АГРЕССИЯ РЕБЕНКА НА ВЗРОСЛОГО И ЧТО С НЕЙ ДЕЛАТЬ
консультация по психологии на тему
Что может сделать взрослый в случае агрессии на него ребенка: 1. Взрослый может осознать, что происходит. И остановить свою реакцию, например, желание ударить в ответ. Это называется контейнированием чувств (откладыванием на потом, но не подавлением). 2. Взрослый может просто зафиксировать дерущегося, бросающегося на него ребенка в крепких объятьях и вынести из комнаты (сменить обстановку), переключив таким образом. Самое главное в этот момент – это состояние взрослого. Что происходит? Он разрушается в ответ на детскую агрессию, отвечает ещё большей агрессией или пропускает агрессию сквозь себя и она выходит навылет, не задевая его. 3. Взрослый может помочь ребенку прожить это чувство (злость, например). Как это сделать? - Находиться рядом, не сбегать. «Раз ты так, то я ухожу» или «Ты плохой, меня обидел, я ухожу» – ведь это не решит вопрос, а прибавит дополнительную проблему для ребенка – отвержение. Лучше сказать «Я рядом, я здесь, с тобой». - Принимать ребенка в момент агрессии. Не поддерживать его поступок, не позволять продолжать это делать, но внутренне принимать: помнить, что это тот самый малыш, который столько-то лет назад появился на свет и т.д. Важно показать ребенку в момент агрессии, что его чувства принимаются. Не обесценивать их («ерунда какая, глупость, нашел из-за чего кидаться») и не отрицать («Так, будем считать, что ты этого не делал и я ничего не видела»). Иногда, родители «закрывают глаза» и позволяют ребенку сделать то, что он требует («да делай, что хочешь, только успокойся») – это тоже неверная тактика, которая ошибочно ориентирует ребенка на то, как надо себя вести, закрепляя агрессию, как действенный метод рушится авторитет родителя, а значит, и опора, и гарант безопасности в его лице (раз ребенок его победил). Понятно, что бесполезно и стыдить в такой момент, а манипулировать и угрожать – опасно. По сути, это тоже будет ответной агрессией, но в пассивной форме. Можно познакомить ребенка с этим его состоянием: Сказать: - Ты злишься сейчас! - Ты злишься, потому что я не дала тебе съесть подушечку с иголками, а ты этого хотел! Я тоже злюсь, когда у меня не получается то, что я хочу. Давай с тобой порычим по этому поводу/потопаем/порвем бумагу/побьем подушку. То есть, важно дать понять ребенку, что ОН сам принимается со всеми своими чувствами, включая негативные, и по-прежнему любим, а вот ЕГО ПОСТУПОК или действия – неприемлемы и вы их не позволите. Например, в нашей семье я ухожу со всей злости мыть посуду или пол (могу в особых случаях и тарелку разбить), дочка проговаривает «я злюсь, я злюсь, я злюсь» и сжимает со всей силы кулаки или рычит. При этом есть понимание, что она рычит не на меня в этот момент, а чтобы совладать со злостью. 4. Найти причину агрессии (в уже спокойном состоянии). Понять ЗАЧЕМ (не почему) ребенок бросается на вас или бьет ногой. Что он хочет получить в ответ: - внимание; - ощущение собственной важности; - хочет сообщить о своей боли; - хочет проверить границы, что родитель по-прежнему самый главный, и мир не перевернулся. А может это и вовсе проявление кризиса и проработка нового статуса. 5. Достать и прожить свои законтейнированные чувства. Понять, «что это было». Что я чувствовала. Почему для меня проявление агрессии моего ребенка было опасным: - я боялась осуждения окружающих; - мне стало страшно почувствовать себя не главной; - или что ребенок выходит из-под контроля, а я боюсь потерять контроль над ситуацией. Важно понять, что во мне цепляет детская агрессия и разобраться с этим самостоятельно либо с помощью специалиста.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
agressiya_rebenka_na_vzroslogo_i_chto_s_ney_delat.docx | 13.02 КБ |
Предварительный просмотр:
АГРЕССИЯ РЕБЕНКА НА ВЗРОСЛОГО И ЧТО С НЕЙ ДЕЛАТЬ
