Особенности общения с ребенком с РАС
консультация

Амамбаева Динара Амангельдыевна

Особенности общения с детьми с РАС

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon deti_s_ras.doc112 КБ

Предварительный просмотр:

ГКОУ «Каргапольская школа – интернат»

Особенности общения с ребенком с РАС

Подготовила: учитель – дефектолог

Амамбаева Д.А.

р.п. Каргаполье, 2018

Особенности общения с ребенком с РАС

Под расстройствами аутистического спектра (РАС) или аутизмом подразумеваются расстройства в развитии центральной нервной системы.

Признаки, которые уже можно заметить у малыша, чтобы родители смогли вовремя обратиться к специалисту:

  • ребёнок никак не реагирует на появление мамы, не узнаёт знакомых ему людей, не улыбается;
  • трудности при кормлении грудью;
  • дети с РАС пугаются любых шумных электроприборов, например пылесоса;
  • с малышом очень трудно установить зрительный контакт: он смотрит как бы "сквозь" людей;
  • малыши часто имеют проблемы со сном: они находятся в бодрствующем состоянии, глаза их открыты, но они не спят и не капризничают;
  • при попытке взять таких детей на руки, малыши начинают выгибать спину так, что их становится трудно прижать к груди.

 Эти признаки могут появиться у ребенка в возрасте 3 месяцев, но ни один врач не поставит в таком возрасте диагноз "аутизм", потому что ещё идёт процесс формирования режима дня, познавательной деятельности.

 В старшем возрасте у ребенка появляются характерные признаки РАС:

  • монотонные движения;
  • отсутствие интереса к окружающим людям, нежелание контактировать с окружающими;
  • если происходит смена обстановки, ребёнок пугается и сильно нервничает;
  • малыши с трудом осваивают навыки самообслуживания;
  • ребёнок не играет в сюжетно-ролевые игры;
  • длительные периоды молчания сменяются монотонным повторением одного звука или слова.

Проявление РАС в дошкольном возрасте у них отмечаются нарушения в следующих сферах:

Коммуникации. Дети очень необщительны, нет никакой привязанности к родным и близким. Не играет с другими детьми, не любит, когда в его игре хотят принять участие окружающие. Они никак не реагируют, когда к ним обращаются с просьбой или просто зовут. Игры носят однообразный характер, в которых преобладают стереотипность действий, предпочтение отдаётся неигровым предметам (камни, палочки, пуговицы), а излюбленными действиями в игре у них могут быть пересыпание песка, переливание воды. Да, они могут принимать участие в играх с детьми, но с трудом понимают правила, эмоционально не реагируют и не понимают эмоций других малышей. Конечно, окружающим такое поведение не нравится, вследствие чего появляется неуверенность в себе. Поэтому такие дети предпочитают находиться в одиночестве.

Речевая сфера. Взаимодействие с обществом не может не отразиться на развитии речи ребёнка. Кроме того, что дети с РАС не обращают внимания на речь взрослых, фразовая речь у них появляется в период от 1 года до 3 лет, но она напоминает комментирование. Характерно наличие эхолалий (непроизвольных повторений за людьми). Частым поводом для консультации у логопеда является мутизм у ребёнка - отказ от общения. Характерной речевой особенностью является то, что малыши не используют местоимение "я": о себе они говорят во втором и третьем лице.

Моторика - нарушения в движениях не является показательными признаками РАС, потому что у одних движения могут быть прекрасно развиты, а у других будет заметно отставание от нормы. Дети могут неверно оценивать расстояние до предмета, что может быть причиной моторной неловкости. Могут ходить на цыпочках, из-за возможных проблем с координацией ребята с трудом учатся ходить по лестнице. Отмечаются трудности в манипуляциях с маленькими предметами, невозможность кататься на велосипеде. Но такая моторная неуклюжесть и нарушения в координации могут сочетаться с удивительным равновесием. Из-за проблем в мышечном тонусе рта и челюсти появляется саливация (повышенное и неконтролируемое слюноотделение).

