Консультация для родителей "Речевая готовность к школе"
консультация на тему

Агафонова Наталья Александровна

В данной разработке представлена информация для родителей старших дошкольников о том, какие специальные речевые умения должны быть сформированы у ребёнка к моменту его поступления в школу.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rechevaya_gotovnost_k_shkole.docx31.98 КБ
Файл buklet_rechevaya_gotovnost.docx32.27 КБ

Предварительный просмотр:

Сейчас почти каждый родитель ребенка 4-6 лет озабочен тем, чтобы его сын или дочка еще до школы научились бегло читать и считать, знали цифры и буквы.

Умение ребенка читать и писать до его поступления в школу стало рассматриваться как необходимый, а иногда и основной показатель его готовности к обучению в школе. А умение дошколёнка читать, считать и писать — как один из важных показателей «способного ребенка» и свидетельством того, что с ним занимаются в семье.

Однако грамота подразумевает не просто умение читать и писать слова или тексты, но и точное выразительное изложение собственных мыслей, понимание при чтении смысла текста, т.е. полноценное овладение ребенком письменной речью. Этот процесс требует высокого уровня развития детей — как речевого, так и психологического и физиологического.

Низкий уровень развития устной речи ребенка приводит к значительным трудностям в овладении им в школьном возрасте письменной речью. Педагоги и психологи указывают, что не менее трети детей с трудностями в обучении чтению и письму в начальной школе имеют недостатки в развитии устной речи: нарушения звукопроизношения, бедность словарного запаса, грамматические ошибки (неправильное согласование слов в предложении, искажения окончаний слов и т.д.), низкий уровень связности речи и др.

  

Основой для обучения грамоте в школе является общее речевое развитие дошкольника.  

Поэтому очень важно, что бы у ребенка к моменту поступления в школу были сформированы специальные (речевые) умения.

Специальные умения не появляются у дошкольника стихийно, а требуют целенаправленной и систематической работы, в которой участвуют и специалисты, и родители. При недостатках речевого развития у ребенка очень важно их своевременное выявление и коррекция (исправление), что позволяет предупредить возникновение школьных трудностей (нарушений чтения и письма).

К началу школьного обучения у ребёнка должны быть сформированы следующие специальные умения:

  • Правильно произносит все звуки  и различает их на слух (развит речевой слух);

  • Правильно согласовывает слова в предложении (без грамматических ошибок), умеет образовывать новое слово от известного по аналогии: «Учит – учитель. А строит кто? – строитель»;

  • Речь ребенка – выразительна. Может произнести фразу с разной силой голоса (громко – тихо – совсем тихо – шепотом), в разном темпе, с разной интонацией (сердито, печально, радостно, удивленно…);

  • Умеет подбирать слово, наиболее подходящее по смыслу. Подбирает слова-«родственники» (лес-лесной-лесник-подлесок и пр.). Подбирает «слова, близкие по значению» («День жаркий. Как можно сказать по-другому? Знойный»). Подбирает «слова, противоположные по значению» («Речка глубокая, а ручей какой? Мелкий»);

  • Может описать предмет, рассказать о событии, составить рассуждение-доказательство, рассказ из личного опыта (праздник, приезд гостей, посещение представления в цирке и т.д.). Рассказ или сказка развернутые, связные (т.е. соблюдается логическая последовательность). В рассказе, придуманном ребенком, есть начало, середина и конец;

  • Имеет представление о том, что такое предложение, слово, слог и звук. Может составить предложение с заданным словом или из нескольких слов, объединив их по смыслу; умеет определять количество слогов в слове, определять наличие и место заданного звука в слове, последовательность звуков в слове. Может дать характеристику звука (гласный, согласный, если согласный – твердый или мягкий), составить схему слова (с помощью цветных фишек:  красный – гласный звук, синий – согласный твердый звук, зеленый – согласный мягкий звук);

  • Знает, чем отличается друг от друга сказка, рассказ, стихотворение. Может ответить на вопрос: «Что это загадка или считалка? Почему ты так думаешь?» Может объяснить смысл устойчивых выражений, пословиц и поговорок. Знает наизусть 2-3 стихотворения, может назвать несколько любимых сказок, рассказов, любимых писателей и художников-иллюстраторов. Знает кто такой писатель и кто такой поэт. Выразительно читает наизусть стихи и пересказывает рассказы и сказки;

  • Свободно ведет диалог, задает вопросы, отвечает на вопросы собеседника, проявляет инициативу в общении, договаривается, распределяет обязанности или роли и т.д. 



Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение –

Центр развития ребенка

«Детский сад № 44 «Весёлые нотки»

Готовимся к школе

Игры и упражнения

для развития речи детей 6-7 лет

Составитель:

Учитель-логопед

Агафонова Н.А.

г. Северодвинск,

2016 г.

Уважаемые родители!

Ваш сын или дочка скоро пойдут 

в 1 класс.

Очень важно, что бы к моменту поступления в школу у ребенка были сформированы специальные (речевые умения).

Специальные умения не появляются

у дошкольника
стихийно, а требуют
целенаправленной и систематической работы!

Что вы можете сделать

для своего ребенка?

  • Ваш собственный пример, ваша правильная речь!
  • Чтение книг и обсуждение прочитанного;
  • Совместные просмотры мультфильмов, детских фильмов и обсуждение их содержания;
  • Разнообразные игры и упражнения по развитию речи.

Рекомендуемая литература по развитию речи:

Т.А. Ткаченко «Формирование навыков звукового анализа и синтеза». Альбом дошкольника.

Г.А. Глинка «Буду говорить, читать, писать правильно».

Г.А. Глинка «Учусь думать, правильно говорить, интересно рассказывать» 

О.С. Ушакова «Придумай слово».

О.С. Ушакова Рабочая тетрадь по развитию речи детей 6-7 лет.

В.С. Володина Альбом по развитию речи

Бардышева Т.Ю. Связанные одной цепью. Скованные одной целью (по развитию связной речи).

Бардышева Т.Ю. Чохонилидзе  Т.А. Пересказы и рассказы.

Серия тетрадей «Умный малыш»

Е. Бортникова Рабочие тетради

О.А. Степанова Профилактика школьных трудностей.

Журналы «Непоседа», «Умняша»

Рассказы с картинками вместо слов.

Серии книг для тех, кто только начал читать «Читаем по слогам».

Игры: «Предметное лото»,  «Фразовый конструктор», «Истории в картинках», «Что перепутал художник?»

Сайты в сети ИНТЕРНЕТ:  «Родная тропинка», он-лайн школа «Учимся играя»

  1. Звуковая культура речи, фонематический слух.

  • «Назови звук, который есть во всех словах»

Взрослый произносит ряд слов (4-5), затем просит ребенка определить звук, которые есть во всех произносимых словах. Например, мышка, шапка, малыш, шляпа, бабушка.

  • «Цепочка»

Взрослый называет слово, выделяя голосом последний звук в нем, затем просит ребенка подобрать слово, которое начинает на последний звук слова названного взрослым.

Например, коТ-ТанК-КрышА-Аист и т.д.

  • «Чем похожи, чем отличаются слова»

Взрослый произносит пару слов, просит определить ребенка, чем отличаются данные слова. Если ребенок затрудняется, то взрослому необходимо повторить слова, выделяя голосом звуки, которыми они различаются.

Рот-кот, лак-рак, сын-сыр, рост-мост, пир-мир, шишка-мишка, тесто-место, галка-палка, день-пень, губка-шубка, грач-врач, крыса-крыша, коса-коза, миска-мышка, друг-круг, стол-стул.

  1. Словарный запас.

  • «Продолжи ряд» - молоток, топор,

пила…- это…(инструменты). Затем взрослый предлагает ребенку назвать другие предметы, которые так же можно назвать инструменты. Аналогично игра проводится с другими обобщающими понятиями (фрукты, транспорт, одежда и т.д.).

  • «Часть и целое» 

Вариант 1. Взрослый называет предмет, а ребенок предлагает перечислить части данного предмета. Например, дом – крыша, труба, чердак, кирпич и т.д.

Вариант 2. Взрослый называет части предмета, а ребенок отгадывает предмет. Например, стрелки, циферблат, батарейки – часы.

  •  «Слова-приятели, слова-неприятели»

Взрослый предлагает ребенку подобрать синонимы и антонимы к словам. Например, человек, который болеет – больной, а если человек здоров, то он …(здоровый) и т.д.

  • «Какой, какая, какое»

Взрослый предлагает подобрать как можно больше слов-признаков к предмету. Например, хлеб (какой?) – свежий, хрустящий, вкусный, соленый, теплый и т.д.

