Комплексы упражнений для постановки звуков
учебно-методический материал

Егорова Марина Павловна

               

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл uprazh._zvuk_l.docx12.35 КБ
Файл uprazh.zvuk_r.docx17.01 КБ
Файл uprazh.zvuk_s.docx16.1 КБ
Файл uprazh.zvuk_sh.docx17.26 КБ
Microsoft Office document icon igry_na_razvitie_sluhovogo_vnimaniya.doc97 КБ

Предварительный просмотр:

Комплекс упражнений для звука Л

Правильная артикуляция звука Л:

- губы открыты

- зубы разомкнуты

- кончик языка поднят и упирается в верхние зубы

- воздушная струя умеренная и теплая

- звук «Л» звонкий

«Заборчик»

Улыбнуться, обнажив верхние и нижние зубы, которые стоят друг на друге, как заборчик. Про себя говорить «И». Удержать под счет от 1 до 10.

«Накажем непослушный язычок»

Немного приоткрыть рот, спокойно положить язык на нижнюю губу и, пошлепывая его губами, произносить звуки: «пя-пя-пя», а потом покусать зубами: « тя-тя-тя».

«Блинчик»

Широкий язык лежит неподвижно, не дрожит на нижней губе, касаясь углов рта, верхние зубы видны. Удержать под счет от 1 до 10.

«Иголочка»

Рот открыть, язык высунуть далеко вперед, напрячь и сделать его узким. Удерживать в таком положении 15 секунд, затем убрать за нижние зубы, рот не закрывать, повторить 5 – 10 раз.

Чередовать «Блинчик – Иголочка»

«Вкусное варенье»

Положить широкий язык на нижнюю губу, а затем облизать сверху вниз верхнюю губу, убрав язык за верхние зубки. Челюсть не двигать.

«Индюк»

Делать предыдущее упражнение в более быстром темпе со звуками «бл» (как болбочет индюк)

«Качели»

Кончиком языка упираться поочередно то в верхние, то в нижние зубы. Челюсть не двигать.

«Маляр»

Рот открыть, зубы видны. Кончиком языка гладить вперед – назад небо от бугорков верхних зубов ( как кисточкой).

«Почистим верхние зубки»

Улыбнуться, приоткрыть рот, кончиком язычка двигать влево – вправо по верхним зубам. Челюсть не двигать (зубы можно чистить и снаружи и внутри).

«Пароход гудит»

Улыбнуться, прикусить кончик языка и произносить звук «Ы» длительно. При этом слышится твердый звук «Л».



Предварительный просмотр:

Комплекс упражнений для звука Р

Для произнесения звука р необходима сложная работа всех мышц языка: кончик языка и его передняя часть подняты к альвеолам, наряжены, кончик языка вибрирует в проходящей воздушной струе. Средняя часть языка опущена, его боковые края прижаты к верхним коренным зубам; выдыхаемая воздушная струя должна быть сильной, направленной. Выработке необходимых движений языка и воздушной струи способствуют следующие упражнения.

Чьи зубы чище?

Цель. Вырабатывать подъем языка вверх и умение владеть языком.

Краткое описание. Приоткрыть рот и кончиком языка «почистить» верхние зубы с внутренней стороны, делая движения языком из стороны в сторону.

Методические указания.

1. Губы в улыбке, верхние и нижние зубы видны.

2. Следить, чтобы кончик языка не высовывался, не загибался внутрь, а находился у корней верхних зубов.

3. Нижняя челюсть неподвижна; работает только язык.

Маляр

Цель. Отрабатывать движения языка вверх и его подвижность.

Краткое описание. Улыбнуться, открыть рот и «погладить» кончиком языка твердое нёбо, делая движения языком вперед-назад.

Методические указания.

1. Губы и нижняя челюсть должны быть неподвижны.

2. Следить, чтобы кончик языка доходил до внутренней поверхности верхних зубов, когда он продвигается вперед, и не высовывался изо рта.

Кто дальше загонит мяч?

Цель. Вырабатывать плавную, длительную, непрерывную воздушную струю, идущую посередине языка.

Краткое описание. Улыбнуться, положить широкий передний край языка на нижнюю губу и, как бы произнося длительно звук ф, сдуть ватку на противоположный край стола.

Методические указания.

1. Нижняя губа не должна натягиваться на нижние зубы.

2. Нельзя надувать щеки.

3. Следить, чтобы дети произносили звук ф а не звук х, т. е. чтобы воздушная струя была узкая, а не рассеянная.

Пощелкать кончиком языка.

Цель. Укреплять мышцы языка и вырабатывать подъем языка вверх.

Краткое описание. Улыбнуться» показать зубы, приоткрыть рот и пощелкать кончиком языка (как лошадка цокает копытами).

Методические указания.

1. Упражнение сначала выполняется в медленном темпе, потом быстрее.

2. Нижняя челюсть не должна двигаться; работает только язык.

3. Если у ребенка пощелкивание не получается, нужно предложить ему выполнить упражнение «Приклей конфетку» а потом вернуть к этому упражнению.