Поведенческие расстройства. Дети могут долго смотреть в одну точку или разглядывать предмет, восхищаться обычными вещами и не интересоваться игрушками. Любят, когда всё находится на привычных для них местах, очень расстраиваются, когда что-то идёт не так, как они привыкли. Могут быть внезапные вспышки агрессии, если у малыша что-то не получается или он ощущает дискомфорт, потому что он не может по-другому выразить свои эмоции.

Отмечается хорошее развитие механической памяти, но плохое понимание содержания сказок, стихов. Что касается интеллектуальной деятельности, то некоторые дети с РАС могут иметь очень высокий для своего возраста интеллект, даже быть одарёнными в какой-то области. Обычно про таких детей говорят, что они "индиго". А у некоторых может быть снижена интеллектуальная деятельность. В любом случае процесс обучения у них нецеленаправлен, отмечается нарушением концентрации внимания.

Понимание особенностей детей с аутистическими расстройствами требует создания специальных организационных и содержательных условий обучения и воспитания, необходимых для успешного включения и социальной адаптации ребенка в среде обычных сверстников, прежде всего создания адаптированной образовательной программы по ряду учебных предметов с составлением индивидуального учебного плана.

Нарушения поведения и способы их преодоления

Проблемное поведение проявляется в следующем:

  • Истерики
  • Агрессия (вербальная, физическая)
  • Аутоагрессия
  • Отсутствие реакции на просьбы, требования
  • Аутостимуляция
  • Неусидчивость
  • Нарушения внимания
  • Импульсивность
  • Нежелание сотрудничать

Проблемное поведение

  • Затрудняет процесс обучения
  • Подвергает риску самого ребенка или его окружение
  • Затрудняет общение и интеграцию в социальную среду
  • Как любое поведение, имеет определенную цель
  • Закрепляется, если цель достигается

Функции поведения

  • Получить желаемый предмет или действие
  • Избежать неприятного
  • Привлечь внимание
  • Аутостимуляция

Нежелательное поведение, целью которого является получение желаемого предмета или действия,

  • возникает при отказе выполнить просьбу ребенка или если требуется прекратить любимое занятие. Например, ребенок начинает кричать или бить самого себя после того, как воспитатель не разрешил ему рисовать на столе;
  • закрепляется тем, что ребенок получает желаемое после проблемного поведения. Для того чтобы ребенок прекратил кричать, воспитатель даёт ему что-нибудь приятное, например, конфету или разрешает рисовать на столе.

Нежелательное поведение, целью которого является привлечение внимания взрослых или сверстников,

  • возникает в ситуациях, когда на ребёнка не обращают внимания. Например, ребенок ломает постройки сверстников;
  • закрепляется, если внимание удается привлечь проблемным поведением. И дети, и воспитатель реагируют на ребенка. Следует помнить, что хотя реакция со стороны окружающих на поведение ребенка негативна, он все равно добивается их внимания.

Нежелательное поведение, целью которого является прекращение или избегание неприятных действий,

  • возникает, когда ребёнок хочет избавиться от трудных, длинных, скучных занятий. Например, ребенок начинает сбрасывать предметы со стола во время занятий;
  • закрепляется, если ему это удается. Воспитатель разрешает ребенку пойти поиграть, поскольку в таких условиях он не может проводить занятия с другими детьми.

Аутостимуляция – это действия человека, посредством которых он предоставляет физическую, зрительную или слуховую стимуляцию самому себе. Например, ребёнок постоянно кружится, потряхивает руками или издаёт какие-то звуки. Это поведение не зависит от присутствия других людей, т. е. возникает и в тех случаях, когда ребёнок находится один.

Кроме того, очень часто проблемное поведение является средством коммуникации, например, когда у ребёнка отсутствует речь, крик или агрессия являются единственным способом, с помощью которого он может выразить просьбу.

Обучение адекватным способам общения, которые функционально эквивалентны проблемному поведению, позволяет уменьшить его проявления. Ребенка следует учить просить:

  • предмет;
  • действие и прекращение действия;
  • перерыв;
  • помощь;
  • также выражать отказ.

При отсутствии устной речи следует обучать альтернативным средствам коммуникации (картинки, жесты).

Ребенок чаще пытается уклониться от занятий, если задание:

  • трудное;
  • длинное;
  • неинтересное;
  • непонятное.

