Сценарии родительских собраний
план-конспект
- Переход в среднее звено
- ЕГЭ
- Период адаптации. 1 класс.
- Общешкольное собрание.Подростковый возраст
- Стили воспитания
- Рекомендации родителям, чьи дети находятся на дистанционном обучении.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ege.docx | 23.27 КБ |
perehod_v_srednee_zveno.docx | 59.24 КБ |
period_adaptatsii._1_klassy.doc | 45 КБ |
stili_vospitaniya.doc | 47 КБ |
obshcheshkolnoe_sobranie_podrostok.doc | 61.5 КБ |
Рекомендации для родителей, чьи дети находятся на дистанционном обучении | 16.93 КБ |
Предварительный просмотр:
«Психологическая подготовка детей к сдаче экзамена»
Цели:
- познакомить родителей с правилами и порядком проведения итоговой аттестации, в том числе единого государственного экзамена;
- проанализировать подготовленность детей к предстоящим испытаниям;
- дать рекомендации родителям по оказанию помощи детям в период подготовки к итоговой аттестации.
Задачи: психолого-педагогическая поддержка учащихся 9-х классов во время подготовки к сдаче ГИА.
Ход собрания.
Скоро наступит пора экзаменов. Очень непросто школьникам пережить этот напряженный период. Нелегко, конечно, и родителям: сплошные страхи и переживания. Но, согласитесь, у нас, взрослых, в отличие от детей, есть опыт, нам психологически все-таки проще преодолевать препятствия и справляться со своими чувствами. И мы можем сделать все, чтобы помочь ребенку благополучно пройти через испытания экзаменами.
Исследования показывают, что экзаменационный стресс занимает одно из первых мест среди многих причин, вызывающих психическое напряжение у школьников. А с введением Единого государственного экзамена (ЕГЭ) ситуация только усугубилась. Изменить предэкзаменационную и экзаменационную ситуацию невозможно, однако можно воздействовать на самый важный аспект — личность выпускника.
Я предлагаю вам оценить уровень экзаменационного стресса вашего ребенка и сравнить результаты.
Подготовка к экзамену:
- Подготовка места для занятий: убрать со стола лишние вещи, удобно расположи нужные учебники, пособия, тетради, бумагу, карандаши и т.п.
- Ввести в интерьер комнаты желтый и фиолетовый цвета (достаточно картинки, коллажа в этих тонах или просто цветные листы бумаги).
- Обратите внимание на питание
«Меню для мозга»
- Улучшит память: морковь, ананас;
- Сконцентрировать внимания: креветки, репчатый лук, орехи;
- Снимет нервозность: капуста;
- Облегчит восприятие информации: лимон, черника
Проследите за питанием — оно должно быть легким и калорийным — больше жидкости, свежих овощей и фруктов, растительных масел. Рыба или мясо должны быть в рационе ежедневно, а вот жирную и еду фаст-фуд исключите, в период стресса пищеварение может не справиться и будет болеть желудок. Кстати, неплохо бы было предложить ребенку во время чаепития 2-3 дольки горького или молочного шоколада. Он стимулирует центр удовольствия, снимает стресс и повышает работоспособность
- Чередовать занятия и отдых: 40 минут занятий, затем 10 минут – перерыв. Конечно, хорошо начинать — пока не устал, пока свежая голова — с самого трудного, с того раздела, который заведомо знаете хуже всего. Но бывает и так, что заниматься не хочется, в голову ничего не идет. Короче, «нет настроения». В таком случае полезно начать, напротив, с того, что знаете лучше, с того материала, который вам более всего интересен и приятен. Возможно, постепенно вработаешься, и дело пойдет.
Помогите детям распределить темы подготовки по дням.
Ознакомьте ребенка с методикой подготовки к экзаменам. Не имеет смысла зазубривать весь фактический материал, достаточно просмотреть ключевые моменты и уловить смысл и логику материала. Очень полезно делать краткие схематические выписки и таблицы, упорядочивая изучаемый материал по плану. Если он не умеет, покажите ему, как это делается на практике. Основные формулы и определения можно выписать на листочках и повесить над письменным столом, над кроватью, в столовой и т.д.
А помните ли Вы, как учили материал к экзаменам? Пользовались ли Вы какими-то интересными приемами усвоения знаний? Если Вы знаете такие секреты, обязательно поделитесь ими со своим ребенком. Неплохо поспрашивать и знакомых, и учителей, коллег по работе. Возможно Вам удастся создать для Вашего выпускника своеобразную «копилку» приемов усвоения знаний.
Используйте при подготовки такой приём, как работу с опорными конспектами. Опорный конспект — это не переписанный бисерным почерком фрагмент учебника, это всегда схема материала. Разработайте вместе с подростком систему условных обозначений и не жалейте времени на оформление конспекта — на большом листе. Старшеклассники хорошо усваивают содержание материала через такую простую и приятную для них деятельность.
Кстати, пусть пишет шпаргалки, не запрещайте этого. Наша зрительная память работает намного лучше слуховой или той, что включается при чтении. Поэтому то, что будет написано, запомнится гораздо лучше и во время экзамена будет легко вспомнить описанный в шпаргалке материал. Поработайте с вашим ребенком в паре, пусть вам расскажет, что прочитал, или пусть позовет друга, чтоб готовиться к экзамену вместе — то, что проговаривается и обсуждается, обычно понимается проще и запоминается лучше
Расслабление уменьшает внутреннее беспокойство, улучшает внимание и память. Для расслабления и снятия напряжения отлично подходят дыхательные упражнения и аутогенная тренировка.
Приведи в порядок свои эмоции, соберись с мыслями.
Сядь удобно, выпрями спину. Подумай о том, что ты лучше всех, умнее и у тебя все получится. Сосредоточься на словах «Я спокоен, я совершенно спокоен». Повтори их неспеша несколько раз. Мысли отгонять не стоит, так как это вызовет дополнительное напряжение. В завершение сожми кисти в кулаки.
Выполни дыхательные упражнения для снятия напряжения:
- сядь удобно,
- глубокий вдох через нос (4 – 6 секунд),
- задержка дыхания (2 – 3 секунды),
- медленный выдох.
Оторви глаза от книги, посмотри в даль, выполни два любых упражнения:
- посмотри попеременно вверх-вниз (25 секунд), влево – вправо (15 секунд);
- напиши глазами свое имя, отчество, фамилию;
- попеременно фиксируй взгляд на удаленном предмете (20 секунд), потом на листе бумаги перед собой (20 секунд);
- нарисуй квадрат, треугольник – сначала по часовой стрелке, потом в противоположную сторону.
Если накануне экзамена подросток постоянно думает и говорит о провале, посоветуйте ему постараться не думать о плохом. Конечно, это будет трудно. Опишите ему картину будущего легкого и удачного ответа. Пусть он почаще и сам воображает себе образ «желаемого будущего» во всех подробностях — как он, волнуясь, входит в класс, садится на место. И тут страх пропадает, все мысли ясные, ответы четко представляются уверенному в себе человеку. Расскажите ему, как Вы оцениваете их мысли о возможном провале — они не только мешают готовиться к экзамену, создавая постоянное напряжение, но и разрешают ученику готовиться «спустя рукава», ведь все равно впереди ждет неудача.
