Формирование позначательной деятельности у детей дошкольного возраста
консультация на тему

Семёхина Светлана Георгиевна

Материал предлагается для родителей старших дошкольников.  Мамы и папы могут познакомиться с основными параметрами познавательной деятельности ребенка,  а также научиться с пользой заниматься со своими детьми.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rod_sobr_5_6_let_poznav_spos.docx25.11 КБ

Предварительный просмотр:

МДОУ «ЦД «ЖЕМЧУЖИНКА»

Родительское собрание по теме:

РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Подготовила: учитель-логопед

Семехина С.Г.

г. Клин, 2017


В старшем дошкольном возрасте познавательное развитие включает в себя развитие познавательных процессов (восприятия, мышления, памяти, внимания, воображения), которые представляют собой разные формы ориентации ребенка в окружающем мире, в себе самом и регулируют его деятельность. Познавательные способности включают так же и речь (коммуникацию).

Внимание.

Внимание в старшем дошкольном возрасте  переходит в произвольное, когда дошкольник сам возвращается к заинтересовавшей его ранее деятельности, бывшей объектом произвольного сосредоточения.  В 5 -6 лет ребенок может:

  • выполнить задание, не отвлекаясь в течение 10-12 минут;
  • удерживать в поле зрения 6-7 предметов;
  • находить 5-6 отличий между предметами;
  • выполнять самостоятельно задания по предложенному образцу;
  • находить 4-5 пар одинаковых предметов

Память.

Старшие дошкольники приобретают навык смыслового запоминания, фундамент которого заложен на содержательных связях частей материала, также материала и прошлого опыта. Образная память долгое время является преимущественной для дошкольника. Познавательные процессы, в особенности восприятие и мышление, влияют на ее развитие. Дети при запоминании выделяют преимущественно яркие признаки у предмета.

С развитием интеллектуальной сферы развивается словесная память. Ребенок запоминает существенные связи объектов.  В 5 -6 лет ребенок может:

  • запоминать 6-8 картинок в течение 1-2 минут;
  • рассказывать наизусть несколько стихотворений;
  • пересказать близко к тексту прочитанное произведение;
  • сравнивать два изображения по памяти;

Восприятие.

Для развития восприятия объединяются психические процессы и опыт, получаемый из окружающего мира. Активному развитию восприятия способствует разнообразная деятельность: конструирование, рисование, просмотр фильмов, прогулки. Особое значение отдается ролевым играм, где моделируются фрагменты окружающей информации, вызвавшие интерес, и познается воспринятая информация.

Сущность восприятия отражается в получении и переработке полученных данных из внешнего мира. У дошкольников мы развиваем зрительное (цвет, форма, величина), слуховое (речевые и неречевые звуки), тактильное восприятие. От восприятия ребенка в первую очередь зависит развитие памяти, главным видом которой в дошкольном возрасте является образная.

 Мышление. Выделяют три вида мышления:

  1. наглядно-действенное (познание с помощью манипулирования предметами);
  2. наглядно-образное (познание с помощью представлений предметов, явлений);
  3. словесно-логическое (познание с помощью понятий, слов, рассуждений).

В пятилетнем возрасте дети понимают причинные связи объектов, переходят от глобальных к точным объяснениям, от внешних признаков к скрытым, внутренним, постигают обобщенную закономерность.

Уровень мышления зависит от познавательной активности, формируемой семьей и дошкольным учреждением. Используя продуктивные виды познавательной деятельности, к примеру, дидактические игры, взрослые оказывают непосредственное благотворное влияние на развитие мышления дошкольника. Дошкольный возраст характерен переходом к словесно-логическому, когда ребенок решает поставленные задачи, используя речь. Это подразумевает формирование у детей внутреннего плана действий, присущего логическому мышлению. В 5 -6 лет ребенок может:

  • определять последовательность событий;
  • складывать разрезанную картинку из 9 частей;
  • находить и объяснять несоответствия на рисунках;
  • находить и объяснять отличия между предметами и явлениями;
  • находить среди предложенных 4 предметов лишний, объяснять свой выбор.

Воображение.

        Процесс развития воображения проходит у дошкольников в 2 этапа. Сначала оно носит непроизвольный характер, представления возникают спонтанно. На втором этапе возникают активные формы воображения, появляется произвольность процесса. Первоначально представления возникают по инициативе взрослого, затем ребенок вызывает их целенаправленно сам. Это находит отражение в играх, они приобретают сюжетный характер.

Речь.

Речевое развитие стимулируют переход к внеситуативному общению, усложнение деятельности, расширение социальных контактов. Количественный и качественный состав словаря ребенка зависит от условий воспитания, коммуникативных навыков, индивидуальных особенностей. Дошкольники учатся выстраивать словосочетания, предложения по правилам грамматики.