Поэтому, для того чтобы уменьшить проявления нежелательного поведения, функцией которого является отказ от занятий, необходимо:

  • Понизить уровень сложности задания.
  • Ввести расписание и использовать «принцип бутерброда» (первое задание – достаточно простое и интересное, чтобы ребенку было проще приступить к его выполнению, второе более сложное, а третье наиболее приятное, чтобы у ребенка был мотив быстрее завершить второе, наиболее сложное для него дело).
  • Предоставить возможность выбора.
  • Работать в быстром темпе (задания должны быть короткими).
  • Часто менять задания.
  • Выбирать эффективные методы обучения.

Коррекционная работа направлена на:

- установление контакта,

- развитие речи,

- формирование положительного настроя на контакт со средой,

-коррекцию поведенческих нарушений и социальной дезадаптированности,

- устранение негативных воздействий внешней среды (неадекватной физической, эмоциональной и интеллектуальной нагрузки),

- развитие когнитивных способностей.

При организации учебного процесса для детей данной категории педагоги используются специальные приѐмы работы:

- Сохранение постоянства в пространственной организации учебной деятельности, что помогает избежать многих поведенческих проблем.

- Усвоение ребѐнком чѐткого и стабильного расписания занятий и этапов урока, что создаѐт комфортную обстановку для обучения, повышает работоспособность ребѐнка.

- Создание благоприятного психологического климата на занятиях и в образовательной среде. Ребѐнок должен видеть, что его ждали, ему рады, занятие пройдѐт в комфортной обстановке: ритм его не будет нарушен.

- Четкость и краткость временных инструкций. Инструкции должны быть понятны и отнесены к короткому интервалу времени: «Возьми ручку», «Положи ручку» и т.д., тогда они будут доступны ребѐнку.

- Использование символов для развития умения ориентироваться самостоятельно в действиях. В качестве символов могут быть использованы: рисунки (нарисованные от руки или типографским способом), фотографии (самого ребенка, выполняющего определенный вид деятельности, изображение необходимого предмета, вызывающего ассоциацию с определѐнным видом деятельности или режимным моментом), комбинированные формы (предметы, приклеенные к карточкам, предметы вместе с рисунками, надписи под картинками).

- Акцент на положительную мотивацию. Избыточная фиксация внимания ребѐнка аутиста на какие-то объекты должна быть использована с пользой для обучения. Например, ребенку, страдающему аутизмом, нравятся машины. Для чтения можно выбрать тексты, в которых идет речь о машинах. Если ребенок любит книги, связанные с его специальным интересом, например, о динозаврах или покемонах, то, разумеется, следует использовать именно эти книги, чтобы развить удовольствие от чтения и от книг. Читать в первую очередь надо эти книги ребенку, даже если потребуется делать это множество раз.

- Использование сигнальной системы: карточки, картинки, таблички, схемы, напоминалки при обучении.


- Развитие сенсорно-речевого восприятия. Если есть такая возможность, то предметы, о которых идѐт речь на занятии необходимо осмотреть, ощупать, назвать (это может быть снег прямо с балкона, лѐд из морозилки и т.д.), что способствует лучшему усвоению учебного материала. При этом всегда помним, что сенсорная перегрузка может привести к срывам.

- Оказание физической помощи в организации учебного действия: в связи с трудностью подражания, переформулировки на себя схемы действия, а часто и просто моторных трудностей большое значение в обучение приобретает непосредственная физическая помощь в организации действия: взрослый начинает работать руками ребенка. При работе с данной группой можно использовать поддержку руки, письмо «рука в руке», сопряженное выполнение действий.

- Снятие статического напряжения, через физические упражнения и смену видов деятельности. Физические упражнения поднимают общую активность ребенка и снимают его патологическое напряжение. Во время обучения и то и другое актуально. Именно поэтому в занятия помимо стандартной динамической паузы можно привнести большое количество практических действий: приклеивание, размазывание пластилина, работу с палочками и другое.

Основная цель образовательного учреждения, перед которым стоит задача обучения детей с РАС — создание специальных условий для усвоения учебных программ, развития и социальной адаптации таких учащихся. Для этого необходимо создать оптимальные условия для развития позитивных возможностей каждого ребенка.

