Беседы для родителей.
статья на тему

Сизоченко Анастасия Ивановна

Предварительный просмотр:

АВТОРИТЕТ РОДИТЕЛЕЙ И ЕГО ВЛИЯНИЕ

НА РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ РЕБЕНКА

Ц е л и:

– познакомить родителей с понятием «авторитет»;

– рассмотреть виды авторитета родителей;

– раскрыть роль настоящего авторитета родителей в воспитании детей;

– дать рекомендации по формированию настоящего авторитета родителей.

Участники: классный руководитель, родители учащихся четвертого класса, школьный психолог.

Подготовительная работа:

1. Приглашение родителей на собрание.

2. Анкетирование учащихся по вопросам:

1) Кому ты доверяешь свои секреты?

2) С кем в семье ты особенно дружен?

3) Все ли знают о тебе родители?

4) Понимают ли тебя папа и мама?

5) Всегда ли справедливы к тебе в семье?

6) Всегда ли ты говоришь правду своим родителям?

7) Если тебе плохо, то кому первому ты расскажешь о своих огорчениях?

8) Кого позовешь на помощь, если попадешь в беду?

2. А н к е т и р о в а н и е   р о д и т е л е й  (проводится на предыдущем собрании либо родители заполняют бланки дома и в конвертах передают учителю).

В о п р о с ы:

1) Доверяют ли вам дети свои секреты? Если да, то кому – маме или папе?

2) Всегда ли вы справедливы к детям?

3) С кем из членов семьи наиболее близок ваш ребенок?

4) Кому из членов семьи рассказывает ребенок о своих бедах?

3. А н а л и з  классным руководителем результатов анке-тирования учащихся и их родителей.

4. П о д б о р  и оформление на листах текстов и вопросов для коллективного чтения и обсуждения родителями при работе в трех микрогруппах (необходимо оставить место для записи ответов родителей на листах).

5. С о с т а в л е н и е   т е с т а  совместно со школьным психологом «Какие мы родители?».

6. Р а з р а б о т к а   п а м я т о к  родителям «Авторитет – основа воспитания».

О ф о р м л е н и е,   о б о р у д о в а н и е   и   и н в е н т а р ь:

1) тест «Какие мы родители?»;

2) карточки с текстами, вопросами для проведения коллективного чтения и обсуждения в микрогруппах родителей;

3) оборудованные три рабочих стола;

4) памятки для родителей «Авторитет – основа воспитания»;

5) запись на доске темы собрания и высказывания:

Ваше собственное поведение – самая решающая вещь. Не думайте, что вы воспитываете ребенка только тогда, когда с ним разговариваете, или поучаете его, или приказываете ему. Вы воспитываете даже тогда, когда вас нет дома.

А. С. Макаренко

Х о д   с о б р а н и я

I. Организационная часть.

В классной комнате оборудуются рабочие места для трех микрогрупп. Родители занимают места за одним из столов по своему желанию.

Председатель родительского комитета открывает собрание, объявляет его тему и знакомит с порядком работы.

Избирается рабочая группа, в состав которой входят пять-шесть родителей и школьный психолог.

II. Сообщение классного руководителя по теме «Авторитет родителей и его влияние на развитие личности ребенка».

А. С. Макаренко считал, что духовный облик детей, формирование их характера определяются всем строем семейной жизни, который он называл «общим тоном семьи». По мнению Макаренко, «общий тон семьи» воздействует на ребенка независимо от субъективных желаний родителей, зачастую даже вопреки этим желаниям. Иногда родители стараются скрыть от детей свои несогласия, ссоры. Но ребенок очень чуток к изменению общего настроения в семье, к малейшему проявлению лжи и обмана.

Таким образом, существует закономерная связь между психологическим климатом, или общим тоном семьи, и результатами воспитания детей: крепкая, дружная семья воспитывает прямые, цельные и искренние характеры. Важным условием успешного воспитания детей является  авторитет родителей.

Под авторитетом родителей следует понимать влияние отца и матери на детей, основанное на уважении и любви к родителям, доверии к их жизненному опыту, их словам, делам и поступкам.

Анализируя опыт семейного воспитания, А. С. Макаренко пришел к выводу: далеко не все родители понимают значение своего авторитета в воспитании детей и далеко не всегда педагогически оправданными являются действия и поступки по установлению авторитета. В своих работах он рассматривает и критикует ложные основания авторитета. К сожалению, со многими из них можно встретиться и сегодня.

Авторитет подавления. Особенно часто прибегают к нему отцы. По каждому поводу такой отец раздражается, сердится, повышает голос, а нередко хватается и за ремень. При таком отцовском терроре положение матери в семье сводится к нулю, дети вырастают либо забитыми, безвольными, либо самодурами, мстящими за свое подавленное детство.

Авторитет чванства – родители на каждом шагу кичатся своими заслугами, высокомерны в отношениях с другими людьми. Как правило, и дети начинают чваниться перед своими товарищами: «Вот я скажу своему папе, он тебе задаст!» или «А ты знаешь, кто мой папа?» и т. д. При таком лжеавторитете дети вырастают хвастливыми, не умеющими самокритично отнестись к своему поведению.

Авторитет педантизма – родители держат детей в повиновении на приказах, распоряжениях. В семье не советуются с детьми, не считаются с их мнением. Дети из таких семей не умеют проявить самостоятельность, инициативу, постоянно ждут чьих бы то ни было распоряжений.

Авторитет резонерства, при котором родители буквально заедают детскую жизнь бесконечными поучениями и назидательными разговорами. По каждому поводу родители начинают длинные и скучные речи, подчас одни и те же. Дети привыкают к ним, не реагируют на них, часто озлобляются и перестают слушать и уважать родителей.

Самым распространенным видом ложных авторитетов Макаренко считал ложный авторитет любви. Родители в таких семьях захваливают ребенка, демонстрируют ему свои чувства, оберегают от любых трудностей. Обстановка изнеженности, захваливания, слепой любви, преклонения, угождения наряду с постоянной тревогой за жизнь и здоровье сына или дочери создает в семье эгоиста, который, подрастая, ни с кем не считается, у которого формируется иждивенческая позиция.

Разновидность этого вида авторитета – ложный авторитет доброты. В семьях этого типа родители все разрешают ребенку. Малыш живет в атмосфере всепрощенчества, исполнения любой его прихоти, каприза. Дети командуют родителями, капризничают, упрямятся, требуют недозволенного. В результате семья вырастит баловня, предъявляющего непомерные претензии и требования, мало дающего обществу и семье, не признающего запретов.

