статья "Участие родителей в оценке качества образования школьников"
статья на тему

 

«УЧАСТИЕ РОДИТЕЛЕЙ В ОЦЕНКЕ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ ШКОЛЬНИКОВ»

Винокурова Людмила Андреевна, ГОУ СОШ № 121,  заместитель директора по УВР, г. Санкт-Петербург

 

Аннотация

Решение проблемы повышения качества школьного образования – одна из задач, которую решает школа. В целом любая инновация взаимосвязана с решением данной задачи, в том числе и новые подходы к управлению образованием. Новые подходы к управлению предполагают и включение родителей в оценку работы школы. Участие общественности наряду с государством в оценке качества образования способствует более объективному анализу учебного процесса и делает систему образования открытой, доступной и прозрачной.

Проблема качества образования волнует не только Россию, но и все мировое сообщество. Многие развитые страны обеспокоены современным состоянием образования и предпринимают попытки повысить его качество. Острота вопроса обусловлена, прежде всего, глобальными проблемами человечества, изменяющимися условиями жизни, требованиями к выпускнику школы.

Серьезное влияние на актуализацию качества образования оказывает возрастающая интеллектуализация производства, появление рынка образовательных услуг, развитие информационных технологий.

В современном понимании качество образования — это не только соответствие знаний учащихся государственным стандартам, но и успешное функционирование самого учебного заведения, а также деятельность каждого педагога и администратора в направлении обеспечения качества образовательных услуг.  

В последнее десятилетие разработка подходов к оценке качества образования осуществляется через систему всероссийского, регионального и международного мониторинга качества образования, в рамках эксперимента по введению единого государственного экзамена, а также посредством научно-практических разработок, осуществляемых как на федеральном, так и на региональном уровнях. В работах последних лет находит отражение мировой опыт разработки инструментария оценивания результатов обучения, в том числе тестирования и обработки результатов, на основе современных теорий педагогических измерений.

В частности, в настоящее время продолжается отработка различных моделей новой независимой формы государственной (итоговой) аттестации выпускников IX классов общеобразовательных учреждений. Завершился эксперимент по введению единого государственного экзамена (ЕГЭ). Ведётся работа по стандартизации банка измерительных и диагностических материалов; разработке технологического обеспечения аттестационных процедур общеобразовательных учреждений, технологии оценки готовности детей  к обучению в начальной и основной школе[1].

В рамках комплексных проектов модернизации образования субъектов Российской Федерации (приоритетный национальный проект «Образование») начата работа по формированию различных моделей региональных систем оценки качества образования в соответствии с Указом Президента РФ от 28.06.07. № 825 «Об оценке деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации».

В то же время система оценки качества образования в России только начала создаваться, еще не сформировано единое концептуально-методологическое понимание проблем качества образования и подходов к его измерению. Достаточно часто используется не апробированный и не стандартизированный инструментарий. Деятельность различных организаций, занимающихся проблемами качества образования, недостаточно координируется. Отсутствует необходимое научно-методическое обеспечение для объективного и надежного сбора информации, не хватает  квалифицированных кадров. Слабо проработана нормативно-правовая база системы оценки качества образования [2].

Оценка качества образования подразумевает оценку образовательных достижений обучающихся, качества образовательных программ, условий реализации образовательного процесса в конкретном образовательном учреждении, деятельности всей образовательной системы страны и ее территориальных подсистем.

                Решение проблемы повышения качества школьного образования – одна из задач, которую решает школа. В целом любая инновация взаимосвязана с решением данной задачи, в том числе и новые подходы к управлению образованием.

Новые подходы к управлению предполагают и включение родителей в оценку работы школы. Участие общественности наряду с государством в оценке качества образования способствует более объективному анализу учебного процесса и делает систему образования открытой, доступной и прозрачной

Наиболее разработанной формой привлечения общественности к участию в управлении образовательным учреждением в настоящее время является создание советов образовательных учреждений, наделенных управленческими (властными) полномочиями. Советы с управленческими полномочиями, как правило, называют Управляющими Советами. Их принципиальное отличие от традиционных советов и других органов самоуправления образовательного учреждения состоит в том, что Управляющие Советы наделены определенными полномочиями: решать вопросы в соответствии с Уставом и Положением о совете. При этом руководитель учреждения обязан исполнять решения советов, принятые в рамках их компетенции. То есть их решения носят инструктивный характер, такой же, как, например, приказы руководителя, изданные в соответствии с его полномочиями.

