Полезные советы "Как сделать из ребенка счастливого взрослого"
консультация на тему

Тараканова Анна Васильевна

        В воспитании нет ничего однозначно правильного. И любой родитель ошибается. Вот только порой цена ошибки — заниженная самооценка, невозможность построить собственную семью и проблемы на работе. Чтобы всё это вас не коснулось, мы собрали восемь законов здорового воспитания от психолога Катерины Дёминой. Будете им следовать — будете счастливы за ребёнка, вместе с ним и когда он уже от вас уедет. 
 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Полезные советы

8 главных законов воспитания, или как сделать из ребёнка счастливого взрослого 

        В воспитании нет ничего однозначно правильного. И любой родитель ошибается. Вот только порой цена ошибки — заниженная самооценка, невозможность построить собственную семью и проблемы на работе. Чтобы всё это вас не коснулось, мы собрали восемь законов здорового воспитания от психолога Катерины Дёминой. Будете им следовать — будете счастливы за ребёнка, вместе с ним и когда он уже от вас уедет. 

1. Устанавливайте границы 

Дверь в родительскую спальню должна быть закрыта на замок, чтобы никакой любопытный глаз не мог «случайно» засвидетельствовать, что мама и папа всё ещё пылко любят друг друга. Одно дело — догадываться и подозревать, с обожанием смотреть, как родители целуются при встрече и прощании. И втискиваться между ними во время семейного просмотра мультиков, чувствуя надёжное тепло со всех сторон. И опираться на их сплетённые руки. И совсем другое — своими глазами увидеть соитие. Психика маленького ребёнка не может это вместить, поэтому дети дошкольного и школьного возраста обычно вытесняют, выбрасывают из памяти увиденное, или сильно пугаются. Подростки уже не пугаются, но могут быть сильно смущены или шокированы, даже если отрицают этот факт. Потому что, ещё раз повторю, участие детей любого возраста в сексуальной жизни родителей категорически запрещено во всех культурах. А наблюдение — тоже участие. 

2. Не вешайте ярлыки 

Понимаете, дорогие родители, педагоги, горе-психологи, когда вы говорите ребёнку «ты такой-то и такой-то», вы фактически загоняете его в рамки одной роли, одной модели поведения. Он ничегошеньки не знает о себе, он смотрит в вас, как в зеркало, ищет в ваших глазах и словах одобрение и любовь. Он впервые живёт на этой земле, в этом сообществе, в это время. Он ничего не знает ни о законах, ни о принятых обычаях, ни о ваших проблемах с деньгами, партнёром, здоровьем. То, что для вас недостаток («он тормоз», «она слишком чувствительная», «упрямый», «капризный»), в других глазах будет благом, счастьем и удачей. Спокойный мыслитель, творческая девочка, настойчивый в спорте, разборчивая и внимательная к деталям — таким человеком хочется быть, это то, на чём может вырасти и самооценка, и будущая профессия. 

Попробуйте не обзываться, а говорить о желаемом поведении. Не клеймить, а называть своё чувство. «Когда ты так громко кричишь, мне больно в ушах, не делай так, пожалуйста» — это вместо «Что ты кричишь как резаный». «Я очень расстроилась, когда обнаружила, что ужина нет», или «разозлилась», или «я в ярости». Всё что угодно про вас, но не про него. Мы можем осуждать действия, поступки, но не его самого. Иначе вы сами-то кто: плохой родитель, жёсткий насильник? И как вам им быть? 