4. Следить, чтобы кончик языка не подворачивался внутрь, т. е. чтобы ребенок щелкал языком, а не чмокал.

Вкусное варенье

Цель. Вырабатывать движение широкой передней части языка вверх и положение языка, близкое к форме чашечки, которое он принимает при произнесении звука ш.

Краткое описание. Слегка приоткрыть рот и широким передним краем языка облизать верхнюю губу, делая движение языком сверху вниз, но не из стороны в сторону.

Методические указания.

1. Следить, чтобы работал только язык, а нижняя челюсть не помогала, не «подсаживала» язык наверх — она должна быть неподвижной (можно придерживать ее пальцем).

2. Язык должен быть широким, боковые края его касаются углов рта.

3. Если упражнение не получается, нужно вернуться к упражнению «Наказать непослушный язык». Как только язык станет распластанным, нужно шпателем поднять его наверх и завернуть на верхнюю губу.

Индюк

Цель. Вырабатывать подъем языка вверх, подвижность его передней части.

Краткое описание. Приоткрыть рот, положить язык на верхнюю губу и производить движения широким передним краем языка по верхней губе вперед и назад, стараясь не отрывать язык от губы — как бы поглаживать ее. Снача'ла производить медленные движения, потом убыстрить темп и добавить голос, пока не послышится бл-бл (как индюк болбочет).

Методические указания.

1. Следить, чтобы язык был широким и не сужался.

2. Чтобы движения языком были вперед-назад, а не из стороны в сторону.

3. Язык должен «облизывать» верхнюю губу, а не выбрасываться вперед.

Цель. Вырабатывать подъем языка вверх и подвижность его передней части.

Барабанщики

Цель. Укреплять мышцы кончика языка, вырабатывать подъем языка вверх и умение делать кончик языка напряженным.

Краткое описание. Улыбнуться, открыть рот и постучать кончиком языка за верхними зубами, многократно и отчетливо произнося звук д: д-д-д. Сначала звук д произносить медленно. Постепенно убыстрять темп.

Методические указания.

1. Рот должен быть все время открыт, губы в улыбке, нижняя челюсть неподвижна; работает только язык.

2. Следить, чтобы звук д носил характер четкого удара — не был хлюпающим.

3. Кончик языка не должен подворачиваться.

4. Звук д нужно произносить так, чтобы ощущалась выдыхаемая воздушная струя. Для этого надо поднести ко рту полоску бумаги. При правильном выполнении упражнения она будет отклоняться.



Предварительный просмотр:

Комплекс упражнений  для свистящих звуков с, з, ц

Для произнесения свистящих звуков требуются сложные и точные движения языка, в которых участвуют кончик языка (он находится за нижними зубами), боковые края языка (они плотно примыкают к верхним коренным зубам), спинка языка (передняя часть ее приподнимается к альвеолам и образует с ними щель, а при звуке ц сначала смычку, потом щель); движения губ (в улыбке), нижней челюсти (едва опущена) и наличие воздушной струи (достаточно сильной и направленной посередине языка). Выработке необходимых движений языка и воздушной струи способствуют следующие упражнения.

Загнать мяч в ворота

Цель. Вырабатывать длительную, направленную воздушную струю.

Краткое описание. Вытянуть губы вперед трубочкой и длительно дуть на ватный шарик (лежит на столе перед ребенком), загоняя его между двумя кубиками.

Методические указания.

1. Следить, чтобы не надувались щеки, для этого их можно слегка придерживать пальцами.

2. Загонять шарик на одном выдохе, не допуская, чтобы воздушная струя была прерывистой.

Наказать непослушный язык

Цель. Вырабатывать умение, расслабив мышцы языка, удерживать его широким, распластанным.

Краткое описание. Немного приоткрыть рот, спокойно положить язык на нижнюю губу и, пошлепывая его губами, произносить звуки пя-пя-пя... Удерживать широкий язык в спокойном положении при открытом рте под счет от одного до пяти — десяти.

Внимание!

1. Нижнюю губу не следует подворачивать и натягивать на нижние зубы.

2. Язык должен быть широким, края его касаются уголков рта.

3. Похлопывать язык губами надо несколько раз на одном выдохе. Следить, чтобы ребенок не задерживал при этом выдыхаемый воздух. Проконтролировать выполнение можно так: поднести ватку ко рту ребенка! если тот делает упражнение правильно, она будет отклоняться. Одновременно это упражнение способствует выработке направленной воздушной струи.

Сделать язык широким

Краткое описание. Улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий передний край языка на нижнюю губу. Удерживать его в таком положении под счет от одного до пяти — десяти.

Внимание!

1. Губы не растягивать в сильную улыбку, чтобы не было напряжения.

2. Следить, чтобы не подворачивалась нижняя губа.

3. Не высовывать язык далеко: он должен только накрывать нижнюю губу.

4. Боковые края языка должны касаться углов рта.

5. Если это упражнение не получается, надо вернуться к упражнению «Наказать непослушный язык».

Кто дальше загонит мяч?

