалась, какие наиболее актуальные и распространенные проблемы у детей и подростков существуют в современном мире, существует ли какая-то динамика детских фантазмов за последнее десятилетие. Точно так же, как Дональд Винникотт (британский детский психоаналитик, один из важнейших представителей теории объектных отношений) в свое время сказал, что ребенок не существует сам по себе, а развивается в своем окружении, Бердж ответил, что психоанализ не существует сам по себе, он существует в конкретном обществе, которое и определяет эволюцию детских и подростковых фантазмов. Прежде всего, большую роль сейчас играет технологический прогресс, открывающий детям доступ к фото- и видеоматериалам с таким содержанием, которое детская незрелая психика еще не способна правильно осмыслить.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок "Современная Россия глазами детей" (итоговое повторение материала в 9 классе)
Методический материал принес победу в конкурсе "Лучшая методическая разработка современного урока". Конкурс учителей Кировского района Санкт-Петербурга....
Современные проблемы в осуществлении духовно-нравственного воспитания детей и подростков в школе. Пути их решения.
Выступление на научно-практической конференции «Просвещение и нравственность: забота государства, церкви и общества» посвящено актуальной проблеме в ОУ. В небоьшой статье кратко и ёмко исследуются при...
Современный взгляд на дидактику общеобразовательной школы в условиях введения новых ФГОС. Урок в современной школе. Технологическая карта современного урока
Материал предназначе для учителей, работающих в условиях введения новых ФГОС....
Исследовательские проекты учащихся. О проекте "Современная семья глазами подростка". Статья
Представлено описание проекта (мониторинга), изучения мнений учащихся о проблемах семьи. Проект проводился в два этапа. Первое социологическое исследование проведено школьниками в 2008 году, вто...
Интернет глазами детей и подростков Родительское собрание
Интернет способствовал быстрому развитию в сфере информатизации общества. Но вместе с тем этот ресурс содержит достаточно опасностей. Узнайте о 6 правилах, которые помогут вам защитить своего ребенка ...
Исследовательский проект "Современная семья глазами подростков"
Опрос «Современная семья глазами подростка» проводился по анкете, составленной учащимися на основе анкет ВЦИОМ. Первое исследование проведено в 2008, второе – в апреле 20...
СБОРНИК материалов областного семинара «Синдром уходов и бродяжничества у детей и подростков. Современные подходы и пути решения»
В статье представлен опыт работы с детьми "группы риска"...