Пояснительная записка к программе по Т. Ладыженской "Русский язык 5-9 классы"
методическая разработка на тему
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 37 с углублённым изучением отдельных предметов»
(МБОУ «СОШ № 37»)
РАССМОТРЕНО И ПРИНЯТО УТВЕРЖДАЮ
на заседании МО Директор школы Протокол № ____ от____________ Данилова Н.Н.______________
Руководитель МО приказ № ____ от _____________ _____________________________
Рабочая программа
учебного курса
«Русский язык»
5-9 класс
(ФГОС)
(классы или ступень обучения)
Составитель: Бусс Н.И.,
учитель русского языка и литературы
г. Выборг
2015
Пояснительная записка
Рабочая программа по русскому языку для 5- 9 классов составлена с использованием материалов Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и Примерной программы по русскому (родному) языку для основной школы, программы «Русский язык. Рабочие программы. Предметная линия учебников Т.А.Ладыженской, М.Т.Баранова, Л.А.Тростенцовой и других. 5-9 классы: пособие для учителей общеобразоват. учреждений/Авторы: М.Т.Баранов, Т.А. Ладыженская, н.М.Шанский и др.- 12-е изд., перераб. – М.:Просвещение, 2011 и «Примерные программы по учебным предметам. Русский язык 5-9 классы»: проект- 2-е изд.- М.: Просвещение, 2010. (Стандарты второго поколения).
Целями и задачами изучения русского (родного) языка в основной школе являются:
- воспитание духовно богатой, нравственно ориентированной личности с развитым чувством самосознания и общероссийского гражданского сознания, человека, любящего свою родину, знающего и уважающего родной язык, сознательно относящегося к нему как явлению культуры, осмысляющего родной язык как основное средство общения, средство получения знаний в разных сферах человеческой деятельности, средство освоения морально-этических норм, принятых в обществе;
- овладение системой знаний, языковыми и речевыми умениями и навыками, развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности в речевом самосовершенствовании, овладение важнейшими общеучебными умениями и универсальными учебными действиями, формирование навыков самостоятельной учебной деятельности, самообразования;
- освоение знаний об устройстве языковой системы и закономерностях её функционирования, развитие способности опознавать, анализировать, сопоставлять, классифицировать и оценивать языковые факты, обогащение активного и потенциального словарного запаса, расширение объёма используемых в речи грамматических средств, совершенствование орфографической и пунктуационной грамотности, развитие умений стилистически корректного использования лексики и фразеологии русского языка;
- развитие интеллектуальных и творческих способностей обучающихся, развитие речевой культуры учащихся, овладение правилами использования языка в разных ситуациях общения, нормами речевого этикета, воспитание стремления к речевому самосовершенствованию, осознание эстетической ценности родного языка;
- совершенствование коммуникативных способностей, формирование готовности к сотрудничеству, созидательной деятельности, умений вести диалог, искать и находить содержательные компромиссы.
Общая характеристика учебного предмета, курса
В школе изучается современный русский литературный язык, поэтому программу школьного курса русского языка составляют основные сведения о нём. Вместе с тем в неё включаются элементы общих сведений о языке, истории языка, его современных разновидностях - территориальных, профессиональных.
Программа содержит:
- отобранную в соответствии с задачами обучения систему понятий из области фонетики, лексики и фразеологии, морфемики и словообразования, морфологии, синтаксиса и стилистики русского литературного языка, а также некоторые сведения о роли языка в жизни общества, о языке как развивающемся явлении и т. д.; речеведческие понятия, на основе которых строится работа по развитию связной речи учащихся, формирование коммуникативных умений и навыков; сведения об основных нормах русского литературного языка;
- сведения о графике, орфографии и пунктуации; перечень видов орфограмм и названий пунктуационных правил.
Кроме перечисленных знаний о языке и речи, программа включает перечень орфографических, пунктуационных и речевых умений и навыков, которыми должны овладеть учащиеся.