Краткое описание. Улыбнуться, положить широкий передний край языка на нижнюю губу и, как бы произнося длительно звук ф, сдуть ватку на противоположный край стола.

Внимание!1. Нижняя губа не должна натягиваться на нижние зубы.

2. Нельзя надувать щеки.

3. Следить, чтобы дети произносили звук ф а не звук х, т. е. чтобы воздушная струя была узкая, а не рассеянная.

Почистим зубы. Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот и кончиком языка «почистить» нижние зубы, делая сначала движения языком из стороны в сторону, потом снизу вверх.

Внимание!

1. Губы неподвижны, находятся в положении улыбки.

2. Двигая кончиком языка из стороны в сторону, следить, чтобы он находился у десен, а не скользил по верхнему краю зубов.

3. Двигая языком снизу вверх, следить, чтобы кончик языка был широким и начинал движение от корней нижних зубов.



Предварительный просмотр:

Комплекс упражнений для шипящих звуков ш ж, ч, щ

Для произнесения шипящих звуков требуются сложные и тонкие движения языка: широкий передний край языка поднимается к передней части твердого нёба, при этом кончик языка образует щель с твердым нёбом (при ч — сначала смычку, а потом щель); боковые края языка плотно прилегают к верхним коренным зубам; губы выдвигаются вперед и округляются; нижняя челюсть слегка опускается; воздушная струя идет посередине языка. Выработке необходимых движений языка и воздушной струи способствуют следующие упражнения.

Наказать непослушный язык

распластанным.

Краткое описание. Немного приоткрыть рот, спокойно положить язык на нижнюю губу и, пошлепывая его губами, произносить звуки пя-пя-пя... Удерживать широкий язык в спокойном положении при открытом рте под счет от одного до пяти — десяти.

Методические указания.

1. Нижнюю губу не следует подворачивать и натягивать на нижние зубы.

2. Язык должен быть широким, края его касаются уголков рта.

3. Похлопывать язык губами надо несколько раз на одном выдохе. Следить, чтобы ребенок не задерживал при этом выдыхаемый воздух. Проконтролировать выполнение можно так: поднести ватку ко рту ребенка! если тот делает упражнение правильно, она будет отклоняться. Одновременно это упражнение способствует выработке направленной воздушной струи.

Сделать язык широким

Цель. Вырабатывать умение удерживать язык в спокойном, расслабленном положении.

Краткое описание. Улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий передний край языка на нижнюю губу. Удерживать его в таком положении под счет от одного до пяти — десяти.

Методические указания.

1. Губы не растягивать в сильную улыбку, чтобы не было напряжения.

2. Следить, чтобы не подворачивалась нижняя губа.

3. Не высовывать язык далеко: он должен только накрывать нижнюю губу.

4. Боковые края языка должны касаться углов рта.

5. Если это упражнение не получается, надо вернуться к упражнению «Наказать непослушный язык».

Приклей конфетку

Цель. Укрепить мышцы языка и отработать подъем языка вверх.

Краткое описание. Положить широкий кончик языка на нижнюю губу. На самый край языка положить тоненький кусочек ириски, приклеить кусочек конфетки к нёбу за верхними зубами.

Методические указания.

1. Следить, чтобы работал только язык — нижняя челюсть должна быть неподвижна.

2. Рот открывать не шире чем на 1,5—2 см.

3. Если нижняя челюсть участвует в выполнении движения, можно поставить чистый указательный палец ребенка сбоку между коренными зубами (тогда он не будет закрывать рот).

4. Выполнять упражнение надо в медленном темпе.

Грибок

Цель. Вырабатывать подъем языка вверх, растягивать подъязычную связку (уздечку).

Краткое описание. Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот и, прижав широкий язык всей плоскостью к нёбу, широко открыть рот. (Язык будет напоминать тонкую шляпку грибка, а растянутая подъязычная связка — его ножку.)

Методические указания.

1. Следить, чтобы губы были в положении улыбки.

2. Боковые края языка должны быть прижаты одинаково плотно — ни одна половина не должна опускаться.

3. При повторении упражнения надо открывать рот шире.

Кто дальше загонит мяч?

Цель. Вырабатывать плавную, длительную, непрерывную воздушную струю, идущую посередине языка.

Вкусное варенье

Цель. Вырабатывать движение широкой передней части языка вверх и положение языка, близкое к форме чашечки, которое он принимает при произнесении звука ш.

Краткое описание. Слегка приоткрыть рот и широким передним краем языка облизать верхнюю губу, делая движение языком сверху вниз, но не из стороны в сторону.

Методические указания.

1. Следить, чтобы работал только язык, а нижняя челюсть не помогала, не «подсаживала» язык наверх — она должна быть неподвижной (можно придерживать ее пальцем).

2. Язык должен быть широким, боковые края его касаются углов рта.

3. Если упражнение не получается, нужно вернуться к упражнению «Наказать непослушный язык». Как только язык станет распластанным, нужно шпателем поднять его наверх и завернуть на верхнюю губу.

Гармошка

Цель. Укреплять мышцы языка, растягивать подъязычную связку (уздечку).