Если учащийся заранее рассматривает экзаменаторов (тестотехников) как своих врагов, ничего хорошего из этого не выйдет. Поговорите с пессимистом, объясните ему, что все преподаватели тоже сдавали экзамены и помнят свои ощущения. Даже если тестотехник кажется хмурым и неприветливым — возможно, он просто демонстрирует свою строгость, объективность и беспристрастность.
Если близкие люди, особенно родители, поддерживают школьника или абитуриента, сопереживают ему и готовы разделить с ним как успех, так и неудачу, то настроиться на экзамен положительно ему будет гораздо легче. А правильная психологическая установка накануне этого серьезного испытания чрезвычайно важна. Требовательность и жесткость только усиливает напряженность и мешает сконцентрироваться.
Поэтому мы обращаемся к родителям с особой просьбой: ваша поддержка, любовь и самоотверженность имеет колоссальное значение для ваших детей именно на этом этапе. Все, что можно было сделать на этапе предметной подготовки, уже сделано: ни прибавить, ни убавить. («Перед смертью не надышишься» – верно сказано!) Но теперь важно не растратить драгоценные силы и не свалиться в бессилии на финише.
Экзамен покажет не только уровень знаний вашего ребенка, но и его умение справляться с психологическими нагрузками и стрессом. Но важно помнить, что результаты экзамена – это не окончательный приговор, и тем более не оценка ребенка как личности!
Литература
М.Ю. Чибисова Психологическая подготовка к ЕГЭ. Работа с учащимися, педагогами, родителями. – М. 2009.
Н. Стебнева, Н. Королева журнал "Школьный психолог" издательского дома "Первое сентября" № 29/2003.
МАОУ «Апрелевская сош №1»
Конспект выступления на родительском собрании в 9 «А» классе на тему:
«Психологическая подготовка детей к сдаче экзамена».
Снурницына И.В., педагог-психолог
МАОУ Апрелевская СОШ №1
г. Апрелевка
Предварительный просмотр:
Конспект родительского собрания в 4-м классе на тему: «Психологическая готовность перехода детей в среднее звено школы».
Цель: познакомить родителей с психологическими новообразованиями четвероклассников; познакомить с результатами психодиагностического исследования готовности детей к переходу в среднее звено школы.
Задачи:
- Познакомить с учебными умениями и навыками четвероклассников;
- Познакомить с особенностями интересов и склонностей четвероклассников;
- Познакомить с результатами диагностики психологической готовности детей при переходе в среднее звено школы;
- Выдать рекомендации родителям по подготовке детей к переходу в среднюю школу.
Ход собрания.
Четвертый год обучения в младших классах завершает первый этап школьной жизни ребенка. Четвероклассники - это выпускники начальной школы. Именно этот факт во многом определяет те акценты, которые расставляют взрослые во взаимодействии с детьми данного возраста. Перспектива перехода в среднюю школу заставляет взрослых обращать первостепенное внимание на сформированность у четвероклассников учебных умений и навыков.
Сформированность учебных умений и навыков
К четвертому классу у большинства детей уже складывается индивидуальный стиль учебной работы. Общий подход ребенка к ее выполнению хорошо прослеживается при подготовке домашних учебных заданий. Так, например, одни приступают к урокам сразу после прихода из школы, другим требуется отдых (разной продолжительности). Кто-то быстро и легко включается в работу, а кому-то требуется подготовительный период.
Один ребенок начинает выполнять домашние задания с трудных учебных предметов, другой, наоборот, с легких. Есть дети, которые лучше усваивают материал с опорой на графические изображения (рисунки, схемы и т.п.), и есть дети, предпочитающие словесное объяснение.
Различия в общем подходе к выполнению учебной работы связаны с индивидуально-типологическими особенностями детей, их
работоспособностью, спецификой познавательного развития,
преобладающим типом восприятия и переработки информации, неодинаковым интересом к различным учебным предметам и т.д.
Индивидуальный стиль учебной работы проявляется не только в общем подходе к выполнению учебных заданий, но и в использовании школьниками различных учебных умений и навыков. Владение продуктивными приемами учебной работы означает, что школьник приобрел умение учиться: он способен качественно усваивать предлагаемые знания и, в случае необходимости, добывать их самостоятельно.
Какие же общие умения важны для успешного обучения? Среди них можно отметить следующие:
- слушать учителя;
- выделять главную мысль сообщения;
- связно пересказывать содержание текста;
- отвечать на вопросы к тексту;
- ставить вопросы к тексту;
- делать содержательные выводы на основе полученной информации;
- письменно выражать свою мысль;
- привлекать дополнительные источники информации, пользоваться справочной литературой (словарями, энциклопедиями и пр.);
- адекватно оценивать результаты собственной работы.
Большинство этих умений опирается на мыслительные способности: умение сравнивать и находить общее и различное; умение выделять главное, отличать существенное от несущественного, делать логические заключения и выводы.
Учиться всему этому необходимо в начальной школе, пока объем учебной нагрузки в значительной степени дозирован. В средних классах эти умения окажутся жизненно необходимыми, поскольку заметно возрастет количество новой информации, более сложным станет и ее содержание. В этой ситуации испытанный способ многократного повторения, который еще оправдывал себя в начальной школе, будет весьма неэффективным. Неумение же правильно работать с учебным материалом может стать причиной снижения успеваемости, неоправданного переутомления учащихся.
Для того чтобы понять, в какой степени четвероклассники владеют некоторыми из основных приемов учебной работы, можно понаблюдать, например, за тем, как ребенок готовится к пересказу заданного на дом параграфа по природоведению. Читает ли он весь текст несколько раз подряд, пытаясь запомнить все сразу? Читает ли всего один раз и, не пересказывая, уверен, что все хорошо знает? Фиксирует ли внимание на содержании отдельных абзацев, не устанавливая затем связи между ними? Отвечает ли на вопросы к тексту?
Детей необходимо учить работать с учебным текстом: выделять главную мысль; составлять план; запоминать содержание и пересказывать его с опорой на план и т.д.
Навык связного пересказа удобно развивать не только на учебном материале: можно попросить ребенка рассказать содержание прочитанной книги, увиденного кинофильма, описать события прошедшего дня.
Индивидуальные способности и склонности детей
К четвертому классу у большинства школьников намечается дифференциация учебных интересов, складывается разное отношение к
учебным предметам: одни дисциплины нравятся больше, другие - меньше.
Предпочтение тех или иных учебных предметов во многом связано с индивидуальными склонностями и способностями ребенка: кому-то нравится математика, у кого-то ярко проявляются лингвистические способности.
А если у ребенка никаких особенных предпочтений и интересов не обнаруживается? Психологические исследования показывают, что ни к чему не способных детей нет. Даже если школьник не выделяется своими учебными успехами и на первый взгляд одинаково безразлично относится ко всем предметам, он непременно обнаруживает склонность к лучшему усвоению учебного материала того или иного содержания. Именно такие склонности, указывающие на более сильные стороны развития ребенка, и необходимо поддерживать.
Результаты диагностики обучающихся 4 Б класса.
Как помочь ребенку быть организованным?