Другой разновидностью ложного авторитета является тип семейного воспитания, названный А. С. Макаренко ложным авторитетом подкупа. Послушание детей и хорошее отношение к себе родители, сами того не замечая, «покупают» у ребенка с помощью подарков, бесконечных обещаний. «Будешь хорошо себя вести, тогда куплю...» – часто слышат воспитатели разговоры матери с ребенком. В такой семье растет ребенок, который никогда не станет делать что-то невыгодное для себя. Он из всего постарается извлечь пользу.

III. Работа в микрогруппах.

Каждая микрогруппа получает текст на листах для коллективного чтения и обсуждения:

1-я г р у п п а – текст Л. Алешиной «Заботливая мама» и в о п р о с ы:

– Какие ошибки совершила мама?

– Какой вид авторитета сложился в данной семье?

2-я г р у п п а – текст Л. Островской «Отца уважать надо» и в о п р о-
с ы:

– Какую ошибку допустил отец?

– Как должен был вести себя отец, чтобы заслужить уважение сына?

3-я г р у п п а – текст Л. Островской «Ты – мне, я – тебе» и в о п р о-
с ы:

– Какую ошибку совершили взрослые?

– Какой вид авторитета сложился в данной семье?

В течение десяти-двенадцати минут микрогруппа проводит коллективное чтение и обсуждение предложенного текста, вырабатывает групповой ответ на заданные вопросы, записывает его на специально отведенном месте, а затем передает лист другой группе родителей. После получения второго и третьего листов микрогруппа использует в работе прежний алгоритм совместной деятельности. Когда родительские группы напишут свои ответы на всех листах, эти листы передаются в рабочую группу.

ТЕКСТЫ ДЛЯ РАБОТЫ В МИКРОГРУППАХ

Заботливая мама

Л. Алешина

«Славик – мальчик одаренный. Несомненно, он будет композитором: в десять лет уже сочинил марш. Занимается в музыкальной школе при консерватории. Правда, у него плохие отметки в общеобразовательной школе, куда он ходит с большой неохотой. Но какое значение имеет математика или география для будущего композитора?» Так рассуждает мама. А вот преподаватели возмущаются мамой. Считают, что она поддерживает в сыне нездоровые тенденции: небрежение ко всему на свете, кроме музыки.

Мама убеждена, что их рассуждения идут от полного безразличия к судьбе ее талантливого сына, и занимается его развитием и воспитанием сама. Она водит сына по вечерам (особенно весной) гулять на набережную Невы, обращает его внимание на нежные тона северного неба. Даже в обычные дни накрывает на стол, как в большой праздник. Пусть мальчик привыкает к красивому: любуется хрусталем, расписным фарфором.

Она воспитывает в сыне уважение к великим людям.

Когда Славик кладет ногу на стол (бывает с ним такое во время обеда), мама спрашивает:

– Сыночек, разве Вагнер так делал? Сними ножку со стола.

Славик неохотно опускает ногу на пол.

Пообедав и не сказав «спасибо», он выходит из-за стола.

Мама напоминает:

– Бетховен всегда говорил «спасибо».

Сын молча подходит к окну, открывает его и кричит:

– Колька! Дурак! Я сейчас выйду!

Мама в ужасе восклицает:

– Шопен никогда не разговаривал с друзьями так грубо! Тебе не по двору бегать надо, а лечь поспать. После обеда это полезно. Для нервной системы.

– Спи сама! Я хочу гулять! – Сын отталкивает мать, идет к дверям. Мать вслед ему напоминает:

– Чайковский никогда не толкал маму!

– Ты что, видела? Он умер в прошлом веке! – Славик через две ступеньки сбегает вниз по лестнице.

Он высок для своих десяти лет, упитан, у него яркие щеки, чуть выпяченные губы, надменный взгляд.

Оттого, что у него есть способности к музыке, мама и бабушка считают, что общепринятые приемы воспитания к Славику неприменимы.

Бабушка, например, на справедливые отцовские замечания смотрит как на проявление недалекого ума. Мама при сыне говорит об отце бабушке:

– Что ты хочешь от этого идиота?

Отец теряется, отступает, зная, что его возражения вызовут истерические слезы у жены и повышенное давление у тещи.

Он задерживается на работе, воскресенья проводит у товарищей. А к сыну подступиться все труднее. Сын, убежденный в своем превосходстве над отцом, относится к нему снисходительно. Иногда иронически бросает матери:

– Покормила бы этого типа. Он ведь весь день план выдавал.

В таких случаях бабушку берет оторопь, «современный стиль», как она говорит, ей неприятен. Но мама выразительно смотрит на нее, как бы говоря: «Молчи. Не нервируй».

Так и живут. Каждый убежден в своей правоте. Мама растит талант в необыкновенном сыне.

«Не спугнуть бы», – думает она, когда кто-то напоминает о необходимости дисциплины, уважения к окружающим, о скромности.

Бабушка вторит маме, хотя частенько и сама испытывает обиду и душевную боль от грубости внука.

Отец не вмешивается, считая, что исправить «мамину работу» уже невозможно, иногда, горько вздыхая, думает: «То ли еще будет!..»

Отца уважать надо

Л. Островская

– Отца уважать надо! – постоянно слышит Шурик от папы.

Когда была произнесена эта фраза впервые, мальчик и не помнит. Пожалуй, раньше, чем мог осмыслить ее. Уважать? Конечно, как же может быть иначе: самый сильный, самый умный, самый красивый.

Так думают все дети на свете.

...Шурик растет. Растут и его возможности критически мыслить, сопоставлять, оценивать. Теперь родительская аксиома – «отца уважать надо» – все чаще и чаще подвергается сомнению.

– Правда, что портрет Витиного папы вывешен в заводском клубе? Он ударник? А ты?

Отец недовольно морщится:

– Ну и что? В следующий раз мой портрет повесят, а его уберут, ведь не всех же сразу!.. Неугомонный ты, Шурик!

– А Витька сказал, что тот, кто водку пьет, тот не бывает ударником! Это правда?

– Ну, раз ты Витьке веришь, то зачем у меня спрашиваешь?

Сыну хочется верить папе, но факты неумолимы. Витин папа давно уже пришел с работы и вместе с сыном отправился куда-то по делам. А Шурик все еще ждет своего папу.

Наконец отец появляется. Шурик еще издали по нетвердой его походке догадывается, что это он.