Содержание курса русского (родного) языка в основной школе обусловлено общей нацеленностью образовательного процесса на достижение метапредметных и предметных целей обучения, что возможно на основе компетентностного подхода, который обеспечивает формирование и развитие коммуникативной, языковой, лингвистической (языковедческой) и культуроведческой компетенции.
Коммуникативная компетенция предполагает овладение видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для данного возраста сферах и ситуациях общения.
Языковая и лингвистическая (языковедческая) компетенции формируются на основе овладения необходимыми знаниями о языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании.
Культуроведческая компетенция предполагает осознание родного языка как формы выражения национальной культуры, понимание взаимосвязи языка и истории народа, национально-культурной специфики русского языка, освоение норм русского речевого этикета, культуры межнационального общения; способность объяснять значения слов с национально-культурным компонентом.
В программе реализован коммуникативно-деятельностный подход, предполагающий предъявление материала не только в знаниевой, но и в деятельностной форме.
Материал школьного курса русского языка по классам располагается следующим образом: в 5, 6 и 7 классах изучаются фонетика и графика, лексика и фразеология, морфемика и словообразование, морфология и орфография. Систематический курс синтаксиса является предметом изучения в 8 и 9 классах. Однако первоначальные сведения об основных понятиях синтаксиса и пунктуации вводятся уже в 5 классе. Это позволяет организовать работу над синтаксическими, пунктуационными и речевыми навыками учащихся и подготовить их к изучению систематического курса синтаксиса в 8—9 классах.
Материал в программе расположен с учётом возрастных возможностей учащихся. В соответствии с этим изучение некоторых тем курса русского языка проводится в два этапа. Например, темы «Лексика», «Словообразование», «Имя существительное», «Имя прилагательное», «Глагол» даются в 5 и 6 классах, сведения по стилистике и речеведению — в 5, 6 и 9 классах.
Работа по культуре речи рассредоточена по всем классам.
В каждом классе предусмотрены вводные уроки о русском языке. Эти уроки дают учителю большие возможности для решения воспитательных задач и создают эмоциональный настрой, способствующий повышению интереса к предмету и успешному его изучению. Знания, полученные на этих уроках, обобщаются и систематизируются в разделе «Общие сведения о языке», которым заканчивается школьный курс русского языка в 9 классе.
Программа предусматривает прочное усвоение материала, для чего значительное место в ней отводится повторению.
В программе специально выделены часы на развитие связной речи - пятая часть всего учебного времени, указанного для данного класса.
В конце программы каждого класса в специальном разделе перечислены основные умения и навыки, которые формируются в процессе изучения сведений о языке и речи.
В программе указан годовой объём учебного времени по каждому классу, а также распределение количества часов по темам программы. Преподаватель, учитывая значимость материала для формирования навыков грамотной письменной и устной речи, а также подготовленность учащихся и условия работы с данным классом, в указанное распределение может вносить свои коррективы.
Место предмета «Русский язык» в базисном учебном плане МБОУ «СОШ № 37» г.Выборга
Федеральный базисный (образовательный) учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации (вариант 1) предусматривает обязательное изучение русского (родного) языка на этапе основного общего образования в объёме 714 ч. В том числе: в 5 классе — 170ч, в 6 классе — 204ч, в 7 классе – 170 ч, в 8 классе — 102 ч, в 9 классе — 68 ч.