Важно помнить о естественных законах организма: любое действие при раннем начале и повторении превращается в привычку.
– Вначале следует помогать ребенку в сложных для него задачах (напоминать, подстраховывать, делать вместе), затем постепенно отпускать его на самостоятельность.
– Исключительно важно следить за доброжелательным тоном общения, особенно если приучение идет трудно.
– Полезно помнить правило: «На ошибках учатся». Не следует «стелить соломку» везде, где ребенок может «упасть». Важно оставлять ему возможность встретиться с неприятными последствиями своих действий.
Всем известны естественные следствия неорганизованности или непослушания – это наказания, которые исходят от самой жизни. В тех случаях, когда ребенку не хватает «сознательности», стоит не мешать ему столкнуться с негативными результатами его действий. Тогда ему некого будет винить, кроме самого себя, и он приобретет ценный опыт.
Организовать себя младшим школьникам помогают и так называемые внешние средства. Это наглядный материал в виде картинок, списков, инструкций, расписаний и т.п., которые напоминают ребенку что́, когда и в какой последовательности надо делать. Они замещают «руководящие указания» взрослого и помогают самостоятельно справляться с делами.
Как завоевать и сохранить доверие ребенка?
Советуйтесь с ребенком. Попробуйте делиться с ним собственными проблемами, спрашивать его совета. Пусть даже этот совет будет неправильным — поблагодарите ребенка за помощь и либо объясните ему, в чем он ошибается («совет интересный, но...»), либо просто скажите что-то вроде «спасибо, возможно, так и поступлю». Главное то, что ребенок почувствует себя значимым для вас. Он почувствует, что вы ему доверяете.
Не бойтесь показывать свое незнание. Не пытайтесь увернуться от вопроса ребенка, если вы не знаете ответ. Дети чувствуют подобные вещи. Самая обычная фраза: «извини, но я этого не знаю» — намного выше поднимет вас в глазах ребенка, чем любая попытка объяснить необъяснимое.
Исключите из своего общения аргументы типа «потому что я так сказал». Это верный способ потерять доверие ребенка, который чувствует, что вы с ним неискренни.
Не наказывайте ребенка бездумно или основываясь на чужих словах. Попытайтесь поговорить с ним откровенно и выяснить причины поступка. Если вы чувствуете, что он врет и пытается увернуться, то объясните ему, почему вы так думаете. Возможно, вы ошибаетесь, и он сумеет вам на это указать. Ребенок не должен бояться рассказывать вам о плохом — ведь это лучший способ для вас контролировать его поведение и вовремя останавливать негативное влияние с чьей-либо стороны. Подобный стиль вашего поведения покажет ребенку, что вы верите ему больше, чем чужим людям.
Относитесь к ребенку так, как хотите, чтобы он относился к вам. Помните это, и если вы всерьез решили заполучить доверие ребенка, то остается только пожелать вам удачи на этом нелегком пути!
Выдача памяток.
Источник:http://langschool5.ucoz.ru/publ/nauchnye_stati/sovety_shkolnogo_psikhologa/roditeljam_chetveroklassnika/4-1-0-6
МАОУ «Апрелевская сош №1»
Конспект выступления на родительском собрании в 4 «Б» классе на тему:
«Психологическая готовность перехода детей в среднее звено школы».
Снурницына И.В., педагог-психолог
МАОУ Апрелевская СОШ №1
г. Апрелевка
Предварительный просмотр:
Конспект родительского собрания на тему:
«Психологические особенности детей младшего школьного возраста. Период адаптации».
Лето неумолимо движется к концу. И вот уже сентябрь…
И для многих малышей начинается первый учебный год.
Обычно все дети отправляются в школу
с радостью и желанием учиться.
Но проходит неделя-другая, и энтузиазм куда-то улетучивается.
Почему это происходит?
Цель родительского собрания: познакомить родителей с особенностями адаптации к первому году обучения в школе.
Задачи родительского собрания.
1. Образовательные: формировать у родителей психолого- педагогические знания о психическом, физическом, интеллектуальном развитии ребенка на этапе его адаптации к школе, умения грамотно оценить трудности данного периода.
2. Воспитательные :установить дружелюбные отношения между учителем и родителями; формировать понимание важности и значимости правильной организации жизни ребенка в адаптационный период.
3.Организационные:выработать согласованные действия школы и семьи по правильной организации жизнедеятельности детей в адаптационный период.
4. Информационные: познакомить родителей с организацией учебного процесса в адаптационный период, с нормативными документами по адаптационному периоду, перечнем литературы, отражающей проблемы адаптационного периода.
Ход собрания
Не всем первоклассникам удаётся успешно справляться с теми трудностями, которые ожидают их в школе. Принято считать, что адаптационный период заканчивается уже через месяц-другой. Но на практике всё выходит совсем не так. Бывает, что ребёнок и через год чувствует себя в школе неуютно. И во многом от родителей зависит, насколько быстро малыш привыкнет к школе. Существует четыре основных проблемы, с которыми ребёнок сталкивается в первые недели учебного года.
1. Трудности в общении
Первое время каждый ученик испытывает двойное давление: со стороны учителей и со стороны одноклассников. В детском коллективе очень жёсткие правила. В первом классе дети устанавливают между собой неформальные отношения – выясняют, кто какую роль займёт в их новой «игре». Детсадовский ребёнок в более выгодном положении – он уже знает своё место в коллективе. А ребёнок, который воспитывался с родителями и привык быть в центре внимания семьи. Будет и здесь ожидать первых ролей, из-за чего у него может возникнуть трудности.
Рекомендации родителям:
✔ Как можно больше общения вне школы!
✔ Поддерживайте любую дружбу вашего ребёнка со сверстниками! Очень важно, чтобы он не был один, нашёл себе товарища, а ещё лучше нескольких.
✔ Не сравнивайте его с другими детьми. Лучше сравнить его достижения – вчера и сегодня.
✔ Не настраивайте ребёнка на отличные результаты. Как правило, в первых классах у детей многое не получается. Малыш не должен чувствовать свою вину и видеть родительское разочарование.
✔ Ни в коем случае не ругайте ребёнка, если у него что-то не получается. Лучше похвалите за то, что удалось.
2. Трудности восприятия и концентрации
Первокласснику порой очень трудно сконцентрироваться на какой-то теме. А ведь на уроке требуется постоянное внимание. Если родители не научили ребёнка воспринимать информацию, мало разговаривали с ним и не слишком серьёзно относились к его детским вопросам, то здесь проблем не избежать. Сегодня большинство детей изголодалось по человеческому общению. Родители всё чаще и чаще доверяют процесс воспитания «лучшему другу» современных детей – телевизору. А это никому не идёт на пользу.
Рекомендации родителям:
✔ Каждый вечер разговаривайте с ребёнком о школе. Начните с вопроса, что нового он сегодня узнал.
✔ Если случилось так, что ребёнок не хочет идти в школу, немедленно бейте тревогу. Поговорите с учителем, идите к школьному психологу, вместе вы легче найдёте причину.
✔ Навыки внимания и концентрации можно развивать. Для этого есть специальные игры и упражнения.
