Консультация для родителей:"Игры на развитие речи и мышления у дошкольников".
консультация на тему
Для ребенка и родителей очень важно играть вместе. Процессы речи и мышления тесно взаимосвязаны. Данная консультация рассказывает родителям, в какие игры можно играть с детьми,чтобы развивались речь и логическое мышление ребенка.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
igry_dlya_razvitiya_rechi_i_myshleniya.doc | 37.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Для ребенка и для родителей очень важно играть вместе. Для малыша игра с мамой - самый радостный и комфортный способ познания мира. Именно в игре возникает ощущение любви и близости и то особенное понимание ребенка, которое так дорого родителям.
Игры с ребенком должны проводиться систематически. Чтобы передать ребенку важнейшие знания о мире, надо разложить их по полочкам. Занятия должны быть ежедневными, хотя бы по 10-15 минут. Некоторые упражнения можно выполнять в повседневной жизни, т.е. во время дороги в магазин или в транспорте.
Прежде всего займитесь изучением предметов и их качеств. Для удобства общения допустимы тематические уроки, а также учебные игры - «Мишка одевается», «Я мою посуду» и т.д. Эти простейшие игры приведут к тому, что ребенок начнет свободно ориентироваться в цветах, формах, сходствах и различиях, научится характеризовать предмет и его действия, сравнивать несколько предметов. Быстро будет расширяться словарный запас.
Один из основных разделов домашнего обучения - развитие речи. Ребенку надо объяснять, как правильно произносить звуки и слова, строить словосочетания и предложения. Имен прилагательных в речи детей значительно меньше, чем имен существительных и глаголов. Восполнить пробел помогут описания ( «Какая собачка?», «Какой автобус?»). Ваша цель - приохотить «ученика» говорить много и правильно.
Прогулки на даче и в городе также можно использовать для игр и бесед с ребенком. В лесу старайтесь максимально точно называть цвета листьев, кочек, пней, стволов, веток. Если ребенок видит вокруг только зеленый цвет, сравните окраску листочков с разных деревьев. В глаза сразу бросится существенная разница. Предложите ребенку направиться на поиски новых цветов, обратить внимание, как меняется лист от попавшего на него света, от соприкосновения с другими растениями.
Найдите на поляне три цветка. Опишите один из них, а ребенок пусть догадается, о каком именно идет речь. Потом поменяйтесь ролями. Попросите ребенка определить характер деревьев. Начните рассказывать сами - пусть малыш заметит, что они не похожи друг на друга. Предложите ребенку найти два совершенно одинаковых листка (цветка, камушка). Рассмотрите их внимательно. Пусть малыш убедиться в том, что в каждом, не смотря на похожесть, есть неповторимое отличие. Можно сыграть с ребенком в игру «Что на что похоже и почему?» Отвечайте сами, если ребенку трудно, но в тоже время слушайте малыша внимательно, т.к. у детей непосредственной творческое восприятие. Можно немного видоизменить игру, уделяя большее внимание сходству различных предметов: «Чем лист похож на бумагу, на траву, на каплю?» Из таких игр рождается еще одно увлекательное занятие: придумывание и отгадывание загадок, построенных на сравнении предметов между собой.
Следующий вид упражнений - скороговорки. Важно, чтобы дети поняли, что говорить нужно не только быстро, но чисто, ясно для окружающих. Скороговорки можно найти в разных детских книжках. Также ребенку можно предложить произнести одну и туже фразу с разными интонациями (нежно, зло, вопросительно, с удивлением, прося, громко, тихо). Подобные задания помогут малышу развивать речь, воображение, избавит от скованности, стеснительности.
Многие игры имеют комбинированный характер, что выражается не только в обогащении словаря, но активизации высших психических функций (памяти, внимания, мышления, моторики). Игры доставляют радость ребенку!
«Четвертый лишний»
Для игры понадобятся четыре картинки с изображением предметов, три из которых относятся к одному обобщающему понятию. Вы раскладываете их перед ребенком и предлагаете определить, какие подходят друг к другу и можно ли их назвать общим словом, а какая из картинок лишняя и почему. Если ребенок не понимает задания, задайте ему наводящие вопросы. Эта игра предназначена для развития логического мышления дошкольников.
«Где мы были, вам не скажем, а что делали покажем»
Оригинальность игры заключается в том, что взрослый предлагает ребенку поиграть в нее без слов. Родители загадывают простое действие и с помощи мимики и жестов показывают его ребенку. Тот должен отгадать, что делают взрослые. Потом играющие меняются местами. Можно ребенку угадать или показать цепочку последовательных событий. Все это развивает воображение, фантазию, находчивость, сообразительность, умение перевоплощаться.