Краткое описание. Улыбнуться, приоткрыть рот, приклеить язык к нёбу и, не отпуская языка, закрывать и открывать рот (как растягиваются меха гармошки, так растягивается подъязычная уздечка). Губы находятся в положении улыбки. При повторении упражнения надо стараться открывать рот все шире и все дольше удерживать язык в верхнем положении.

Методические указания.

1. Следить, чтобы при открывании рта губы были неподвижны.

2. Открывать и закрывать рот, удерживая его в каждом положении под счет от трех до десяти.

3. Следить, чтобы при открывании рта не провисала одна из сторон языка.

Фокус

Цель. Вырабатывать подъем языка вверх, умение придавать языку форму ковшика и направлять воздушную струю посередине языка.

Краткое описание. Улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий передний край языка на верхнюю губу так, чтобы боковые края его были прижаты, а посередине языка был желобок, и сдуть ватку, положенную на кончик носа. Воздух при этом должен идти посередине языка, тогда ватка полетит вверх.

Методические указания.

1. Следить, чтобы нижняя челюсть была неподвижной.

2. Боковые края языка должны быть прижаты к верхней губе; посередине образуется щель, в которую идет воздушная струя. Если это не получается, можно слегка придержать язык.

3. Нижняя губа не должна подворачиваться и натягиваться на нижние зубы.



Предварительный просмотр:

Уважаемые родители, вам предлагаются игры с ребенком для развития фонематического восприятия и подготовки его к школе.

Играйте, общайтесь, развивайте речь и готовьтесь к школе.

Игры на развитие слухового внимания

1. «Где раздаётся звук?» — закрепление слуховой ориентации. Один ребёнок по указанию обучающего воспроизводит звук звонком, погремушкой, на барабане, остальные дети слушают с закрытыми глазами: а) показывают рукой или поворотом головы направление источника звука, затем открывают глаза для контроля;

б) водящий после воспроизведения звучания становится рядом с, обучающим, а дети показывают туда, где только что прозвучал звук.

2. «Жмурки». Цель та же:

а) дети, получив по звучащей игрушке, встают в разных местах комнаты, а ребёнок с завязанными глазами подходит к одному из них, касается его и называет звучащую игрушку, затем ребята меняются ролями;

б) дети встают рядом, определение направления звучания должно быть очень точным.

3. «Угадай по звуку» — определение предмета по характеру звука.

На столе предметы: стакан с ложечкой, бумага, тарелка с ложкой, ключи, ножницы, разные звучащие игрушки.

Детям демонстрируются характерные для каждого предмета звучания, шумы: помешивают ложечкой в стакане, гремят ключами, шуршат бумагой и т. п., затем то же проделывают за ширмой, а дети отгадывают предмет, показывая на него рукой, или повторяя точно такое же действие, или называя его (при условии хорошего произношения данных слов).

4. «Сделай так же». Цель та же.

На столе деревянные и металлические палочки, стакан, чашка, тарелка, кружка, всего пять-шесть предметов.

Обучающий ударяет одной, затем другой палочкой по предмету, ребёнок определяет предмет и последовательность применения палочек.

5. «Короб-коробок, подай голосок» — различение близких звучаний, шумов.

На столе пять-шесть коробок одинаковой формы и цвета с горохом, разными крупами, мелкими камешками, песком. Образцы содержимого в них лежат на столе или изображены на картинках и предварительно называются.

Обучающий встряхивает коробки, воспроизводя шорохи, затем переставляет их местами. Дети производят те же действия, после чего показывают на образец (картинку).

6. «Что ты слышишь?»

Детям предлагается посидеть тихо и постараться уловить все звуки, которые раздадутся в доме: шорох бумаги, отодвигание стула, скрип двери, тиканье часов и др. Затем ребёнок воспроизводит те же действия и по возможности называет их.

7. «Пограничник» — определение направления шороха.

Один из детей — «пограничник». Он стоит в центре комнаты с завязанными глазами; мимо него на носочках осторожно пробираются по очереди с разных сторон дети — «враги». «Пограничник» на слух определяет направление движения «врага» и загораживает ему дорогу рукой.

8. «Кто так кричит?» — узнавание голосов животных.

Обучающий включает магнитофон с записью голосов животных или имитирует их сам. Дети показывают соответствующие игрушки, сами подражают голосам или называют животных.

9. «Найди игрушку» — определение силы звучания.

Ребёнок ищет игрушку, спрятанную в комнате, дети хлопают в ладоши: при приближении его к искомому месту хлопки становятся громче, при удалении — тише.

10. «Все или один».

Дети внимательно вслушиваются в слова обучающего, который тихим, спокойным голосом, с одинаковой интонацией произносит короткие указания для всех детей, чередуя их во избежание подражания друг другу с указанием отдельному ребёнку. «Встаньте все ровно, тихо садитесь»; «Оля, подвинь стул ближе к столу»; «Таня, открой дверь»; «Витя, подай игрушку». (Жесты со стороны обучающего исключаются.)

11. «Тихо — громко».

