Сценарий родительских собраний.
материал на тему

Жупеева Елена Павловна

Сценарий родительских собраний. Советы, пожелания, работа с детьми.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Родительский лекторий

«Дети и подростки с девиантным поведением и методы их вхождения в социум, или Баллада о неотличниках»

Хочу начать сегодняшнее занятие словами нашего современника, писателя и просто интересного человека Бориса Акунина: «Отчего злодейству в мире дорога всегда широкая, а добродетели узкая тропа, поросшая колючим кустарником?!» Действительно, отчего? Почему в повседневной жизни мы гораздо чаще сталкиваемся с негативом?

Предлагаю Вам провести небольшой психологический тест: перед Вами листы бумаги, поделите лист вертикально пополам, с одной стороны напишите то хорошее, что произошло с Вами сегодня, начиная с утра, то, что вызывает приятные воспоминания, улыбку, а с другой – плохое, то, что заставляет нахмуриться.

Позитив

Негатив

Подведём итог. Что же получилось? Почему так?

К сожалению, негатива в жизни ребёнка или подростка в школе тоже немало. Ведь достаточно часто мы сталкиваемся именно с такими ребятами: «Он всегда мрачнел приближаясь к школе…», «Где-то за последней партой можно было заметить его мрачную одинокую фигуру…», «От горького чувства одиночества его могло избавить только всеобщее признание…», «Он пытался выглядеть не тем, кто он есть на самом деле…», «Он- неудачник!», «А разве он личность?», «Бесперспективный(Борис Львовский «Сигнал надежды»)

Попробуем сегодня вместе поискать ответ на этот вопрос: «Разве он – личность?»

Отклоняющееся поведение, трудный подросток, девиация, аддиктивное поведение – эти слова становятся, к сожалению, всё более и более употребительными в последнее время в школьном обиходе.

- Знакомы ли Вам эти термины?

- Какое поведение ребёнка или подростка можно назвать отклоняющимся или девиантным?

К сожалению, эта проблема давно уже перестала быть психолого-педагогической. Ведь современная социально-экономическая ситуация создаёт все условия для попадания детей и подростков в, так называемую, «зону риска». Одним из самых злободневных вопросов современного общества является криминализация молодёжи и как следствие – увеличение детей и подростков с девиантным поведением. Как правило, это дети из неблагополучных семей, семей беженцев, дети, которые подвергаются насилию, нервным стрессам, ведут бездомный образ жизни, предоставлены сами себе. Подростка увлекает полная свобода действий, безнаказанность. Он становится «изгоем» в обществе. И результат – повальное употребление наркотиков, алкоголя, табакокурение. Всё чаще проявляется со стороны подростков жестокость и стремление к насилию, вандализм. Настораживает и то, что неблагополучными в последнее время становятся всё больше детей и подростков из весьма благополучных семей.

        Мы, педагоги, чаще других взрослых сталкиваемся с проявлением отклоняющегося поведения: грубостью, бранью, курением и т.д.

        - Попробуем проанализировать собственные чувства по отношению к таким детям и подросткам, ведь в повседневной жизни мы постоянно сталкиваемся с ними. Какие чувства у Вас вызывают они, дети и подростки с девиантным поведением?

        Мы, конечно, возмущаемся, испытываем желание осудить и осуждаем, подавляем, запрещаем, объясняем такое поведение негативным влиянием средств массовой информации, социальным неблагополучием, снижением воспитательных воздействий, биологическими нарушениями. Однако нужно помнить главное: дети и подростки нуждаются в помощи и поддержке, им не хватает понимания, теплоты, заботы; их мучает собственная неопределённость, неприкаянность и одиночество. Осуждения и запреты в такой ситуации только ожесточают ребёнка, а тем более подростка. Китайская пословица гласит: «Чтобы позаботиться о поле, недостаточно вырвать сорняки на нём, необходимо взрыхлить почву, посадить и вырастить полезные растения».

