Инновационный проект по формированию коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста с ОВЗ через волонтерскую деятельность школьников «Учимся говорить, играя!»
проект

Антоненкова Наталья Валерьевна

Инновационный проект

по формированию

коммуникативных навыков

у детей дошкольного возраста с ОВЗ

 через волонтерскую деятельность школьников

 «Учимся говорить, играя!»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_uchimsya_govorit_igraya.docx54.01 КБ

Предварительный просмотр:

Из всех наук, которые должен знать человек,

 главнейшая есть наука о том,

как жить, делая как можно меньше зла

и как можно больше добра»

Сведения о проекте дошкольной образовательной организации

Название проекта: «Учимся говорить, играя!»

Направление реализации проекта: формирование развивающей предметно – пространственной среды дошкольных образовательныхорганизаций; пропаганда толерантного отношения к детям с ОВЗ; развитие волонтерского движения среди учащихся.

     Срок реализации проекта:2021-2022гг.

Вид проекта: игровой, информационно-практико-ориентированный, открытый, долгосрочный.

Участники проекта:

  • Педагоги МБДОУ д/с №3 г.Ярцева, воспитанники и их родители.
  • Социальные партнеры:

             - МБОУ Ярцевская средняя школа №4

              имени  героя Советского союза О.А.Лосика.

Основная идея проекта:организация волонтерского движения в ДОУ как активной формы общения в детской среде, способствующей ранней компенсации ОВЗ у дошкольников и их позитивной социализации через активную деятельность в специально организованной предметно-пространственной среде ДОУ.

Актуальность

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования определяет целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования: «… ребёнок овладевает основными культурными способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности – игре, общении, познавательно-исследовательской деятельности, конструировании и в другом; способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности». (п. 4.6.)

        В нынешней ситуации кризиса нелегко приходится всем. Темп жизни современного общества так быстр, что многие из нас привыкли не замечать чужой нужды.  Но все люди склонны помогать друг другу, просто иногда нужно направить, сказать куда идти и чем конкретно помочь.

Детям с ограниченными возможностями  здоровья приходится хуже всего, потому что в настоящее время по многим причинам они исключены из нормальных социальных отношений.

Волонтерское движение – это одна из новых, но уже показавшая свою жизнеспособность и эффективность активная форма общения в детской среде, при которой ребёнок становится инициативным и самостоятельным в выборе способов проявления своих интересов. Эта технология предполагает разновозрастное общение между детьми, помощь старших младшим. Наиболее важная черта общения детей и состоит в большом разнообразии коммуникативных действий, ведь из уст маленького человека любые советы и установки звучат более убедительно и доходчиво. В равной степени это относится и к дошкольникам с ОВЗ.

Одним из способов социализации таких детей являются также развивающие занятия со специалистами. Облегчить труд педагогов и увеличить количество воспитанников по развивающей программе позволяет использование индивидуальных пособий и игрового материала, которые можно сделать руками волонтеров, не затрачивая много средств, но получив при этом много положительных эмоций, потому что волонтеры (от англ. Volunteer - доброволец) – это люди, делающие что-либо по своей воле, по согласию, а не по принуждению.

Исходя из анализа данной проблемы, а также учитывая  контингент воспитанников (дети с ТНР, ЗПР, НОДА), учителями-логопедами МБДОУ д/с №3 г.ЯрцеваАнтоненковой Н.В. и Ивановой М.А., и учителем технологии и математики  МБОУ СШ №4 Майоровой Т.А., был разработан данный инновационный проект.