– Заждался? Вот пообедаю, пойдем в зоомагазин за кормом для рыбок. Я же обещал!

Но мальчик почти уверен, что не будет так, как папа сказал. Будет по-другому: отец, как всегда, будет во дворе с приятелями обсуждать дела минувшего дня.

Так и было.

– Ну папа, ты обещал... – пытается напомнить сын.

– Сейчас, сейчас, – отвечает тот мягко и миролюбиво.

Малыш еще долго стоит рядом и ловит взгляд отца. Наконец тот замечает сына и удивленно спрашивает:

– Ты все еще здесь? Иди домой. И чтобы без разговора. Отца уважать надо!

Ребенок был прав в своих опасениях: сегодня все повторится, как вчера, а завтра будет, как сегодня.

А потом бунт сына:

– Да-а-а! Ты только все обещаешь! Вот Витин папа (с некоторых пор эталоном отношений ребенка и взрослого для Шурика стали Витя и его отец) с Витей гуляет! А ты со мной никуда не ходишь.

Упрек, конечно, справедлив. Это понять нетрудно даже отцу Шурика.

«Ты – мне, я – тебе»

Л. Островская

Беря сына вечером из детского сада, родители постоянно спрашивали его:

– Кого ты больше любишь – меня или папу?

– Тебя – больше! – отвечал сын скороговоркой.

Признание делалось второпях, с одинаковой легкостью папе и маме: мальчик устремлялся к маминой сумке или папиному карману, где находился припасенный для него сувенир. Обе стороны – родители и сын – испытывали удовольствие. Первые от того, что видели ребенка в настроении, улыбающимся, радостным, второй – от очередного сувенира.

Вскоре четырехлетний мальчик, прежде чем ответить на традиционный вопрос, уточнял:

– А что мне принесли?

Если сюрприз не устраивал его, то отношения между взрослым и ребенком портились и начиналось: «Не хочу одеваться!», «Не пойду домой!», «Почему ты пришла, а не папа?».

Рабочая группа анализирует мнения микрогрупп, делает обобщающие выводы и готовит свое выступление.

IV. Информация классного руководителя о результатах предварительного анкетирования родителей и учащихся класса.

V. Тест «Какие мы родители?».

Председатель родительского комитета. Предлагаю вам выполнить тест и узнать: какие мы родители? Часто ли мы задумываемся над тем, хорошие ли мы родители и справляемся ли с нашими обязанностями воспитателей своих детей?

Проверим себя, ответив на вопросы «да», «нет, «иногда».

1. Следите ли вы за статьями в журналах, программами телевидения и радио по вопросам воспитания? Читаете ли время от времени книги на эту тему?

2. Ваш ребенок совершил проступок. Задумываетесь ли вы в этом случае, не является ли его поведение результатом вашего воспитания?

3. Единодушны ли вы с вашим супругом в воспитании детей?

4. Если ребенок предлагает вам свою помощь, примете ли вы ее, даже если при этом дело может задержаться, а то и вовсе остановиться?

5. Используете ли вы форму запрета и приказа только тогда,. когда это действительно необходимо?

6. Считаете ли вы, что последовательность есть один из основных педагогических принципов?

7. Сознаете ли вы, что среда, окружающая ребенка, оказывает на него существенное влияние?

8. Признаете ли вы, что спорт и физкультура имеют большое значение для гармоничного развития ребенка?

9. Сумеете ли вы не приказать своему ребенку, а попросить его о чем-либо?

10. Неприятно ли вам отделываться от ребенка фразой типа: «У меня нет времени» или «Подожди, пока я закончу работу»?

За каждый положительный ответ запишите себе два очка, за ответ «иногда» – одно очко, за отрицательный – ноль очков.

Подсчитайте результат.

К л ю ч   к   т е с т у:

Менее 7 очков.

О настоящем воспитании вы имеете довольно смутное представление. И хотя говорят, что начать никогда не поздно, советуем вам не уповать на эту поговорку, а, не мешкая, заняться улучшением своих знаний в этой области.

От 7 до 14 очков.

Вы не делаете крупных ошибок в воспитании, но все же вам есть над чем задуматься. А начать можно с того, что ближайший выходной полностью посвятить детям, забыв на время приятелей и производственные проблемы. И будьте уверены, дети вас полностью за это вознаградят.

Более 15 очков.

Вы вполне справляетесь со своими родительскими обязанностями. И тем не менее, не удастся ли вам еще кое-что немного улучшить?

Выступают представители рабочей группы. Свое мнение высказывает школьный психолог.

VI. Обсуждение и принятие решения родительского собрания в форме памятки-рекомендации родителям.

ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

«АВТОРИТЕТ – ОСНОВА ВОСПИТАНИЯ»

1) Требовательное отношение к себе – основа авторитета родителей. У взрослых не должно быть расхождения между словом и делом.

2) Основанием авторитета является жизнь и работа родителей, их общественные дела, поведение, отношение к окружающим, ответственность за воспитание детей перед обществом, перед самими собой.

3) Важно создавать эмоционально положительную атмосферу в семье, соблюдать педагогический такт в отношениях друг с другом, с детьми.

4) Благоприятная атмосфера семейных отношений создается тогда, когда родители с уважением относятся к проблемам своих детей и их друзьям.

5) Необходимо по возможности чаще проводить интересные семейные досуги, где ребенку с неожиданной стороны раскрываются взрослые члены семьи: отец и мать предстают веселыми, остроумными, интересными людьми.

6) Духовное общение с детьми – одно из условий поддержания авторитета родителей. При этом важно содержательное общение родителей с ребенком: чтение детских книг, разнообразные совместные занятия и игры, приобщение малыша к полезным увлечениям отца или матери (занятиям спортом, рукоделием, художественной самодеятельностью, коллекционированием и др.).

7) Важно проявлять терпение и такт, отвечая на детские вопросы.

8) Доверительные отношения между взрослыми и детьми устанавливаются и в тех случаях, когда родители умеют признаться в своих ошибках.

9) С обещаниями родители должны быть особенно осторожными. Невыполнение обещанного необходимо тщательно обосновать. Не следует допускать обещаний, которые невозможно выполнить.

10) Детям нельзя говорить неправду. Фальшь в словах отца или матери ребенок тонко чувствует.

Родителям вручаются памятки-рекомендации.

Классный руководитель благодарит родителей за активную и плодотворную работу на собрании, прощается, сообщает, когда состоится следующее собрание и что предстоит сделать родителям по его подготовке; назначается дата заседания родительского комитета.