  1. Грамматический строй речи

  • «Подбери словечко»

Взрослый с помощью вопросов просит ребенка образовать слова: «Как можно назвать маленький гриб? (грибок) Как называют человека, который собирает грибы? (грибник)  Суп, который сварен из грибов, какой суп? (грибной)».

  • «Маленькое и большое»

Взрослый просит подобрать ребенка слово-пару, приводит пример – ножка – ножища, хвост -…, глаз – …, дождь - …

  •  «Звериная семья»

Взрослый предлагает ребенку назвать детенышей животных.

  • «С какого дерева листок?», «Чей хвост,

чья лапа, чье ухо?, «Из чего сделано?»

Взрослый предлагает ребенку ответить на вопросы: лист с клёна какой? уши собаки – чьи уши? конфета из шоколада – какая конфета?

  •  «Назови слово»

Взрослый предлагает ребенку назвать слово.

Например, учит – учитель, а строит – …

Воспитывает, водит, продает, варит, танцует, поёт и т.д.

  •  «Составь предложение»

Взрослый называет ряд слов (3-4), а затем просит ребенка составить из них предложение.

Например, Рома, идет, магазин, в.

  • «Исправь предложение»

Взрослый предлагает ребенку найти ошибки в предложении, если они есть, а затем произнести предложение правильно.

Ночью ярко светит солнце. Зимой все тропинки в лесу заросли травой. Шарф купил Сашу. Халат выгладил маму.

  1. Связная речь.

  • «Узнай предмет по описанию»

Взрослый описывает предмет (цвет, форма, материал из которого сделан, что этим предметом можно делать, либо, если это живой предмет, то, что делает, где обитает/живет, где растет), а ребенку необходимо отгадать о каком предмете идет речь.  Затем можно поменяться. Ребенок описывает предмет, а взрослый отгадывает.

  •  «Снимаем кино»

Взрослый предлагает ребенку представить ситуацию, например, «Мальчик ловит рыбу». А затем просит ребенка рассказать, что было до того как мальчик стал ловить рыбу. Т.е. как он подготовился к рыбалке. Взял удочку, накопал червей, пришел на берег реки, сел, забросил удочку, стал смотреть на поплавок и т.д.

  • «Чем похожи и чем отличаются?»

Взрослый предлагает ребенку сравнить два предмета, выделив общее и особенное в каждом. Например, куртка и плащ, голубь и ворона, корова и коза и т.д.

  • «Сказка на новый лад»

Взрослый предлагает ребенку изменить сказку, например, Баба Яга была доброй.

  • «Книжка рассыпалась»

Взрослый предлагает ребенку рассмотреть серию сюжетных картинок (5-7), подумать и разложить их по порядку: что произошло сначала, что произошло потом, чем все закончилось.

  1. Знакомство с понятиями: предложение, слово, слог, звук.

  • «Придумай предложение»

Взрослый предлагает придумать предложение, которое состоит из 3-4-5 слов.

  • «Раздели слово на слоги», «Придумай слов из

2-3-4 слогов».

Взрослый предлагает ребенку произнести заданное слово по слогам, определить, сколько их в слове. Более сложный вариант – придумать слово из заданного количества слогов.

  • «Подбери слово»

Взрослый предлагает ребенку придумать слово, которое начинается, например, на согласный твердый звук, либо подобрать слово к схеме:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей "Готовность ребенка к обучению в школе"

Статья знакомит родителей с понятием "готовность к обучению в школе" и ее составляющими - физиологической, психологической и мотивационной готовностью....

консультация для родителей готовность к школе

Весна — время особых хлопот в семьях будущих первоклассников. Обеспокоенные родители бегают от одной элитной гимназии к другой, что успеть записаться на собеседование или тестирование. В некоторых мам...

Консультация для родителей "Готовность ребёнка к школе"

В данном материале представлена консультация  для родителей "Готовность ребёнка к школе"...

Консультация "Речевая готовность к школе"

Речевая готовность к школе...

Консультация для родителей «Готовность к школе»

Консультация для родителей "Готовность к школе"....

Консультация для родителей "Что такое готовность к школе"

Воспитателям важно знать насколько его воспитанник,будущий первоклассник готов к поступлению в школу и не только на уровне общих знаний, словарного запаса,умений, а насколько он готов эмоционально....

Консультация для родителей "Готовность ребенка к школе".

Вот и пролетела половина учебного года. Уже скоро начнется тревожная и суетливая пора поступления в школу. Вы, уважаемые родители, уже во многом определились и вместе с ребенком ожидаете первых собесе...