«Потерявшаяся игрушка»
Поставьте на стол пять-шесть игрушек. Ребенок запоминает их, а затем на несколько секунд закрывает глаза. В это время взрослый убирает одну игрушку и просит малыша угадать, что спрятано. Затем можно поменяться ролями. Если ребенку трудно, то можно начать с трех-четырех игрушек. Потом задача усложняется, изменив игрушки на картинки с изображением предметов. Также можно предложить ребенку запомнить последовательность игрушек, а потом поменять две-три из них местами. Попросить угадать, какая игрушка занимает не свое место. Такая игра поможет ребенку развить память и внимание, умение сосредотачиваться.
«Найди тайник»
Нарисуйте на бумаге план комнаты, спрячьте в ней игрушку и покажите на плане место ее расположения. Ребенок находит вещь, опираясь на схему. Это можно делать на детской площадке, что усложнит задание. Игра поможет развитию логического мышления, пространственной ориентации и умения действовать по определенной схеме.
«Игры с буквами»
Если ребенок еще не знаком с буквами, можно предложить ему игру в «звуки». Назвать, с какого звука начинается слово, каким звуком заканчивается, какие еще звуки ребенок слышит. Можно предложить ребенку проговаривать предложенные слова по звукам, придумывать слова, которые имеют заданный звук в начале, в середине и в конце. Игра развивает фонематический слух, готовит малыша к обучению чтению.
«Я к вам пишу…»
Если ребенок знает азы чтения, но не проявляет достаточного интереса к этому занятию, эта игра стимулирует его мотивацию. Для этого понадобится магнитная азбука. В отсутствие ребенка напишите ему «письмо» при помощи магнитной азбуки, что бы он мог самостоятельно его прочесть. Текст может быть любым. Сначала письмо может содержать два-три простых слова, затем пять-семь.
«Кляксы»
Дайте ребенку лист бумаги и краски и позвольте ему рисовать руками все, что он захочет. Можете это делать вместе с ребенком. Такое занятие способствует расслаблению, снятию напряжения, эмоциональной разрядке. А главное - вы вместе, вы рядом.
Для развития речи ребенка и формирования интереса к чтению необходимо помнить, что нужно использовать каждую возможность общения с ним: разговаривать о его делах, о том, что он увидел и услышал, о прочитанном, отвечать на вопросы. Обязательно надо регулярно читать ребенку. У него под рукой должно быть достаточно материалов для чтения и рассматривания картинок. Желательно записать ребенка в детскую библиотеку, чтобы он мог полистать книги на полках и выбрать что-то. Сами родители должны подавать пример регулярным чтением книг.
Почаще играйте с ребенком в различные игры: сюжетные и настольные, со словами и геометрическим материалом. Пусть малыш сам выбирает игру, не надо что-то навязывать. Разрешите ребенку свободно пользоваться карандашами, фломастерами, ножницами, бумагой, клеем и т.д. Поощряйте игры с другими детьми, водите чаще ребенка в интересные места: лес, цирк, музей, театр, в зоопарк, на елку, на каток и т.д. Ограничивайте время просмотра телевизора, смотрите передачи вместе и обсуждайте увиденное.
Маленькие дети могут и хотят учиться - это неоспоримый факт. В них спокойно сосуществует наивность и мудрость, талант и невежество. Детей необходимо обучать дома потому, что знания, полученные в первые годы жизни, никогда не исчезнут из памяти, а также способствуют сближению детей с родителями и лучшему пониманию взрослым человеком своего ребенка.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Игры для развития речи и мышления дошкольников: рекомендации родителям
Игры для родителей с детьми в домашней обстановке...
Консультация для родителей «Игры для развития речи и мышления дошкольников»
!Общение ребенка с родителями, с мамой и папой, очень важно. Это и обмен эмоциями, и содержательное времяпрепровождение. Для малыша игра с мамой или папой – радостный и комфортный способ познать мир, ...
Игры для развития речи и мышления ребёнка - Рекомендации родителям
Игры помогут родителям в домашних условиях с интересом заниматься речевым развитием ребёнка....
Консультация для родителей:" Игры на развитие мышления детей, используемые в домашних условиях.
В консультации даны игры на развитие мышления детей дошкольного возраста, которые можно использовать в домашних условиях....
"Игры для развития речи и мышления дошкольников"
Игры для развития речи и мышления дошкольников: рекомендации родителям Довольно часто мамы отдают своего ребенка в детский сад потому, что «...
Консультация для родителей "Играем пальчиками, развиваем речь"
Движения пальцев и кистей рук ребенка имеет особое развивающее воздействие. У новорожденного кисти всегда сжаты в кулачки, и, если взрослый вкладывает свои указательные пальцы в ладони ребенка, тот их...
«Игры для развития речи и мышления дошкольников»
Довольно часто мамы отдают своего ребенка в детский сад потому, что «детей там учат». В общем, это верно, но ведь малышам так хорошо дома! И для него, и для мамы так важно играть вместе! Р...