Значение физической культуры для развития школьника
материал на тему
Предварительный просмотр:
Значение физической культуры для развития школьника.
Важность физической культуры для ребенка в школе заключается в формировании различных физических навыков и умений, в укреплении здоровья. Это помогает всестороннему развитию человека в период взросления и имеет очень важное значение. Физическое развитие особенно важно в школьном возрасте, ведь оно влияет и на умственную деятельность подростка. Неполноценное физическое развитие может привести к серьезным последствиям.
Учитывая, что пик физического развития приходиться на старший школьный возраст, уделять пристальное внимание развитию главных двигательных способностей рационально именно в школьном возрасте.
Занятия физической культурой позволяют исключить у школьников такие негативные проявления как употребление алкоголя и наркотиков, девиантное (отклоняющееся от принятых в обществе норм поведения) и делинквентное (противоправное, противозаконное) поведение; а также способствуют социализации личности школьника; дают возможность развивать и формировать такие качества как инициативность, самостоятельность, уверенность, лидерские качества. Физические упражнения способствуют формированию добросовестного отношения к учебе, чувства ответственности и долга, коллективизма, готовности прийти на помощь товарищам, гуманности, честности, воли к победе.
Как сказано выше, физическая культура человека неразрывно связана с его общей культурой, поскольку присущие физически культурной личности свойства формируются и развиваются на основе тех же психофизических (природных) задатков и психофизических процессов, что и нравственная, эстетическая и другие виды культур человека. Поэтому, занимаясь физическими упражнениями, человек не только развивает и совершенствует свои физические возможности, но и формирует другие качества личности - нравственные, эстетические, а также смелость, волю, инициативность терпимость и многое другое.
Под физической культурой личности понимается совокупность свойств человека, которые приобретаются в процессе занятий физическими упражнениями и выражаются в активном стремлении человека всесторонне и гармонично совершенствовать свою физическую природу (телесность), вести здоровый образ жизни. Занимаясь физической культурой, человек познаёт себя, других людей и окружающий мир. У него активно развиваются инициатива, самостоятельность и творчество, формируются собственное мировоззрение и способы мышления, индивидуальные черты характера, критическое отношение к действиям других людей и собственным поступкам. Все эти положительные свойства, приобретаемые в результате физкультурной деятельности, характеризуют человека не только как физически культурную личность, но и как целостную личность, всесторонне и гармонично развитую, отражающую высокий уровень общей культуры человека. Физическая культура помогает противостоять таким вредным привычкам, как курение, употребление алкоголя и др. Гармоническое, всестороннее развитие деятельности человеческого организма должно составлять общую цель воспитания и образования, задачи, которых только в частности отличаются между собою. Воспитание захватывает в свою область нравственные качества человека и его волевые проявления, следовательно, способствует выработке нравственного характера лица, между тем как образование имеет в виду систематическое умственное, эстетическое и физическое развитие; оно должно приучить молодого человека изолировать получаемые им ощущения и впечатления, сравнивать их между собой и составлять из представлений отвлеченные понятия, выяснять на основании усвоенных истин встречающиеся явления и, наконец, действовать с возможно большею целесообразностью и настойчивостью». Физическое воспитание - одна из составных частей системы воспитания, имеющая целью укрепление здоровья человека и его правильное физическое развитие. В единстве с умственным образованием, нравственным и эстетическим, трудовым воспитанием и обучением физическое воспитание содействует всестороннему развитию личности человека
Работа по физическому воспитанию в школах, учебных заведениях проводится по государственной программе.
