Разговор о правильном питании.
материал ( класс) на тему
Материал для проведения родительского собрания о здоровом питании.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zdorovoe_pitanie.docx | 54.48 КБ |
Предварительный просмотр:
Родительское собрание «Разговор о правильном питании»
Тема: «Родителям – о здоровом питании ребёнка»
Цель:
- формирование культуры отношения к своему здоровью;
- формирование у родителей потребности воспитывать в детях стремление к здоровому полноценному питанию;
- формирование у учащихся потребности соблюдения правил здорового образа жизни и методов применения рационального питания
Задачи:
- раскрыть значение натурального продукта мёда в жизни школьника, его пищевой, энергетической ценности и пользы, которую он приносит;
- продолжить формирование умений творческого мышления. у обучающихся и их родителей .
Оборудование: презентация «Родителям – о здоровом питании ребёнка»,
мультимедийное оборудование
Форма работы: семинар – практикум для родителей
Ход собрания:
1. Вступительное слово учителя. Приветствие участников собрания
Учитель:
- При встрече люди обычно говорят это хорошее слово - Здравствуйте, желая друг другу здоровья. Вот и я обращаюсь к вам: « Здравствуйте, уважаемые родители, гости, коллеги!»
Если определить, от чего зависит жизнь и здоровье людей на Земле, то самым главным будет мир, отсутствие войны. Это самое главное, самое важное. Потом последуют: достаточное питание, материальное благополучие, медицинское обслуживание… Мне хочется, чтобы вы были развитыми в физическом и духовном отношении, целеустремленными, жизнерадостными людьми. Хочется, чтобы юное поколение, наше будущее, научились укреплять свое здоровье, и в этом деле нет мелочей.
Обращаю ваше внимание на то, что здоровый образ жизни становится все более популярным среди подростков, однако очень многое зависит от самого человека, от того, как он относится к себе, к своему будущему. Ухудшение здоровья детей школьного возраста в России стало не только медицинской, но и серьёзной педагогической проблемой. Поражают стремительность, с которой нарастают кризисные явления в этой сфере
2. Постановка проблемы.
Сегодня речь пойдет о здоровом образе жизни, о здоровом питании. Нас, уважаемые взрослые, вопрос о здоровье детей, вдвойне заставляет задуматься: как мы кормим своих детей и как они сами относятся к своему питанию. Правильное питание оказывает влияние на рост, физическое и нервно-психическое развитие человека, особенно в детском и подростковом возрасте. Правильное питание является необходимым фактором для обеспечения нормального зрения, полового развития, поддержания нормального состояния кожных покровов. Здоровое питание способствует повышению защитных функций организма (устойчивость к инфекциям, агрессивному воздействию внешней среды).
А ведь хорошее самочувствие ребёнка – важное условие усвоения им школьной программы.
- Как же нужно правильно питаться, чтобы сохранить здоровье? Бережное отношение к своему здоровью не появится у детей само собой, а должно формироваться в результате целенаправленного воздействия педагогов и родителей.
Наш педагогический коллектив уделяет большое внимание данной проблеме, как в учебное, так и во внеурочное время.
Благодаря программе «Разговор о правильном питании», разработанной специалистами Института возрастной физиологии РАО, все учащиеся школы изучают этот курс. «Разговор о правильном питании». На этих занятиях мы знакомим детей с правилами питания, как залоге здоровья на долгие годы. Цель программы – формирование у детей основ культуры питания как составляющей здорового образа жизни. Вы заметили, что слова «здоровый образ жизни» слышны буквально на каждом шагу?
Так и есть: сегодня эта тема интересует практически всех.
Изменить напряженный ритм жизни не всегда в наших силах, но мы можем принести много пользы собственному организму, активно двигаясь, отказываясь от вредных привычек и придерживаясь правильного питания. Ведь именно оно — одна из главных составляющих здорового образа жизни.
Правильно питаясь, мы всегда можем оставаться в хорошей физической форме, контролировать свой вес и бороться с вредным влиянием окружающей среды. Старая истина «Ты — то, что ты ешь» в ХХI веке стала еще более актуальна. Тем, кто заботливо обеспечивает организм всеми необходимыми пищевыми веществами, последний отвечает красотой, молодостью, активностью и радостью жизни.