✔ Не старайтесь вбить в маленькую головку как можно больше информации. В этом возрасте гораздо важнее научиться слушать окружающих и высказывать свои мысли, разделять главное и второстепенное, развивать трудолюбие и аккуратность.
3. Трудности организационного характера
Первоклассник должен уметь обслужить себя, например, переодеться. Важно научить его организовывать свою «работу», навести порядок на столе. Школьные принадлежности лучше выбирать вместе. Частенько бывает так, что родители покупают ребёнку самый модный и дорогой рюкзак, а он не может даже его открыть.
Рекомендации родителям:
✔ Помогите ребёнку организовать распорядок занятий и отдыха вне школы.
✔ Всегда просите его переодеваться после школы – это помогает ребёнку переключиться, отдохнуть.
✔ Не оттягивайте выполнение уроков до вечера, лучше всё сделать после небольшого отдыха.
✔ Делайте уроки не больше одного часа!
✔ Не пугайтесь, если ваш ребёнок среди бела дня захочет отдохнуть – дневной сон пойдёт ему только на пользу.
4. Трудности, связанные с недостаточным физическим здоровьем
Слабо развитая мускулатура рук, пониженный слух или зрение, быстрая утомляемость, проблемы речи и т.д. создают дополнительные трудности в процессе учёбы.
Рекомендации родителям:
✔ Попробуйте занимать вместе с ребёнком, вносите в занятие элемент игры
✔ Одна из самых распространённых ошибок – заставлять ребёнка делать уроки сначала на черновике, а потом переписывать в чистовик. Зачем нужна лишняя нагрузка?
✔ Если вы видите, что ребёнок устал, начал выводить каракули, лучше остановиться на время и отдохнуть. Письмо не должно быть для него наказанием.
Для того чтобы ребёнку было легче преодолеть все эти трудности, постарайтесь создать здоровый настрой перед школой, при котором он бы стремился к знаниям, не боялся плохих отметок и был уверен в том, что отличник он или двоечник, он всё равно для вас самый, самый … Любимый.
Удачи, терпения и любви вам!
Для того чтобы родители могли сами оценить
подготовленность ребёнка к школе,
предлагаем вам небольшой
ТЕСТ
Искренне ответьте на вопросы «ДА» или «НЕТ».
1. Хочет ли ваш ребёнок идти в школу?
2. Привлекает ли вашего ребёнка в школе то, что он там многое узнает и ему будет интересно учиться?
3. Может ли ваш ребёнок заниматься самостоятельно каким-либо делом, требующим сосредоточенности в течение 30 минут?
4. Стесняется ли ваш ребёнок в присутствии незнакомых?
5. Умеет ли ваш ребёнок составлять рассказы по картинке не короче чем из 10 предложений?
6. Может ли ваш ребёнок рассказать наизусть несколько стихотворений?
7. Умеет ли ваш ребёнок ориентироваться в пространстве?
8. Умеет ли ваш ребёнок считать по слогам или, что ещё лучше, целыми словами?
9. Умеет ли ваш ребёнок считать до 10 и обратно?
10. Может ли он решать простые задачи на вычитание или сложение?
11. Имеет ли ваш ребёнок твёрдую руку?
12. Любит ли он рисовать и раскрашивать картинки?
13. Может ли ваш ребёнок пользоваться ножницами и клеем?
14. Может ли он собрать разрезанную картинку из пяти частей за одну минуту?
15. знает ли ребёнок названия диких и домашних животных?
16. Может ли он обобщать понятия (например, назвать одним словом «овощи» помидоры, лук, морковь)?
17. Любит ли ваш ребёнок заниматься самостоятельно – рисовать, конструировать…
18. Может ли он понимать и точно выполнять словесные инструкции?
Результаты теста
Посчитайте все утвердительные ответы (каждый из них равен одному баллу).
15-18 баллов – можно считать, что ребёнок вполне готов к тому, чтобы идти в школу. Вы не напрасно с ним занимались, а школьные трудности, если возникнут. Будут легко преодолимы;
10-14 баллов – вы на правильном пути, ребёнок многому научился, а содержание вопросов на которые вы ответили «нет», подскажет вам, на что необходимо направить ваши усилия.
9 и меньше – почитайте специальную литературу, приходите к школьному психологу, идите к учителю, постарайтесь уделять больше времени занятиям с ребёнком и обратите особое внимание на то, что ему трудно даётся.
Если результаты теста не оправдали ваших ожиданий, не расстраивайтесь. Ребёнок ждёт вашей помощи и если вы готовы ему помочь, то дело поправимое.
Вот несколько правил вам на помощь:
✔ занятия должны быть обоюдно добровольными;
✔ их длительность не должна превышать 35минут;
✔ не заставляйте ребёнка заниматься, если он утомлён.
✔ постарайтесь, чтобы занятия имели регулярный характер – «мозговой штурм» при подготовке к школе не слишком эффективен;
✔ не «дрессируйте» ребёнка на сложение и вычитание, на чтение словами, занятия в форме игры будут интереснее и полезнее ребёнку.
МАОУ «Апрелевская сош №1»
Конспект выступления на общешкольном родительском собрании в 1-х классах
на тему:
«Психологические особенности детей младшего школьного возраста. Период адаптации».
Снурницына И.В., педагог-психолог
МАОУ Апрелевская СОШ №1
г. Апрелевка
Предварительный просмотр:
О СТИЛЯХ СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ
Ц е л ь: побеседовать с родителями о стилях семейного воспитания.
Материалы к собранию
Под стилем семейного воспитания психологи подразумевают те способы воздействия взрослых на детей, которые в наибольшей степени оказывают влияние на психическое развитие ребенка и развитие его личности: отношение родителей к ребенку, характер контроля за его действиями, способы предъявления требований, формы поощрения и наказания. Более всего в психологии изучено влияние на развитие личности ребенка отношения родителей и характера контроля.
Родители, которые предоставляют своим детям определенную самостоятельность, относятся к ним с теплотой и уважением, применяют минимум наказаний, часто предоставляют детям возможность самим регулировать свое поведение, – это демократические родители. Они воспитывают социально адаптированных, независимых детей, активных, творческих, способных к сотрудничеству с другими детьми.
Авторитарные родители требуют от детей беспрекословного послушания, соблюдения порядка, подчинения традициям и авторитетам. Если авторитарность сочетается с холодностью родителей, это вызывает у детей стремление к самоутверждению, агрессивность, конфликтность. Такие дети с трудом адаптируются к новым условиям.
У родителей, которые относятся к своим детям с теплотой, но контролируют каждый шаг, опекают их, вырастают зависимые, нерешительные, необщительные, инфантильные, эгоцентричные дети.
Если родители равнодушны к детям, не дают им ни тепла, ни внимания, не контролируют их, у таких детей возможны серьезные нарушения поведения вплоть до противоправных действий. Среди малолетних преступников немало детей, положение которых в семье можно охарактеризовать как безнадзорное.
В последнее время широко обсуждается проблема родительского контроля, и это действительно не простой вопрос. По мнению исследователей семейного воспитания, контроль необходим ребенку любого возраста, потому что вне контроля со стороны взрослых не может быть целенаправленного воспитания. Ребенок теряется в окружающем его мире, среди людей, вещей и правил. Одновременно контроль вступает в противоречие с потребностью ребенка в самостоятельности. Контроль со стороны взрослого необходим для развития у ребенка собственного контроля над своими действиями, но при этом он не должен подавлять личность ребенка.