Л и т е р а т у р а

1. Воликова, Т. В. Учитель и семья. – М.: Педагогика, 1979.

2. Воспитателю о работе с семьей / под ред. Н. Ф. Виноградовой. – М.: Педагогика, 1989.

3. Макаренко, А. С. Книга для родителей. – М.: Педагогика, 1969.

4. Мудрость воспитания: книга для родителей / сост. Б. М. Бим-Бад, Э. Д. Днепров. – М.: Педагогика, 1989.

5.Островская, Л. Ф. Педагогические знания – родителям. – М.: Педагогика, 1983.

6. Тест «Взаимоотношения детей и родителей» // Воспитание школьников. – 2001. – № 8.



Предварительный просмотр:

Беседа для родителей

Структура и воспитательные возможности современной семьи

(по материалам И. Клемантович)

Современное состояние семьи в России можно охарактеризовать как кризисное. Упала рождаемость, происходит девальвация смысла семейной жизни, ее ориентации на воспитание детей. Родители, не владея в достаточной степени знанием возрастных и индивидуальных особенностей ребенка, его развития, зачастую осуществляют воспитание вслепую, интуитивно.

Современная семья сталкивается с весьма сложными проблемами. Это обусловлено увеличением количества малообеспеченных семей, их миграцией, в том числе и за пределы государства; ухудшением здоровья населения, изменением традиционных ролей в семье (особенно женщин), ростом количества неполных семей. К сожалению, сегодня все чаще в семье мы сталкиваемся с насилием.

По своей структуре, количеству членов и их возрастному составу современная семья неоднородна. Есть семьи из трех поколений -родителей, детей, внуков; семьи из двух поколений - родителей и детей; однодетные семьи; многодетные семьи, имеющие трех и более детей; неполные семьи, в которых нет одного из родителей; семьи с детьми со стороны мужа и жены (при повторных браках), семьи с совместным проживанием близких и дальних родственников.

Существует деление семей по степени их воспитательного воздействия на детей. Так благоприятны для формирования личности семьи, где есть оба родителя и не менее двух детей. Менее благоприятные условия для развития ребенка и его воспитания представляют семьи с дезорганизованной структурой, чаще всего это семьи с одним ребенком. Благоприятно-неустойчивыми считаются семьи с 1 - 2 детьми, невысокими уровнями материального достатка и общей культуры родителей. Для формирования личности ребенка также неблагоприятными считаются семьи, где духовные потребности второстепенны и им предпочитаются другие: накопительство, стяжательство. Для такой семьи потребительство становится жизненным идеалом. А отсюда низкий уровень образования и культуры, неумение разумно организовать жизнедеятельность семьи, нежелание совместно проводить досуг из-за отсутствия культурных запросов со стороны взрослых.

Неблагополучные семьи имеют в специальной литературе дополнительные характеристики. Вот некоторые из них.

Внешне «спокойная семья». События в такой семье протекают как будто гладко, но при близком знакомстве видно отчуждение супругов, их чувство неудовлетворенности друг другом. За «благополучным» фасадом скрываются длительные и с трудом подавляемые негативные чувства. Нередко наступают длительные приступы плохого настроения, тоски, депрессии. Супруги мало разговаривают друг с другом. В таких семьях якобы неожиданно для окружающих вырастают «трудные» дети.

Вулканическая семья. Здесь отношения между супругами изменчивы и открыты. Они постоянно выясняют отношения, часто расходятся и сходятся, скандалят, а вскоре вновь признаются друг другу в любви до гроба. Эмоциональность преобладает над чувством ответственности. В таких семьях ребенок становится беспомощным, испытывает значительные эмоциональные перегрузки, находясь между крайними полюсами взаимоотношений родителей.

Семья-санаторий - характерный пример семейной дисгармонии, когда один из членов семьи или ребенок заставляют близких все больше и больше окружать себя вниманием. Семья только внешне кажется солидарной. Если семья превращается в «санаторий» для отца и матери, то дети годами живут в ситуации физической и нервной перегрузки, становятся излишне тревожными и эмоционально зависимыми. Если «санаторным» отношением окружены дети, то взаимоотношения отличаются мелочной опекой, жестким контролем и защитой от реальных и мнимых опасностей.

Семья-театр. В ней создается специфический театрализованный образ жизни. Сохраняется видимость благополучия и близости. В общении с детьми запреты и поощрения декларируются. Трудности воспитания прикрываются мнимыми достоинствами и достижениями. Детям часто дается «модное» воспитание. Все это приводит к ослаблению самоконтроля и потере внутренней дисциплины, снижает уровень жизненной защищенности ребенка.

Семья- «третий лишний». В этом случае родительство воспринимается как помеха супружескому счастью. Воспитанием детей родители занимаются от случая к случаю. У них появляется неуверенность в себе, развивается комплекс неполноценности.

«Семья с кумиром». Ребенок - единственное, что скрепляет супружеские отношения. Забота о нем является единственной силой, способной удержать супругов от разрыва отношений. Родители стараются сделать все для своего чада, перенося на него нереализованные чувства. Желание уберечь ребенка от жизненных трудностей приводит к ограничению его самостоятельности и эгоизму.

«Семья-маскарад» отличается несогласованностью целей и планов супругов, требований и оценок. Мелькание постоянно сменяемых жизненных «масок» повышает у ребенка чувство тревожности, порождает внутренний конфликт и нервное перевозбуждение. Он старается подделаться под каждого из родителей и еще больше теряет жизненные ориентиры.

Как во всем мире, так и у нас растет число разводов. Их процент в России составляет от 30% до 50 % от числа заключенных браков. В большинстве случаев инициатором развода является женщина, что говорит о возросшем общественном статусе женщины. Из-за разводов около 700 тысяч детей ежегодно лишаются одного из родителей. А ведь согласно последним данным, доля подростков-правонарушителей из неполных семей составляет от 32 до 47%. Из них 30 - 40 % подростков успели пристраститься к алкоголю или наркотикам, 53% занимаются проституцией. Кроме того, в неполных семьях наблюдаются проблемы с психически-половой идентификацией ребенка, упущения в воспитании детей.



Предварительный просмотр:

Как повысить эффективность умственной деятельности

(по материалам С. Вербина)

Беседы для родителей

Предлагаем несколько этапов активизации деятельности головного мозга. Эту методику можно применить по отношению к старшеклассникам, которые сильно утомляются и мало бывают на свежем воздухе.