Как организовать деятельность с аутичными детьми

Правило работы

1. Принимать ребенка таким, какой он есть.

2. Исходить из интересов ребенка.

3. Строго придерживаться определенного режима и ритма жизни ребенка.

4. Соблюдать ежедневные ритуалы (они обеспечивают безопасность ребенка).

5. Научиться улавливать малейшие вербальные и невербальные сигналы ребенка, свидетельствующие о его дискомфорте.

6. Чаще присутствовать в группе или классе, где занимается ребенок.

7. Как можно чаще разговаривать с ребенком.

8. Обеспечить комфортную обстановку для общения и обучения.

9. Терпеливо объяснять ребенку смысл его деятельности, используя четкую наглядную информацию (схемы, карты и т.п.)

10. Избегать переутомления ребенка.

Подвижные игры

«Рукавички» (Кряжева Н.Л., 1997)

Цель: включение аутичных детей в групповую работу.

Для игры нужны вырезанные из бумаги рукавички, количество пар равно количеству пар участников игры. Ведущий раскидывает рукавички с одинаковым орнаментом, но не раскрашенным, по помещению. Дети разбредаются по залу. Отыскивают свою «пару «, отходят в уголок и с помощью трех карандашей разного цвета стараются, как можно быстрее, раскрасить совершенно одинаковые рукавички.

Дети сразу видят и понимают целесообразность своих действий (ищут пару). Педагог наблюдает, как организуют совместную работу пары, как делят карандаши, как при этом договариваются. Проводить игру рекомендуется в два этапа. На первом этапе дети только ищут парную рукавичку. Проиграв подобным образом несколько раз можно переходить ко второму этапу: найдя пару, участники игры раскрашивают парные рукавички. . . ■

«Щепки на реке» (Фопель К. 1998)

Цель: создать спокойную, доверительную атмосферу. Участники встают в два длинных ряда, один напротив другого. Расстояние между рядами должно быть боль-ше вытянутой руки. Это все вместе Вода одной реки.

По реке сейчас поплывут Щепки. Первый ребенок, первая Щепка, начинает движение. Он сам решит, как будет двигаться. Например, закроет глаза и поплывет прямо. А Вода плавно поможет руками Щепке найти дорогу. Возможно, щепка поплывет не прямо, а будет крутиться. Вода должна и этой щепке помочь найти дорогу. Может быть, Щепка, оставив глаза открытыми, будет двигаться хаотично или кругами. Вода должна и ей помочь. Когда Щепка проходит до конца Реки, она становится рядом с последним ребенком и ждет, пока не приплывет следующая, которая встает напротив первой. Тем самым они составляют Реку и постепенно удлиняют ее. Так, неспешно, Река будет блуждать по классу, пока все дети не проплывут по Реке, изображая Щепки.

Дети сами могут решить, как они в качестве «Щепок» будут «двигаться по Воде»: медленно или быстро. Дети, которые будут Водой, должны потренироваться приоста-навливать и направлять самые разные Щепки. Аутичному ребенку не обязательно быть в роли Щепки.

«Охота на тигров» (Карпова Е,В,, Лютова Е.К., 1999).

Цель: научить детей планировать свои действия во времени.

Группа участников встает в круг. Водящий выходит за круг, становится спиной к группе и начинает громко считать до 10. В это время участники передают друг дру-гу маленького игрушечного тигра. После окончания счета тот, у кого находится тигр, вытягивая руки вперед, закрывает тигра ладошками. Остальные участники де-лают то же самое. Задача водящего — найти тигра.

Как правило, аутичным детям трудно сразу включиться в игру, поэтому сначала необходимо дать им возможность понаблюдать за ходом игры со стороны.

«Покажи нос» (Васильева E.fl.)

Цель: помочь детям ощущутить и осознать свое тело.

Раз, два, три, четыре, пять,

Начинаем мы играть.

Вы смотрите, не зевайте

И за мной все повторяйте,

Что я вам сейчас скажу

И при этом покажу.

Воспитатель, называя части своего тела, показывает их на себе, кладет на них руку. Дети повторяют за ним движения, показывая на себе на себе названные части тела. Затем воспитатель начинает «путать» детей: называть одну часть тела, а показывать другую. Дети должны заметить это и не повторить неверные движения.