Программа предусматривает проведение учебных занятий в объеме трех часов в неделю, в том числе одного часа факультативного. Кроме того, предусматривается проведение оздоровительных мероприятий в режиме дня (утренняя гимнастика, физкультурные паузы и т. д.), массовой физкультурной и спортивной работы во внеучебное время (секции по видам спорта, группы общей физической подготовки, спортивные соревнования и оздоровительные мероприятия, дни здоровья, занятия в оздоровительном лагере). Программой рекомендуется примерный тематический план занятий по физическому воспитанию с определением видов занятий (теория, практика), видов спорта (гимнастика, легкая атлетика, и спортивные игры) и расчетом часов по годам обучения. Приводится содержание тем по теории физического воспитания, а также объем знаний и умений, которыми должны овладеть учащиеся, осваивая технику видов спорта. Программой установлены учебные контрольные упражнения и нормативы их выполнения, основой которых являются нормы и требования Всесоюзного Физкультурного комплекса ГТО, определяет требования по выполнению правил гигиены, рациональному режиму учебы, отдыха, питания, сознательному и активному участию в занятиях по физическому воспитанию, спортивных соревнованиях и оздоровительных мероприятиях, постоянному совершенствованию физической подготовки.
Формирование различных навыков организма происходит в разное время. Неравномерность развития наблюдается в двигательной функции, показатели которой развиваются с разной интенсивностью. Установление роста у девочек происходит к 16—17 годам, у мальчиков в 18—19 лет. У девочек мышечная сила достигает максимума к 15 годам, у мальчиков к 18. Выносливость лучше всего развивается в возрасте 8—10 лет, но в этом возрасте возможно отставание в развитии мышечной силы. Отдельные дети могут отставать или опережать своих сверстников в развитии. Им необходим особый подход, поэтому они зачисляются в отдельные подготовительные группы.
Очень важным является уровень двигательной активности. Необходимо чтобы он был оптимальным, ведь недостаток или избыток может привести к негативным последствиям. Физические нагрузки оказывают большое влияние на развитие и рост детей. Недостаток двигательной деятельности у ребенка может привести к патологическим изменениям в организме. Установлено, что у 50 % детей в возрасте 6-7 лет возникает дефицит двигательной активности. У школьников 9-12 лет эта цифра достигает ещё больших размеров — 60 % , а у школьников старшего возраста — 70 %. Уроки физической культуры в школе компенсируют лишь малую часть двигательной нормы.
Физические упражнения — основные средства физического воспитания школьников. Они формируют важные навыки организма. В физическом воспитании учащихся используются разделы школьной программы, такие как:
- Легкая атлетика — является важным фактором в развитии двигательной деятельности, позволяющим правильно дозировать нагрузки.
- Гимнастика — позволяет улучшать многие физические навыки, координировать движение, легко дозировать нагрузки.
- Спортивные и подвижные игры — позволяют развивать и применять многие физические навыки, приобретенные в различных видах упражнений, легко заинтересовать детей, однако, в игре трудно дозировать нагрузки, поэтому необходимо выбирать игры в соответствии с физической подготовкой.
В физическом воспитании школьников используются различные формы занятий физическими упражнениями: обязательные занятия в школе, занятия во внешкольных учреждениях и в семье.
Школьные формы занятий физическими упражнениями:
Урок физической культуры — основная форма занятий физическими упражнениями в школе. Особенности:
1. Является наиболее массовой формой занятий школьников;
2. Проходит под руководством педагога;
3. Способствует всестороннему развитию учащихся.
Физкультурно-оздоровительные мероприятия во время учебного дня — активизируют двигательный режим во время учебного дня, поддерживают школьников в тонусе во время умственной активности, оказывают благоприятное воздействие на организм. Формы таких занятий:
1. Утренняя гимнастика — влияет на повышение работоспособности, улучшает самочувствие.
2. Физкультминутки на уроках — снимают утомление, повышают умственную активность, проводятся при появлении утомления.
3. Игры и физические упражнения на переменах — полезное средство активного отдыха, улучшения здоровья и возвращения к учебному процессу. Для удобного проведения игр и физических упражнений на переменах нужно заранее подготовить место, необходимый инвентарь. Обычно дети участвуют в подобных занятиях добровольно и проявляют активный интерес к подобного рода мероприятиям.