Наблюдая за питанием наших детей во время завтрака, я увидела, что лишь 30% детей едят кашу, дети не любят творожные запеканки. Печенье и вафли предпочитают булке с маслом.
Изучив вопрос питания наших детей более глубже, проведя анкетирование и проанализировав ответы детей, получила следующие результаты.
Оказывается, что лишь 60% детей завтракают до школы дома, 10 % пьют только чай или сок, а 30 % вообще не завтракают. 50% детей не каждый день едят каши. 55% детей фрукты или овощи получают только один раз в неделю, или не получают вообще.
Значит, не все так хорошо в организации питания младших школьников.
Чтобы решить данную проблему мы и поговорим сегодня о том, как должно быть организовано питание наших детей, чтобы они были здоровыми.
На ваш взгляд, что такое здоровое питание?
Здоровое питание должно быть сбалансированным. Для здоровья детей важнейшее значение имеет правильное соотношение питательных веществ. В меню школьника обязательно должны входить продукты, содержащие не только белки, жиры и углеводы, но и незаменимые аминокислоты, витамины, некоторые жирные кислоты, минералы и микроэлементы. Эти компоненты самостоятельно не синтезируются в организме, но необходимы для полноценного развития детского организма. Питание школьника должно быть оптимальным. При составлении меню обязательно учитываются потребности организма, связанных с его ростом и развитием, с изменением условий внешней среды, с повышенной физической или эмоциональной нагрузкой. При оптимальной системе питания соблюдается баланс между поступлением и расходованием основных пищевых веществ.
Калорийность рациона школьника должна быть следующей:
7-10 лет – 2400 ккал
14-17лет – 2600-3000ккал
если ребенок занимается спортом, он должен получать на 300-500 ккал больше.
Проведение теста "Как вы питаетесь?" :
1. КАК ЧАСТО В ТЕЧЕНИЕ ОДНОГО ДНЯ ВЫ ПИТАЕТЕСЬ?
а) три раза;
б) два раза;
в) один раз.
2. ВЫ ЗАВТРАКАЕТЕ:
а) каждое утро;
б) один - два раза в неделю;
в) очень редко, почти никогда.
3. ИЗ ЧЕГО СОСТОИТ ВАШ ЗАВТРАК?
а) из каши и какого-нибудь напитка;
б) из жареной пищи;
в) из одного только напитка.
4. ЧАСТО ЛИ ВЫ В ТЕЧЕНИЕ ДНЯ ПЕРЕКУСЫВАЕТЕ В ПРОМЕЖУТКАХ МЕЖДУ ЗАВТРАКОМ, ОБЕДОМ И УЖИНОМ?
а) никогда;
б) один - два раза;
в) три раза и больше.
5. КАК ЧАСТО ВЫ ЕДИТЕ СВЕЖИЕ ОВОЩИ И ФРУКТЫ, САЛАТЫ?
а) три раза в день;
б) три-четыре раза в неделю;
в) один раз в неделю
6. КАК ЧАСТО ВЫ ЕДИТЕ ТОРТЫ C КРЕМОМ, ШОКОЛАД?
а) раз в неделю;
б) от 1 до 4-х раз в неделю;
в) почти каждый день.
7. ВЫ ЛЮБИТЕ Фаст - фуд?
а) почти не прикасаюсь к таким бутербродам;
б) иногда с чаем не отказываю себе в этом скором кушанье;
в) очень люблю и балую себя почти каждый день.
8. СКОЛЬКО РАЗ В НЕДЕЛЮ ВЫ ЕДИТЕ РЫБУ?
а) два-три раза и больше;
б) один раз;
в) реже одного раза в неделю
9. КАК ЧАСТО ВЫ ЕДИТЕ ХЛЕБ И ХЛЕБОБУЛОЧНЫЕ ИЗДЕЛИЯ?
а) раз в день;
б) два раза в день;
в) три раза и более.
10. СКОЛЬКО ЧАШЕК ЧАЯ ИЛИ КОФЕ ВЫ ВЫПИВАЕТЕ В ТЕЧЕНИЕ ОДНОГО ДНЯ?
