Психологическое здоровье школьника
методическая разработка на тему

Сариогло Надежда Николаевна

Цели: познакомить родителей с методами работы, понятием «психологическое здоровье», развить понимание того, что, выбирая метод воздействия на ребёнка, необходимо учитывать возрастные особенности, периоды учебного года; провести обучающий тренинг, посвящённый проблеме воспитания уверенного поведения у детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon psihologicheskoe_zdorove_shkolnika.doc66 КБ

Предварительный просмотр:

МКОУ «Липецкая ОШ»

Психологическое здоровье школьника    

       

 ( Выступление на общешкольном родительском собрании)

                                                                Автор: Сариогло Н.Н.

2017 г.

Цели: познакомить родителей с методами работы, понятием «психологическое здоровье», развить понимание того, что, выбирая метод воздействия на ребёнка, необходимо учитывать возрастные особенности, периоды учебного года; провести обучающий тренинг, посвящённый проблеме воспитания уверенного поведения у детей.

Оборудование: тест «Насколько вы уверены в себе?»; таблица «Внешние проявления неуверенного, грубого и уверенного поведения».


Как мы воспитываем наших детей? Какие меры воздействия мы на них выбираем? Часто мы и не задумываемся над этими вопросами.     Всё получается, как нам кажется, само собой. На самом деле мы воспитываем наших детей традиционно, так, как воспитывали нас. Иногда воспитательные методы мы выбираем интуитивно, и очень редко - по рекомендациям в специальной литературе или же специалиста. Но мир вокруг нас меняется, и то, что было хорошо в прошлом веке, не всегда даёт положительные результаты в этом.

Так, одни родители, чтобы сделать ребёнка счастливым, заботятся о его всестороннем развитии, тратят время и силы на поиски лучших учителей, чтобы занять сына или дочь музыкой, научить иностранному языку, увлечь искусством. Но иногда получают нервного, резкого ребёнка, обижающего своих родителей.                              

         Другие, чтобы сделать ребёнка счастливым, пекутся о его самочувствии. Установки этих родителей: пусть играет, сколько хочет, поступает, как ему вздумается, развивается согласно своим наклонностям. И вначале такой стиль воспитания имеет свои преимущества: ребёнок свободен, раскован, остёр на слово, предприимчив. Но чаще всего такая вседозволенность порождает

своенравие.                                

          Предвижу ваш вопрос: так что же, и ток плохо, и эдак нехорошо? Как же воспитывать? Основа основ воспитания – бережный подход к растущему человеку. А для этого надо знать особенности детского мировосприятия, учитывать возрастные изменения, периоды учебного года, чтобы в какой-то момент за что-нибудь поругать, в другой – поддержать.

         Итак, сегодня тема нашего разговора «Психологическое здоровье школьника». Все мы высоко оцениваем роль физической составляющей здоровья, но нередко не придаём серьёзного значения его психологической составляющей. А ведь телесное и психологическое в человеке неразделимо и необходимо для полноценной жизни. Как же психологи определяют понятие «психологическое здоровье»? Важно не путать это понятие с психическим здоровьем, которое показывает патологию, симптомы, мешающие адаптации человека в обществе.                              

         Психологическое здоровье – это наличие у человека определённых личных характеристик.

         Норма психологического здоровья – это некий идеал. На пути к этому идеальному образу можно находить новые ориентиры для саморазвития. Иными словами, каждому возрасту присущи свои задачи и интересы, и успешность наших воспитательных методов во многом зависит от адекватности применяемых средств и степени учёта интересов.

          Рассмотрим особенности возраста наших детей, учёт которых способствует успешности нашей работы по социальной адаптации.

         Рассмотрим подростковый возраст. Так, в эти годы подросток становится менее зависимым от родителей, умеет определять своё место в семье и среди родственников. Он начинает заботится о хорошем физическом состоянии и внешнем виде, избегает излишнего риска. Он должен уметь с пользой проводить досуг. Он должен понимать, что определённые знания и умения дают возможность выбирать интересующую его профессию. Подростки 13-17 лет должны научится устанавливать и поддерживать деловые и дружеские контакты, прерывать нежелательные контакты, доверять другому и вызывать доверие к себе, соблюдать нормы при общении с окружающими. Они должны уметь отстаивать свои права в рамках действующих норм.