«Кто я?» (Черепанова Г.Д.)

Цель: развитие представлений и воображения ребенка Содержание: Взрослый поочередно надевает на себя атрибуты представителей различных профессий (врач, артист, дирижер, дрессировщик, милиционер и т.д.)Ребенок должен отгадать, кто это был.

«Придумки» (Черепанова Г.Д.) Цель: научить детей распознавать различные эмоции. Взрослый просит ребенка придумать небольшой рассказ, ориентируясь на картинки. Он говорит: «Я начну придумывать историю, а ты продолжишь ее. К этой истории у нас уже нарисованы картинки. Например, Таня вышла во двор гулять. Она взяла мяч. Настроение у нее было вот такое, (педагог показывает на карточку №1....). Как ты думаешь, что произошло?»

«Затем Таня ...» (Педагог показывает карточку №2.....) и т. д.

«Покажи по-разному» (Черепанова Г.Д.)

Цель: научить детей распознавать и показывать различные ощущения и действия, ознакомить их со словами-антонимами.

1 этап игры: Взрослый говорит:

Вот я захожу в ворота высокие (и сопровождает свои слова показом), а вот я захожу в ворота .... (взрослый пригибается) Какие? Ребенок должен назвать антоним к слову «высокие».

— Я несу легкий пакет (показывает), а теперь я несу (показывает) ... Какой пакет?

Я перехожу широкую реку (показывает), а вот я перепрыгиваю через ручей (показывает)... Какой?

- Я иду медленно, а вот я иду... Как?

— Я гуляю, мне жарко. Но вот подул ветер, и мне...

— Я смотрю грустный спектакль. А теперь смотрю... 2 этап игры: Все действия выполняет ребенок, а взрослый комментирует или устанавливает правила игры, например: «Если я скажу, что ворота высокие, то ты идешь, как обычно, а если я скажу, что ворота низкие, то ты пригибаешься» и т.д.

«Солнечный зайчик»(Черепанова Г.Д.)

Цель: развитие внимания и умения ориентироваться в

пространстве.

«К нам в гости пришел Солнечный зайчик. Найди, где он

находится. ( Педагог включает фонарик и светит им на

стенку). А теперь зайчик будет двигаться. Запомни, как

он двигался, и нарисуй его путь». Ребенок следит взгля-

Рис. 10. Примерные траектории движения

дом за движением светового пятна, а затем зарисовывает траекторию пути зайчика на бумаге (рис. 10). Вместо фонарика можно использовать лазерную указку, а в солнечный день — зеркальце.

Игры за партами

 Поскольку аутичные дети болезненно воспринимают смену обстановки, то все индивидуальные игры, которые указаны выше, рекомендуется проводить за партами.

«СОБИРАЕМ ГОЛОВОЛОМКИ» (Черепанова Г. Д.)

Цель Развитие коммуникативных склонностей

ребенка. Собирать головоломки один из любимых видов деятельности многих аутичных детей, поэтому данная игра доставляет им большое удовольствие.

Содержание Сначала ребенку предлагают собрать одну или несколько головоломок («Танграм», «Квадрат Пифагора», «Сложи квадрат» и т. д.) Затем незаметно из коробки извлекают одну деталь. Ребенок складывает знакомую головоломку и вдруг обнаруживает, что не хватает детали. Тогда он обращается за помощью. Если ребенок еще не готов к такого рода общению, взрослый может помочь ему: «Эта деталь у меня. Если она тебе нужна, можешь попросить, и я отдам ее. На первых порах можно даже помочь ребенку сформулировать просьбу. Полученный навык закрепляется постепенно, при каждом повторении данной игры, а затем переносится на другие виды деятельности.

ИГРЫ С ЧУДЕСНЫМ МЕШОЧКОМ (Черепанова Г. Д.)

Цель Развитие кинестетических ощущений, восприятия цвета, формы, умения сотрудничать со взрослым.

Содержание На левую руку ребенку надевают «волшебный мешочек», в котором находятся изготовленные из плотного цветного картона (из пластика, из дерева) геометрические фигурки. Мешочек должен быть чуть больше ладошки (по краю отверстия пришивается резинка, сам мешочек лучше сшить из ярких разноцветных лоскутков).