        Необходимо осознать, что девиантное поведение имеет сложную природу и обусловлено разнообразными  взаимодействующими факторами (причинами).

        - Как Вы думаете, какие причины могут привести к отклонентям в поведении ребёнка?

         Психологи выделяют три типа причин, ведущих к девиантному поведению: биологические, психологические и социально-психологические (социальные)

        Биологические – это неблагоприятные физические или анатомические особенности организма ребёнка или подростка (нарушение умственного развития, дефекты слуха, зрения, речи, изменения внешности в переходном возрасте и т.д.)

        Психологические – это психопатологии или акцентуации характера (нервно-психологические заболевания, повышенная нервная возбудимость, что обуславливает неадекватные реакции ребёнка или подростка).

        Социальные выражаются в дефектах школьного, семейного или общественного воспитания.

        И уж если причины понятны, перед нами встают извечные вопросы: Кто виноват? И Что делать?

        Хочу обратиться к словам писателей-фантастов братьев Стругацких из повести «Жук в муравейнике»: «Нам одного не простят: если мы недооценим опасность. И если в нашем доме завоняло серой, мы просто не имеем права пускаться в рассуждения… - мы обязаны предположить, что где-то рядом объявился чёрт с рогами, и принять соответствующие меры, вплоть до производства святой воды в промышленных масштабах». Ведь мы, взрослые, не имеем права бездействовать. Даже если путь, ведущий к изменениям в поведении ребёнка или подростка, окажется длинным и напряжённым. В ответ на предложенную помощь,  содействие можно встретить закрытость, сопротивление, отторжение и злобу. Чтобы пройти этот путь, нужно запастись терпением и верой в успех, потому что подобные дети и подростки испытывают всевозможные трудности.

        - Как думаете, какие?

        К типичным трудностям детей и подростков с отклонениями в поведении относятся следующие:

  • проблемные взаимоотношения с родителями, педагогами и другими взрослыми
  • проблемные взаимоотношения с друзьями, одноклассниками и другими сверстниками
  • трудности самопонимания, самоотношения
  • трудности формирования жизненных ориентиров, идеалов, ценностей, кумиров
  • внутреннее одиночество, непонятость другими
  • стремление избежать давления, правил, норм, требований
  • испытание себя и других
  • поиск границ возможного
  • поиск комфортного существования, эмоционального благополучия
  • отсутствие позитивных жизненных устремлений и целей
  • обида на судьбу и конкретных людей
  • переживание собственных неудач, проблемности
  • неорганизованность
  • зависимость от других, низкая сила своего «я»
  • трудности в обучении
  • трудный характер: обидчивость, агрессивность и т.д.
  • поиск защиты или «защитника», отсутствие чувства безопасности
  • чувство вины, стыда за неблагополучие родителей или отсутствие уважения к ним.

- Какие из них, на Ваш взгляд, родители способны преодолеть совместно с ребёнком или подростком?

- Где необходима помощь?

- Кто же  может помочь?

        Общественность, учреждения дополнительного образования, учителя-предметники, школьный психолог, социальный педагог, друзья вне школы, одноклассники, классный руководитель – всегда протянут руку помощи, ведь справиться в одиночку – непосильная задача.

        Существуют разные формы работы педагогов с учащимися «группы риска» и их родителями:

  • индивидуальные беседы как с детьми и подростками, так и их родителями (лично, по телефону)
  • посещение семей совместно с членами родительского комитета, социальным педагогом и т.д.
  • совместная работа с учителями-предметниками, социально-психологической         службой школы
  • строгое ведение текущей и отчётной документации как со стороны учителей, так и родителей
  • привлечение к общественной жизни как детей и подростков, так и их родителей
  • профилактические советы
  • «письмо на работу» родителям (благодарственное или о помощи)

Трудно взаимодействовать с такими детьми и подростками, ведь, действительно, зачастую не известно, чего от них можно ожидать.         Но если взрослые, сталкиваясь с различными отклонениями в поведении детей, легко впадают в гнев, испытывают обиду, негодование, тогда можно забыть о воспитательном результате. Такое прямое противостояние между детьми и взрослыми ведёт к усилению непонимания. Нежелательное поведение у ребёнка или подростка при этом не исчезнет.