          Как же вы должны учитывать всё вышеперечисленное в процессе воспитания?

          Например, зная, что в период от 13 до 17 лет ребёнок должен развить в себе самостоятельность во всех видах деятельности, нелепо будет требовать от наших детей слепого подчинения взрослым, даже если это родители. Или же, как подросток сможет научится проводить свой досуг, если ему не разрешается выбирать варианты его проведения. И, наоборот, зная задачи, стоящие перед подростками, мы можем помочь им, подсказав варианты решения проблем, или поделившись своими мыслями по интересующей их проблеме. Главное, чтобы это не была назидательная беседа, которые мы так любим вести.

         Помимо возрастных особенностей в процессе формирования поведенческой установки большую роль играет эмоциональное состояние. Как же меняется этот эмоциональный фон в зависимости от периодов учебного года?

         Начало учебного года (первая четверть) можно охарактеризовать тремя словами: эйфория, разочарование, стабильность. Эйфория, которая длится первые две-три недели сентября, обусловлена радостью встреч с друзьями после долгой разлуки, возможностью «начать новую жизнь», ощущением собственного взросления (стал классом старше). Большой запас накопленных ресурсов обеспечивает высокий уровень психологического комфорта этого периода, что помогает сглаживать шероховатости в процессе учёбы.

          Затем позитивный настрой снижается, летний запас положительных эмоций исчерпывается, а в дневнике появляются первые «двойки».Опытные педагоги предпочитают в это время использовать по возможности игровые, занимательные формы обучения и не очень строго отчитывать за ошибки. Обычно этот этап растягивается тоже на две-три недели. Далее наступает период стабильности: «утряслось» расписание, учащиеся и учителя входят «в рабочий режим» деятельности.

          В целом адаптационный период завершается примерно к концу октября. Успешность этого периода во многом зависит от способности педагогов и родителей принять во внимание и индивидуальные особенности ребёнка. Просчёты, допущенные в период адаптации, могут проявляться в устойчивой низкой успеваемости, проблемах поведения.

          Аналогичный период проходит и во втором полугодии, после продолжительных зимних каникул. Однако, если после лета волна повышенного эмоционального настроения может охватывать две- три недели, то зимой эйфория длится два-три дня, максимум неделю.

         Вторая четверть завершается на некотором эмоциональном подъёме: «впереди праздник и каникулы», а третья, напротив, имеет тенденцию заканчиваться эмоциональным спадом. В четвёртой четверти эмоциональный фон вновь повышается. Световой день становится длиннее, впереди лето. Но улучшение настроения не ведёт к усилению учебной мотивации. Попросту говоря, если в начале учебного года некоторым детям ещё не до учёбы, то в конце года им уже не до учёбы.

         Такая цикличность периодов эмоционального настроения в течении учебного года требует широты подхода при выборе форм воспитания.

Психологический практикум.

Как помочь нашим детям адаптироваться в современном мире? Насколько наши дети уверены в себе? По этому поводу с ребятами был проведен тест.

        Результаты теста:

35% - низкая уверенность в себе.

50% - средний уровень уверенности.

15% - высокая уверенность.


Тест

«Насколько вы уверены в себе?»

  1. Вы узнали, что ваш приятель говорил о вас плохо. Как вы поступите?

А) поищите удобного случая выяснить отношения;

Б) перестанете с ним общаться и будете избегать встреч

2. Когда вы входите в автобус или в трамвай, вас грубо толкают. Вы:

А) громко протестуете;

Б) молча пытаетесь прорваться вперёд;

е) ждёте, пока все войдут, и тогда, если получится, заходите сами..

3) Собеседник отстаивает противоположную точку зрения. Вы:

Б) не высказываете своего мнения, поскольку считаете, что не сможете убедить его;

Д) отстаиваете свои убеждения, стараясь убедить его и других.

4. Вы опоздали на вечер, беседу, собрание. Все места уже заняты, за исключением одного в первом ряду. Вы:

Б) стоите у двери и ругаете себя за опоздание;

Д) без колебания направляетесь в первый ряд..

