Родителям о конфликтах
консультация
Предварительный просмотр:
Уважаемые папы и мамы!
Конфликты занимают существенное место в нашей повседневной жизни. Это нормально и естественно. Подростковый возраст - время проверки всех членов семьи на социальную, личностную и семейную зрелость. Оно протекает с кризисами и конфликтами. В этот период все скрытые противоречия выходят наружу.
Конфликтная ситуация может коренным образом изменить Вашу жизнь! Постарайтесь, чтобы эти изменения были в лучшую сторону!
1. Прежде чем Вы вступите в конфликтную ситуацию, подумайте над тем, какой результат от этого Вы хотите получить.
2. Утвердитесь в том, что этот результат для Вас действительно важен.
3. В конфликте признавайте не только свои интересы, но и интересы ребенка.
4. Соблюдайте этику поведения в конфликтной ситуации, решайте проблему, а не сводите счеты.
5. Будьте тверды и открыты, если убеждены в своей правоте.
6. Заставьте себя слышать доводы своего ребенка.
7. Не унижайте и не оскорбляйте ребенка для того, чтобы потом не мучиться раскаянием.
8. Будьте справедливы и честны в конфликте, не жалейте себя.
10. Дорожите собственным уважением к самому себе, решаясь идти на конфликт с тем, кто слабее Вас.
ИГНОРИРУЙТЕ ПОВЕДЕНИЕ, КОТОРОЕ ВАМ НЕ НРАВИТСЯ. ХВАЛИТЕ ПОВЕДЕНИЕ, КОТОРОЕ ВАМ НРАВИТСЯ.
Если ребенок грубит, повышает голос…
Если грубое поведение Вашего ребенка не является следствием недостатков воспитания, (Вы ведь сами могли показать ему пример, что криком можно реагировать на трудную ситуацию!) нужно пересмотреть отношения с ребенком.
Пора перестать указывать и раздавать распоряжения, пришло время «договариваться».
Если ваш ребенок повышает тон, ни в коем случае не кричите в ответ. Больший эффект будет иметь неожиданное действие: подойти и обнять, сказать, что в этом состоянии он просто чудо, «рассмотреть» за его спиной крылья ангела или хвост и рассмеяться.
Говорить на равных, не сюсюкаться и не подавлять.
Советуйтесь с ним, принимая важные для всей семьи решения.
Чаще хвалите (возможно, для повода к похвале вам же самим придется создать ситуацию). Можно хвалить за уважительное, правильное, «взрослое» поведение.
В ответ на грубое обращение спокойно скажите «ты переходишь черту. Я готова выслушать взрослого человека, но сейчас твое поведение трудно назвать таким…».
Никогда не унижайте, не делайте замечаний ребенку в присутствии взрослых или его друзей.
Если вы все же решили наказать вашего ребенка, придерживайтесь правила: лучше лишить его чего- тот хорошего, чем сделать ему что-то плохое. Но! Последовательность все же должна быть такая: предупреждение – замечание – наказание.
Возможные конфликты при разных типах семейного воспитания.
1. Конфликт неустойчивого родительского восприятия
Естественно, что статус подростка в семье и обществе не устоялся. Он и не взрослый, но уже не ребенок. Недостатки в этом возрасте многочисленны: несобранность, неусидчивость, нецелеустремленность, несдержанность и др. Внешний облик соответствует этим качествам. Вместе с тем, ведет себя иногда как взрослый, то есть критикует, требует уважения. Но иногда он, как ребенок, - все забывает, разбрасывает вещи и т. д.
В результате положительные качества недооцениваются, зато выступают несовершенства.
Необходимо, чтобы родители постарались осознать свои противоречивые чувства.
Попытались гасить в себе недовольство и раздражение. Объективно оценили достоинства и недостатки подростка. Сбалансировали систему обязанностей и прав.
2. Диктатура родителей
Формы этого конфликта разнообразны, но общая формулировка звучит так: диктатура в семье - это способ контроля, при котором одни члены семьи подавляются другими. При этом, конечно, подавляется самостоятельность, чувство собственного достоинства. Родители вторгаются на территорию подростков, в их душу.
По мнению психологов, требовательность старших должна сочетаться с доверием и уважением к детям, в противном случае требовательность оборачивается грубым давлением, принуждением. Родители, воздействующие на подростка приказом и насилием, неизбежно столкнутся с сопротивлением, которое чаще всего выражается грубостью, лицемерием, обманом, а иногда откровенной ненавистью. И даже если сопротивление будет сломлено, победа окажется мнимой, так как ребенок теряет чувство собственного достоинства, он унижен и получает информацию, которую можно определить одним выражением: "Кто сильнее, тот и прав".
Для разрешения таких конфликтов введите некоторые простые правила общения, правила общежития, которые должны соблюдаться:
не входить друг к другу в комнату без стука или в отсутствие хозяина,
не трогать личные вещи,
не подслушивать телефонные разговоры.
Необходимо оставлять за подростком право выбора друзей, одежды, музыки и т. д.
Искренне объясняйте, что вы чувствуете, когда расстроены, но не вспоминайте старых, давнишних грехов, а говорите о сегодняшнем положении. Однако при этом никогда не давите, не наказывайте физически, не унижайте.