В старшем дошкольном возрасте появляется планирующая функция речи. Ребенок формулирует свою деятельность вслух, словесно фиксирует ее результаты, сопровождает речью действия. Постепенно происходит переход во внутреннюю речь – умственный план. В дошкольном возрасте усложняются коммуникативные функции и формы языковой деятельности, усваиваются речевые навыки. В интенсивном развитии речи совершенствуются все психические познавательные процессы. С возрастом предложения становятся более сложными. Активное овладение речью сопровождается овладением ребенком нормами произношения. Развивая мышление, память, внимание, восприятие, воображение мы совершенствуем и три функции речи, которые имеют важное значение в формировании интеллекта:

  1. Коммуникативная. Влияет на интеллектуальное и эмоциональное развитие детей. В процессе общения ребенок усваивает новые понятия.
  2. Познавательная. Играет большую роль в развитии восприятия, придавая сенсорным функциям поисковый характер, в развитии вербальной памяти, что важно для формирования обобщенного мышления.
  3. Регулирующая. Формирование данной функции речи связано с развитием возможностей планирования интеллектуальной деятельности.

В 5 -6 лет ребенок:

 ·        Имеет достаточно богатый словарный запас.

·        Может участвовать в беседе, высказывать свое мнение.

·        Умеет аргументировано и доброжелательно оценить ответ, высказывание сверстника.

·        Составляет по образцу рассказ по сюжетной картине, по набору картинок; последовательно, без существенных пропусков пересказывает небольшие литературные произведения.

·        Определяет место звука в слове.

·        Умеет подбирать к существительным несколько прилагательных; заменять слова другим словом со сходным значением.

ЧТЕНИЕ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

·        Знает 2-3 стихотворения, 2-3 считалки, 2-3 загадки.

·        Называет жанр произведения.

·        Драматизирует небольшие сказки, читает по ролям стихотворения.

·        Называет любимого детского автора, любимые сказки и рассказы.

Возраст 5-6 лет - это старший дошкольный возраст. Он является очень важным возрастом в развитии познавательной сферы ребенка, интеллектуальной и личностной. Его можно назвать базовым возрастом, когда в ребенке закладываются многие личностные аспекты, прорабатываются все моменты становления «Я» позиции. Именно 90% закладки всех черт личности ребенка закладывается в возрасте 5-6 лет. Очень важный возраст, когда мы можем понять, каким будет человек в будущем.

В 5-6 лет ребенок как губка впитывает всю познавательную информацию. Научно доказано, что ребенок в этом возрасте запоминает столько материала, сколько он не запомнит потом никогда в жизни. В этом возрасте ребенку интересно все, что связано с окружающим миром. Этот период называют сензитивным (период наивысших возможностей) для развития всех познавательных процессов: внимания, восприятия, мышления, памяти, воображения.

Все игры, направленные на развитие познавательных способностей дадут хороший результат. Не отвечайте односложно – «да» или «нет». Отвечайте ребенку развернуто, спрашивайте его мнение, заставляйте думать и рассуждать. А почему сейчас зима? Докажи. А почему в лесу нельзя разводить костер. Обоснуй. У детей много неосознанной информации в голове, порой аккумулировать ее, разложить по полочкам они не могут. И задача взрослых им в этом помочь.

Важным показателем этого возраста 5-6 лет является оценочное отношение ребенка к себе и другим. Дети могут критически относиться к некоторым своим недостаткам, могут давать личностные характеристики своим сверстникам, подмечать отношения между взрослым или взрослым и ребенком. 

Родители продолжают оставаться примером для детей. Если родители несут позитивную информацию, если у ребенка на душе хорошо, нет страха, обиды, тревоги, то любую информацию (личностную и интеллектуальную) можно заложить в ребенка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Алгоритм работы учителя-логопеда по формированию фонематических процессов у детей дошкольного возраста с ОНР.

В статье рассматриваются принципы и основные этапы работы по формированию фонематического восприятия детей с речевыми нарушениями...

Формирование фонематического слуха у детей дошкольного возраста с нарушением речевого развития

1.Понятие «фонематический слух»,»фонематическое восприятие».Особенности формирования фонематического слуха у детей.2.Взаимосвязь формирования произносительной стороны речи и фонематического слух...

Особенности формирования познавательной деятельности у детей дошкольного возраста при нарушениях зрения.

Мы исследовали  психическое развитие детей дошкольного возраста с амблиопией   и   косоглазием.  задачей эксперимента было: выявление  восприятия этими дет...

Инновационный проект по формированию коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста с ОВЗ через волонтерскую деятельность школьников «Учимся говорить, играя!»

Инновационный проект по формированию коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста с ОВЗ через волонтерскую деятельность школьников «Учимся говорить, играя!»...

Областной семинар для специалистов дошкольных учреждений. Тема:Использование здоровьесберегающих технологий в системе развития речевой деятельности у детей дошкольного возраста».

Здоровьесберегающие технологии — это специально организованное взаимодействие детей и педагога; процесс, направленный на обеспечение физического, психического и социального благополучия ре...

Инновационный проект по формированию коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста с ОВЗ через волонтерскую деятельность школьников «Учимся говорить, играя!»

Инновационный проект по формированию коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста с ОВЗ через волонтерскую деятельность школьников «Учимся говорить, играя!»...