3. Не платите за оценки и успехи 

Поначалу оно и правда работает. Ребёнок начинает с энтузиазмом делать домашние задания, это не проходит незамеченным в классе, учительница хвалит. До первой двойки. Когда заработанные тяжёлым трудом деньги — отбираются. Ребёнок, конечно, в состоянии отследить связь между двумя этими событиями, но не может ничего исправить. Снова в системе появляется страх, как универсальный рычаг управления. А где страх — там паралич воли, блокируется любое творчество, учёба снова превращается в муку и «отбывание номера». Более щадящий вариант этого метода — когда деньги только даются, без штрафных санкций. В общем, наверное, ничего плохого в этом нет: ребёнок приложил некие усилия и получил заслуженную награду. Некоторая опасность таится в том, что ребёнок привыкает получать деньги в общем-то за то, что является его обязанностью. На самом деле без всяких скидок: учиться — обязанность ребёнка, а обязанность родителей — обеспечить учебный процесс. 

Не стоит платить ребёнку за сделанные уроки или школьные оценки. Лучше наймите на эти деньги репетитора (можно терпеливую старшеклассницу из соседней квартиры) или сходите на приём к семейному психологу. Если денег много, а проблемы серьёзные — найдите хорошую частную школу. Но только не устраивайте рыночные отношения там, где полагается быть интересу и доверию. 

4. Не делайте из старших детей нянек младшим 

Самое главное, что необходимо держать в голове родителям, — старшие дети не виноваты, что вы родили себе ещё наследников и не рассчитали силы. Ещё раз повторю: если только не война, то воспитание и присмотр за детьми — это обязанность родителей. Старшие дети могут помогать, могут делать это добровольно и с удовольствием, но ответственность — только на вас. 

А часто видишь (с огромным сожалением, сочувствием и желанием немедленно вмешаться), как старших наказывают, ругают за проблемное поведение младших, что тот испачкался или упал, или потерялся. «Тебе же велено было следить! Ты куда смотрела?!». А ей самой лет семь. За ней бы кто присмотрел. И как часто в терапию приходят потом эти ответственные, очень заботливые, очень внимательные девочки, у которых почему-то не получается завести собственных детей. Потому что на самом деле внутри у неё есть знание: «Дети — это непосильная ноша». Так что хотите когда-нибудь внуков — сами занимайтесь своими детьми. Это для всех будет полезно. 

5. Перестаньте содержать ребёнка, если он уже может это делать сам 

Если вы действительно хотите счастья своему ребёнку, вы должны зайти в его комнату, дождаться, чтобы он перевёл взгляд с монитора на вас, и очень чётко произнести: «Стоп! С завтрашнего дня ты начинаешь искать работу и оплачивать своё житьё сам. Наш кошелёк, а также холодильник, закрыты. Если нужна помощь с поиском работы — скажи. Но кредит закрыт». 

И выдержать всю агрессию, все эти манипуляции несчастным видом, наезды бабушек и дедушек, выдержать накатывающие по ночам приступы паники «а не толкаем ли мы его на скользкий путь криминала». И ещё держать в голове, что это длинная дорога. То, что вы наворотили за предыдущие 15-20 лет, за одну неделю не исправить — это практически перегруппировка дивизии на марше. 

Так что мой ответ на вопрос «Как и когда можно перестать давать ребёнку деньги, чтобы не нанести ему психологическую травму?» — «Никогда». Если вы боитесь нанести ребёнку травму, сделать ему больно, причинить неудобство — продолжайте его полностью содержать, давать деньги на карманные расходы, покупайте модную одежду и требуемые гаджеты. Он никогда не вырастет, не уйдёт от вас, не обидится, не разозлится. Вы будете одна счастливая семья с любимым малышом. Даже когда ему исполнится 40 лет. 

6. Не сравнивайте детей между собой 

С одной стороны, мы вроде бы уже приняли идею «каждый цветок прекрасен по-своему». Но справляться с детьми так сложно и утомительно, а рычагов давления и власти у нас так мало, что старая добрая конкуренция и ревность выглядят попросту меньшим злом. Похвали старшую дочку за помощь по хозяйству, упомяни, что «ты моя помощница незаменимая, не то, что эти противные мальчишки», и готово дело! Девочка отказывается выходить замуж за одноклассника, потому что «как же я мамочку оставлю в этом свинарнике одну». 