Трудность воспитания у ребенка способности управлять своим поведением состоит в том, что перед взрослым стоит задача поиска развивающего контроля, который соответствовал бы возрасту ребенка, не ущемлял бы его потребности быть защищенным и одновременно поощрял бы его к самостоятельности.
Американские психологи считают, что в противовес директивному подавляющему контролю («делай, как я сказал»), который используют авторитарные родители, эффективно применять инструктивный контроль.
Инструктивный контроль правильно было бы назвать «предлагающей помощью»: «Может быть, ты сделаешь так, как я предложу». Инструктивный контроль применяют демократичные родители. Он развивает у детей инициативу, трудолюбие, самодисциплину.
Очевидно, что тип контроля естественным образом связан с отношением родителей к детям. Уважая личность ребенка, его собственную позицию, взрослый видит свою задачу в том, чтобы соучаствовать в деятельности ребенка, направлять его поведение. Если же взрослый считает себя обладателем маленького человека, он стремится управлять им, диктовать ему.
По результатам научных исследований, опыту психологов-практиков, в семьях младших школьников преобладает дисциплинарно-ориентированное воспитание как вариант авторитарного. Если спросить дисциплинарно-ориентированных родителей, за что они порицают и наказывают своих детей, окажется, что внимание родителей сосредоточено на соблюдении детьми порядка и на их школьных отметках. Дисциплинарно-ориентированных родителей мало заботит, добр ли их ребенок, способен ли он помогать или может отказаться от собственного удовольствия ради другого человека.
Дисциплинарно-ориентированные родители не всегда холодны или безразличны к своему ребенку. Как правило, они не умеют проявлять свою теплоту к ребенку либо непоследовательны в выражении своих чувств: то ласкают детей, то кричат на них. Большинство наших родителей в современных социальных условиях именно так относится к своим детям. Как говорится, «по методу кнута, и пряника».
Такое воспитание особенно ярко сказывается в том, как родители младших школьников делают с ними уроки. Одна мама однажды мне сказала: «Я лучше буду делать любую самую трудную физическую работу, чем заниматься с сыном». Современная система начального образования (что греха таить) такова, что в обучение ребенка включается вся семья. Одни родители проверяют уроки. Другие делают их вместе с ними. Приготовление и проверка уроков – главный источник конфликтов родителей с младшими школьниками. Если дети неправильно сделали домашнее задание, родители всеми силами стараются «выжать» из ребенка самостоятельные действия, направленные на устранение ошибок. Дети отвечают на нажим родителей разнообразными уловками: плачем, неожиданной «тупостью», беспомощностью.
Если дети не хотят учиться, с трудом концентрируют внимание во время объяснения учителя или приготовления уроков, за этим нередко стоят чрезмерная строгость и требовательность родителей. Авторитарные родители создают у детей тревожное отношение к отметкам, похвале или порицанию учителя.
Родители, готовые прийти на помощь, терпеливые и снисходительные к ошибкам, быстрее добиваются самостоятельности младшего школьника в приготовлении уроков. Ребенку этого возраста нужна поддержка старших и вера в то, что если сегодня он чего-то не умеет, то завтра у него обязательно получится.
Там, где царят традиции авторитарного воспитания, родители убеждены, что они имеют право на ребенка – наказывать его по своему усмотрению, ограничивать его свободу, навязывать ему свои вкусы, контролировать его дружеские привязанности. «Это мой ребенок, я его воспитываю. Я за него отвечаю. Он должен стать таким, как я хочу», – так ответил мне один из родителей.
Вряд ли можно переубедить такого родителя. Ответила я ему словами Януша Корчака: «…ребенок имеет право быть тем, кто он есть, это его право на сегодняшний день».
Понимаем ли мы сегодня детей? Уважаем ли их права? Способны ли мы предоставить им свободу? Не боимся ли мы самого слова «свобода»?
Свобода – это право располагать собой. Владеть собой. Неотступный контроль родителей за действиями ребенка, его симпатиями и даже мыслями исключает возможность свободы для ребенка. Более того, он исключает доверие. Недоверие со стороны взрослых порождает у ребёнка ответное недоверие к взрослым. В условиях недоверия и ограниченной свободы подавляется поисковая активность мальчиков, дисциплинарный контроль гасит инициативу и воображение одаренного ребенка.
Вопрос о контроле и предоставляемой свободе, их роли в развитии ребенка – проблема не только семейного, но и общественного воспитания. Наши усилия направлены на то, чтобы поведение детей как можно больше соответствовало общему распорядку. Взрослые пресекают любые нестандартные формы поведения детей, выходящие за рамки проявления индивидуальности.
Давно замечено, чем строже взрослый мир предписывает детскому миру законы послушания, тем с большей дерзостью детский мир отвечает неповиновением.
Подведение итогов.
- Давайте сейчас поговорим о том, какой стиль воспитания у вас в семье.
- Согласны ли вы с тем, о чем мы сегодня говорили, или у вас другие взгляды на воспитание ребенка в семье?
– Давайте на какое-то время вернемся в детство, вспомним себя.
Вы слушаете меня, когда…
- … вы тихонько входите в мой мир, не нарушая его.
- … вы действительно стараетесь понять меня, даже когда в том, что я говорю, не слишком много смысла.
- … вы понимаете мою точку зрения, когда она противоречит вашим глубоким убеждениям.
- … вы понимаете, что после часа, который я отнял у вас, вы немного устали и чувствуете себя несколько опустошенным.
- … вы сдержались и не перебили меня тут же историей, которую вам так хотелось мне рассказать.
- … вы поддержали во мне чувство собственного достоинства, дав мне возможность принять собственное решение, несмотря на то, что чувствовали, что я не прав.
- … вы собирались решать за меня мою проблему, но оказали мне доверие, предоставив мне решать ее своим способом.
- … вы предоставили мне достаточно пространства, чтобы я мог понять, почему я был так расстроен, и достаточно времени, чтобы я решил, что лучше всего сделать.
- … вы сдержали свое желание дать мне мудрый совет.
- … вы приняли от меня благодарность, сказав, что вам приятно слышать, что вы смогли мне помочь.
Вы не слушаете меня, когда…
- … вы равнодушны ко мне, и остаетесь равнодушными, пока не узнаете обо мне чего-то, что заслужит ваше внимание.
- … вы говорите, что понимаете, еще до того, как достаточно хорошо меня узнаете.
- … у вас готово решение моей проблемы еще до того, как я успел рассказать, в чем она состоит.
- … вы прервали меня еще до того, как я кончил говорить.
- … вам не нравятся грамматические ошибки в моей речи и мой акцент.
- … вы параллельно разговариваете еще с кем-то, кто находится в нашей комнате.
- … вы лопаетесь от нетерпения, чтобы что-то мне сообщить или исправить меня.
- … вам неприятны мои эмоционально заряженные и грубые слова.
- … вы пытаетесь разобраться в деталях и не видите чувств, стоящих за моими словами.