Что может сделать взрослый в случае агрессии на него ребенка: 1. Взрослый может осознать, что происходит. И остановить свою реакцию, например, желание ударить в ответ. Это называется контейнированием чувств (откладыванием на потом, но не подавлением). 2. Взрослый может просто зафиксировать дерущегося, бросающегося на него ребенка в крепких объятьях и вынести из комнаты (сменить обстановку), переключив таким образом. Самое главное в этот момент – это состояние взрослого. Что происходит? Он разрушается в ответ на детскую агрессию, отвечает ещё большей агрессией или пропускает агрессию сквозь себя и она выходит навылет, не задевая его. 3. Взрослый может помочь ребенку прожить это чувство (злость, например). Как это сделать? - Находиться рядом, не сбегать. «Раз ты так, то я ухожу» или «Ты плохой, меня обидел, я ухожу» – ведь это не решит вопрос, а прибавит дополнительную проблему для ребенка – отвержение. Лучше сказать «Я рядом, я здесь, с тобой». - Принимать ребенка в момент агрессии. Не поддерживать его поступок, не позволять продолжать это делать, но внутренне принимать: помнить, что это тот самый малыш, который столько-то лет назад появился на свет и т.д. Важно показать ребенку в момент агрессии, что его чувства принимаются. Не обесценивать их («ерунда какая, глупость, нашел из-за чего кидаться») и не отрицать («Так, будем считать, что ты этого не делал и я ничего не видела»). Иногда, родители «закрывают глаза» и позволяют ребенку сделать то, что он требует («да делай, что хочешь, только успокойся») – это тоже неверная тактика, которая ошибочно ориентирует ребенка на то, как надо себя вести, закрепляя агрессию, как действенный метод рушится авторитет родителя, а значит, и опора, и гарант безопасности в его лице (раз ребенок его победил). Понятно, что бесполезно и стыдить в такой момент, а манипулировать и угрожать – опасно. По сути, это тоже будет ответной агрессией, но в пассивной форме. Можно познакомить ребенка с этим его состоянием: Сказать: - Ты злишься сейчас! - Ты злишься, потому что я не дала тебе съесть подушечку с иголками, а ты этого хотел! Я тоже злюсь, когда у меня не получается то, что я хочу. Давай с тобой порычим по этому поводу/потопаем/порвем бумагу/побьем подушку. То есть, важно дать понять ребенку, что ОН сам принимается со всеми своими чувствами, включая негативные, и по-прежнему любим, а вот ЕГО ПОСТУПОК или действия – неприемлемы и вы их не позволите. Например, в нашей семье я ухожу со всей злости мыть посуду или пол (могу в особых случаях и тарелку разбить), дочка проговаривает «я злюсь, я злюсь, я злюсь» и сжимает со всей силы кулаки или рычит. При этом есть понимание, что она рычит не на меня в этот момент, а чтобы совладать со злостью. 4. Найти причину агрессии (в уже спокойном состоянии). Понять ЗАЧЕМ (не почему) ребенок бросается на вас или бьет ногой. Что он хочет получить в ответ: - внимание; - ощущение собственной важности; - хочет сообщить о своей боли; - хочет проверить границы, что родитель по-прежнему самый главный, и мир не перевернулся. А может это и вовсе проявление кризиса и проработка нового статуса. 5. Достать и прожить свои законтейнированные чувства. Понять, «что это было». Что я чувствовала. Почему для меня проявление агрессии моего ребенка было опасным: - я боялась осуждения окружающих; - мне стало страшно почувствовать себя не главной; - или что ребенок выходит из-под контроля, а я боюсь потерять контроль над ситуацией. Важно понять, что во мне цепляет детская агрессия и разобраться с этим самостоятельно либо с помощью специалиста.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Агрессия в мире взрослых и детей
родительское собрание(классный час) дети и родители...
классный час "Кто я? Ребенок или взрослый?"
Классный час помогает ребятам разобраться насколько они взрослые, в ходе него применяются игры -активаторы, что вносит в классный час характер непринужденного разговора....
Свод правил при подготовки ребенка к взрослой жизни
В данном материале предложены правила, которые помогут подготовить ребенка к взрослой жизни...
Обращение ребенка ко взрослым
Памятка для родителей подростков....
Семинар-практикум "Защита прав ребенка - обязанность взрослых"
Данный семинар был в нашей школе для нашего коллектива...
Практические рекомендации педагогам по тому, как правильно вести себя с детьми, проявляющими агрессию в отношении взрослых или сверстников.
Практические рекомендации педагогам по тому, как правильно вести себя с детьми, проявляющими агрессию в отношении взрослых или сверстников....
Конспект родительского собрания "Агрессия ребенка- причины и профилактика"
Тема: Агрессия ребенка- причины и профилактикаФорма проведения собрания: круглый столЦель: обеспечить практическую готовность родителей к пониманию проявлений агрессивности ребенкаЗадачи:Познакомить р...