5. Согласны ли с тем, что окружающие часто используют вас в своих интересах:

Д) нет;

Е) да.

6. Трудно ли вам вступать в разговор с незнакомыми людьми:

Д) нет;

Е) да.

7. Вы купили бракованную вещь. Легко ли вам возвратить покупку:

Б) нет;

В) да.

8. Можно ли сказать, что другие люди увереннее в себе, чем вы:

Д) нет,

Е) да.

9. От вас требуют услуги, которая может принести вам неприятности. Легко ли вам отказаться от её исполнения:

Б) нет;

В) да.

10. У вас есть возможность поговорить с известным человеком. Вы:

Д) используете эту возможность;

Е) не используете.

11. Вам надо позвонить по телефону в какое-нибудь учреждение. Вы:

Б) под любым предлогом избегаете этого;

В) звоните без колебаний;

Е) звоните после долгих мучительных колебаний.

12. Вам поставили незаслуженно низкую оценку. Вы:

Б)молча переживаете;

Г) спорите с преподавателем по поводу этой оценки.

13. Вам непонятны объяснения преподавателя. Вы:

Б) не будете задавать вопросов, потому что боитесь показаться глупым;.

В) спокойно зададите вопрос сразу после объяснений;

Г) зададите вопрос после занятий, когда останетесь с преподавателем наедине.

 14. Люди, сидящие возле вас в кинотеатре, во время сеанса громко разговаривают. Вы:

Б) долго терпите, затем срываетесь на крик;

В) вежливо просите перестать разговаривать;

Е) молча терпите.

15. Кто-то лезет вперёд вас без очереди. Вы:

Б) глотаете обиду;

Е) молча терпите.

16. Легко ли вам вступить в разговор с человеком противоположного пола, который для вас очень привлекателен, очень нравится вам:

Б) очень трудно, не знаю что сказать;

В) легко;

Г) начинаю с большим трудом, но потом «разговариваюсь» и не испытываю серьёзных затруднений.

17. Умеете ли вы торговаться:

А) да;

Б) нет.

18. Волнуетесь ли вы, когда выступаете с докладом:

Б) да;

Д) нет.

19. Вас хвалят за хорошую работу. Вы:

Б) не знаете, что сказать в ответ;

Д) благодарите за похвалу;

Е) ужасно смущаетесь и еле слышно бормочите благодарность.

20. При хорошем знании предмета вы предпочтёте сдавать письменный или устный экзамен:

А) устный;

Б) письменный;

В) мне всё ровно, это не повлияет на мой ответ.

Ключ:

«а» - 3 балла;

«б» - 0 баллов;

«в» - 5 баллов;

«г» - 2 балла;

«д» - 4 балла;

«е» - 1 балл.

Оцените общую сумму.

Оценка:

Менее 12 баллов – сильная неуверенность в себе;

12 – 32 балла – низкая уверенность в себе;

33 – 60 баллов – средний уровень уверенности в себе;

61 – 72 балла – высокая уверенность в себе;

Более 72 баллов – очень высокий уровень уверенности в себе.


Внешние проявления неуверенного, грубого и уверенного поведения.

Неуверенный

Грубый

Уверенный

Взгляд

Отводит глаза, избегает прямого взгляда.

Взгляд вызывающий, иногда исподлобья.

Взгляд прямой, заинтересованный.

Поза.

Плечи опущены, старается занимать меньше места, сидит на краю стула.

Плечи развёрнуты, локти оттопырены, колени раздвинуты, занимает много места.

Поза естественная, соответствующая обстановке.

Жесты.

Жесты мелкие, суетливые или замедленные, как бы не завершённые, может что-то перебирать пальцами.

Жесты резкие, размашистые, как бы преувеличенные. В тесной комнате может что-то разбить или пролить.

Жесты спокойные, плавные, нет лишних неоправданных движений.

Голос.

Голос тихий, интонации как бы «детские».

Голос нарочито громкий, интонации грубые.

Голос спокойный, интонации доброжелательные.

Особенности речи.

Просит, заискивает, старается разжалобить.