Под тихое звучание музыки дети идут на носочках; «музыка» становится громче — ребята идут полным шагом; музыка звучит громко — малыши бегут.

12. «Узнай по голосу».

Дети, держась за руки, идут по кругу, водящий с завязанными глазами ходит в середине круга. Ребёнок, к которому прикоснется водящий, должен назвать имя водящего или спросить: «Кто я?», а водящий должен его узнать. Тот, чей голос он узнает, становится водящим.

13. «Подвигаемся».

Взрослый читает стихотворение, под которое можно ручками похлопать, ножками потопать («Барабанщик», «Идёт коза...»).

14. «Остановись». Дети произносят много раз какое-либо простое слово или слог, но после команды «стоп!» все замолкают. Кто не смог вовремя замолчать — проигрывает.

15. «Будь внимателен».

Дети стоят в два ряда напротив друг друга. Обучающий (держа, например, мяч) спрашивает одного из них: «Петя, что у меня в руке?» Стоящий напротив Пети должен быстро поднять руку или хлопнуть в ладоши, а затем ответить на вопрос.

Игры на развитие слуховой памяти

1. «Запоминай и выполняй».

Выполнение ребёнком четырёх — шести простых действий — словесных инструкций: «Встань, подойди к окну, возьми мишку и куклу, мишку посади в машинку, куклу дай Кате».

Распоряжения отдаются шёпотом на расстоянии четырёх — пяти метров от детей. Постепенно вводятся слова, отличающиеся одним звуком: «Возьми три картинки, «лук» отдай Оле, «жука» — Коле, «сук» — Ане, «сок» — Ване.

2. «Посмотри и запомни».

Ребёнку показывают и называют три — пять картинок, после чего их закрывают экраном; ребёнок показывает в том же порядке соответствующие игрушки или дубликаты картинок, по возможности называет их.

3. «Правильно отберёшь — фишку возьмёшь».

На столе восемь — десять картинок или игрушек. Называются любые три-четыре из них, которые ребёнок отбирает в той же последовательности и называет их (при условии, если произносит все нужные звуки).

4. «Угадай, что на картинке».

Названные картинки переворачивают рисунком вниз, и ребёнок должен угадать, где лежит та или иная картинка.

5. «Наведи порядок».

Называют пять картинок в любом порядке, ребёнок должен разложить их в той же последовательности.

6. «Угадай, чего не стало».

На столе разложены шесть картинок. Две из них один ребёнок откладывает к остальным рисункам. Другой ребёнок должен их там найти и назвать.

7. «Возьми свои картинки».

Картинки лежат на столе. Взрослый называет по две-три из них для нескольких детей. Дети находят свои картинки и называют их.

8. «Что я не назвала?»

Обучающий называет пять картинок из десяти, а дети отбирают другие пять и по возможности называют их.

9. «Продавец».

Дети запоминают последовательность, в которой разложены шесть рисунков, затем рисунки переворачивают; «продавец» предлагает купить, например, «утку», «покупатель» определяет картинку и показывает детям.

10. «Наседка и цыплята».

После того как «наседка» постучит по столу, ребёнок «пищит» столько раз, сколько цыплят нарисовано на его карточке.

11. «Кидай и слушай».

Двое детей кидают друг другу мяч. Если ребёнок слышит слова «раз, два, три», то кидает мяч другому; если же слышит только «раз, два», то до мяча не дотрагивается, иначе получает штрафное очко.

Развитие речевого слуха

Следующий этап воспитания слухового восприятия — узнавание слова на слух в ряду других. Предлагаемые слова постепенно усложняются по звуковому составу:

а) далёкие слова: муха, паук, утка, вата; 

б) сходные слова: молоток, колобок, молоко, долото;

в) с постепенным отниманием или наращением звуков: дудочки, удочки, краны, раны, рот, крот;

г) слова, различающиеся одним - двумя звуками: мак, рак, бак, так, ток; рот, кот, кок, сок, бок, бот,; миска, мишка, шишка, пышка, вышка, мышка;

д) фразы из слов, сходных по звуковому составу: Коля (Оля) держит шарик. Вова мыл (мёл) пол.

Игры на развитие речевого слуха

1. «Кто летает (плавает, едет, бегает)?»

Произносится ряд слов: сокол, молоко, рыба, комар... Дети в нужный момент имитируют руками полёт и произносят: «Летит». Кто ошибается, тот выполняет индивидуальное задание.

2. «Кто к нам пришёл?»

Называется ряд сходных слов, одно из них повторяется много раз, дети отмечают его заранее обусловленным звукоподражанием. Например, слово гвоздь среди других: гусь, кость, куст, гроздь, рост, трость, брось; ответ детей — «тук-тук» или имитация забивания гвоздей.

3. «Телефон».

а) Обучающий называет слово или простую скороговорку первому ребёнку из каждого ряда; по команде впереди сидящие поворачиваются назад и передают сказанное следующим детям.

Ряд, в котором слова дойдут до последнего ребёнка быстрее и без искажений, получает «переходящий приз» — флажок, звёздочку...