- … вы чувствуете, что моя проблема может вызвать у вас смущение, и избегаете её.
- … вас настолько взволновало и возбудило то, о чем я говорю, что вы готовы тут же выразить свою реакцию, прежде чем я вас приглашаю это сделать.
- … у вас есть потребность чувствовать, что вы добились успеха.
- … вы рассказываете о вашем собственном опыте, и от этого мой опыт начинает казаться несущественным.
- … вы не принимаете мою благодарность, говоря, что вы, собственно, ничего не сделали.
Анкета для родителей
По результатам ответов на эту анкету можно определить, верно ли выбран принцип воспитания детей.
Можете ли вы:
1. В любой момент оставить все свои дела и заняться ребенком?
2. Посоветоваться с ребенком, несмотря на его возраст?
3. Признаться ребенку в ошибке, совершенной по отношению к нему?
4. Извиниться перед ребенком в случае, если вы были не правы?
5. Овладеть собой и сохранить самообладание, даже если поступок ребенка вывел вас из себя?
6. Поставить себя на место ребенка?
7. Поверить хотя бы на минутку, что вы добрая фея или прекрасный принц?
8. Рассказать ребенку поучительный случай из детства, представляющий вас в невыгодном свете?
9. Всегда воздержаться от слов и выражений, которые могут ранить ребенка?
10. Пообещать ребенку исполнить его желание за хорошее поведение?
11. Выделить ребенку один день, когда он может делать, что хочет, а вы при этом ни во что не вмешиваетесь?
12. Не прореагировать, если ваш ребенок ударил, толкнул или незаслуженно обидел другого ребенка?
13. Устоять против слез, капризов, просьб, если известно, что это прихоть?
В а р и а н т ы о т в е т о в:
а) могу и всегда так поступаю – 3 балла;
б) могу, но не всегда так поступаю – 2 балла;
в) не могу – 1 балл.
От 30 баллов до 39 баллов – вы придерживаетесь правильных принципов воспитания.
От 16 до 30 баллов – ваш метод воспитания – кнут и пряник.
Менее 16 баллов – у вас нет педагогических навыков и желания воспитывать ребенка.
МАОУ «Апрелевская сош №1»
Конспект выступления на родительском собрании в 3 «Б» классе на тему:
«О стилях семейного воспитания».
Снурницына И.В., педагог-психолог
МАОУ Апрелевская СОШ №1
г. Апрелевка
Предварительный просмотр:
Взаимодействие семьи и школы в воспитании трудного подростка
(родительское собрание)
«Помните, что ребенок – зеркало
жизни своих родителей»
А.С. Макаренко
Личностью называют человека, достигшего уровня психологического развития, который делает его способным управлять своим поведением и деятельностью.
С точки зрения психологии человек не рождается личностью. Развитие личности происходит в течение всей жизни человека по мере прохождения стадий развития через социальные институты (семья, детский сад, школа и т.д.). На каждом этапе возрастного развития ребенок находится в независимо от него существующих условиях и подвергается соответствующей системе воздействия, как со стороны управляемых внешних факторов – внешняя среда, так и управляемых внутренних факторов – собственная активная деятельность и собственное активное отношение к внешней среде. Все эти управляемые факторы побуждают ребенка к процессу самодвижения в психическом развитии. Этот процесс приводит к появлению эстетических, моральных, интеллектуальных убеждений, которые становятся мотивом поведения и деятельности человека.
Чтобы оценить, правильно ли развивается личность, существуют показатели личностного здоровья и аномального личностного развития:
Показатели личностного здоровья (жизнеспособности) личности. | Показатели аномального развития личности человека. |
1. Отношение к другому человеку как к ценности. | Отношение к другому человеку как к средству, как к вещи. |
2. Способность к самоотдаче, любви. | Неспособность к отдаче любви, эгоизм. |
3. Творческий целетворящий характер деятельности. | Причинно – обусловленный, подчинение внешним обстоятельствам жизнедеятельности. |
4. Потребность в позитивной свободе (все, что угодно можешь делать, кроме четырех ТАБУ: не причини вреда другому человеку, не причини вреда природе, не причини вреда вещам ( рукотворному миру ), не причини вреда своему собственному « Я » ). | Отсутствие и слабовыраженная потребность в свободе, которая часто понимается как вседозволенность. |
5. Способность к свободному волепроявлению через договор. | Неспособность. |
6. Возможность самопроектирования своего будущего. | Невозможность. |
7. Вера в осуществление намеченного. | Неверие. |
8. Внутренняя ответственность перед собой и другими. | Отсутствие ответственности. |
9. Стремление к обретению смысла жизни. | Отсутствие стремления. |
Семья – это та первичная среда, где маленький человек учится творить добро, быть упорным в труде, выбирать четкую цель жизни, получает ценностные ориентиры поведения в обществе. Ни материальные, ни бытовые, ни престижные показатели не характеризуют степень благополучия или неблагополучия в семье – только отношение к ребенку. Трудный подросток – это ребенок, в отношении которого нарушен принцип справедливости: он лишен счастливого детства. В его семье отсутствуют любовь и ответственность друг за друга, нарушено взаимодействие членов семьи между собой, а значит, не может быть динамики, побуждающей и поддерживающей здоровый рост личности ребенка. И неправильное воспитание, и несвоевременное лечение, и неверное отношение к ребенку – все это может изуродовать развитие его личности.
Школа, есть и останется одним из важнейших социальных институтов, обеспечивающих воспитательный процесс и необходимое взаимодействие ребенка, его родителей и социума.
Трудные дети – это те, чье поведение отклоняется от принятых в обществе стандартов и норм поведения. Как отечественные, так и зарубежные психологи и социологи отмечают рост количества детей группы риска. Представителями различных наук (медицины, психологии, педагогики) даются различные определения понятия отклоняющегося от нормы (девиантного) поведения.
В педагогической литературе под девиантным поведением понимается отклонение от принятых в данном обществе, социальной среде, ближайшем окружении, коллективе социально – нравственных норм и ценностей, нарушение процесса усвоения и воспроизводства социальных норм и культурных ценностей, а также саморазвития и самореализации в том обществе, к которому человек принадлежит.
Традиционно причины отклоняющегося от норм поведения подразделяются на две группы:
-причины, связанные с психическими и психофизическими расстройствами;
-причины социального и психологического характера.
Психологи и психиатры располагают методиками для точной диагностики типа и тяжести отклонения первой группы. И чтобы сохранить и не потерять доверие со стороны ребенка и его родителей педагогу не следует брать на себя смелость ставить диагноз, даже тем педагогам, которые считают себя осведомленными в области медицины. Разумными считаются рекомендации для родителей проконсультироваться с психиатрами, психологами, так как общеизвестно, что лишь малая часть детей попадает на прием к психиатру, а по статистическим данным серьезными психическими отклонениями страдают до 15% детей.
