Консультация "Родное слово как фактор гражданского патриотического воспитания"
консультация на тему
Консультация разработа для родителей в воспитании нравственности и патриотизма.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsultatsiya_.doc | 63.55 КБ |
Предварительный просмотр:
Язык народа - лучший, никогда не увядающий и вечно вновь распускающийся цвет всей его духовной жизни, начинающийся да леко за границами истории. Народ существует, пока существует его язык. Значит и судьба народа - это судьба его языка. В языке одухо творяется весь народ и вся его родина; в нем претворяются творче ской силой народного духа в мысль, в картину и звук небо отчизны, ее воздух, ее физические явления, ее климат, ее поля, горы и доли ны. Ее леса и реки, ее бури и грозы - весь тот глубокий, полный мысли и чувства, голос родной природы, который говорит так гром ко о любви человека к его иногда суровой родине, который выска зывается так ясно в родной песне, в родных напевах, в устах народ ных поэтов. Но в светлых прозрачных глубинах народного языка от ражается не одна природа родной страны, но и вся история духовной жизни народа. Поколения народа проходят одно за другим, но ре зультаты жизни каждого поколения остаются в языке - в наследии потомкам. В сокровищницу родного слова складывает одно поколе ние за другим плоды глубоких сердечных движений, плоды истори ческих событий, верования, воззрения, следы прожитого горя и прожитой радости, - словом, весь след своей духовной жизни народ бережно сохраняет в родном слове. Родное слово есть самая живая, самая обильная и прочная связь, соединяющая отжившие, живущие и будущие поколения народа в одно великое историческое целое. Оно не только выражает жизненность народа, но есть именно самая эта жизнь. Когда исчезает народный язык, - народа более нет!
Являясь полнейшей и вернейшей летописью всей духовной, мно говековой жизни народа, слово в то же время является величайшим народным наставником, учившим народ тогда, когда не было еще ни книг, ни школ и продолжающим учить его до конца народной исто рии. Усваивая родное слово легко и без труда, каждое новое поко ление усваивает в то же время плоды, мысли и чувства предшество вавших ему поколений. Все, что видели, все, что испытываем, все, о чем думаем, все это легко и без труда передается ребенку. Только что открывающему глаза на мир божий. Ребенок не только учится условным звукам, изучая родной язык, он пьет духовную жизнь и силу из груди родного слова. Оно объяснит ему природу, оно знако мит его с характером окружающих его людей; с обществом, среди которого он живет и его стремлениями; оно вводит его в народные верования, в народную поэзию, дает логические понятия и философ ские воззрения.
Ребенок по большей части годам к 4, 5 говорит бойко и правильно на своем родном языке. Язык, созданный народом, развивает в душе ребенка способность, которая создает в человеке слово и которая от личает человека от животного, развивает дух. Мы замечаем, что ребенок, желая выразить свою мысль, в одном случае употребляет од но выражение, в другом другое, и невольно удивляемся чувство, с которым он подметил необычайно тонкое различие между двумя очень сходными словами. Замечаем мы также, что ребенок, услышав новое для него слово, начинает его склонять, спрягать и соединять с другими словами. Совершенно правильно могло бы это быть, если ребенок, усваивая родной язык, не усваивал частицы той творческой силы, которая дала народу возможность создать язык. Обратите внимание, с каким трудом приобретается иностранцем инстинкт чу жого языка. Иностранец, который проживает в России несколько лет, не может приобрести тех познаний в языке, которые имеет трехлетнее дитя!
Не безразлично для духовного развития ребенка, на каком языке он говорит в детстве. Если язык на котором начинает говорить ребенок противоречит врожденному национальному его характеру, то этот язык никогда не окажет такого сильного влияния на его духовное развитие, какое оказал бы родной ему язык, никогда на проникнет так глубоко в его дух и тело, никогда не пустит таких глубоких, здо ровых корней, обещающих богатое, обильное развитие.
Если мы признаем, что на душу ребенка и на направление ее разви тия могут влиять и окружающая его природа, окружающие люди и даже картина, висящая на стене групповой . Т.о. неужели мы не вправе признать, что родное слово родного языка - это первый ис толкователь и природы и жизни и отношений к людям.
Удивительный педагог - родной язык учит многому и учит удиви тельно легко. Ребенок на практике в родном языке легко и свободно пользуется всеми его тонкостями. Мы успокаиваем себя обыкновен ной фразой, что ребенок говорит на родном языке бессознательно, но эта фраза ровно ничего не объясняет. Если ребенок употребляет, кстати тот или иной грамматический оборот, делает в разговоре тон кое различие между словами и грамматическими формами - это зна чит он осознает их различие.
Усваивая родной язык, ребенок усваивает легко и скоро в два - три года не одни только слова, их сложения и видоизменения, но и бес конечное множество понятий, воззрений на предметы, множество мыслей, чувств, художественных образов, логику и философию язы ка.
Вот какой этот великий народный педагог - родное слово!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Использование государственной символики в системе воспитательных мероприятий в классе, как важнейшего фактора идеологического и гражданско-патриотического воспитания учащихся"
Выступление на МО воспитателей...
Фестиваль патриотической песни «Мы – Россияне!» (в рамках месячника гражданско-патриотического воспитания)
Разработка школьного фестивалия патриотической песни. Подборка песен и минусовок для коллективного исполнения....
Современные подходы к гражданско-патриотическому воспитанию детей в спортивной школе в рамках месячника оборонно-массовой и военно-патриотической работы
Гражданско-патриотическое воспитание детей является одной из основных задач воспитательной работы в учреждениях дополнительного образования физкультурно-спортивной направленности. В данной статье авто...
«Гражданско-патриотическое воспитание как фактор социализации личности обучающихся девиантного поведения. Из опыта работы.»
Актуальность:Сегодня современная жизнь предъявляет человеку новые требования. Главными из них являются: нести ответственность за своё поведение и действия, активная жизненная позиция, овладение ...
ИСТОРИЧЕСКИЙ КВЕСТ КАК ФОРМА ГРАЖДАНСКО-ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ МОЛОДЕЖИ (на примере квеста «Наш земляк В. И. Чапаев – легендарный герой Гражданской войны»)
В последние годы идея гражданско-патриотического воспитания молодого поколения становится задачей государственной важности. Особая роль принадлежит системе образования, которая формирует личность, орг...
«Использование государственной символики в системе воспитательных мероприятий, как важнейшего фактора гражданско-патриотического воспитания учащихся»
Концепция «Школа Министерства просвещения Российской Федерации» является механизмом реализации базового принципа системы российского образования, сформулированного Президентом Российской Ф...