а) одну - две;
б) от трех до пяти;
в) шесть и больше.
Обсуждение результатов.
- Подведем итоги. Отложите ручки, подсчитайте количество баллов. Ответ а - 2 очка, б - 1, в - 0.
Кто набрал от 17 до 20 очков, у вас отличный стол. Причин для беспокойства нет.
13-16 очков. Вы умело находите золотую середину в выборе блюд.
9-12 очков. Пересмотрите свое отношение к питанию.
0-8 очков. То, как вы питаетесь, из рук вон плохо! Более того, существует серьезная опасность для вашего здоровья.
В наше стремительно летящее время, когда дел невпроворот, когда некогда как следует выспаться, мы совершенно забываем о своём здоровье.
Наши дети вместе с нами «перекусывают» чипсами, запивают лимонадом сомнительного производства. Зачастую, до полуночи сидят у компьютера «лишь бы не мешали»! А о собственном здоровье мы задумываемся тогда, когда «подкатило» хроническое заболевание.
Вы не задумывались, что целое поколение выросло именно так? Отсюда ослабленные физически дети, отсюда детские хронические заболевания, которые раньше встречались только у пожилых людей.
Ещё древнегреческий философ Сократ (470 - 399 до н.э.) сказал: «Мы живем не для того, чтобы есть, а едим для того, чтобы жить». Это старинное высказывание актуально и в наше время, особенно для растущего детского организма.
Хотя ваш ребенок уже подрос и ходит в школу, он все еще требует огромного количества заботы и внимания. Правильное питание детей школьного возраста – залог здоровья в будущем. Именно поэтому важно узнать о нем как можно больше и как можно раньше.
Не раз прозвучало обращение на родительском собрании: "Не давайте детям деньги на завтраки по своему усмотрению. Они нередко тратят их на конфеты, сухарики, которые нарушают аппетит. Постоянно внушайте сыну или дочери, что правильное питание имеет большое значение для их нормального развития и успешной учебы."
Большую роль в жизни школьника продолжает играть режим питания.
Как утверждают медики, наиболее оптимальным является питание детей 4-5 раз в день. Примерным режимом питания может служить следующий распорядок. Часы приема пищи
7.00-7.30
10.00-10.30
13.00-13.30
16.00-16.15
19.00-19.30
Понятие «режим питания» включает регулярность питания, кратность питания, распределение суточного рациона по энергоценности, химическому составу, продуктовому набору и массе на отдельные приемы пищи.
Поговорим о завтраке дома. Первый завтрак у многих проходит дома. Родители возлагают большие надежды на правильный завтрак - ведь они лично контролируют этот процесс дома и могут быть абсолютно уверены, что хотя бы раз в день ребенок поел - как следует. Однако не все знают, какой завтрак наиболее ценен для школьника. Помимо сладкого чая, варенья и кондитерских изделий, в утренний завтрак школьников должны обязательно входить хлебобулочные изделия, каши (овсянка зарекомендовала себя лучше всех), макароны, свежие овощи, из фруктов предпочтительны яблоки, богатые клетчаткой и пектином.
Второй завтрак проходит в школьной столовой.
Некоторые родители считают, что школьные завтраки недостаточно питательны и вкусны или дороги, и предпочитают давать ребенку свой завтрак - бутерброд и в лучшем случае фрукты. Дети, особенно младшего возраста, съедают его в сухомятку, часто в неположенное время, а иногда и вовсе забывают позавтракать. Все это приводит к нарушениям режима питания и развитию различных заболеваний. И поэтому перед учителем и родителями встаёт вопрос о том, что необходимо завтракать в школе, так как между первым завтраком и обедом проходит много времени. И это отрицательно влияет на здоровье ребёнка. Конечно же, одна школа без семьи никогда не сможет решить проблему правильного питания.
Как относиться к школьному питанию?
Изучив пищевой рацион школьников, я выяснила, что большинство учеников питаются неправильно. Мало поступает в организм ребенка овощей и фруктов, крупяных изделий, рыбных продуктов. Поэтому горячее питание детей во время пребывания в школе является одним из важных условий поддержания их здоровья и способности к эффективному обучению.