        

Обоснование значимости проекта для развития системы образования Смоленской области и Российской Федерации

Создание в дошкольной организации инновационной модели развивающей предметно – пространственной среды по развитию речи у дошкольников с ОВЗ является одним из путей выполнения задачи Государственной программы Российской Федерации «Развитие образования на 2013-2020 годы» (Постановление Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 года N 295) - «Создание условий, соответствующих требованиям федеральных государственных образовательных стандартов во всех общеобразовательных организациях»

Данный проект призван:

  • улучшить качество знаний, умений и навыков в данной области у всех участников образовательных отношений ДОУ;
  • повысить престиж волонтёрского движения среди учащихся массовых школ;
  • обеспечить возможность самореализации учащихся и повышения их социальной активности, при которой происходит передача опыта (игрового, познавательного, социального) в естественной среде от старших к младшим;
  • пополнить предметно-пространственную развивающую среду ДОУ индивидуальными пособиями и игровым материалом, созданными в рамках сетевого взаимодействия МБДОУ д/с №3 г.Ярцева социальных партнеров.

Новизна

Новизна проекта заключается в том, что с помощью эффективного сочетания традиционных и нетрадиционных методов и приёмов в организации развивающей среды, её насыщенности и полифункциональности, в образовательной организации:

  • создается вариативная модель предметно – пространственной среды для реализации деятельности по развитию и коррекции речи у дошкольников с ОВЗ;
  • создаются условия для реализации образовательных возможностей современных детей и запросов родителей в соответствии с требованиями ФГОС дошкольного образования.

При составлении данного проекта использовались следующие нормативно-правовые документы:

  • Закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 №273-ФЗ
  • Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС) от « 17 » октября 2013 г. № 1155
  • Адаптированная образовательная программа для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) с 4 до 7 лет (включительно) МБДОУ детского сада №3

Цель проекта:

развитие речи детей дошкольного возраста с ОВЗ с помощью индивидуальных пособий и игрового материала, созданных в рамках сетевого взаимодействия МБДОУ детского сада №3 г.Ярцева Смоленской области и его социальных партнеров

Задачи проекта:

  • Изучить информацию по проблеме развития речи дошкольников со сложными нарушениями развития;
  • Организовать пропаганду проблемы речевого развития дошкольников с ОВЗ среди учащихся с помощью буклетов, презентаций;
  • Воспитывать толерантное отношение к другим людям независимо от особенностей развития;
  • Формировать  у учащихся позитивные установки  на добровольческую деятельность;  
  • Изготовить силами волонтеров индивидуальные пособия и игровой материал в помощь педагогам детского сада №3 г.Ярцева Смоленской области;
  • Способствовать развитию всех компонентов речевой системы посредством использования новых игровых пособий в коррекционной работе с дошкольниками с ОВЗ педагогами МБДОУ д/с №3 г.Ярцева Смоленской области.

Ожидаемые результаты проекта:

  • Повышение уровня развития всех компонентов речевой системы у  дошкольников с ОВЗ.
  • Обогащение предметно-развивающей среды ДОУ индивидуальными пособиями и игровым материалом, созданными в рамках сетевого взаимодействия МБДОУ детского сада №3 г.Ярцева Смоленской области и его социальных партнеров.
  • Развитие волонтерского движения, повышение престижа волонтерской деятельности.
  • Организация  преемственность с задачами начальной школы на этапе развития дошкольного и школьного детства.

 

Критерии и показатели оценки результативности:

№ п/п

Критерии

Показатели оценки результативности

1.

Актуальность и значимость

Цель проекта соответствует требованиям ФГОС ДО

2.

Рентабельность

Проект не требует больших затрат

3.

Эффективность

Определяется при анализе диагностических данных,  мониторинга, анкетировании.

4.

Воспроизводимость

Можно  использовать в других дошкольных учреждениях.

5.

Оригинальность

Новые подходы к решению коррекционно-развивающих задач  через волонтерскую деятельность.

6.

Достижения детьми планируемых результатов

Увеличение числа детей с высоким уровнем развития

 

7.

Результативность работы педагогов

Увеличение доли  педагогов  оптимально использующих проектную деятельность на 50 % 

8.

Научно- практические конференции, семинары, совещания различного уровня

Участие, проведение

9.

Обобщение опыта

Освещение результатов работы в сети Интернет, на сайте ДОУ, СМИ

10.

Изменение характера взаимодействия ДОУ с социумом по вопросам инклюзивного образования

 

Увеличение числа  учащихся и педагогов , осознанно участвующих в воспитательно – образовательном процессе в рамках проекта, через совместные мероприятия как волонтеров: праздничные концерты, изготовление подарков, участие в акциях, круглые столы, интересные встречи.