Я уверена, что каждый из Вас сталкивался в той или иной мере с девиацией в поведении детей, своих или чужих. Естественно, универсальных алгоритмов работы с детьми и подростками с девиантным поведением нет. И всё же хочу предложить Вам «Заповеди родителей», которые помогут сохранить внутреннее спокойствие при общении с детьми и подростками с отклоняющимся поведением:

  • быть примером для воспитанника – это не цель, а средство воздействия на него
  • на любви к детям держится мир
  • слова не должны расходиться с делом, если хотите доверия
  • не увлекайтесь нотациями: их не любят взрослые, а уж дети и подростки тем более
  • честность
  • не всегда надо искать виноватого
  • быть рядом с ребёнком или подростком или чуть-чуть впереди, но ни в коем случае не тащить его на буксире
  • найдите в ребёнке или подростке хорошее – оно точно есть
  • сдержанность: нервозность и раздражительность – враг доверия

«Одинок полёт

Светлячка в ночи…

Но в небе звёзды.

В чём смысл…трёхстишия?

Человек – одинокий светлячок в бескрайнем мраке ночи. Свет его так слаб, что освещает лишь крошечный кусочек пространства, а вокруг лишь холод, тьма и страх.

Но если отвести испуганный взгляд от находящейся внизу тёмной земли и посмотреть ввысь (всего-то надо повернуть голову!), то увидишь, что небо покрыто звёздами. Они сияют ровным, ярким и вечным светом.

Ты во тьме не одинок! Звёзды – твои друзья, они помогут и не бросят в беде.

А чуть позже ты понимаешь и другое, не менее важное: светлячок – тоже звезда, такая же, как все остальные. Те, что на небе, тоже видят твой свет, и он помогает им вынести холод и мрак Вселенной» (Борис Акунин «Левиафан»)

И может, тогда ребёнок или подросток с отклоняющимся поведением станет таким: «Личность! Перспективный!»

Уважаемые родители, оцените, пожалуйста, подготовку и реализацию сегодняшнего мероприятия. Спасибо!                                                              

1C:\Users\Елена Николаевна\Desktop\весёлый.jpg               2  C:\Users\Елена Николаевна\Desktop\грустный.jpg           3C:\Users\Елена Николаевна\Desktop\есть о чем задуматься.jpg            4C:\Users\Елена Николаевна\Desktop\мне всё равно.jpg

  1. Было интересно и познавательно!
  2. Тема меня не заинтересовала.
  3. Есть о чём задуматься!
  4. Нужна консультация, помощь!

Путевой лист для родителей по лекторию

«Дети и подростки с девиантным поведением и методы их вхождения в социум, или Баллада о неотличниках»

Словарик.

  • Девиантное или отклоняющееся поведение – система поступков или отдельные поступки, противоречащие принятым в обществе правовым или нравственным нормам.
  • Аддиктивное поведение - система поступков или отдельные поступки, ведущие к правонарушениям.

Позитив

Негатив

К типичным трудностям детей и подростков с отклонениями в поведении относятся следующие:

  • проблемные взаимоотношения с родителями, педагогами и другими взрослыми
  • проблемные взаимоотношения с друзьями, одноклассниками и другими сверстниками
  • трудности самопонимания, самоотношения
  • трудности формирования жизненных ориентиров, идеалов, ценностей, кумиров
  • внутреннее одиночество, непонятость другими
  • стремление избежать давления, правил, норм, требований
  • испытание себя и других
  • поиск границ возможного
  • поиск комфортного существования, эмоционального благополучия
  • отсутствие позитивных жизненных устремлений и целей
  • обида на судьбу и конкретных людей
  • переживание собственных неудач, проблемности
  • неорганизованность
  • зависимость от других, низкая сила своего «я»
  • трудности в обучении
  • трудный характер: обидчивость, агрессивность и т.д.
  • поиск защиты или «защитника», отсутствие чувства безопасности
  • чувство вины, стыда за неблагополучие родителей или отсутствие уважения к ним.

