Формирование коммуникативной компетентности учащихся формами духовно-нравственного воспитания. (Для бесед с родителями)
консультация по теме
Воспитание ребенка начинается в семье. Ведь современный гуманистический идеал актуализирует такие качества личности, как патриотизм, социальную солидарность, гражданственность, служение Отечеству, сохранение семейных ценностей, интеллектуальное и творческое развитие, приверженность традиции.
Современное общество требует от человека умения жить, сосуществовать в обществе. Формирование коммуникативных качеств обуславливается необходимостью взаимодействия с другими людьми, объектами окружающего мира и информацией, умения её отыскивать, преобразовывать и передавать, выполнять различные социальные роли в группе и коллективе.Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
formirovanie.docx | 20.17 КБ |
Предварительный просмотр:
Формирование коммуникативной компетентности
учащихся формами духовно-нравственного воспитания.
(Для бесед с родителями)
Позитивное содержание компетентностей - это социальный заказ современного российского образования. Современное общество требует от человека умения жить, сосуществовать в обществе. Формирование коммуникативных качеств обуславливается необходимостью взаимодействия с другими людьми, объектами окружающего мира и информацией, умения её отыскивать, преобразовывать и передавать, выполнять различные социальные роли в группе и коллективе. Важным фактором нравственного воспитания учащихся в УДО является его общение. Нравственность — это внутренние, духовные качества, которыми руководствуется человек, этические нормы, правила поведения, определяемые этими качествами.
Духовно-нравственное воспитание учащихся – это целенаправленный процесс трансляции нравственного опыта предыдущих поколений. Российская школа призвана к воспитанию личности свободной, творческой, инициативной, саморазвивающейся. Личность делает возможными социальный и экономический прогресс. Вместе с тем, личностью человек становиться только в обществе. Поэтому необходимо говорить не об абстрактном личностно ориентированном воспитании вне времени, культуры и общества, а о воспитании личности гражданина России. И разговор надо начинать с родителями. Так как воспитание начинается в семье. Ведь современный гуманистический идеал актуализирует такие качества личности, как патриотизм, социальную солидарность, гражданственность, служение Отечеству, сохранение семейных ценностей, интеллектуальное и творческое развитие, приверженность традиции.
Традиционные источники нравственности:
1. Патриотизм, включающий в себя ценности: любовь к Родине; любовь к своему народу; любовь к своей «малой Родине»; служение Отечеству (ратное, духовное, трудовое).
2. Социальная солидарность: свобода личная и национальная; доверие к людям, институтам государства и гражданского общества; справедливость; милосердие; доброта; честь; честность; достоинство.
3. Гражданственность: правовое государство; гражданское общество; долг перед Отечеством, старшими поколениями, семьей; закон и правопорядок; межэтнический мир; свобода совести и вероисповедания.
4. Семья, любовь и верность: почитание родителей; забота о старших и младших; продолжение рода.
5. Труд и творчество: созидание; целеустремленность и настойчивость; трудолюбие; бережливость.
6. Наука и познание.
7. Религия включает представления о Вере, Духовности, религиозной жизни человека и общества, религиозной картине мира.
8. Искусство и литература включает ценности: Красота; Гармония; Духовный мир человека; Нравственный выбор; Смысл жизни; Эстетическое развитие.
9. Природа: жизнь; родная земля; заповедная природа; планета Земля.
10. Человечество: мир во всем мире; многообразие культур и народов; прогресс человечества; международное сотрудничество.
Перед общеобразовательной школой ставится задача подготовки ответственного гражданина, способного самостоятельно оценивать происходящее и строить свою деятельность в соответствии с интересами окружающих его людей. Решение этой задачи связано с формированием устойчивых нравственных свойств личности школьника через развитие коммуникативных компетенций.
Родители должны учить своих детей не только уметь находить партнеров в общении, но и самому оставаться нравственным, и выбирать партнера с высокой нравственностью. Вступая в отношения с окружающим нас миром, мы сообщаем информацию о себе, взамен получаем интересующие нас сведения, анализируем их и планируем свою деятельность в социуме на основе этого анализа. Эффективность этой деятельности зачастую зависит от качества обмена информацией, что в свою очередь обеспечивается наличием необходимого и достаточного коммуникативного опыта субъектов отношений. Чем раньше осваивается этот опыт, чем богаче арсенал коммуникативных средств, тем успешнее реализуется взаимодействие. Следовательно, самореализация и самоактуализация личности в социуме напрямую зависит от уровня сформированности ее коммуникативной культуры.
По мнению турецких ученых: «Дети – это ценность, а их воспитание – это еще большая ценность». Будущее каждого человека напрямую связано с тем, что он воспринял и какое влияние испытал на себе в младшем школьном возрасте. Если он растет и воспитывается в атмосфере, которая дает ему все только самое лучшее и благородное, то можно надеяться на то, что со временем он проявит себя как личность, обладающая живым умом, нравственностью и благородством. Родитель обязан, воспитывать в ребенке нравственность, читать детям, будь то поэзия или проза, придавать силу их мысли, твердость их духу, подпитывать их веру в будущее и стойкость, чтобы потом могли приобрести в их лице поколение с сильной волей и здоровым рассудком.