Первый и главный - это очищение капилляров сосудов мозга, а также циркулирующей по ней крови. Это предполагает осуществление нескольких шагов.

• Проснувшись утром, выпейте стакан воды с лимонным соком для растворения холестериновых отложений. На следующий день -стакан травяного чая (равные части липового цвета, клевера, душицы, зверобоя, листьев земляники и смородины).

  • За обедом и ужином старайтесь предложить детям одну небольшую луковицу, зубчик чеснока, петрушку, свеклу или морковь.
  • В течение дня советуйте детям выпивать 2-3 литра жидкости (чая, сока, компота) для улучшения текучести крови и очищения почек, а, следовательно, всей крови.
  • Полезно посещение бани и парной. Это великолепное очищающее средство. Во время банной процедуры рекомендуется пить чай или минеральную воду. Однако не стоит находиться в бане больше 30 минут.

Второй, не менее важный компонент - насыщение крови и клеток мозга чистым воздухом, а главное - выведение из организма так называемого «застойного» воздуха. Он способствует появлению одышки, сонливости, тяжести в голове. Активность мозга заметно снижается. Чтобы этого избежать, каждый день нужно делать простое дыхательное упражнение - задерживать воздух после выдоха. Сначала дыхание задерживается на 3 секунды, затем к этой паузе постепенно прибавляется по 1 секунде. Наилучший результат наступает, если вы сможете через месяц задерживать дыхание на 30 - 40 секунд. После этого надо научиться задерживать дыхание после вдоха. Проведенные исследования показывают, что при этом создаются благоприятные условия для интенсивного усвоения кислорода клетками мозга.

Одним из наиболее эффективных дыхательных упражнений является поочередное вдыхание то левой, то правой ноздрей, что приводит к активизации обоих полушарий мозга: одна минута - вдох, одна -выдох. Продолжительность упражнений 5-7 минут. Ноздрю зажимаем большим пальцем, а указательный в это время ставим на точку, расположенную над бровными дугами.

Массаж головы и воротниковой зоны необходим для улучшения кровотока к коре головного мозга, а следовательно, для клеточного мозгового кровоснабжения. Если вы убедите своего старшеклассника делать такой массаж в течение 3-4 недель, то заметно улучшится его общее самочувствие. Общий массаж: головы выполняется всеми пятью пальцами. Погладьте макушку три раза по часовой стрелке, затем помассируйте лоб, веки и шею. При этом пальцы должны быть согнуты и слегка раздвинуты. Приложите к макушке пальцы обеих рук. Сначала помассируйте голову от макушки к плечам, затем - от середины лба в стороны. Повторите массаж в каждом направлении по 3 раза. При этом слегка надавливайте и разминайте кожу волосяного покрова. Затем хорошенько помассируйте уши: несколько раз скрути-те ушную раковину и разотрите мочки. Это очень полезно, так как на них расположены биологически активные точки.

Эффективен эмоциональный массаж головы ребенка. Его должны сделать вы. Ребенок садится на стул в позе кучера и вращает головой поочередно сначала по часовой, а затем против часовой стрелки. Стоя за его спиной, вы слегка помогайте этому вращению. Далее производится снятие негативных эмоциональных воспоминаний. Сидящий на стуле, вращая головой, вспоминает сначала приятные случаи из жизни, а затем негативные ситуации. При этом голова непроизвольно останавливается. Задача стоящего за спиной человека - не допустить остановки вращения головой. Выполнение этого вида массажа приводит к тому, что негативная информация постепенно стирается и заменяется позитивной.

Весьма эффективны действия по концентрации, сосредоточению.

  • Выключите все, что могло бы вас отвлечь: свет, радио, телефон. Зажгите свечу. Смотрите на нее непрерывно 5-7 минут. При этом сконцентрируйте свое внимание на какой-то одной мысли, идее, задаче.
  • Сосредоточьтесь на любом предмете. Посмотрите на него со всех сторон, находя новые и новые детали. Закройте глаза и постарайтесь мысленно воспроизвести предмет с мельчайшими подробностями. Откройте глаза и проверьте точность соответствия предмета и его образа.
  • Очень важно научиться концентрироваться не только на отдельном предмете или мысли, но и на чувстве, ощущении, эмоции. Вспомните о чем-то хорошем, что наверняка было в вашей жизни. Выполняйте это упражнение ежедневно по 20 - 30 минут, последовательно переходя к другому.



Предварительный просмотр:

Жизненные сценарии

Беседы для родителей

Американский психотерапевт Эрик Берн (1902 - 1970) в результате многочисленных наблюдений пришел к выводу, что у большинства людей есть некие подсознательные сценарии, в соответствии с которыми они строят свою жизнь: выбирают сферу деятельности, круг общения, цели и способы их осуществления. Сценарий влияет на поведение, чувства, мысли, представления человека, толкают его «навстречу судьбе», иногда даже вопреки внутреннему сопротивлению.

        Типичные сюжеты жизненных сценариев очень похожи на сюжеты мифов, сказок, классических литературных произведений. Есть сценарии неудачников и победителей, плохих и хороших парней, принцесс и золушек. Например, человек, который живет по сценарию «Сизиф», усердно трудится и почти добивается успеха, но в послед ний момент расслабляется, прекращает усилия и теряет уже достигнутое, чтобы снова начать все сначала.

Жизненные сценарии закладываются в раннем детстве (до шести лет). В этом возрасте родители являются для ребенка единственными и несомненными авторитетами, почти волшебниками. Они и задают ему программу отношения к жизни и поведения в мире. Все родители обычно желают своим детям счастья и добра, однако опираются они на собственные представления о жизни. Исходя из родительских предписаний, ребенок способен проникнуться уверенностью: «Этот мир прекрасен! Когда-нибудь я сделаю его еще лучше (с помощью науки, музыки, медицины и др.)» Или прийти к противоположному выводу: «Этот мир отвратителен. Наверное, когда-нибудь я убью себя или кого-то еще». И действительно, со временем он может совершить самоубийство, а то и убийство, стать наркоманом, алкоголиком. Установка: «В этом мире нужно выполнять все, что требуется, а в промежутках получать удовольствие» предопределяет один образ жизни, а убеждение: «В этом мире нужно гнуться, изворачиваться, торговаться, покоряться силе и сражаться за себя» -другой.