Если уж вам так хочется стимулировать детей на достижения, попробуйте ставить индивидуальные цели: выучить сложный текст к субботе. Лично тебе выучить, потому что это добавит очков в рейтинге. И получить награду. А не наперегонки с сестрой, которая и так одарена памятью и языковыми талантами сверх меры, поэтому запоминает прочитанное с одного раза. Зато она не умеет рисовать. Можно устроить конкурс рисунков — для баланса. Опять натравим детей друг на друга. Понятно же, что никакой братской любви и помощи в таких условиях не получится? А можно вообще не устраивать никаких конкурсов в семье, а ценить и любить каждого таким, какой он есть. И управлять детьми какими-то другими методами, через интерес, например. Через понимание его собственных потребностей. Через разговоры, в конце концов. 

7. Не перегружайте лишними знаниями (и раньше времени) 

Десять раз подумайте, прежде чем отдавать ребёнка в школу в шесть с половиной лет. Конечно, крепкий крупный мальчик наверняка в состоянии осилить школьную программу первого класса. Но не болеющая девочка и не «маленький гений», который умеет читать с трёх лет, но формировался в домашних условиях в окружении взрослых. 

Важны не «знания-умения-навыки», а способность ребёнка адаптироваться к изменившейся обстановке, к детскому коллективу и к повышенным нагрузкам. Не забывайте о принципе: школа для вас, а не вы для школы. У педагогического коллектива могут быть свои задачи и цели, но именно родители должны определять, что будет полезно их ребёнку. Главная задача ребёнка в начальной школе — не столько овладеть какой-то суммой знаний, сколько получить важные социальные навыки, узнать что-то новое о себе и об окружающем мире, научиться контактировать с людьми. Поэтому, согласитесь, лучше находиться в спокойной и доброжелательной обстановке, чем получить гастрит, обучаясь в престижной гимназии. Здоровый ребёнок выучит всё, что ему нужно, но немного позже — то есть вовремя. 

8. Учите ребёнка быть самостоятельным 

Мы наблюдаем сейчас уже второе поколение выросших детей, не имеющих ни малейшего представления о том, как происходит их жизнь. В прямом смысле: откуда берётся еда на столе, какими заклинаниями грязная одежда за ночь превращается в чистую, почему болит голова или живот… Гиперопека и тревожность родителей приводит к тому, что до 12-13 лет детей водят и возят всюду буквально «за руку», единственной обязанностью объявлена учёба. 

Первоочередная задача детей, на мой взгляд, — не знание предметов, а навыка: саморегуляции, самообслуживания и самоподдержки. Это три главных навыка Само-, которые необходимо привить детям до их отъезда из родного дома. 

Главная задача нас как родителей — подготовить ребёнка к самостоятельной жизни в современной среде. Он должен уметь обращаться с деньгами, заботиться о своём здоровье, внешнем виде, окружающем пространстве. Хорошо, если молодой человек имеет представление о психологии — как своей, так и вообще людей. Это всё гораздо важнее баллов ЕГЭ по математике, обществоведению и химии. Но почему-то этому не учат в школе. Придётся нам самим. Да, детям будет тяжко и временами совсем грустно. Так и нам было тяжко, поэтому мы и рвём себе жилы, пытаясь подстелить даже не соломки, а пуховых подушечек везде. Но они должны пройти это сами, чужой опыт присвоить невозможно.

Золотые правила воспитания Антона Макаренко 


Антон Макаренко — один из величайших воспитателей не только СССР, но и всего мира.
Для своего времени Макаренко был новатором и открывал такие вещи, которые сегодня нам уже кажутся очевидными. Например, он не раз с горечью говорил, что педагоги всего мира игнорируют любовь и считают ее лишней в деле воспитания. Макаренко был уверен, что вырастить счастливого человека без любви невозможно. 

