Консультация "Речевая готовность к школе"
консультация на тему
Речевая готовность к школе
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rechevaja_gotovnost_k_shkole_orlova_k.docx | 624.24 КБ |
Предварительный просмотр:
Речевая готовность к школе
Что такое обучение грамоте?
Сейчас почти каждый родитель ребенка 4-6 лет озабочен тем, чтобы его малыш еще до школы научился бегло читать и считать, знал цифры и буквы.
Однако грамота подразумевает не просто умение читать и писать слова или тексты, но и точное выразительное изложение собственных мыслей, понимание при чтении смысла текста, т.е. полноценное овладение ребенком письменной речью. Этот процесс требует высокого уровня развития детей — как речевого, так и психологического и физиологического.
Овладение письменной речью предусматривает:
- наличие у ребенка высокого уровня произвольности (умения управлять своим поведением) и осознанности собственной речи (умение отбирать осознанно точные выразительные средства для передачи своей собственной мысли),
- свободное владение лексическими единицами языка: умение почувствовать нюансы значения слов, в том числе многозначных
(например, а) чистая вода = прозрачная вода,
б) чистая посуда = вымытая посуда, но нельзя назвать «чистую» посуду «прозрачной» посудой по аналогии с водой,
в) чистый воздух = свежий воздух, но нельзя сказать о нем «вымытый воздух»), умение отбирать необходимые яркие и точные языковые средства для решения поставленной речевой задачи, уместное использовать в речи фразеологизмы, пословицы, поговорки, образные сравнения, синонимы, антонимы,
- свободное владение грамматическими единицами языка:
использование в речи предложений разных конструкций – сложносочиненных, сложноподчиненных, с однородными членами, с прямой речью, умение образовать новые слова от известных — например, лес – лесник – лесной – лесничий – лесок
придумывание новых слов по аналогии: учит – учитель, строит – строитель, пишет – кто? (писатель), воспитывает малышей – кто? (воспитатель), спасает людей – кто? (спасатель);
умение почувствовать значения приставок, суффиксов: например, ехали – приехали – отъехали – объехали – поехали — заехали и другие, утка кря-кря – крякает – кошка мяу-мяу мяукает, но корова му-му – мычит) и др.
- умения выстраивать текст (повествование, описание, рассуждение) в логической последовательности, связывать предложения в тексте друг с другом разными способами,
- умение оценивать выполнение речевой задачи, видеть свои достижения и ошибки, исправлять их, добиваться цели.
Почему так важна речевая готовность к школе?
Низкий уровень развития устной речи ребенка приводит к значительным трудностям в овладении им в школьном возрасте письменной речью. Исследования доказывают, что не менее трети детей с трудностями в обучении чтению и письму в начальной школе имеют недостатки в развитии устной речи: нарушения звукопроизношения, бедность словарного запаса, грамматические ошибки (неправильное согласование слов в предложении, искажения окончаний слов и т.д.), низкий уровень связности речи и др.
Овладение грамотой происходит в школе, однако часть умений формируется в дошкольном детстве в ходе специального обучения в детском саду, на занятиях в детском центре, кружке, студии или дома.
Основой для обучения грамоте в дошкольном возрасте является общее речевое развитие дошкольника. Поэтому подготовка к обучению грамоте малышей-дошколят всегда ведется в тесной взаимосвязи со всей системой развития детской речи и ее сторон:
– фонетической (овладение звуковой стороной речи),
- лексической (овладение словарём русского языка: развитие активного и пассивного словаря, уточнение словаря, развитие языкового чутья),
- грамматической (овладение грамматическим строем родного языка),
- развития связной речи (умения строить диалог и монолог)
Речевая готовность к школе: цель
Все современные программы развития речи дошкольников ставят перед педагогами следующую цель – развить «правильную», «хорошую» устную речь дошкольников. Что при этом понимается под «правильной» и «хорошей» речью:
«Правильная речь» — речь, в которой все языковые единицы (звуки, слова, словосочетания, предложения) употребляются в соответствии с нормами языка, то есть без ошибок.
«Хорошая речь» — речь лексически богатая, точная, выразительная, в которой все слова употребляются с учетом ситуации общения ( т.е. с учетом ряда факторов: с кем, где, с какой целью ведется общение).
Овладение дошкольниками устной речью является основой формирования коммуникативной компетенции как базисной характеристики личности ребенка, обеспечивающей благополучие дошкольника в социальном и интеллектуальном развитии.
Речевая готовность к школе: основные задачи
Подготовка детей к обучению грамоте в детском саду предусматривает работу по нескольким направлениям:
1.Воспитание звуковой культуры речи – развитие речевого слуха, четкой дикции, правильного звукопроизношения, освоение средств звуковой выразительности речи (тона, тембра, ударения, силы голоса, интонации и др.), воспитание орфоэпической правильности речи.
2.Развитие словаря – обогащение и активизация словарного запаса детей, обучение их уместно использовать слова в различных ситуациях общения, отбирать наиболее точные слова и выражения, развитие выразительной образной речи детей.
3.Формирование грамматического строя речи – практическое освоение и использование в собственной речи разных типов словосочетаний и предложений, способов образования новых слов, формирование морфологической стороны речи (изменение слов по числам, родам, падежам, практическое усвоение наклонения глаголов – иди, беги, идем, бежим, идемте, побежал бы, пошел бы, употребление прилагательных в разных степенях сравнения – добр – добрее, тихий – тише и др.)
4.Развитие связной речи (диалогической и монологической) – развитие умения строить самостоятельные высказывания разных типов – описание, повествование, рассуждение; вести диалог; точно формулировать вопросы и отвечать на них; слушать и понимать речь собеседников; вести себя с учетом ситуации речевого общения.
5.Формирование элементарного осознания явлений языка и речи.
Детей учат производить звуковой и слоговой анализ слова, состава предложения, знакомят с понятиями «звук», «слово», «слог», «предложение», «гласный/согласный звук», «ударение», «твердый/мягкий согласный звук», «ударный гласный звук». Дошкольники учатся подбирать родственные (однокоренные) слова . Они знакомятся с явлениями синонимии и антонимии, подбирая слова, близкие/противоположные по значению. У детей также формируются представления о структуре высказывания (начало, середина, конец) и ее особенностях в разных типах текстов.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Основные параметры готовности к школе детей дошкольного возраста
Своевременное формирование правильного произношения имеет важное значение для нормального речевого общения, как со сверстниками, так и с взрослыми, для успешного овладения грамотой, а при поступ...
Что такое "психологическая готовность к школе"?
Иногда родители думают, что если ребенок перед школой умеет читать, писать и считать, то успех ему обеспечен. Однако практика показывает, что часто такой ребенок, с легкостью приступив к учебе, вдруг,...
речевая готовность к школе
Какие критерии, на ваш взгляд, наиболее ярко характеризует подготовленность ребёнка к обучению в школе ( пронумеруйте по степени убывания: 1-й – н...
Речевая готовность к школе
Материал для выступления на собрании для родителей будующих первоклассников...
Психологическая готовность к школе
Родительское собрание о психологической готовности к школе (для родителей будущих первоклассников)...
Презентация по стратовой диагностике "Готовность к школе"
Стартовая диагностика по готовности детей к школе....
Диагностика устной речи ребенка для определения его готовности к школе по речевому статусу
Диагностика устной речи ребенка для определения его готовности к школе по речевому статусу...
- Мне нравится (2)