СОДЕРЖАНИЕ, ОБЕСПЕЧИВАЮЩЕЕ ФОРМИРОВАНИЕ
ЯЗЫКОВОЙ И ЛИНГВИСТИЧЕСКОЙ
(ЯЗЫКОВЕДЧЕСКОЙ) КОМПЕТЕНЦИЙ
5 класс
Содержание | Кол-во часов |
Вводный урок. Язык и общение. Язык и человек. Общение устное и письменное. | 3 |
Повторение изученного в начальных классах.Вспоминаем, повторяем, изучаем. | 26 |
Синтаксис. Пунктуация. Культура речи. | 31 |
Фонетика. Орфоэпия. Графика. Орфография. Культура речи. | 16 |
Лексика. Культура речи. | 15 |
Морфемика. Орфография. Культура речи. | 23 |
Морфология. Орфография. Культура речи. | 50 |
Имя существительное | 20 |
Имя прилагательное | 11 |
Глагол | 19 |
Повторение и систематизация изученного. | 5 |
ИТОГО | 170 |
6 класс
Содержание | Кол-во часов |
Вводный урок. Русский язык – один из развитых языков мира. | 1 |
Повторение изученного в 5 классе. | 14 |
Лексика и фразеология. Культура речи. | 18 |
Словообразование. Орфография. Культура речи. | 37 |
Морфология. Орфография. Культура речи. Имя существительное. Имя прилагательное. Имя числительное. Местоимение. Глагол. | 118 27 29 17 19 24 |
Повторение и систематизация изученного в 6 классе. | 12 |
ИТОГО | 204 |
7 класс
Разделы | Количество часов всего |
Русский язык как развивающееся явление. | 1 |
Повторение изученного в 5-6 классах. | 14 |
Морфология и орфография. Культура речи. Причастие. | 31 |
Деепричастие. | 12 |
Наречие. | 34 |
Категория состояния. | 6 |
Служебные части речи. Предлог. | 12 |
Союз. | 18 |
Частица. | 22 |
Междометие. | 4 |
Повторение и систематизация изученного в 5-7 классах. | 16 |
Итого | 170 |
8 класс
Функции русского языка в современном мире. | 1 | |
Повторение изученного. | 7 | |
Синтаксис, пунктуация, культура речи. | 8 | |
Простое предложение . Словосочетание. | 3 | |
Двусоставное предложение. Главные члены предложения. | 8 | |
Второстепенные члены предложения. | 8 | |
Односоставные предложения. | 11 | |
Простое осложненное предложение | 1 | |
Предложения с однородными членами. | 14 | |
Предложения с обособленными членами. | 19 | |
Слова грамматически не связанные с членами предложения. Обращение Обращение и знаки препинания при нём. | 4 | |
Вводные слова и вводные предложения. Знаки препинания при них. Вставные конструкции. | 7 | |
Способы передачи чужой речи. | 5 | |
Повторение изученного в 8 классе. | 5 | |
Итого | 102 |
9 класс
Темы | Кол-во часов |
Международное значение русского языка | 1 |
Повторение пройденного в 5 - 8 классах | 7 |
Сложное предложение. Культура речи. | 1 |
Сложносочинённые предложения. | 7 |
Сложноподчиненные предложения. | 22 |
Бессоюзные сложные предложения. | 9 |
Сложные предложения с различными видами связи. | 3 |
Общие сведения о языке | 3 |
Систематизация изученного по фонетике, лексике, грамматике и правописанию, культуре речи | 15 |
ИТОГО | 68 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Пояснительная записка к программе по обслуживающему труду для учащихся 7 классов ССД
Данная программа составлена с учетом особенностей обучения детей со сложной структурой дефекта...
пояснительная записка к программе по русскому языку в 5 классе, ФГОС
1) Пояснительная записка к программе содержит место предмета в учебном плане, достижение планируемых результатов, требования к уровню подготовки учащихся, формирование УУД2) Тематическое планирование ...
пояснительная записка к методической разработке урока английского языка в 5 классе
Пояснительная записка к рабочей программе составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования (2004 год), примерной программы основного общ...
Пояснительная записка к программе по английскому языку-5-9 классы в соответствии с ФГОС
Данная работа содержит пояснительную записку к программе по английскому языку для 5-9 классов по учебнику Биболетовой...
Пояснительная записка к программе по английскому языку-10-11 классы в соответствии с ФГОС
Данная работа содержит пояснительную записку к программе по английскому языку для 10-11 классов к учебнику Биболетовой...
Пояснительная записка Рабочая программа учебного курса «Английский язык» для 3 класса на 2013 – 2014 учебный год
Пояснительная записка Рабочая программа учебного курса «Английский язык» для 3 класса на 2013 – 2014 учебный год составлена на о...
Пояснительная записка к программе индивидуального обучения 2 класс немецкий язык
пояснительная записка...