      б) В описываемом ниже варианте игры принимают участие пятеро детей. Обучающий называет четыре сходных слова, например: точка, бочка, дочка, кочка. Четверо ребят по очереди называют одно слово (первый — точка, второй — бочка, третий — дочка, четвёртый — кочка), а пятый произносит первое слово этого ряда и т. д. (Слов должно быть на одно меньше, чем играющих.) Кто ошибается, выходит к столу для выполнения индивидуального задания.

4. «Называй, не зевай!»

Дети получают по две картинки, названия которых сходны по звуковому составу. Обучающий произносит слова, а имеющий нужную картинку отвечает условной фразой: «Вот она (он)» или: «У меня мак (лак, лук, сук)» и т. д.

5. «Хорошо послушай».

Предлагается шесть — восемь картинок, среди которых есть близкие по звучанию; следует найти и назвать эти картинки.

 6. «Найди пару».

На столе перемешаны картинки: оса, коса, ужи, лужи, пушки, ушки, соль, фасоль, сокол, кол. Ребёнок находит два рисунка со сходными названиями, полученными в результате прибавления или исключения одного - двух звуков.

7. «Догадайся сам».

Картинки разделены на две стопки: в одной картинки лежат рисунком вверх, в другой — рисунком вниз. Предлагается найти картинку, которой нет среди открытых. Догадается ли ребёнок, что её там нет, или подаст вместо неё сходную по звуковому составу?

8. «Добавим и запомним».

Ребёнку предлагают повторить четыре слова со сходным звучанием: Даша, ваша, каша, Паша. Затем первое отбрасывается, но добавляется новое: ваша, каша. Паша, паша / каша, Паша, паша, Гаша / Маша, Таша, чаша, Саша.

9. «Запомни фразу».

Обучающий произносит предложение, ребёнок находит соответствующий рисунок и, если может, повторяет фразу. Например: У Ани мишка. У Вани мышка. У Зои удочка (дудочка, дочка). Саня у пал (упала). Аси лента. У Васи лепты.

10. «Делай, как слышишь».

Ведущий даёт разные инструкции: руки поднять, в стороны, вперёд, наклониться и т. д. — при этом сам делает другие движения. Ребёнок должен выполнять не то, что видит, а то, что слышит

Развитие фонематического слуха

 

Работа с рядами гласных звуков

Развитие фонематического слуха первое время проводится на материале рядов изолированных гласных звуков: сначала дети узнают гласный, отмечая его звукоподражанием или другим способом, затем определяют его место в ряду и, наконец, называют последовательность всех гласных звуков.

Игровые приемы в работе с гласными звуками

1. «Узнай плач Алёнушки» ааа: а-о-а-и-э-а-а-у-ы-а...

2. «Когда болят зубки?» ооо.

3. «Кто услышит жеребёнка?» — иии.

4. «Осторожно, паровоз!» — ууу.

5. «Послушаем эхо» — эээ.

6. «Прощальный сигнал парохода» — ыыы.

7. «Живые звуки». Цель: определить место звука в ряду.

Трое вызванных детей запоминают по одному гласному звуку, например А, О, У. Обучающий произносит звуковой ряд (У—А—О), после чего каждый из детей занимает один из трёх рядом стоящих стульев в соответствии с позицией звука в услышанном ряду, а затем отвечает: «Звук У в начале», «Звук А в середине», «Звук О в конце». Можно варьировать количество звуков и участников.

8. «Споём начало (середину, конец)».

Из предложенных трёх гласных звуков ребёнок поёт один в заданной позиции.

9. «Что исчезло?»

Произносится звуковой ряд: А—У—И—О—Э, затем А—У—О—Э. «Что исчезло?» — И. — «В какой позиции?» — «В середине».

10. «Что добавилось?» Добавляется один или пара звуков.

11. «Назови второй (пятый) звук».

Произносится звуковой ряд, а ребёнок называет второй или другой заданный звук. Обучающий при произнесении гласных может закрыть рот экраном, и дети ориентируются только на слух.

12. «Назови по порядку».

Дети должны запомнить и повторить названный звуковой ряд в том же порядке.

13. «Узнай по губам».

Взрослый молча артикулирует гласные, а дети по немой артикуляции узнают и повторяют вслух звуковой ряд.

Работа со слоговыми рядами

Ряды слогов, предлагаемые для воспроизведения, должны состоять из звуков, хорошо произносимых ребёнком.

Последовательность слоговых упражнений с постепенным их усложнением за счёт составляющих элементов: а) прямые слоги с одинаковыми гласными: МА-ПА-ТА;

б) прямые слоги с одинаковыми согласными и разными гласными: ТА-ТО-ТУ;

в) обратные слоги с разными согласными: АП-АМ-АХ;

г) обратные слоги с разными гласными и согласными: ОП-УХ-АМ;

д) закрытые и открытые слоги с разными гласными и согласными: ПА-АМ-АХ, АТ-ФО-УХ-ЭИ.