Обед
"Школьный бутерброд" не может заменить полноценного обеда. Поэтому важно объяснить ребенку, особенно если он остается после уроков , что очень важно и полезно есть "горячее". Если же ребенок находится на занятиях до часа или до двух, а затем отправляется домой, взрослые должны проследить, чтобы там его ждал полноценный обед.
Полдник
Иногда про полдник забывают, но он должен входить в режим питания ребенка. Обычно полдник, состоит из питья (кефир, простокваша, молоко, кофе, чай с молоком), мучных изделий (булочка, печенье, пирожное, бублик) фруктов, ягод и сладостей.
Ужин
Ужинают все школьники за 1,5—2 часа до сна. Ужин, принятый непосредственно перед сном, мешает ночному отдыху.
Чтобы сон ребенка был спокойным и глубоким, на ужин необходимо давать легко и быстро переваривающиеся блюда (молочные, растительные). Мясо, рыба, фасоль, горох сравнительно долго остаются в желудке и оказывают возбуждающее действие на нервную систему, мешают ночному сну: дети плохо, беспокойно спят.
Перед едой детям полезны овощные закуски (винегреты, салаты). Они способствуют выделению пищеварительных соков, а следовательно, возбуждают аппетит и улучшают пищеварение.
Обратите внимание!
- Важно, чтобы еда была вкусной, и ребенок ел с удовольствием!
- «Нелюбимые» блюда можно заменить на равноценные, схожие по составу, но «любимые».
- Попробуйте добавить «изюминку» в привычные блюда (например, орешки, сухофрукты, горсть ягод - в кашу или сухарики и свежую зелень в суп).
Никогда:
- Не делайте проблему из того, что ваш ребенок не любит какую-то пищу. Никакой вид пищевых продуктов не является сам по себе незаменимым. Например, овощи одного цвета могут заменить друг друга, и если ребенок не любит молоко, то необходимый ему кальций он может получить из сыра.
- Не говорите: «Съешь все это, тебе это полезно». Это звучит так, будто вы предлагаете лекарство. Пусть дети увидят, что вы едите то же самое и с удовольствием.
- Не говорите: «Если съешь овощи, получишь мороженое». Ненавистная еда станет еще противнее, запретный плод еще желаннее, и ребенок поймет, что все, что нужно сделать, чтобы получить сладкое, - это подкупить вас.
Основными компонентами, входящими в состав пищи, являются белки, жиры, углеводы, витамины, минеральные вещества.
ПОЧЕМУ ОРГАНИЗМУ НЕОБХОДИМЫ ПИЩЕВЫЕ ВЕЩЕСТВА?
Белки - «кирпичики», из которых строятся клетки организма и все необходимые для жизни вещества: гормоны, ферменты, витамины.
Жиры - источник энергии, минеральных веществ, жирорастворимых витаминов. Углеводы являются основным поставщиком энергии для нашего организма при выполнении разнообразных физических упражнений. В пищевом рационе школьника должна присутствовать в необходимых количествах клетчатка - смесь трудноперевариваемых веществ, которые находятся в стеблях, листьях и плодах растений. Она необходима для нормального пищеварения.
Вода - универсальный растворитель. Она необходима для нормального здорового функционирования всех органов и систем
Витамины. Роль витаминов в питании чрезвычайно велика; как и все пищевые вещества, они совершенно необходимы организму и имеют большое значение в процессах обмена веществ.
В рационе школьника обязательно должны присутствовать продукты, содержащие необходимые для жизнедеятельности минеральные соли и микроэлементы: йод, железо, фтор, кобальт, селен, медь и другие.
В целом эти рекомендации сводятся к следующей пирамиде.
1. В ее основании - хлеб, зерновые и макаронные изделия.
Хлеб и зерна на заре нашей цивилизации были одним из основных продуктов питания человека. Предпочтение отдается сортам хлеба из муки грубого помола ("бородинский", "докторский" и другие). В них много растительного белка, витаминов и клетчатки, которая помогает выведению холестерина, "чистке" кишечника и обладает желчегонным действием. В дневном рационе и взрослого, и ребенка хотя бы один раз в день должна быть каша: геркулесовая, гречневая, пшенная или кукурузная.