Вот самые важные высказывания великого педагога, психолога и писателя: 

1. Ваше собственное поведение — самое главное в воспитании. 
Не думайте, что вы воспитываете ребенка только тогда, когда с ним разговариваете, или поучаете его, или приказываете ему. Вы воспитываете его в каждый момент вашей жизни, даже тогда, когда вас нет дома. Как вы одеваетесь, как вы разговариваете с другими людьми и о других людях, как вы радуетесь или печалитесь, как вы обращаетесь с друзьями или врагами, как вы смеетесь, читаете газету — все это имеет для ребенка большое значение. Малейшие изменения в тоне ребенок видит или чувствует, все повороты вашей мысли доходят до него невидимыми путями, вы их не замечаете. 

Если дома вы грубы, или хвастливы, или пьянствуете, а еще хуже, если вы оскорбляете мать, вам уже не нужно думать о воспитании: вы уже воспитываете ваших детей и воспитываете плохо, и никакие самые лучшие советы и методы вам не помогут. 

2. Воспитание детей требует самого серьезного тона, самого простого и искреннего. 
В этих трех качествах должна заключаться предельная правда вашей жизни. И серьезность вовсе не значит, что вы должны быть всегда надуты, напыщенны. Будьте просто искренни, пусть ваше настроение соответствует моменту и сущности происходящего в вашей семье. 

3. Каждый отец и мать должны хорошо представлять, что они хотят воспитать в своем ребенке. 
Надо отдавать себе ясный отчет относительно своих собственных родительских желаний. Подумайте хорошо над этим вопросом, и вы сразу увидите и много сделанных вами ошибок, и много правильных путей впереди. 

4. Вы должны хорошо знать, что делает, где находится и кем окружен ваш ребенок. 
Но вы должны предоставить ему необходимую свободу, чтобы он находился не только под вашим личным влиянием, а под многими разнообразными влияниями жизни. Вы должны выработать у ребенка умение разбираться с чуждыми и вредными людьми и обстоятельствами, бороться с ними, узнавать их своевременно. В парниковом воспитании, в изолированном высиживании нельзя этого выработать. 

5. Воспитательная работа есть прежде всего работа организатора. 
В этом деле нет мелочей. В воспитательной работе нет пустяков. Хорошая организация в том и заключается, что она не выпускает из виду мельчайших подробностей и случаев. Мелочи действуют регулярно, ежедневно, ежечасно, из них и складывается жизнь. 
Для воспитания нужно не большое время, а разумное использование малого времени. 

6. Не навязывайте свою помощь, но всегда будьте готовы помочь. 
Родительская помощь не должна быть навязчива, надоедлива, утомительна. В некоторых случаях совершенно необходимо предоставить ребенку самому выбраться из затруднения, нужно, чтобы он привыкал преодолевать препятствия и разрешать более сложные вопросы. 
Но нужно всегда видеть, как ребенок совершает какую-либо операцию, нельзя допускать, чтобы он запутался и пришел в отчаяние. Иногда даже нужно, чтобы ребенок видел вашу настороженность, внимание и доверие к его силам. 

7. Не платите и не наказывайте за результаты труда. 
Я решительно не рекомендую применять в области труда какие-либо поощрения или наказания. Трудовая задача и ее решение должны сами по себе доставлять ребенку такое удовлетворение, чтобы он испытывал радость. Признание его работы хорошей работой должно быть лучшей наградой за его труд. Такой же наградой будет для него ваше одобрение его изобретательности, его находчивости, его способов работы.



ДЕТСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ

5 способов избежать гиперопеки и воспитать в детях ответственность 

«Во время подготовки домашнего задания тему выучили все соседи, включая кошек во дворе» 

Родители всё чаще жалуются на детей, которые не делают уроки, не помогают по дому и ничем не интересуются. Таким мамам и папам кажется, что они где-то ошиблись в воспитании, что-то безвозвратно упустили. Как научить ребёнка следить за порядком и осознавать свою ответственность, в том числе за учёбу, рассказывает психолог, блогер и многодетная мама Лариса Суркова. 