Основными же задачами физического воспитания молодого поколения являются: укрепление здоровья и закаливание организма, правильное физическое развитие, сообщение детям и молодежи необходимых двигательных навыков, совершенствование их физических способностей, содействие формированию важнейших морально-волевых качеств. Физическое воспитание способствует формированию и развитию морально-волевых качеств, помимо физических способностей: мышечная сила, физическая выносливость, ловкость, скорость реакции, быстроту движений.
В процессе занятий физкультурой воспитываются такие морально-волевые качества, как мужество, смелость, решительность, инициативность, находчивость, сила воли, навыки коллективных действий, организованность, сознательная дисциплина, чувство дружбы и товарищества, четкость в работе, привычка к порядку и пр. При этом большое значение имеет педагогически правильная организация самих учебных и тренировочных занятий, спортивных соревнований и всей жизни физкультурного коллектива.
Роль физической культуры в формировании личностных качеств усиливается в связи с самой ее социальной сущностью, безусловно, гуманистическими функциями, возможностями развития целого ряда основ духовности человека. Высокий эмоциональный фон выполнения различных физических упражнений, особенно в форме эмоционально окрашенных соревнований, способствует развитию склонности к сопереживанию, взаимопомощи, при выполнении дружных коллективных действий, взаимной ответственности за достижение общих целей. Все это в существенной мере возрастает на фоне общественных потрясений, глубинных социально-экономических преобразований в нашем обществе, изменений его структуры. Средства физической культуры, определяющие здоровый образ жизни, достижение физического совершенства, развитие многих человеческих достоинств, органически связанных с понятиями общей культуры, общечеловеческих ценностей, духовности. Регулярность занятий физической культурой определяется добровольным желанием человека, личным отношением к данным занятиям, которые, укрепляясь в сознании и привычках, также становятся личностными чертами.
Рассматривая разностороннее влияние физической культуры на человека, на процесс развития у него личностных качеств, целесообразно ориентироваться на определенные критерии их сформированности. Это удобно в свете осмысления феномена физической культуры личности с учетом ее и биологической и социальной сторон.
Понятно, что эти уровни, относящиеся к физической культуре личности, могут быть не в чистом виде, а в разных сложных сочетаниях составляющих их компонентов. Известно, что влияние физической культуры на человека осуществляется в единстве его социальных и биологических сторон. Он развивается как существо социально-биологическое, при этом социальная сторона должна сыграть важную роль, поскольку ей присущи определенные управляющие функции.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Фрагмент урока физической культуры Большаковой Е.В. с пименением Дальтон-лаборатории. Тема урока: «Значение физических упражнений для развития и укрепления сердечнососудистой системы».
Фрагмент урока физической культуры Большаковой Е.В. с пименением Дальтон-лаборатории. Тема урока: «Значение физических упражнений для развития и укрепления сердечнососудистой системы»....
Роль физической культуры в развитии школьника
Доклад для учителей физической культуры....
Доклад на родительское собрание Значение физической культуры для развития школьника.
Полноценное и всестороннее развитие и воспитание невозможно без правильно организованной и достаточной для детей дошкольного возраста двигательной активности, которая оказывает огромное влияние на сос...
Статья"Роль физической культуры в развитии школьников"
Роль физической культуры в развитии школьников...
Семинар по теме: Формирование сведений о роли и значении физической культуры в целостной личности человека и развитие его физических качеств
Семинар по теме: Формирование сведений о роли и значении физической культуры в целостной личности человека и развитие его физических качеств...
Значение физической культуры в жизни школьника
Актуальность: в современное время проблема физического воспитания школьников приобретает особую актуальность. Сейчас довольно сложно представить нашу жизнь без занятий физическими упражнениями и спорт...
Значение комплекса ГТО в формировании положительной мотивации к занятиям физической культурой у старших школьников
Статья раскрывает особенности возрождения комплекса ГТО в современной России. Рассмотрены положительные стороны комплекса ГТО, способствующие положительной мотивации старших школьников к занятиям физи...