Кроме того, количество слогов для запоминания постепенно увеличивается с двух до четырёх; сначала их произносят медленно, но постепенно темп речи ускоряется. При дифференциации в слоги включаются родственные звуки: РА-ЛА-РА-ЛА..., ЛО-РО-ЛО-РО; более сложное задание — ряды слогов с измененной последовательностью составляющих элементов: РА-ЛА-ЛА-РА, ЛО-РО-ЛО-ЛО, РУ-РУ-ЛУ-РУ и т. п.

Игровые приёмы в работе со слогами

1. «Не пропусти слог».

Детям предлагается показать фигурку-символ (шарик, фонарик...), когда прозвучит заданный слог в ряду других, например МА: МА-ПА-ТА-МА-ФА-МА-ВА-КА-МА... Во избежание узнавания слога по артикуляции губ обучающий прикрывает рот экраном.

2. «Живые слоги».

Трое детей запоминают по одному слогу и уходят за ширму, а, выходя оттуда, произносят их; остальные ребята определяют, какой слог был первым, вторым и третьим. Позднее в игры вводятся слоги, составляющие слово, например МА-ШИ-НА, после называния слогового ряда дети отвечают, что получилось, или находят такую картинку среди других.

3. «Цепочка».

Слоги произносятся по очереди: ПА-ТА-МА-ПА-ТА-МА... ТО-ПУ-АХ...

4. «Посчитай».

Ребята воспроизводят хлопками услышанное количество слогов.

5. «Вспомни чужой голосок».

Обучающий показывает изображения животных и птиц; дети произносят звукоподражания, например, корове, барану и курице: МУ-БЭ-КО-ВО; картинки убираются, слоги повторяются по памяти.

6. «Какой слог лишний?»

Слоговые ряды: КО-КО-КУ-ВО, АХ-АХ-АХ-АХ.

7. «Запомни и повтори».

Дети запоминают три-четыре слога с оппозиционными звуками, каждый новый слоговой ряд начинается со слога, в котором есть другие согласный и гласный звуки: СА-ЗА-ЗА-СА, ЗО-ЗО-СО-ЗО, СУ-ЗУ-СУ-СУ.

Упражнения на анализ рядов изолированных гласных и слогов являются подготовительными, облегчающими узнавание звука в слове и деление слов на слоги.

Игры на узнавание звука в слове

1. «Покажи картинку (игрушку, предмет)».

Дети рукой показывают на символ перед ними в соответствии с заданным в слове звуком,

2. «Покажи фонарик (колокольчик, грибок)».

Услышав заданный звук, ребенок, поднимает в руке фигурку.

3. «Изобрази».

Дети отвечают заранее обусловленным звукоподражанием: на К — кукушке, на 3 — комару...; имитацией движений: Ж — полёт жука, Щ — шипение змеи, рука «ползёт» по столу.

4. «Назови».

Выполняя задание, ребёнок произносит слово, начинающееся на заданный звук, например Ш — шаг.

5. «Найди одинаковый звук».

Произносится ряд слов, дети определяют повторяющийся звук: сова, косы, нос — С.

6. «Остановись».

Малыши идут по кругу, имитируют полёт бабочек, движение поезда... Обучающий произносит в одинаковом темпе и ритме, с одной и той же интонацией слова с заданным звуком или без него, добавляя «раз, два». Дети останавливаются только тогда на счёт «два», когда услышат изучаемый звук, в противном случае продолжают идти. Допустившие ошибку ребята встают в конец ряда.

7. «Выбери правильно».

Среди четырёх-пяти картинок ребёнок находит те, в названиях которых есть заданный звук.

8. «Звук в конце (в середине, в начале)».

Отбираются картинки с определённой позицией звука в названии.

9. «Раздели на три».

В зависимости от позиции звука в названии картинки разделяются на три стопки.

10. «Где звук?»

В ряд поставлены три стульчика, перед каждым стоит ребёнок (начало, середина и конец ряда). Взрослый называет звук и произносит слова, содержащие этот звук. На стул садится ребёнок, чьё место совпадает с позицией звука в слове.

11. «Кто больше?»

Ребёнок может:

а) подобрать слова с заданным звуком по сюжетной картине;

б) назвать окружающие предметы с тем же звуком;

в) вспомнить названия любых предметов или картинок с этим звуком.

Дифференциация оппозиционных звуков

Для более быстрого различения звуков большое значение имеет сравнение сходных звуков на слух и в произношении. В этом случае применяются те же игры и упражнения, что и при узнавании отдельного звука в слове. Так как здесь игры проводятся одновременно с двумя звуками, то и все символы удваиваются. Картинки или игрушки в роли символов ставятся перед детьми на некотором расстоянии друг от друга (чтобы удобнее было показывать на них рукой), а фигурки ребёнок держит по одной в каждой руке.

Игры на развитие  умения дифференцировать

оппозиционные звуки

1. «Где звук?» (пример сравнения звуков С—Ш разными способами). Ребёнок может:

а) показать картинки, игрушки или предметы: сумка, шапка;

б) ответить словами: сад, шуба;

в) использовать звукоподражания: ссс-ссс— насос, ш-ш-ш — паровоз;

  г) имитировать движения молча или в сопровождении звуков (насос,
паровоз);

  д) назвать действия — крик животного, птицы или звучание предмета: свистит (свисток) — С, шипит (шина лопнула) — Ш;

  е) использовать жесты: рука идёт вниз — С (язык вниз, за нижними зубами); рука вверх — Ш (язык поднимается вверх).