Ваш ребёнок — младший школьник? Отлично! Мой сын Степан тоже учится в третьем классе, поэтому нам с вами есть о чём поговорить. Сейчас только середина мая, а родители уже встревожены вопросами, что же делать и как жить, ведь скоро в школу. Всем хочется, чтобы к этому возрасту дети были самостоятельными: умели следить за порядком в комнате, получали хорошие оценки, уважали старших и знали, что такое брать на себя ответственность. Изо дня в день я повторяю: «Спокойствие, только спокойствие!» 

1. Поменьше контролируйте 

Будьте уверены, ребёнок в семь лет хочет и может делать многие вещи самостоятельно — просто потому, что им правит кризис семи лет. Это и есть истинный кризис «Я сам», а не в три года, как многие думают. 

Но часто проблема в том, что мамы просто-напросто не дают детям такой свободы. Отправляя ребёнка в первый класс, родители начинают беспокоиться: «Что будет, если он не справится? Не хочется краснеть перед учителем. А люди вообще подумают, что мы не уделяем ему внимания…». Так и получается, что взрослые упорно продолжают делать за ребёнка то, что по силам ему самому. Особенно это касается уроков. А потом как в анекдоте: «Во время подготовки домашнего задания тему урока выучили все соседи, включая кошек во дворе». В итоге, когда возраст ребёнка приближается к 12, возникает конфликт: школьник привык к сложившемуся порядку и ждёт, что родители продолжат отвечать за его успеваемость, а они, наоборот, ожидают от него проявления большей самостоятельности. 

Чтобы не столкнуться с вышеописанной ситуацией, нужно ослабить контроль над ребёнком: гиперопека порождает инфантилизм и невозможность самостоятельно принимать решения. Перестаньте тщательно следить за его успехами, позвольте ему самому отвечать за выполнение домашнего задания и дайте понять, что это он получает знания и оценку, а не вы. 

2. Определите зону ответственности 

Для начала сообщите вашему ребёнку, что учёба — это его зона ответственности. Нужно дать ему понять, что вы, конечно же, всегда рядом, готовы помочь и поддержать, но учиться за него не будете. Ребёнок должен знать свои права и обязанности в семье: распишите их на листе бумаги и расскажите о том, что одного без другого не бывает. И обязательно приведите себя в пример и объясните, за что вы несёте ответственность. 

После того, как вы обсудили с ребёнком его обязанности, важно суметь заинтересовать его процессом обучения и дать стимул к самосовершенствованию. Как показывает мой опыт, для детей 7-9 лет чудесно работают доски мотивации. Их принцип прост: возьмите лист бумаги и напишите обязанности, которые ребёнок должен взять на себя. Их нужно сформулировать очень понятно и конкретно, ведь все же понимают, что пункт «убранная комната» субъективен. То, что для вас бардак в комнате, ребёнку кажется относительным порядком и чистотой. В списке могут быть: заправленная постель, сделанные домашние задания (качество надо проговорить отдельно), порядок на рабочем столе, выкинутый мусор. Внесите в таблицу не больше пяти пунктов и напротив каждого начертите квадраты, обозначающие дни недели. За каждое выполненное обязательство ставьте плюсик. 

3. Превратите всё в игру 

Если неделя прошла на «ура» и в каждом квадратике на доске стоит плюсик, торжественно вручите ребёнку приз. Для большего эффекта можно сделать такие доски для всей семьи: пусть и ребёнок вас оценивает! Дух соревнования станет отличной мотивацией для школьника. 