Решение проблемы повышения качества образования - одна из задач, которую решает школа. Новые подходы к управлению образованием предполагают и включение родителей в оценку работы школы. Участие родителей в школьной жизни ограничивалось их присутствием на родительском собрании класса, школы. Если родители не занимали активной позиции - то жизнь класса оставалась под контролем только классного руководителя. На сегодняшний день формы включения родителей в школьную жизнь, а значит и в оценку качества образования школьников, стали разнообразнее. К ним относятся общественное управление, такое как: попечительские советы, управляющие советы и другие советы, названные по усмотрению администрации школы.

В формах общественного управления заинтересованы не только родители, но и администрация школы. Управляющие и попечительские советы позволяют привлечь родителей в школу, сделать образовательное пространство школы более открытым и прозрачным. Кроме того участие родителей в управляющем совете школы позволит им участвовать в разработке критериев для оценки качества образования школьников.

 

 

ЛИТЕРАТУРА И ССЫЛКИ

  1. Болотов В.А.Система оценки качества российского образования \В.А.Болотов, Н.Ф.Ефремова//Педагогика.-2006.-№1.-С.22-31
  2. Беркалиев Т.Н.Инновации и качество школьного образования: науч. - метод. пособие для педагогов инновац.шк./Т.Н.Беркалиев, Е.С.Заир-Бек, А.П.Тряпицына. - СПб.: КАРО,2007.-136 с.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 45344_vinokurova_ludmila.doc58 КБ

Предварительный просмотр:

Сборник докладов 12-го Всероссийского интернет-педсовета

«УЧАСТИЕ РОДИТЕЛЕЙ В ОЦЕНКЕ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ ШКОЛЬНИКОВ»

Винокурова Людмила Андреевна, ГОУ СОШ № 121,  заместитель директора по УВР, г. Санкт-Петербург

Аннотация

Решение проблемы повышения качества школьного образования – одна из задач, которую решает школа. В целом любая инновация взаимосвязана с решением данной задачи, в том числе и новые подходы к управлению образованием. Новые подходы к управлению предполагают и включение родителей в оценку работы школы. Участие общественности наряду с государством в оценке качества образования способствует более объективному анализу учебного процесса и делает систему образования открытой, доступной и прозрачной.

Проблема качества образования волнует не только Россию, но и все мировое сообщество. Многие развитые страны обеспокоены современным состоянием образования и предпринимают попытки повысить его качество. Острота вопроса обусловлена, прежде всего, глобальными проблемами человечества, изменяющимися условиями жизни, требованиями к выпускнику школы.

Серьезное влияние на актуализацию качества образования оказывает возрастающая интеллектуализация производства, появление рынка образовательных услуг, развитие информационных технологий.

В современном понимании качество образования — это не только соответствие знаний учащихся государственным стандартам, но и успешное функционирование самого учебного заведения, а также деятельность каждого педагога и администратора в направлении обеспечения качества образовательных услуг.  

В последнее десятилетие разработка подходов к оценке качества образования осуществляется через систему всероссийского, регионального и международного мониторинга качества образования, в рамках эксперимента по введению единого государственного экзамена, а также посредством научно-практических разработок, осуществляемых как на федеральном, так и на региональном уровнях. В работах последних лет находит отражение мировой опыт разработки инструментария оценивания результатов обучения, в том числе тестирования и обработки результатов, на основе современных теорий педагогических измерений.

В частности, в настоящее время продолжается отработка различных моделей новой независимой формы государственной (итоговой) аттестации выпускников IX классов общеобразовательных учреждений. Завершился эксперимент по введению единого государственного экзамена (ЕГЭ). Ведётся работа по стандартизации банка измерительных и диагностических материалов; разработке технологического обеспечения аттестационных процедур общеобразовательных учреждений, технологии оценки готовности детей  к обучению в начальной и основной школе[1].

В рамках комплексных проектов модернизации образования субъектов Российской Федерации (приоритетный национальный проект «Образование») начата работа по формированию различных моделей региональных систем оценки качества образования в соответствии с Указом Президента РФ от 28.06.07. № 825 «Об оценке деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации».

В то же время система оценки качества образования в России только начала создаваться, еще не сформировано единое концептуально-методологическое понимание проблем качества образования и подходов к его измерению. Достаточно часто используется не апробированный и не стандартизированный инструментарий. Деятельность различных организаций, занимающихся проблемами качества образования, недостаточно координируется. Отсутствует необходимое научно-методическое обеспечение для объективного и надежного сбора информации, не хватает  квалифицированных кадров. Слабо проработана нормативно-правовая база системы оценки качества образования [2].