Родителям необходимо обращать внимание на то, что и как говорят их дети, как они реагируют на действия людей, уметь выявлять мысли и чувства, сопровождающие акты общения детей с другими людьми, трудности, с которыми они сталкиваются, вступая в контакты с окружающими, - это поведенческие (внешние) и психологические (внутренние) компоненты общения. Поведенческий компонент состоит из вербальной (речевое высказывание) и экспрессивной форм поведения ( тон голоса, темп речи, выражение лица, мимика, жесты). Психологические компоненты – это мысли, чувства, ожидания и установки, сопровождающие акты общения.
Подготовленный к общению человек — это тот, кто усвоил, что, где, когда и с какой целью можно и нужно говорить и делать, чтобы произвести хорошее впечатление и оказать необходимое влияние на других участников общения.
Для продуктивного общения с другими людьми необходимо обладать определенной психологической культурой:
- умением разбираться в других людях и верно оценивать их психологию;
- адекватно эмоционально откликаться на их поведение и состояние;
- выбирать по отношению к собеседникам такой способ обращения, который отвечал бы их индивидуальным особенностям.
Развитие коммуникативных компетенций в процессе духовно-нравственного воспитания является неотъемлемой частью начального образования. Для того, чтобы совершенствовать коммуникативные навыки детей, необходимо максимально разнообразить работу в этом направлении, вести её систематически и целенаправленно, объединяя для этого все возможные силы: школу, учреждения дополнительного образования, семью.
Для формирования коммуникативных компетенций младших школьников через самооценку и определение своего места в окружающем мире необходимо:
- развивать личностные качества ребенка;
- формировать чувство гражданской идентичности, ценностного отношения к своему национальному языку и культуре, уважительное отношение к традиционным российским религиям через развитие толерантности;
- формировать навыки коллективного взаимодействия в урочной и внеурочной деятельности, в процессе которого личность ребенка обогащается новым социальным опытом.
Для эффективного решения поставленных задач педагогическую деятельность следует строить, учитывая личностно-ориентированный и деятельностный подход.
Личностно-ориентированный подход.
- учет индивидуальных и возрастных особенностей;
- опора на положительные качества личности ребенка;
- подкрепление индивидуальных успехов.
Деятельностный подход.
- мотивация деятельности, направленной на сотворчество;
- социальная значимость выполняемой деятельности;
- результаты совместной деятельности.
Для организации деятельности следует применять совокупность методов:
- метод наблюдения;
- метод личного примера;
- метод эмоционального воздействия;
- метод убеждения;
- метод упражнений;
- метод изучения литературы.
Реализация каждого метода предполагает использование совокупности приёмов, соответствующих педагогической ситуации и особенностям детей.
- Коммуникативные приёмы.
- Организаторские приёмы (связаны с организаторской деятельностью, направленные на существование ситуации вокруг ребенка).
Для положительной реализации рекомендаций следует использовать такие формы работы, как
- игры (игры на знакомство, сплочение коллектива, сюжетно-ролевые, социально-ролевые, деловые, интеллектуальные);
- коллективные творческие дела;
- мероприятия (конкурсы, олимпиады, научно-практические конференции, КВНы, спортивные соревнования, посещения музеев, кинотеатров, походы в цирк, экскурсии);
- индивидуальную работу (беседы, контроль успеваемости, анкетирование и анализ результатов);
- работу с родителями (повышение психолого-педагогических знаний родителей, вовлечение родителей в учебно-воспитательный процесс, индивидуальные консультации, анкетирование).
Таким образом, формирование коммуникативной компетенции – один из аспектов гармоничного развития эмоциональной и интеллектуальной сфер личности. Одним из важнейших коммуникативных навыков является умение адекватно реагировать и отвечать на высказывания собеседника, а также способность поддержать разговор на определенную тему. Решение проблемы коммуникативного развития детей школьного возраста в условиях семьи и образовательно-педагогической среды непосредственно зависит от глубокого знания и эффективного использования законов и механизмов развития психики и личности ребенка на каждой ступени онтогенеза, а также специфики и направлений современного образования. Коммуникативная компетентность не возникает на пустом месте, она формируется.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья "Духовно-нравственное воспитание как фактор формирования социальной компетентности детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей"
Публикация статьи в сборнике материалов практико-ориентированного семинара в г. Ангарске по проблеме «Социальная адаптация детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»....
Реализация информационно-коммуникативной технологии на уроках географии как условие формирования коммуникативной компетентности.
Реализация информационно-коммуникативной технологии на уроках географии как условие формирования коммуникативной компетентности....
Формирование коммуникативной компетентности через создание высказываний разной коммуникативной направленности
Мы все чаще сталкиваемся в обыденной жизни с небрежным обращением с русским языком. В связи с этим коммуникативная направленность в изучении русского языка не только служит практической цели – ф...
Рекомендации для родителей по формированию коммуникативной компетентности школьников.
Рекомендации для родителей по формированию коммуникативной компетентности школьников....
Рекомендации для родителей по формированию коммуникативной компетентности детей.
Как говорил Сухомлинский: «Педагогика должна стать наукой для всех: и для педагогов, и для родителей».Семья – первый и основной институт, который всегда напрямую связан с процессом формирования личнос...
Статья "Реализация информационно-коммуникативной технологии на уроках географии как условие формирования коммуникативной компетентности"
Новый учебный процесс предполагает внедрение новых форм работы и предусматривает новые роли: учителя, как консультанта, и ученика, как активного исследователя, творчески и самостоя...
Формирование личностных УУД через духовно-нравственное воспитание
Формы и методы работы на уроке, способствующие духовно-нравственному развитию учащихся...