Угрожает, дерзит, оскорбляет.

Высказывает серьёзные аргументы, приводит факты.


При проведении предварительной работы с учащимися, они были ознакомлены с внешними проявлениями неуверенного, грубого и уверенного поведения. От имени каждого из этих персонажей учащимся предлагалось продемонстрировать поведение в нескольких ситуациях.

Например:

  1. Тебя вызывают к доске, а ты не выучил урок, тогда ты учителю говоришь...
  2. Ты играешь в увлекательную компьютерную игру, родители хотят, чтобы ты садился за уроки, тогда ты им говоришь...

Каждый ученик придумывает свой вариант ответа, что бы он ответил в данном случае.

Далее участники обсуждают ситуации из их жизни, а я их подвожу к пониманию преимуществ уверенного поведения.

Например:

«Ваш знакомый не возвратил вам вовремя вещь, которая вам очень нужна, и вот вы ему говорите...»

Как будет действовать каждый из персонажей?

                         И вот когда дети узнали и проиграли роли героев с разными типами поведения, мы обсуждаем, какая тактика была самой эффективной и почему: грубость вызывает ответную  агрессию и чаще всего не приносит успеха, неуверенность ставит  человека в полную зависимость от  других и тоже часто приводит к  поражению. Уверенность же  вызывает у окружающих доверие и уважение. Поэтому является  наиболее эффективной

 поведенческой тактикой.

Ну а кто же ведёт себя грубо? В беседе мы выясняем, что чаще всего грубы учащиеся, отстающие в учёбе, и что грубостью они прикрывают свою слабость и неуверенность.

Грубое поведение приводит к такому же результату, что и неуверенность – итог нашей беседы.

Вот так, в ролевых играх, обсуждении типичных ситуаций дети приходят к пониманию того, что уверенность – это основа успеха в современном мире. Попробуйте дома предложенный вариант, проверьте сами его эффективность. Да, мгновенного результата (превращения неуверенного человека в уверенного) не произойдёт, но если вы день за днём будете поддерживать стремление ребёнка измениться, поверьте, результат будет.

Успехов

в

воспитании

Ваших

детей!

Литература:

  • О. В. Павлова «родительские собрания» Издательство «Учитель»; Волгоград 2009 г.
  • «Модели классных родительских собраний и тренингов для родителей». Журнал «Классный руководитель» № 7; М; 2007 г. стр.124-129.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

« ПРИМЕНЕНИЕ АРТ-ТЕРАПЕВТИЧЕСКИХ УПРАЖНЕНИЙ В СТРУКТУРЕ УРОКА МУЗЫКИ КАК СРЕДСТВО УКРЕПЛЕНИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ ШКОЛЬНИКОВ».

В практике преподавания музыки в школе арттерапевтические методы и технологии пока применяются крайне редко. Вместе с тем, арттерапевтические методики, широко используемые психотерапевтами...

Психологическое здоровье школьников.

Презентация к семинару с педагогами....

Психологическое здоровье школьников

В настоящее время сохранение психологического здоровья является важнейшей задачей, как школы, так и родителей. В статье дано определение психического здоровья, выявлены причины его нарушения, спо...

Критерии психологического здоровья школьников

Для современной системы образования важно не только качество знаний будущего выпускника, но и то, как в процессе обучения сберечь здоровье учащихся. В статье представлены рассуждения о том, что же мож...

Психологическое здоровье школьников

Акция "За ЗОЖ", Памятка для родителей: "Психологическое здоровье школьников" ...

Конкурс методических разработок среди педагогических работников «Формула здоровья». Номинация: «Психологическое здоровье школьников» Тема: «Психолог о здоровье»

ВведениеЖизнь невозможна без взлетов и падений. Жизненные сложности могут быть тягостными для одних людей и могут привести к стрессу, депрессии, а в дальнейшем и к ухудшению здоровья. Другие же люди и...

Обеспечение психологической безопасности образовательного процесса как условие сохранения и укрепления психологического здоровья школьников

Ключевые слова: психологическое здоровье, психологическая безопасность, мониторинг психологической безопасности . Дети проводят в школе большую часть дня, поэтому сохранение и укрепление психолог...