Макароны и вермишель лучше покупать из муки первого сорта, от них вашему организму будет больше пользы. .
Рис по праву занимает важное место в кухне многих народов мира. Его самые главные качества - это высокая питательность и сочетаемость с другими ингредиентами блюда - мясом, птицей, рыбой, морепродуктами и овощами. Рис очень полезен для организма человека.
2. Вторая ступень пирамиды - это фрукты и овощи.
В среднем, взрослый человек за год должен съедать 180 кг овощей и фруктов, тогда весенние авитаминозы ему не страшны. Но россияне по статистике съедают около 85 кг за год. В день на нашем столе должно оказаться не менее 600 граммов живой растительной пищи. Пусть это будут дары с вашего огорода или дачи.
Ягоды - настоящий кладезь витаминов. Малину можно использовать как природный аспирин, чернику, бруснику и клюкву - как антибиотики. В крыжовнике и чернике содержится янтарная кислота, необходимая для поддержания иммунитета. Не меньше полезных веществ в облепихе, черноплодной и красной рябине.
3. В следующие ступени пирамиды - мясо, рыба, птица и молочные продукты.
Мы привыкли считать этот набор основным и главным. Но мясо - это животный белок. На его усвоение требуется 6-8 часов, то есть в 7-9 раз больше энергии, чем на углеводы. Регулярное употребление мяса напрягает обменные процессы в организме, что приводит к преждевременному старению. Рационально употреблять мясо 2-3 раза в неделю в количестве 100-150 граммов в день.
Сардельки, сосиски, колбасы и другие мясные "деликатесы" включают в себя различные искусственные пищевые добавки, консерванты, наполнители и поэтому вряд ли приносят пользу.
Полезны рыба и морепродукты - кальмары, мидии, морская капуста.
4. Молоко любят многие.
И о том, пить его или не пить, существует масса мнений и споров в научном мире. Бесспорно одно: молоко идеально для растущего организма. Оно является сбалансированным продуктом, обеспечивая организм ребенка практически всем необходимым. 5. На вершине пирамиды здорового питания - соль, сахар и сладости. Как мало им отводится места! Так же мало их должно быть и в нашем рационе. Нужно приучать себя и близких минимально употреблять эти продукты: соль - до 6 граммов в день (мы подчас употребляем и 15 граммов), вместо сахара, тортов, конфет - джемы и фрукты.
Воспитать у детей привычку и вкус к здоровой пище дело нелегкое, требующее терпения, настойчивости и твердости. 10 самых вредных продуктов, от которых стоит отказаться.
Если вы наконец-то решили перестроить свой рацион и сделать его более здоровым, вам без сомнения придется отказать себе в употреблении многих продуктов. С чем же стоит попрощаться в первую очередь? Диетологи в ходе долгих наблюдений и экспериментов составили список самых вредных для человеческого организма продуктов питания.
Познакомьтесь же с этой «вредной десяткой», чтобы знать своего врага в лицо.
1. Леденцы, жевательные конфеты, пастила и мармелад неестественно ярких расцветок.
Помимо зашкаливающего за все разумные рамки количества сахара, в этих сладостях содержатся и особенно опасные для нашего организма красители и ароматизаторы, в буквальном смысле убивающие клетки человеческого организма.
2. Чипсы, картофель фри .
Эти, безусловно, вкусные, продукты вредны не только для фигуры, но и для здоровья вообще, ведь они представляют собой богато сдобренную химическими улучшителями вкуса и специями смесь легкоусваиваемых углеводов и жиров.
3. Газированные напитки.
В одном стакане сладкой воды с газом содержится больше трех ложек сахара! Плюс к этому –красители и ароматизаторы, которые в мгновение ока разносятся по организму благодаря углекислому газу.
4. Шоколадные батончики.
Огромное количество сахара, содержащееся в них, очень быстро вызывает привыкание: человек буквально не может и дня прожить без очередного «Марса» или «Сникерса».
5. Колбасы и сосиски.