На ощупь ребенок левой рукой выбирает по заданию взрослого определенную геометрическую фигуру, а правой рисует на бумаге его контуры. Затем из мешочка вынимается выбранная фигурка, она сравнивается с нарисованной, раскрашивается тем же цветом, что и оригинал. Желательно, чтобы ребенок во время работы произносил вслух название фигуры, цвета и те действия, которые он производит.

Примечание Игру лучше проводить в такой последовательности: сначала в мешочке должны находиться предметы только одной формы (например, только треугольники), затем — двух форм, трех форм, четырех форм и т. д.

Всякий раз (кроме первого варианта) ребенку дается такая установка: «Выбери такой предмет, как я тебе покажу. «Или более сложный вариант: «Нарисуй предмет, который ты держишь в левой руке в мешочке» — в этом случае образец отсутствует, ребенок действует только по словесной инструкции.

«ГОВОРЯЩИЕ РИСУНКИ» (Черепанова Г. Д.) Цель Развитие наблюдательности, коммуникативных склонностей, умения работать с пооперационными картами и составлять их.

Содержание Ребенок получает пиктограмму и выполняет действия в соответствии с указанием на рисунке. Затем он рассказывает взрослому о том, как он догадался, что нужно сделать именно это. После небольшого диалога ребенок и взрослый могут поменяться ролями. Теперь уже взрослый выполняет изображенное схематично ребенком задание, а затем отвечает на его вопросы.

 «ФИЗКУЛЬТУРНИКИ» (Черепанова Г. Д.)

Цель развитие координации движений, обучение ребенка навыкам работы с пооперационными картами.

Содержание Взрослый объясняет ребенку, что сейчас они вместе будут играть в физкультурников. Физкультурники должны будут выполнять различные упражнения, например, поднимать руки вверх и опускать их вниз, прыгать на одной или на двух ногах, хлопать в ладоши над головой и т. д.

Для того чтобы не забыть, какое упражнение и как надо выполнять, перед началом игры

необходимо заготовить схемы (пооперационные карты). Взрослый и ребенок вместе рисуют схему к одному из упражнений, например:

После того, как заготовлены 2—3 схемы (или 4—5, в зависимости от возможностей ребенка), взрослый кладет перед ребенком одну из них и просит сделать то, что на ней изображено. Когда ребенок научится «читать» схему (а на это может уйти несколько занятий) взрослый предлагает ему освоить вторую схему.

Затем ребенку предлагается выполнить последовательность из первого и второго упражнения и т. д. Выполненные совместно с ребенком рисунки- схемы к данной игре способствуют развитию умения у ребенка взаимодействовать со взрослым, установлению довери-тельных отношений между ними, а также помогают обучить ребенка рисованию дви-жущейся фигуры человека.

«СИММЕТРИЧНЫЕ РИСУНКИ» (Черепанова Г. Д.)

Цель Развитие коммуникативных склонностей,

учения работать с партнером.

Содержание Предлагается по образцу нарисовать пред-

мет вместе со взрослым от оси: ребенок рисует справа (слева, если левша), взрослый — слева. Договариваются каким карандашом. Взрослый определяет исходные точки. Карандаши ставят одновременно в одну точку и проводят в одном ритме.

«МЕНЯЛКИ ИГРУШЕК» (Карпова Е. В., Лютова Е. К.)

Цель Эта игра учит взаимодействовать с окружающими при помощи не только вербальных, но и Невербальных средств, например, осуществлять контакт глаз.

Содержание Все дети встают в круг, каждый держит в руках какую-либо игрушку. Водящий стоит спиной к играющим и громко считает до 10. В это время некоторые играющие меняются предметами. При этом все действия выполняются молча. Меняться дважды одной игрушкой не разрешается. Водящий входит в круг. Его задача — угадать, кто с кем поменялся игрушками. Можно договориться заранее, сколько попыток дается ведущему для отгадывания.

Примечание Как правило, аутичным детям бывает трудно сразу включиться в игру. Обычно они сначала (иногда в течение нескольких дней или даже недель) просто наблюдают за игрой со стороны, затем, при желании,они могут встать в круг и принять участие в

игре, а затем они могут согласиться водить. Причем, если ребенок не может или не хочет считать вслух, за него это сделать может взрослый или кто-то из ребят.