 

Ожидаемая практическая значимость предлагаемого проекта для системы образования Смоленской области:

Практическая значимость данного проекта заключается:

  • в предлагаемой стратегии и тактике построения развивающей предметно-пространственной среды ДОУ для дошкольников с ОВЗсилами волонтеров;
  • в повышении качества знаний, умений и навыков в области образования и социализации дошкольников с ОВЗ у всех участников проекта;
  • в повышении уровня речевого развития детей с ОВЗ посредством использования индивидуальных пособий и игрового материала, созданных в рамках сетевого взаимодействия МБДОУ детского сада №3 г.Ярцева Смоленской области и его социальных партнеров;
  • в увеличении численности воспитанников дошкольных образовательных организаций, привлекаемых к участию в мероприятиях, организуемых волонтерами;
  • в расширении взаимодействия ДОУ с социумом;
  • в возможности использовать инновационный проект педагогам других образовательных организаций для построения модели развивающей предметно – пространственной среды своих дошкольных учреждений.

Сферы применения

Использование данного проекта возможно в других районах Смоленской области, так как  есть возможность сотрудничества с социальными партнерами.

Данный проект может применяться в любых образовательных учреждениях: детских садах, школах, учреждениях дополнительного образования.

Календарный план реализации  проекта

№ п/п

Этап проекта

Наименова-ниемероприя-тия

Краткое описание содержание мероприятия

Сроки или период

(в мес.)

Ожидаемые результаты

Предшеству-ющие мероприятия

Испол-нители

Меха-низмконтро-ля

Создаваемые  объекты интеллекту-альной собственности

1

Подгото-витель-ный

Разработка программы инноваци-оннойдея-тельности

1.Изучение современных научных разработок в области построения развивающей предметно – пространственной

среды для детей  при сотрудничестве с МБОУ Ярцевская средняя школа №4 имени  героя Советского союза О.А.Лосика

2. Изучение нормативных

 документов,

регламентирующих выбор

оборудования, учебно – методических и

игровых

материалов

Анализ развивающей предметно-

пространственной среды в групповых ячейках и кабинетах специалистов детского сада.

4.Разработка детального содержания образовательного проекта «Учимся говорить, играя».

5.Заключение договора о сотрудничестве с социальным партнером

Август –сентябрь 2021 г.

1. Создание программы инновацио-нного проекта и планирова-ние деятельности

Подготовка методического, теоретического,

материально– технического обеспечения инновационного проекта

Учителя-лого-педы ДОУ

Проведе-ние эксперт-ной оценки мате-риально – техничес-кой базы проекта научно – методи-ческим советом

1.План реализации инновационного проекта

2. Проект «Учимся говорить, играя!»

2

Содержа-тельный

1.Апроби-рование на практике мероприятий инноваци-онного проекта

1.Оснащение материально-технической базы проекта:

- сбор бросового материала для изготовления и оформления игровых пособий;

- изготовление буклетов для учащихся о проблемах и возможностях помощи детям с ТНР.

2.Установление взаимодействия с МБОУ Ярцевская средняя школа №4 имени  героя Советского союза О.А.Лосика

3. Разработка и реализация плана по взаимодей-ствию с социальным партнером

4. Внедрение проекта «Учимся говорить,

играя! » в образовательную практику детского сада и школы

Сен-тябрь 2021 г – май 2022 г

1. Создание в дошкольной организации оптимально насыщенной материально – технической базы и развивающей предметно – пространстве-нной среды для развития и коррекции речи

2.Сформирова-нность у участников проекта устойчивых знаний о проблемах и возможностях помощи детям с ТНР.