Даже самые безобидные на вид сорта («Докторская» колбаса или «Молочные» сосиски) содержат большую долю вредных для человека жиров – нутряного сала, свиной шкурки – а также соль и специи в далеко не полезном количестве. К тому же, сегодня до 80% колбасных изделий содержат трансгенную сою, воздействие которой на человеческий организм до конца еще не изучено.
6. Жирное мясо.
Излишнее количество животного жира ведет к образованию холестериновых бляшек, следствием чего становятся заболевания сердечнососудистой системы.
7. Майонез, кетчуп, фабричные соусы.
Эти продукты, которые для многих являются каждодневной добавкой ко всем блюдам, не только крайне калорийны, но и насыщены химически сгенерированными вкусовыми добавками, загустителями и ароматизаторами и, к тому же, содержат в большом количестве уксус, который может привести к серьезным поражениям органов желудочно-кишечного тракта.
8. Продукты быстрого приготовления.
О какой-то пользе данной категории продуктов говорить не приходится: для ускорения приготовления в них добавляют рекордное количество химикатов, что не может положительно сказаться на здоровье употребляющих их людей.
9. Соль.
Нарушения сна, гипотония, отечность – это далеко не все проблемы, возникающие из-за употребления слишком соленой пищи. Люди редко могут полностью отказаться от «белой смерти», но для сохранения нормального самочувствия нужно хотя бы свести ее потребление к минимуму.
10. Алкоголь.
Не стоит верить тем, кто утверждает, что в малых дозах спиртные напитки полезны. Наоборот, даже одна рюмка алкоголя способна помешать усвоению витаминов, нарушить кровообращение и вызвать проблемы с желудком. Да и о калорийности спиртного тоже забывать не следует.
Итог собрания.
Я думаю, что сегодня вы получили интересную и полезную информацию о том, как сделать питание наших детей полезным, вкусным и разнообразным. И сделаете еще один шаг навстречу здоровью. О здоровье наших детей мы говорим еще и потому, что все учащиеся начальной школы изучают курс «Разговор о правильном питании». Поэтому родители вместе с детьми должны стремиться не только изучать здоровое питание, но и жить в соответствии с ним.
Закончить свое выступление хочу известной мудростью: "Нужно есть, чтобы жить, а не жить, чтобы есть". От того, как наши дети питаются, во многом зависит состояние их здоровья, трудоспособность, защитные и приспособительные возможности организма, заболеваемость и продолжительность жизни. Только умеренное сбалансированное питание может стать гарантией долгих лет жизни.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация "Разговор о правильном питании школьника"
Материалы данной презентации включают итоги анкетирования детей школьного возраста и их родителей по данной проблеме. В результате проведённой работы были предложены рекомендации для родителей в...
Проект "Разговор о правильном питании"
Уважаемые коллеги! Дорогие ребята!...
Система работы по пропаганде правильного питания, в том числе реализации программы «Разговор о правильном питании»
Пропаганда правильного питания – составляющая часть борьбы за здоровый образ жизни. По данным валеологов, болезни органов пищеварения у детей и подростков занимают 3-е место. Поэтому важным фактором с...
конспект урока «Разговор о правильном питании», выполнение практической работы «Составление меню питания» 2 класс
Освоение новых знаний о физиологии питании, выявление характерных особенностей пищевых продуктов, рационального питания. Приобретение умения - ориентироваться в ассортименте наиболее...
Специфика формирования и развития познавательных процессов у учащихся при реализации программы «Разговор о правильном питании» в учебном курсе «Формула здорового питания»
Одной из главных задач современной школы, помимо обучения учащегося основам разнообразных знаний в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом и формирования определенных ком...
Статья "Основные формы работы и методические приемы на занятиях кружка «Разговор о правильном питании», используемые при реализации третьей части программы «Формула правильного питания»
В статье рассказывается об основных формах и методических приемах, используемых на занятиях кружка "Разговор о правильном питании"....
Программа кружка "Разговор о правильном питании. Формула правильного питания» (авт. М.М.Безруких и др.) в соответствии с требованиями ФГОС НОО
Программа «Разговор о правильном питании» составлена в соответствии с требованиями ФГОС НОО на основе Программ: «Разговор о правильном питании» (М.М.Безруких, Т.А.Филиппова, А....