Родителям кажется, что они предостерегают ребенка, говоря ему: «Ты так всю жизнь потратишь впустую», «Кончишь под забором, если не возьмешься за ум», «Кому ты будешь нужна с таким характером?». На самом деле они дают прямую установку, которая укореняется в сознании. Сценарий порой действует против воли человека. Он может заставлять своего обладателя совершать несуразные, неожиданные для самого себя поступки. А может диктовать проявление недоверия к окружающим, чувство стыда и неуверенности. Однако если не удалось пройти кризис подросткового возраста благополучно, это не означает, что человек останется непризнанным на всю жизнь. И напротив, тот, кто, казалось бы, с юности уже обрел ясные представления о своем «я», не гарантирован от разочарований при столкновении с жизнью.

       Интересно, что ребенок улавливает не только отношение к жизни и образцы поведения, которые родители стараются сознательно передать ему, но и их бессознательные мотивы и импульсы. Иногда подобные «послания» противоречат друг другу. Вот пример. Мать школьника находит в комнате у сына бутылку из-под водки. «Не рановато ли пить?» - интересуется она, искренне считая, что предостерегает сына от пьянства, сгубившего отца. Но смысл фразы, которого мать не осознает, такой: «Пить водку - мужское дело, а ты еще мальчик». И подросток делает подспудный вывод: если он хочет проявить себя как настоящий мужчина, то нужно пить водку. Фразы «Чтобы я тебя больше не видела пьяным (курящим, в такой одежде и т.д.)!» скрывают смысл: «Ты можешь пить. Только не попадайся мне на глаза!» А требование «Не смей брать у меня деньги на сигареты!», вполне вероятно, будет понято, как «Можешь курить, но деньги доставай где хочешь. Лишь бы я об этом не знала!»

Берн замечает, что уже в первые минуты знакомства люди интуитивно определяют жизненную позицию другого. При этом обычно «подобное тянется к подобному». Так люди, хорошо думающие о себе, о мире, предпочитают общаться с себе подобными, а не с теми, кто вечно недоволен. Супругов, друзей и врагов мы выбираем не вслепую, а в соответствии с распределением ролей в намеченном жизненном сценарии. Человек, который считает, что никому верить нельзя, как нарочно, ввязывается в дела с недобросовестными партнерами. А когда его обманывают, еще больше убеждается в своей позиции и почти с удовольствием повторяет: «Я же говорил, что кругом одни мошенники».

Однако власть сценария не абсолютна. Берн разработал метод психотерапии, который помогает освободиться от «несчастливых» сценариев. Но нередко и без помощи извне человек будто «прозревает», рвет путы своего сценария. По мнению Берна, этому очень часто способствует любовь - естественная психотерапия и вечный целитель.



Предварительный просмотр:

Т е м а: ДЕТСКАЯ АГРЕССИВНОСТЬ

Эпиграф:

Человек обладает способностью любить, и если он не может найти применения своей способности любить, он способен ненавидеть, проявляя агрессию и жестокость. Этим средством он руководствуется как бегством от собственной душевной боли…

Эрих Фромм

Форма проведения: круглый стол.

Вопросы для обсуждения:

 Анализ проблемы агрессивности.

 Влияние семьи на проявление детской агрессивности.

 Поощрение, наказание в семье.

 Законы преодоления детской агрессии.

Ход собрания

I. Выступление классного руководителя (вариант).

– Уважаемые мамы и папы, дедушки и бабушки! Тема нашей новой встречи серьезна и трудна. Это тема проявления нашими с вами детьми жестокости и агрессии. К сожалению, эти явления живут среди нас, взрослых, и среди наших детей. Что же это за явление и стоит ли нам о нем говорить? Вы правы, стоит. А раз так, давайте рассмотрим, что собой представляет агрессия и как мы, взрослые, можем помочь детям преодолеть ее.

Агрессия в более или менее развитом обществе всегда находится под контролем, но контроль этот будет эффективен настолько, насколько развито в обществе сопротивление агрессии.

Что такое агрессия? Агрессия – это поведение, которое причиняет вред предмету или предметам, человеку или группе людей. Агрессия может проявляться физически (ударили) и вербально (нарушение прав другого человека без физического вмешательства).

В психологии различают  д в а  в и д а агрессии: инструментальную и враждебную. Инструментальная агрессия проявляется человеком для достижения определенной цели. Она очень часто выражается у младших детей (я хочу забрать игрушку, предмет и т. д.). У старших, то есть у наших с вами детей, больше проявляется враждебная агрессия, направленная на то, чтобы причинить человеку боль.

Очень часто агрессию и ее проявление путают с настойчивостью, напористостью. Как вы считаете, это разнозначные качества? Что вас больше обрадует в вашем ребенке: настойчивость или агрессивность? Безусловно, настойчивость. Это качество в сравнении с агрессивностью имеет социально приемлемые формы, так как не допускает оскорбления, издевательства и т. д.

Уровень агрессивности детей меняется в большей или меньшей степени в зависимости от ситуации, но иногда агрессивность принимает устойчивые формы. Причин для такого поведения много: положение ребенка в коллективе, отношение к нему сверстников, взаимоотношения с учителем и т. д.

Стойкая агрессивность некоторых детей проявляется в том, что они иначе, чем другие, понимают иногда поведение окружающих, интерпретируя его как враждебное. К агрессии больше склонны мальчики. Она входит в мужской стереотип, который культивируется в семье и средствах массовой информации.

II. Обсуждение проблемы.

Можно предварительно исследовать отношение детей к телепрограммам. Вопросы записываются на доске, ответы анализируются классным руководителем.

Вопросы для обсуждения:

 Какие телепередачи ты выбираешь для просмотра?

 Что тебе в них нравится?

 Советуют ли тебе родители, какие телепередачи смотреть?

 Какие передачи вы смотрите всей семьей?

Номера вопросов

1

2

3

4

5

Мальчики

Девочки

Папы

Мамы

Очень часто причиной детской агрессии является семейная  ситуация:

1) Агрессивное поведение членов семьи в обыденных жизненных ситуациях: крики, ругань, унижение друг друга, взаимные упреки и оскорбления. Психологи считают, что ребенок проявляет агрессивность в обыденной жизни в несколько раз чаще там, где агрессию взрослых он видел ежедневно и где она стала нормой его жизни.

2) Непоследовательность родителей в обучении детей правилам и нормам поведения. Эта методика воспитания детей отвратительна тем, что у детей не формируется нравственный стержень поведения: сегодня родителям удобно говорить одно, и они навязывают эту линию поведения детям, завтра им удобно говорить другое, и это вновь навязывается детям. Это приводит к растерянности, озлоблению, агрессии против родителей и других людей.