3. Мирное сосуществование – скрытый конфликт
Здесь царит позиция невмешательства. Выглядит обстановка вполне благопристойно. У каждого свои успехи, победы, проблемы. Никто не переступает запрет. Родители испытывают гордость, поддерживая подобный нейтралитет. Думают, что такие отношения воспитывают самостоятельность, свободу, раскованность. В результате получается, что семья для ребенка не существует. В критический момент - беда, болезнь, трудности, - когда от него потребуется участие, добрые чувства, подросток ничего не будет испытывать, так как это не будет касаться лично его.
Сюда же можно отнести воспитание "без запретов". Установка родителей на детскую "свободу" без конца и без края, устранение тормозов, ограничений и обязанностей подчиняться нравственному долгу или элементарным правилам общения пагубны для формирования личности. Это является молчаливым разрешением делать все, что вздумается. Приведет оно к тому, что человек, воспитанный в таких правилах, забудет нажать на тормоз, когда на пути реализации его интересов и способностей кто-либо окажется.
Поменяйте тактику общения. Установите систему запретов и включитесь сами в жизнь подростка. Соответственно помогите ему участвовать в жизни семьи. Создайте так называемый семейный совет, на котором решались бы многие проблемы всей семьи.
4. Конфликт опеки
По сути, опека - это забота, ограждение от трудностей, участие. Подростки могут быть в таких семьях безынициативны, покорны, подавлены. Они часто отстранены от решения вопросов, которые касаются их лично и всей семьи. Вялое безразличие подростка иногда превращается в "диктат младшего". Он командует родителями, заставляя, как это было в детстве, выполнять все свои желания.
Но "деспотизм" подростка встречается гораздо реже. Чаще это послушный ребенок, который не доставляет родителям особых хлопот в детстве. В подростковом возрасте именно такие ребята наиболее часто "срываются" и "восстают" против взрослых. Форма протеста может быть разной - от холодной вежливости до активного отпора.
Эти дети несчастливы в среде сверстников, они не готовы к трудностям жизни, так как им никто, кроме близких, "стелить соломку" не станет. Заметим, что человека чаще губит чрезмерная опека, чем проблемы и невзгоды. Ведь все равно настанет момент, когда родителей начинает раздражать безынициативность и зависимость ребенка.
Помогайте, но не старайтесь решать за него все проблемы. Стимулируйте общение со сверстниками. Дозируйте опеку, дозируйте свободу, дозируйте похвалу и порицание - это один из выходов в данной ситуации.
5. Конфликт родительской авторитетности. "Шоковая терапия"
Детей в таких семьях воспитывают кропотливо, стараясь сделать из них вундеркиндов. Обливают холодной водой, учат языкам, музыке. Замечают любой промах, обращают на него внимание, наказывают неуважением. Проводят беседы на воспитательные темы, не давая возможности отстаивать свое мнение. Не замечают успехов и никогда не хвалят за хорошие поступки, не поощряют их. Постоянно требуют от ребенка совершенства, говоря при этом: "А вот я в твоем возрасте...".
Ребенок чувствует себя неуверенно, его охватывают обида и ярость, но подросток понимает, что бессилен. Появляется мысль о безысходности, бессмысленности собственной жизни.
Измените отношение к своему ребенку. Станьте терпимее к недостаткам подростков. Постарайтесь восстановить доверие и уважение ребенка к самому себе. Найдите и развивайте в сыне или дочери те достоинства, которые свойственны их натуре.
И главное – уверьте ребенка в том, что вы всегда будете его любить, что гордитесь тем-то и тем-то, чего в вас недостает. Поймите, что ему трудно!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Занятие для родителей и детей «Конфликты в семье» (для родителей и учащихся 7-9 классов)
Занятие для детей подросткового возраста и родителей о моделях поведения в случаях возникновения конфликтных ситуаций в семьеЦель: - Развивать представление о сущности конфликтов, понимания есте...
Взрослые дети и родители: решаем конфликты.
Конспект занятия с родителями подросткового и юношесткого возраста. Занятие направлено на решение трудностей в общении родителей с взрослеющими детьми при помощи способа поиска альтернатив. Содержит ...
Открытое мероприятие с родителями "Конфликт. Конфликт? Конфликт!"
Вашему вниманию предлагается открытое мероприятие с участием родителей. Проблема конфликтов в обществе имеет место ещё с 5 века до нашей эры, которую поднимал Сократ. В свое время он произносил речи о...
Буклет для родителей - Виды конфликтов. Как помочь подростку и не перегнуть палку.
Жизнь с подростком в семье – это всегда война. Часто до полного морального уничтожения противника. Но разумные родители воюют не против своего ребенка, а рядом с ним, плечом к плечу. И тогда врагом яв...
Родительское собрание детей и родителей "Лаборатория конфликта"
Совместное собрание детей и родителей, посвящённое вопросам конструктивного ненасильственного взаимодействия. В методических материалах представлены: конспект собрания, памятки....
Профилактика конфликтов в работе с родителями. Технологии регулирования конфликта
Актуальность данной темы поможет избежать конфликтов, их профилактировать, а при неизбежности их профессионально, грамотно урегулировать. В дальнейшем минимизировать и свести на нет. Довести до ...
Практикум для родителей «От конфликта к сотрудничеству»
Материал содержит информацию, направленную на пвышение психолого – педагогической грамотности родителей в решении конфликтных ситуация с детьми. Представленные в разработке тренинговые упра...