2. «Запомни и повтори».

Ребёнок запоминает пять — семь названий картинок с родственными
звуками и повторяет их в том же порядке, после того как они закрывают-
ся экраном или переворачиваются.

3. «Найди, что надо».

На столе десять и более картинок. Ребёнок выбирает из них только те, в названии которых есть один из родственных звуков.

4. «Раздели на два».

Детям предлагается правильно назвать и разложить картинки на две стопки в соответствии с изучаемыми звуками в любой позиции.

5. «Раздели на два и на три».

Ребёнок должен разложить все картинки на две стопки, затем каждую из них — ещё на три части в соответствии с позицией изучаемого звука в слове.

6. «Телеграф».

Дети запоминают четыре слова с оппозиционными звуками, четверо ребят по очереди называют их по одному, пятый опять начинает с первого слова. Например: душ— тук— дуб— тушь— душ...

7. «Что такое, повтори!»

Повторить слова, различающиеся одним звуком, и объяснить, чем они различаются (по звуковому составу и по смыслу: бочки почки; в первом слове мы слышим звук Б, а во втором — П; бочки — это посуда, в них можно солить капусту, а почки распускаются весной на деревьях).

8. «Начни с конца».

Ребёнок должен повторить сначала второе, а затем первое слово: почки бочки.

9. «Замени звук».

Например, предлагается слово сайка. Ребёнок заменяет глухой звук на звонкий и произносит получившееся слово: зайка (С—3).

10. «Что раньше?»

Обучающий произносит два или одно слово с парными звуками. Ребёнку предлагается определить, какой из них слышится раньше. Например: Р—Л, красный лак— Р, километр — Л.

11. «Что потом?»

Какой из парных звуков слышится позже? Том — дом — Д.

12. «Назови по порядку».

Например: сладкий сахар — Л, Р; рыболов — Р, Л.

13. «Начни с конца».

Ребёнок называет второй, а затем первый из нужных звуков. Например: цок сок — С, Ц.

14. «Закончи слово» (демонстрируются картинки).

 Ш—Ж: у-ши, лу-жа, лы-жи, ме-шок.

15. «Слушай соседа».

Детям раздают по две картинки с парными звуками. Обучающий, начиная игру, произносит слово с одним из них и показывает на ребёнка, который должен назвать слово с другим звуком, следующий вызванный ребёнок опять меняет звук. Названные рисунки переворачиваются обратной стороной. Получается цепочка слов с оппозиционными звуками, например К—Г: лук, нога, кот, гусь, рак, вагон и т. д.

16. «Закончи предложение».

Игра проводится с картинками и без них: Для ногтей нужен... лак. В реке живёт... рак.

17. «Кто больше?»

Дети, глядя на сюжетную картинку, подбирают слова с изучаемыми звуками в любом порядке (можно попеременно). Например, «Зима»

 (С—Ш): снеговик, шарф, санки, шуба, бросает, варежки, снег, большой...

18. «Вспомни слово».

Слова с заданными звуками дети придумывают уже без картинок.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Артикуляционные упражнения для постановки основных групп звуков.

ПОСТАНОВКА ЗВУКА «С»  Загнать мяч в воротаВытянуть губы трубочкой и длительно дуть на ватный шарик, загоняя его между двумя кубиками, стоящими впереди на столе. Наказать неп...

Консультация для родителей.Упражнения для постановки звуков Ть и Ц

Упражнения для развития фонематического слуха...

Методическое пособие по устранению дефектов произношения (полный комплекс постановки звуков)

Конкретные задачи коррекции звукопроизношения разнообразны и тесно взаимосвязаны между собой: -овладение речевой деятельностью в разных её видах; -развитие звукового анализа слов...

Комплекс артикуляционных упражнений, направленных на подготовку языка к постановке звука [Р]

Для произнесения звука [Р] необходима сложная работа всех мышц языка.При произнесении звука "Р" рот открыт, кончик языка и его передняя часть широко распластаны и подняты к основаниям верхних зубов, н...

Комплекс упражнений, направленных на постановку звука [Л].

В норме становление  правильного произношения  звука [Л’] происходит трём годам, а [Л] к пяти годам (М.Ф. Фомичева). Но на практике значительное количество детей, по ряду причин (нарушение в...

Статья «Особенности работы по постановке звуков у детей с дизартрией. Способы постановки звуков раннего онтогенеза у детей старшего дошкольного возраста с дизартрией»

1. Понятие о дизартрии, её патологические особенности.2. Особенности работы по постановке звуков у детей с дизартрией.3. Специфика нарушений в произношении звуков раннего онтогенеза у детей с дизартри...

Использование игровых упражнений на занятиях по постановке звука Л

Здесь Вы найдете игровые упражнения, использование которых возможно на логопедических занятиях при постановке звука [Л]...