Причины социального и психологического характера, то есть трудности в поведении подростка, объясняются сочетанием неправильного развития личности и неблагоприятной ситуации, в которой он оказался, а также недостатками воспитания, отрицательным влиянием семьи и ближайшего окружения. Кроме того, отклоняющееся от нормы поведение у подростков зачастую является средством самоутверждения, протестом против действительности или требований взрослых. В возрасте 13 – 17 лет подростки очень подвержены влиянию «своих» групп. Одной из основных причин психологического характера является низкая самооценка детей, особенно подростков. Самооценка, то есть оценка человеком своих возможностей, качеств и места среди других людей, является важным регулятором поведения. От самооценки, прежде всего зависят взаимоотношения человека с окружающими его людьми, его критичность, требовательность к себе, отношение к успехам и неудачам. Расхождения между притязаниями подростка и его возможностями ведут к его повышенной конфликтности, эмоциональным срывам, депрессии и как следствие, нежеланию посещать школу, снижению успеваемости, употреблению табака, алкоголя, наркотиков, поиску поддержки среди «сомнительных» друзей.
Социально – педагогическая помощь детям с отклоняющимся от нормы поведением включает в себя различные направления. В первую очередь, это индивидуальная профилактическая работа с детьми, подростками и их родителями. В настоящее время, наряду с традиционными функциями семьи, связанными с рождением и воспитанием ребенка, а также решением повседневных проблем, повышается роль семьи как надежной психологической «ниши», обеспечивающей выживание человека в трудных и быстро меняющихся условиях современной жизни. Прочная, нормальная семья, имеющая хорошие традиции, является основой, которая нейтрализует отрицательное воздействие среды на ребенка. Напротив, семейные конфликты, алкоголизм отца и матери, дезорганизуют, разрушают семью, являются причинами неврозов у детей, служат основой накопления девиантного потенциала ребенка. Следовательно, психическое и физическое здоровье человека связано с семьей. Потребность подростка в родительской любви, чувство собственного достоинства – ключ к органичному и творческому росту его личности. Социальный педагог и вся воспитательная система школы стараются эту потребность вовремя реализовать, применяя гуманистические формы и методы воздействия на семью и самого подростка.
Типы семей по воспитательному воздействию на ребёнка
I тип – семьи с высоким уровнем нравственных отношений. | Это семьи, где родители умеют организовать жизнь и деятельность детей в соответствии с целями воспитания и возрастом ребенка. |
II тип – семьи, обеспечивающие положительную направленность в воспитании. | Семьи, где родители контролируют образовательную и воспитательную деятельность ребенка, но ребенку уделяется недостаточно времени для общения с родителями (нет совместной досуговой деятельности). |
III тип – внешне благополучные семьи. | Семьи, где между родителями нет единства в воспитании ребенка, большая часть времени отдается работе, поэтому поступки и деятельность ребенка часто не контролируется родителями. |
IV тип – конфликтные семьи. | Семьи, находящиеся в стадии развода, родители живут под одной крышей, часто ссорятся, скандалят, нет нормальных взаимоотношений между членами семьи. |
V тип – неблагополучные семьи | Семьи, где отсутствуют четкие ориентиры воспитания детей, родители пьют, ребенок, как правило, имеет асоциальное поведение (хулиганит, бродяжничает). |
Заключение
Гуманитарная педагогика рассматривает личность ребенка как цель, объект, субъект, результат воспитания. Показателем эффективности практической деятельности школы является выпускник, наделенный определенными качествами, личность, развивающаяся по определенным направлениям (см. Приложение 8). Воспитательная цель как идеальное предвидение результата практически недостижима, следовательно ожидаемый, прогнозируемый результат невозможно полностью реализовать, так как не существует универсальных способов для исправления поведения ребенка или подростка. В каждом конкретном случае к подростку с отклоняющимся от нормы поведением следует подходить индивидуально. Но программа действий должна включать диагностический, коррекционный и воспитательный инструмент, который поможет найти эффективные методы и формы работы с семьей и подростком. Диагностика, проводимая в школе, позволяет получить достаточно полную характеристику, как семьи, так и самого подростка, состоящего на внутришкольном учете, выявить дополнительную информацию о причинах, побуждающих подростка вести себя неадекватно, об его отношениях с родителями, учителями, сверстниками. Знание результатов обработки «карт развития личности» подростка, неоднократное заполнение этих карт, фиксирующее разные этапы работы с ним, дает объективные показатели результативности проводимой коррекционной и воспитательной работы. Опыт общения с трудным подростком позволил создать алгоритм такого общения, который дает позитивную тенденцию к взаимоконтакту, взаимопониманию и как результат к плодотворной совместной деятельности и работе схемы: педагог – ребенок – семья.(Приложение 7).
Сегодняшние подростки дадут завтра жизнь новому поколению людей. Какие люди будут населять Землю: разрушители себя и планеты или созидатели? Это во многом зависит от каждого из тех, кто окажется рядом с подростком в роли воспитателя. Надо, чтобы в этой роли выступал прочный союз родителей и учителей, их взаимопонимание и взаимоподдержка.
Наибольшую трудность в своей работе испытываю при общении с родителями, которые не желают понять, что своего ребенка надо любить. Они настроены негативно к нему. «За что мы должны его любить?» – часто приходиться слышать от родителей. Успокаивает то, что таких семей в нашей школе не так много.
В своей каждодневной работе хотелось бы донести до сердца каждого родителя следующие строки:
«Ничего не нужно. Только Терпение.
И скромность. Мир в сердце. Тишина.
Немного понимания, внимания к «Другому»…
Нужна любовь. Потому что без любви
Вы будете просто очень ловки…
Спросите у своей совести.
Должно быть, в Вас осталась
Нервозность, плохое настроение, злость.
Ребенок не ошибается, он возвращает
Вам ваше изображение.»
Ф. Лебойе
Литература
Буянов М.И. «Ребенок из неблагополучной семьи». М., 1988 г.
Кащенко В.П. «Педагогическая коррекция: исправление недостатков характера у детей и подростков» Книга для учителя. II-е издание. М., 1994 г.
Лодкина Т.В. «Взаимодействие семьи и школы с трудными детьми». Вологда, 1998 г.
Мудрик А.В. «Социальная педагогика». М. Академия, 2000 г.
Рожков М.И. «Воспитание трудного ребенка. Дети с девиантным поведением». Учебно–методическое пособие. М., ВЛАДОС, 2003 г.
Татаренко В.Я. «Семья и формирование личности» М., 1987 г.
ПРИЛОЖЕНИЕ
Конструктивное общение с трудным подростком
- Обратитесь к ребенку по факту задержания в форме «я – высказывания» («Я узнала», «Мне сообщили из КДН, что ты был задержан…»). Дайте понять, что такое поведение не прошло незамеченным, опишите его.
- Выразите свои чувства по этому поводу («Я чувствую, что…», «Я огорчена, обеспокоена» и т.д.).
- Укажите на возможные последствия такого поведения, как Вы их видите («Это, на мой взгляд, может привести…»).
- Выскажите свои мысли по данному поводу («Я думаю, считаю…»; «Мне кажется…»; «По – моему…»; «На мой взгляд…»).
- Дождитесь обратной связи, дайте опровергнуть или подтвердить Ваши мысли. Будьте готовы к различным реакциям подростка: кричит, молчит, опровергает, обвиняет, - работайте с ним!
- Выставите требования домашней конституции («Я собираюсь предпринять (указать) меры»).