Часто образовательные учреждения похожими способами мотивируют учеников старших и младших классов: например, доски почёта, грамоты за успехи в учёбе, медали, билеты на интересные мероприятия. Ещё об одном способе мотивации я узнала от сына: недавно образовательный портал Dnevnik.ru вместе с брендом «Трансформеры» запустил спецпроект. Его суть в том, что школьник выбирает пять предметов, по которым он хочет повысить свою успеваемость. За улучшение оценок и выполнение дополнительных заданий, ученику начисляются баллы, которые он затем может обменять на промокоды и получить скидки на игрушки или другую продукцию. Игрушка будет для него ещё одной гордостью, ведь он заработал её сам, своими стараниями. 

4. Не наказывайте, а поощряйте 

Не стоит забывать и о том, что ребёнка хорошо мотивируют к учёбе поощрения. Я, например, всегда выступаю за эмоциональные награды — рыбалка, поход на выставку или пикник. Такие активности запоминаются надолго. 

Остерегайтесь отрицательной мотивации своих детей. Вам может показаться, что подзатыльник, крики и наказания дисциплинируют. Такие методы поначалу действительно работают. Но постепенно они становятся привычной формой воспитания и начинают приносить только вред. 

И вот почему: весь этот набор эмоций от родителей ребёнок воспринимает как обратную связь. В его сознании складывается цепочка: если кричат — значит, замечают, следовательно, я нужен, я любим. Отсюда неверный вывод: надо меньше делать и больше злить родителей, тогда я буду заметен. В общем, отрицательная мотивация вызывает негативные эмоции и приводит к развитию неврозов у ребёнка. 

5. Станьте примером для подражания 

Присмотритесь к своему ребёнку, к его эмоциям, настроению, интересам. Он сам подскажет вам, почему у него отсутствует мотивация и какой подход к нему нужен. Возможно, вы требуете слишком многого. Может быть, для начала именно вам нужно научиться тому, что вы хотите привить своему ребёнку. Начните с себя, тогда и ребёнок начнёт перенимать ваши качества и копировать ваше поведение. 

Проводите с ним больше времени, чтобы понять его. Возможно, ребёнку не мотивации не хватает, а вашего внимания. Займитесь вместе творчеством, сходите на прогулку в парк или устройте семейный вечер просмотра любимых фильмов или мультфильмов вашего ребёнка — он будет счастлив поделиться своими увлечениями. И снова к теме «Трансформеров»: родители могут снисходительно наблюдать со стороны, как ребёнок играет с этими фигурками и машинками, а совместный просмотр фильмов поможет понять его любовь к персонажам. Проверено на собственном опыте!

https://sites.google.com/site/sajtucitelamev/_/rsrc/1516772432973/roditelam/%D0%BC%D0%B0%D0%BC%D0%B0.jpg?height=400&width=400


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

классный час "Кто я? Ребенок или взрослый?"

Классный час помогает ребятам разобраться насколько они взрослые, в ходе него применяются игры -активаторы, что вносит в классный час характер непринужденного разговора....

Свод правил при подготовки ребенка к взрослой жизни

В данном материале предложены правила, которые помогут подготовить ребенка к взрослой жизни...

Советы родителям, которые помогут сделать обучение ребенка английскому языку успешным

Представлены несколько советов, которые помогут сделать обучение Вашего ребенка английскому языку успешным....

АГРЕССИЯ РЕБЕНКА НА ВЗРОСЛОГО И ЧТО С НЕЙ ДЕЛАТЬ

Что может сделать взрослый в случае агрессии на него ребенка: 1. Взрослый может осознать, что происходит. И остановить свою реакцию, например, желание ударить в ответ. Это называется контейнированием ...

Обращение ребенка ко взрослым

Памятка для родителей подростков....

Семинар-практикум "Защита прав ребенка - обязанность взрослых"

Данный семинар был в нашей школе для нашего коллектива...

"КАК СДЕЛАТЬ СВОЕГО РЕБЕНКА СЧАСТЛИВЫМ"

Рекомендации для родителей...