В воспитании можно выделить д в а  важных ф а к т о р а, которые позитивно или негативно влияют на формирование детской агрессивности: расположение и неприятие.

Преодолению агрессивности ребенка помогает окружение, использующее в своем арсенале умение слушать, теплоту общения, доброе слово, ласковый взгляд.

Неприятие, наоборот, стимулирует детскую агрессивность. Оно характеризуется безразличием, устранением от общения, нетерпимостью и властностью, враждебностью к факту существования ребенка. Неприятие ребенка приводит к проявлению такого заболевания, как детский госпитализм. Что это такое? Одиночество, отсутствие желания общаться с родными людьми, отсутствие в семье традиций, обычаев, законов.

Огромное значение в воспитании детей имеет поощрение: словом, взглядом, жестом, действием. Очень значимо для человека и наказание, если:

 оно следует немедленно за проступком;

 объяснено ребенку;

 оно суровое, но не жестокое;

 оно оценивает действия ребенка, а не человеческие качества.

Наказывая ребенка, отец и мать проявляют терпение, спокойствие и выдержку.

III. Экспресс-анкетирование родителей по проблеме собрания.

IV. Сообщение результатов предварительного анкетирования учащихся.

АНАЛИТИЧЕСКАЯ СПРАВКА ПО РЕЗУЛЬТАТАМ
АНКЕТИРОВАНИЯ УЧАЩИХСЯ

Если тебя наказывают, то как…

Если тебя поощряют, то как…

Четыре «нельзя», которые бы ты хотел иметь в своей семье, когда тебя наказывают

V. Обобщение и выводы.

Слово педагога. Подходит к концу наша очередная встреча. Хочется, чтобы она оказалась для вас полезной, вызвала раздумья, желание построить взаимоотношения в своей семье по-иному.

И, по традиции, каждый из вас получает «золотые»  п р а в и л а  воспитания, связанные с темой данного собрания:

 Учитесь слушать и слышать своего ребенка.

 Постарайтесь сделать так, чтобы только вы снимали его эмоциональное напряжение.

 Не запрещайте детям выражать отрицательные эмоции.

 Умейте принимать и любить его таким, каков он есть.

 Повиновение, послушание и исполнительность будут там, где они предъявляются разумно.

 К агрессивным проявлениям в поведении ребенка приводит агрессивность семьи.



Предварительный просмотр:

ЗДОРОВЬЕ НАШИХ ДЕТЕЙ.
ВОСПИТАНИЕ ГИГИЕНИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

Ц е л и:

 получить информацию о формировании гигиенических навыков у учащихся класса;

 дать рекомендации родителям по укреплению здоровья детей.

Участники: классный руководитель, родители учащихся третьего класса, педагог-психолог, социальный педагог, школьный врач.

Подготовительная работа.

1. А н к е т и р о в а н и е   у ч а щ и х с я:

1) Соблюдаешь ли ты режим дня?

2) Кто из взрослых помог тебе составить твой режим дня?

3) Выполняешь ли ты утром зарядку?

4) Сколько раз в день ты ешь?

5) Как ты питаешься: в одно и то же время или как получится?

6) Гуляешь ли ты перед сном?

7) Смотришь ли ты телевизор перед сном?

8) Во сколько ложишься спать?

9) Как ты отдыхаешь в выходные дни?

2. А н а л и з   и   о б о б щ е н и е  результатов анкетирования учащихся класса совместно со школьным врачом.

3. С о с т а в л е н и е  школьным врачом сводки заболеваний учащихся класса в процентном соотношении.

4. П о д г о т о в к а  школьным педагогом-психологом теста для родителей.

5. С о с т а в л е н и е  рекомендаций для родителей социальным педагогом по профилактике наркомании и токсикомании.

О ф о р м л е н и е,   о б о р у д о в а н и е   и   и н в е н т а р ь:

1) тест «Как вы относитесь к своему здоровью?»;

2) выставка литературы (статей, журналов, книг) по теме «Здоровье наших детей»;

3) запись на доске темы собрания и эпиграфа:

Хочешь быть сильным – бегай, хочешь быть красивым – бегай, хочешь быть умным – бегай.

Древнегреческое высказывание

Х о д   с о б р а н и я

I. Организационная часть.

Родители располагаются в классной аудитории, учитель приветствует их и желает полезной и плодотворной работы.

Классный руководитель объявляет тему собрания, кратко разъясняет порядок совместной работы, представляет приглашенных на собрание социального педагога, педагога-психолога, школьного врача.

II. Этап «Вызов ассоциаций».

Классный руководитель. Предлагаю вам назвать ассоциации, которые возникают у вас в связи со словом «гигиена».

Родители называют ассоциации, а классный руководитель записывает их в столбик на доске.

III. Этап «Осмысление».

Классный руководитель. В толковом словаре записано: «Гигиена – раздел медицины, изучающий условия сохранения здоровья, а также система действий, мероприятий, направленных на поддержание чистоты, здоровья».

Что же включает в себя понятие «гигиена? Что формирует гигиенические навыки?

На эти вопросы мы будем вместе искать и находить ответы.

IV. Этап «Составление кластера».

Учитель предлагает родителям поразмышлять над тем, что такое «гигиена», что она в себя включает, и высказать свое мнение. В центре доски классный руководитель пишет слово «гигиена». Начинается коллективное обсуждение проблемы, в процессе которого учитель на доске вокруг понятия «гигиена» записывает ключевые слова из выступлений родителей и своего сообщения.

В результате составляется кластер примерно такого содержания:

Далее основные размышления ведутся с опорой на ключевые слова и понятия кластера (схемы). Школьный врач дополняет и дает рекомендации родителям по воспитанию гигиенических навыков школьников.

1. С о б л ю д а т ь   р е ж и м   д н я.

Режим дня. Это сочетание слов вызывает у многих школьников раздражение: ведь соблюдение режима требует напряжения воли. Школьникам кажется, что легче жить, не соблюдая его. Но это неверно. На самом деле как раз беспорядочный образ жизни истощает силы человека, мешает ему добиваться поставленных целей. А режим лишь на первых порах требует большого напряжения, зато потом облегчает учение, труд, гарантирует здоровье.

Не случайно говорят: утро определяет день. Утренняя зарядка, умывание, душ помогают приобрести бодрость, рабочий настрой. Обязателен и утренний завтрак. К сожалению, многие школьники ограничиваются лишь стаканом чая, а часто не успевают выпить и его. В результате во время уроков у них возникает головная боль, появляется слабость, рассеивается внимание. Они не усваивают новый материал.