- Выразите желание, что следовало бы сделать («Я хочу, чтобы ты бросил пить, но решение за тебя принимать не могу»). Т.о. Вы передаете ответственность за его поведение ему самому.
- Напомните, что Вы готовы помочь, если он захочет этого («Чем я могу помочь тебе?»). Предоставьте инициативу ему. Помогайте, а не овладевайте всей ситуацией.
- Выразите свою уверенность в том, что он примет верное решение, непосредственно относящееся к его жизни, сохраняющее ее («Я верю, что в следующий раз ты поступишь по – другому »).
- Выразите свои чувства по поводу этого разговора, подчеркните важность таких моментов для Вас («Я рада, что мы с тобой поговорили»; «Спасибо, что ты меня выслушал»; «Мне было очень важно (трудно) поговорить с тобой на эту тему»).
- Не стоит: ругать, обвинять, задавать вопросы «почему?», игнорировать, делать так, чтобы подросток испытывал чувство вины, выяснять причину, уличать.
http://psy-school.ucoz.ru/index/roditelskij_lektorij/0-13
Предварительный просмотр:
Рекомендации для родителей в период дистанционного обучения
Помните, что спокойны родители – счастливы дети!
В нелегкий период самоизоляции родители, вынуждены находиться с ребенком дома 24 часа в сутки. Поскольку прогулки ограничены и дети не могут выплескивать свою энергию на улице, они могут стать шумными или даже плаксивыми. В это непростое время каждому родителю важно научиться контролировать свое эмоциональное состояние.
1. Соблюдайте режим дня, сохраняя последовательность занятий в течение дня. Подъем, завтрак, совместные игры, обед, совместный сон, и другие занятия должны повторяться в определенное время и в определенной последовательности – это делает жизнь детей более предсказуемой и стабильной. Благодаря такому укладу ребенок будет более спокойным и уравновешенным. Максимальная последовательность в режиме дня – залог стабильного эмоционального состояния.
2. Обязательно обсуждайте с детьми происходящие события, но в понятной и доступной форме. Расскажите ребенку, почему так важно носить маски в общественных местах, мыть руки и почему нужно оставаться дома. Разговоры о том, что нужно сделать, чтобы остаться здоровым, ребенок обязательно запомнит, т.к. эта информация не вызывает страх и беспокойство.
3. Поговорите с детьми об источниках информации, официальных данных и даже о «фейковых» новостях, которые искажают правдивую информацию. Не пользуйтесь случайными новостями из непроверенных источников.
4. Привлекайте ребенка к домашним делам. Вместе «волшебной тряпкой» вытирайте пыль с полок, поливайте цветы, сажайте рассаду, вытаскивайте белье из стиральной машины, кормите домашних питомцев, накрывайте на стол (ребенок может разложить столовые приборы, салфетки) Детям важно чувствовать свою нужность и важность. Не ждите идеального выполнения, поскольку это их первый опыт. Разрешите что-нибудь приготовить. Дети очень любят помогать родителям на кухне с раннего возраста. Главное в этот момент не обрубить это желание на корню, прогнав подальше, мол, не мешайте. В зависимости от возраста у вас сейчас либо есть верные помощники на кухне, готовые что-то помыть, почистить, принести, подержать, перемешать, либо юный повар, готовый к новым кулинарным свершениям. Попросите его приготовить завтрак, обед, ужин или испечь пирог, придумать новый десерт и т.д. Пусть увлеченно ищет рецепты!
Предложите завести свою кулинарную книгу — как ее оформить, ребенок придумает сам, а вы помогите со всеми необходимыми для этого материалами. Вполне возможно, что это будут просто листы бумаги и карандаши, или красивая толстая тетрадь.
5. Дети отличаются подвижностью, поэтому, даже находясь дома, занимайте ребенка активными играми. Вовлекайте его в совместные спортивные упражнения. Таким образом, у вас тоже будет повод начать заниматься спортом. Поощряйте также продуктивную, творческую деятельность: лепка, рисование, шитье, вязание, приготовление пищи и другое.
6. Если ребенок младшего школьного возраста и выполняет образовательную программу дома, подключитесь к этой деятельности. Обсуждайте домашнее задание, помогайте достичь успешного результата. Ведь вынужденный период «домашнего образования» сильно отличается от уроков в школе. Но не выполняйте задания за него, даже если вам очень хочется ему помочь.
Поощряйте детей за самостоятельное выполнение домашних заданий. Не давите на ребенка, если он выглядит усталым и перегруженным. Возможно, ему нужно отдохнуть.
7. Составляйте вместе с ребенком планы на будущее. Придумывайте, чем будет наполнен следующий день, неделя, запланированный отпуск. Это поможет снизить тревогу у ребенка, вызовет приятные эмоции и ассоциации.
8. Для занятий с детьми более старшего возраста отлично подойдут настольные игры (шахматы, шашки). Участвуйте в олимпиадах. Посмотрите виртуальные туры по музеям и по городам России. Сейчас у вас есть возможность вместе с детьми изучить историю.
Можно заняться тем, на что никогда не хватало времени: составление своего генеалогического древа. Это очень важная информация для каждого из вас и ваших детей. Проговаривая биографии своих родственников, живших в прошедшие времена, можно отметить, что жизнь была всегда непредсказуемой. Были войны, болезни, голод и разруха, но все жизненные перипетии преодолимы. Наши предки преодолевали неприятности достойно!
9. При необходимости обращайтесь за помощью к специалистам, принимайте ее с тактом и уважением.
Дорогие родители, самоизоляция дает возможность провести время всей семьёй, лучше узнать своего ребенка и самого себя. Проведите это время с пользой!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сценарий родительского собрания.
1.Родительское собрание Тема: Как взаимодействовать с ребенком в конфликтной ситуации. ...
Сценарий родительского собрания
Полный сценарий проведения родительского собрсния: "О трудностях в учении, или чтобы ребенок учился"...
Сценарий родительского собрания "Папа, мама, я - здоровая семья"
Сценарий родительского собрания "Папа, мама, я - здоровая семья"...
Сценарий родительского собрания по профориентации
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКАСценарий родительского собрания «Мир профессий, или какую дверь открыть?» « Кем ты хочешь быть, когда вырастешь?»- пожалуй, этот вопрос входит...
Сценарий родительского собрания "Мы растим счастливого ребенка"
Сценарийродительского собрания по теме: «Мы растим счастливого ребенка: от самопознания к самореализации» Цель: определить критерии родительского отношения к проблеме становления личности ребенка...
Работа классного руководителя. Сценарий родительского собрания "У каждого ребенка должна быть семья".Сценарий классного часа и тетрализованного представления "Сказка ложь, да в ней намёк..." (5 класс).
Родительское собрание "У каждого ребёнка должна быть семья" о гармонизации детско-родительских отношений.Сценарий классного часа "Сказка ложь, да в ней намек..." о развитии общечеловеческих ценн...
Сценарий родительского собрания Семья — моя радость (родительское собрание совместно с детьми)
Сценарий родительского собрания,проводимого совместно с детьми 7-я — моя радостьЦель: раскрытие важности семьи для становления человека;способствовать сближению и взаимопониманию между...