Оценка качества образования подразумевает оценку образовательных достижений обучающихся, качества образовательных программ, условий реализации образовательного процесса в конкретном образовательном учреждении, деятельности всей образовательной системы страны и ее территориальных подсистем.

        Решение проблемы повышения качества школьного образования – одна из задач, которую решает школа. В целом любая инновация взаимосвязана с решением данной задачи, в том числе и новые подходы к управлению образованием.

Новые подходы к управлению предполагают и включение родителей в оценку работы школы. Участие общественности наряду с государством в оценке качества образования способствует более объективному анализу учебного процесса и делает систему образования открытой, доступной и прозрачной

Наиболее разработанной формой привлечения общественности к участию в управлении образовательным учреждением в настоящее время является создание советов образовательных учреждений, наделенных управленческими (властными) полномочиями. Советы с управленческими полномочиями, как правило, называют Управляющими Советами. Их принципиальное отличие от традиционных советов и других органов самоуправления образовательного учреждения состоит в том, что Управляющие Советы наделены определенными полномочиями: решать вопросы в соответствии с Уставом и Положением о совете. При этом руководитель учреждения обязан исполнять решения советов, принятые в рамках их компетенции. То есть их решения носят инструктивный характер, такой же, как, например, приказы руководителя, изданные в соответствии с его полномочиями.

Решение проблемы повышения качества образования - одна из задач, которую решает школа. Новые подходы к управлению образованием предполагают и включение родителей в оценку работы школы. Участие родителей в школьной жизни ограничивалось их присутствием на родительском собрании класса, школы. Если родители не занимали активной позиции - то жизнь класса оставалась под контролем только классного руководителя. На сегодняшний день формы включения родителей в школьную жизнь, а значит и в оценку качества образования школьников, стали разнообразнее. К ним относятся общественное управление, такое как: попечительские советы, управляющие советы и другие советы, названные по усмотрению администрации школы.

В формах общественного управления заинтересованы не только родители, но и администрация школы. Управляющие и попечительские советы позволяют привлечь родителей в школу, сделать образовательное пространство школы более открытым и прозрачным. Кроме того участие родителей в управляющем совете школы позволит им участвовать в разработке критериев для оценки качества образования школьников.

ЛИТЕРАТУРА И ССЫЛКИ

  1. Болотов В.А.Система оценки качества российского образования \В.А.Болотов, Н.Ф.Ефремова//Педагогика.-2006.-№1.-С.22-31
  2. Беркалиев Т.Н.Инновации и качество школьного образования: науч. - метод. пособие для педагогов инновац.шк./Т.Н.Беркалиев, Е.С.Заир-Бек, А.П.Тряпицына. - СПб.: КАРО,2007.-136 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Система объективной оценки качества образования: современные способы и процедуры оценки образовательных результатов»

«Система объективной оценки качества образования: современные способы и процедуры оценки образовательных результатов»...

РЕФЕРАТ по образовательной программе дополнительного профессионального образования «Современный образовательный менеджмент. Принцип государственно-общественного управления в образовании» на тему: «Общественная оценка качества образования в образовател

В последние годы делается больший акцент на роль общественности в управлении образовательными учреждениями. Общественный характер управления системой образования проявляется в том, что наряду с органа...

Использование родителями результатов оценки качества обучения школьников

Эссе о позиции родителей по оценке качества обучения в средней школе...

ОЦЕНКА МОНИТОРИНГА КАЧЕСТВА ЗНАНИЙ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ МОДУЛЯ «МНОГОУРОВНЕВАЯ СИСТЕМА ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ» АСУ РСО

Оценка мониторинга качества знаний с использованием модуля «Многоуровневая система оценки качества образования» АСУ РСО  ( из опыта работы)...

Разработка педагогического совета по теме "От системы оценки качества образования в деятельности педагога к системе оценки качества образования в школе"

Разработка педагогического совета по теме "От системы оценки качества образования в деятельности педагога  к системе оценки качества образования в школе" содержит презентацию. Данная разработка п...

От оценки качества образования к управлению качеством образования: используемые данные

В статье анализируются условия, необходимые для адресного планирования образовательных результатов и перехода от оценки образовательных результатов к оценке достижения запланированных результатов для ...

Педагогический совет "Качество образования" "Влияние воспитательной работы на качество образования школьников ВЛИЯНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ НА ПОВЫШЕНИЕ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ УЧАЩИХСЯ"

Личностно-ориентированный подход является ведущим в воспитательном процессе нашего учреждения. Особенность процесса обучения в учреждениях дополнительного образования заключается в том, что он выстраи...