3.Наличие высококвалифи-цированного,

стабильно работающего в области  развития и коррекции речи коллектива

4.Установление устойчивого взаимодействия с МБОУ Ярцевская средняя школа №4 имени  героя Советского союза О.А.Лосика

Подготовка программно– методического и материально– технического обеспечения проекта

Учителя-лого-педы ДОУ

Учитель МБОУ Ярцев-скаяСШ №4

Проведе-ние эксперт-ной оценки хода реализа-ции проекта

Методическое обеспечение образователь-ного проекта

2. Организа-циявзаимодей-ствия с социальными партнерами

1. Беседы с учащимися МБОУ Ярцевская СШ №4 опроблемах и возможностях помощи детям с ТНР.

2. Демонстрация презентаций «Достичь невозможного» , «Ограниченное будущее» о детях с ОВЗ учащимся МБОУ Ярцевская СШ №4

3. Распростра-нение буклетов о проблемах   и возможности помощи детям  с задержкой речевого развития

4.Организация совместной игровой деятельности волонтеров - учащихся МБОУ Ярцевская СШ №4 и воспитанников МБДОУ д/с №3

5. Организация и проведение  совместных развлечений и праздников с использованием изготовленных волонтерами игровых пособий

Сен-тябрь 2021 г – май 2022 г

1.Создание презентаций

«Достичь невозмож-ного» , «Ограничен-ное будущее» о детях с ОВЗ

2. Разработка конспектов совместных  развлечений и праздников

Учителя-лого-педы ДОУ

Учитель МБОУ Ярцев-скаяСШ №4

Картотеки подвижных, дидактичес-ких, сюжетно– ролевых игр поизучению правил дорожного Конспекты бесед, развлечений, праздников;

2. Медиатека;

3. Буклеты о проблемах   и возможности помощи детям  с задержкой речевого развития

4. Игровые пособия для развития речи

3.Организа-циясовместной

деятельности с воспитанни-ками ДОУ

  1. Занятия с использова-нием изготовленных волонтерами игровых пособий

2.Организация и проведение дидактических, сюжетно – ролевых и подвижных игр с игровым материалом, изготовлен-ным волонтерами;

3.Организа-ция и проведение развлеченийи

праздников  с участием волонтеров

Сентябрь 2021 г – май 2022 г

1. Повышение уровня речевого развития воспитанников

2.Формирование навыков социального взаимодействия у воспитанников и волонтеров

1.Разработка конспектов занятий

2. Подбор дидактических, сюжетно-ролевых игр и подвижных игр к игровому материалу, изготовлен-ному волонтерами

Учителя-лого-педы ДОУ

Учитель МБОУ Ярцев-ская СШ №4

Конспекты занятий, развлечений, праздников

Картотеки дидактических, сюжетно-ролевых и подвижных игр

4..Взаимо-действие с родителями (законными представи-телями)

1. Привлечение родителей (законных представителей) к оснащению материально-технической базы проекта – сбор материала, необходимого для изготовления и декорирования игровых пособий

2. Организация и проведение мероприятий для родителей с участием волонтеров  из учащихся МБОУ Ярцевская СШ №4

3. Информи-рование родителей о мероприятиях, проводимых  в рамках проекта «Учимся говорить, играя!» (фотовыставки, ширмы, стенгазеты)

Сен-тябрь 2021г- май

2022 г

1. Разработка конспектов мероприятий с участием волонтеров

2.Создание фотовыставок, стенгазет, ширм

Учителя-лого-педы ДОУ

Учитель МБОУ Ярцев-ская СШ №4

Отзывы родите-лей (закон-ныхпредста-вителей)

Конспекты мероприятий

Стенгазеты, ширмы, фотовыставки

3

Заклю-читель-ный

1.Обработка и оформление материалов проекта

1.Анализ эффективности мероприятий, направленных на сформирован-ность знаний и практических навыков  помощи детям с речевым недоразвитием у волонтеров

  1. Анализ эффективности использования созданной в ходе проекта развивающейпредметно

– пространственной среды для организации коррекционно-развивающей работыпо преодолению речевого недоразвития

3. Издание методического пособия.

Сен-тябрь 2021г- май

2022 г

Беседы с волонтерами

Анкетиро-вание учащихся

Мониторинг речевого развития воспитан-ников

Учителя-лого-педы ДОУ

Учитель МБОУ Ярцев-ская СШ №4

Методическое пособие «Учимся говорить, играя!»