«СОЗДАЕМ МУЛЬТФИЛЬМЫ» (Слухова А. А.)

Цель: Учить детей восстанавливать последовательность происходящих событий, развивать коммуникативные склонности.

Содержание Ребенку предлагается вспомнить основные

события, которые происходили в течение предыдущего дня. Затем взрослый на карточках небольшого размера, сложенных в гармошку вместе с ребенком, делает зарисовки к основным режимным моментам, па листе плотной бумаги взрослый рисует телевизор, прорезает в нем окошки и начинает с ребенком «просмотр» мультфильмов «Вот ты встал утром, вспомни, что сказал маме? Затем ты сел завтракать, выходя из-за стола, что ты сказал?» и т. д.

По окончании занятия ребенок может сложить карточки и взять с собой, чтобы посмотреть мультфильм дома вместе с мамой и папой.

Данную игру следует проводить в течение нескольких занятий.

«ВОЛШЕБНЫЙ СУНДУЧОК» (Черепанова Г. Д.)

Цель Игра способствует развития тактильных ощущений, формированию навыков связной речи. В основе данной игры лежит один из любимых видов деятельности аутичных детей разглядывание и изучение новых предметов.

Содержание Красиво оформленный сундучок содержит различные мелкие предметы. Надо доставать из сундучка их, рассматривать, играть с ними. Перебирать в сундучке предметы очень нравится детям.

Можно построить занятия на закрепление свойств предметов.

Фантазировать: где это пригодится и т. д.

Эту игру можно проводить с тканью, мехом, пуговицами, клубочками пряжи, бросовым материалом. Пофантазировать или заняться поделками.

Необходимо любую поделку делать до конца, чтобы ребенок захотел еще раз и два и вернуться к волшебному сундучку.

Список используемой литературы и интернет – источников:

Манелис Н.Г., Медведовская Т.А., Субботина Е.В. Анализ проблем, возникающих в дошкольном образовательном учреждении при создании специальных образовательных условий для детей с РАС // Аутизм и нарушения развития. 2014. №2 (43)

http://semyabalakovo.ru/rekomendacii-dlya-sotrudnikov-doshkolnyx-obrazovatelnyx-uchrezhdenij-rabotayushhix-s-detmi-imeyushhimi-rasstrojstva-autisticheskogo-spektra

http://fb.ru/article/323795/rebenok-s-ras-osobennosti-psihologicheskogo-razvitiya 

https://portal.iv-edu.ru/dep/correct-uchr/furmanov_korVIII/commondocs/ПМСсопровождение/Методические%20рекомендации%20по%20организации%20обучения%20и%20сопровождения%20детей%20с%20РАС.pdf 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особенности общения с ребенком в семье

Материал для родительского собрания в старших классах...

Особенности общения с ребенком в семье

Статья о воспитании в семье и об авторитете родителей....

Родительское собрание "Особенности общения с ребенком в семье"

Если дети живут в обстановке критики,они учатся критиковать и осуждать других людей;Если дети живут в обстановке вражды и злобы,они учатся быть злыми, учатся драться;Если дети живут среди насмешек,они...

Особенности общения с ребенком-подростком (советы родителям)

Как же найти баланс контроля и самостоятельности?Когда ребенок достигает подросткового возраста, можно разделить все требования, предъявляемые к нему,  на три группы.К первой группе относят...

Разработка родительского собрания " Особенности общения с ребенком в семье"

Разработка родительского собрания " Особенности общения с ребенком в семье". Приведены результаты анкетирования родителейи детей. Подняты важные проблемы....

Особенности общения с ребенком в семье

Для того чтобы ребенок желал общаться с родителями, необходимо помнить, что основой общения родителей с детьми является принятие ребенка. Принятие ребенка - это проявление такой родительской любв...

«Особенности общения ребенка с интеллектуальной недостаточностью со сверстниками и взрослыми»

Структурно-логическая схема поможет наглядно увидеть особенности общения ребенка с интеллектуальной недостаточностью со сверстниками и взрослыми на всех возрастных этапах....