Существуют разные формы работы педагогов с учащимися «группы риска» и их родителями:

  • индивидуальные беседы как с детьми и подростками, так и их родителями (лично, по телефону)
  • посещение семей совместно с членами родительского комитета, социальным педагогом и т.д.
  • совместная работа с учителями-предметниками, социально-психологической         службой школы
  • строгое ведение текущей и отчётной документации как со стороны учителей, так и родителей
  • привлечение к общественной жизни как детей и подростков, так и их родителей
  • профилактические советы
  • «письмо на работу» родителям (благодарственное или о помощи)

«Заповеди родителей», которые помогут сохранить внутреннее спокойствие при общении с детьми и подростками с отклоняющимся поведением:

  • быть примером для воспитанника – это не цель, а средство воздействия на него
  • на любви к детям держится мир
  • слова не должны расходиться с делом, если хотите доверия
  • не увлекайтесь нотациями: их не любят взрослые, а уж дети и подростки тем более
  • честность
  • не всегда надо искать виноватого
  • быть рядом с ребёнком или подростком или чуть-чуть впереди, но ни в коем случае не тащить его на буксире
  • найдите в ребёнке или подростке хорошее – оно точно есть
  • сдержанность: нервозность и раздражительность – враг доверия

Уважаемые родители, оцените, пожалуйста, подготовку и реализацию сегодняшнего мероприятия. Спасибо!                                                              

1C:\Users\Елена Николаевна\Desktop\весёлый.jpg               2  C:\Users\Елена Николаевна\Desktop\грустный.jpg           3C:\Users\Елена Николаевна\Desktop\есть о чем задуматься.jpg            4C:\Users\Елена Николаевна\Desktop\мне всё равно.jpg

  1. Было интересно и познавательно!
  2. Тема меня не заинтересовала.
  3. Есть о чём задуматься!
  4. Нужна консультация, помощь!

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий родительского собрания.

1.Родительское собрание Тема: Как взаимодействовать с ребенком в конфликтной ситуации. ...

Сценарий родительского собрания

Полный сценарий проведения родительского собрсния: "О трудностях в учении, или чтобы ребенок учился"...

Сценарий родительского собрания "Папа, мама, я - здоровая семья"

Сценарий родительского собрания "Папа, мама, я - здоровая семья"...

Сценарий родительского собрания по профориентации

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКАСценарий родительского собрания «Мир профессий, или какую дверь открыть?»       « Кем ты хочешь быть, когда вырастешь?»- пожалуй, этот вопрос входит...

Сценарий родительского собрания "Мы растим счастливого ребенка"

Сценарийродительского собрания по теме: «Мы растим счастливого ребенка: от самопознания к самореализации» Цель: определить критерии родительского отношения к проблеме становления личности ребенка...

Работа классного руководителя. Сценарий родительского собрания "У каждого ребенка должна быть семья".Сценарий классного часа и тетрализованного представления "Сказка ложь, да в ней намёк..." (5 класс).

Родительское собрание "У каждого ребёнка должна быть семья"  о гармонизации детско-родительских отношений.Сценарий классного часа "Сказка ложь, да в ней намек..." о развитии общечеловеческих ценн...

Сценарий родительского собрания Семья — моя радость (родительское собрание совместно с детьми)

Сценарий родительского собрания,проводимого  совместно с детьми 7-я — моя радостьЦель: раскрытие важности семьи для становления человека;способствовать сближению и взаимопониманию между...