2.Обобще-ние и распростра-нение опыта работы

1.Обобщение опыта работы по вопросам построения развивающей предметно – пространственной среды,способствующей развитию правильной речи у детей с ОВЗ

Презентация: «Учимся говорить, играя!»

2.Представление инновацион-ного проекта ДОУ на конкурсах разного уровня

3.Участие в конференциях и семинарах разного уровня.

Сен-тябрь 2021г- май

2022 г

Создание презентации проекта «Учимся говорить, играя!»

Учителя-лого-педы ДОУ

Докумен-ты, подтвер-ждающие участие в конфе-ренциях и семина-рах разного уровня

(справки, серти-фикаты и т.п.)

Презентация: «Учимся говорить, играя!»

Методическое пособие «Учимся говорить, играя!»

Список использованных источников

  1. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования - М.: Центр педагогического образования, 2014. –32с..
  2. Новоселова С.Л. Развивающая предметная среда: Методические рекомендации по проектированию вариативных дизайн – проектов развивающей предметной среды в детских садах и учебно-воспитательных комплексах Л.Н. Павлова. 2-е изд. – М.: Айрисс Пресс, 2007. - 119с.
  3. Карабанова О.А., Алиева Э.Ф., Радионова О.Р., Рабинович П.Д., Марич Е.М. Организация развивающей предметно-пространственной среды в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом до- школьного образования. Методические рекомендации для педагогических работников дошкольных образовательных организаций и родителей детей до- школьного возраста. – М.: Федеральный институт развития образования,2014.

– 96 с.

  1. Сборник методических материалов для проведения мероприятий по профилактике негативных явлений в молодежной среде. - Вологда, 2007.
  2. Соколова О. Д. Памятка для волонтеров / О. Д. Соколова // Вологда: Изд. центр ВИРО, 2006. С. 3-20.
  3. Циткилов П. Я. Информационно - методические материалы по организации работы с волонтерами / П. Я. Циткилов // Социальная работа. - 2007. - №5. - С. 58-60.
  4. Слабжанин Н.И. «Как эффективно работать с волонтерами» «Питер», СПб. 2000.
  5. «Как воспитать настоящего человека» Педагогика, 1990. - (Библиотека учителя)
  6. Беринг Т. «Волонтеры. Рассказы для детей», «Русский язык», Курсы Москва. -2016.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста через музыкально-театрализованную деятельность»

Актуальность проблемы развития творческих способностей детей дошкольного возраста через музыкально-театрализованную деятельность Одной  из  важнейших проблем современности является гуманизац...

Педагогический совет "Познавательное развитие детей дошкольного возраста в разных видах деятельности в соответствии ФГОС ДО"

[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"14400796","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"86","width":"410"}}]]Выступление по теме: "Познавательное развитие детей дошкол...

« РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА СРЕДСТВАМИ МУЗЫКАЛЬНО – ТЕАТРАЛИЗОВАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

Опыт работы по развитию музыкальных способностей детей через театрализованную деятельность в различных формах работы (инсценировки, театрализация, музыкальные спектакли, досуги и праздники). Оформлени...

Инновационный проект по формированию коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста с ОВЗ через волонтерскую деятельность школьников «Учимся говорить, играя!»

Инновационный проект по формированию коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста с ОВЗ через волонтерскую деятельность школьников «Учимся говорить, играя!»...

План работы по решению годовой задачи по теме: «Развитие речи детей дошкольного возраста через познавательно-исследовательскую деятельность»

Цель: создание условий для повышения уровня профессиональной компетенции педагогов по развитию речи и познавательной активности детей через изучение методик организации познавательно-исследовательской...

Презентация "Развитие речи детей дошкольного возраста через познавательно- исследовательскую деятельность (Адаптированная методика Савенкова А.И.)"

Развитие речи детей дошкольного возраста через познавательно- исследовательскую деятельность (Адаптированная методика Савенкова А.И.)...