2. Р а ц и о н а л ь н о е   п и т а н и е.

Правильное, рациональное питание – это прежде всего регулярное питание. Ученые установили, что среди тучных школьников в 5 раз больше питающихся 1–2 раза в день, а не 3–4, как положено; в 1,5 раза больше нерегулярно питающихся, чем среди школьников с нормальным весом. Среди ребят, больных ожирением, физкультурой и спортом занимались всего 2–3 процента.

Питаться регулярно – это значит есть не менее 3–4 раз в день, в точно установленное время, а ужинать не позднее 19 ч. Перед сном можно выпить стакан кефира, простокваши, съесть яблоко. Все это помогает предупредить ожирение.

3. П о л н о ц е н н ы й   с о н.

Чтобы сон был полноценным, следует выполнять такие правила:

• Если вы проснулись утром вялым, уставшим, с головной болью, надо установить причину такого состояния и постараться ее исключить.

• Если вы с трудом засыпаете, нужно избегать в вечерние часы всего того, что возбуждает нервную систему.

• Перед сном полезно совершить спокойную прогулку, принять теплый душ.

• Если вы не приняли душ, необходимо умыться, вымыть ноги, почистить зубы и заранее приготовить постель.

• Обязательно нужно ложиться спать и вставать в одно и то же время и стараться высыпаться, иначе будет нарастать утомление.

• Ложась в постель, надо постараться вместе с одеждой сбросить с себя все дневные заботы. Тем, кто имеет привычку читать перед сном, лежа в постели, рекомендуем от нее отказаться.

• Спать нужно в хорошо проветренном помещении, и даже зимой – с открытой форточкой.

• Спать лучше всего на спине, на маленькой подушке.

Нельзя спать на левом боку, особенно «калачиком».

Чтобы заснуть, надо лечь на спину, руки и ноги свободно вытянуть, постараться не думать ни о чем постороннем, последовательно расслаблять отдельные части тела, фиксируя на каждой из них внимание (порядок расслабления следующий: пальцы ног, голеностопные суставы, голени, бедра, тазобедренные суставы, живот и одновременно руки, затем подбородок, язык, переносица).

Быстро заснув и хорошо выспавшись, вы встанете утром бодрым, со свежей головой и хорошим настроением.

4. П о л о ж и т е л ь н ы е   э м о ц и и.

Нужно научить детей радоваться всему вокруг – солнцу, хорошей погоде, новой прочитанной книге, встрече с друзьями, приближающемуся празднику. Хорошо об этом сказал А. С. Макаренко: «Человек не может жить на свете, если у него впереди нет ничего радостного».

Очень важно воспитывать у детей оптимизм, волю, твердый характер, научиться формировать как можно больше способов психологической защиты, приемлемых для самых различных ситуаций.

5. Ф о р м и р у е м   п р а в и л ь н у ю   о с а н к у.

Многие школьники не умеют красиво держаться, сохранять правильную осанку. Неправильное положение тела, нарушения в осанке являются причиной того, что движения девушек и юношей становятся неуклюжими, теряют свою привлекательность.

Осанка – это привычное положение тела при выполнении естественных движений. Она тесно связана с физическим развитием человека и его двигательной подготовленностью. О школьнике, имеющем хорошую осанку, без ошибки можно сказать, что он гармонично физически развит. Ведь правильная осанка – это и определенная симметрия в развитии мышц плечевого пояса, и оптимальный уровень развития выносливости, мышечной силы, гибкости и других физических качеств.

Чаще всего нарушения осанки бывают у ребят со слабо или неравномерно развитой мышечной системой. Особое внимание необходимо уделять гармоничному физическому развитию, так как нарушения в физическом развитии, как правило, сопровождаются и нарушениями осанки. Например, нередко можно встретить школьников, у которых ширина или высота плеч различна. Причина этого – неравномерная нагрузка. Так, письмо, черчение, шитье и многие другие действия производятся преимущественно правой рукой. Домашняя работа (подметание пола, разрезание хлеба и др.) опять-таки осуществляется в основном правой рукой при относительной пассивности левой, в результате чего усугубляется неодинаковое развитие верхних конечностей.

Очень вредно на осанке отражается привычка носить портфель в одной руке, сумку на одном плече. Такая преимущественная активность одной руки способствует выработке однобокости, значительной асимметрии в физическом развитии. Врачи констатируют, что более 60 % школьников, которым необходима специальная корригирующая гимнастика, как правило, приобретают искривления позвоночника не под влиянием болезней, а в результате асимметрии привычных положений и движений.

В числе многих факторов, способствующих формированию правильной осанки, важную роль играют дневной отдых лежа в течение 30–40 мин, а также определенные физические упражнения. Одни упражнения способствуют развитию силы и статической выносливости тех мышечных групп, которые непосредственно обеспечивают сохранение вертикальных поз: мышц стопы и голени, мышц – сгибателей бедра и разгибателей позвоночника. Стройность фигуре придают также хорошо и гармонично развитые мышцы брюшного пресса, плечевого пояса, шеи.

Вторая группа упражнений в основном направлена на формирование ощущений тех или иных поз в различных по сложности ситуациях двигательной деятельности: в ходьбе, беге, прыжках, действиях игрового характера и т. п.

Третья группа – это упражнения корригирующего характера, направленные на исправление индивидуальных нарушений осанки.

Наконец, выделяют упражнения, активно сохраняющие приобретенные навыки правильной осанки, направленные в основном на развитие гибкости движений, сочетающиеся с упражнениями, укрепляющими «мышечный корсет».

6. Профилактика близорукости.

Ученые утверждают, что 70 % информации об окружающем нас мире мы получаем с помощью глаз.

А. М. Горькому во время болезни пришлось несколькo дней пробыть с повязкой на глазах. Он так писал о своем состоянии: «Ничего не может быть страшнее, как потеря зрения, – это невыразимая обида, она отнимает у человека девять десятых мира».

Многие люди читают при плохом освещении, лежа, на ходу, в движущемся транспорте. В результате у них возникает близорукость. Ее причиной могут быть также неполноценное питание, длительные болезни, особенно инфекционные, ослабляющие организм.

В настоящее время близорукость чрезвычайно распространена. В некоторых старших классах каждый пятый, а то и четвертый ученик близорук. Для многих профессий (моряки, летчики и др.) даже небольшое нарушение зрения недопустимо. Об этом следует знать школьникам.

Дадим несколько рекомендаций, выполнение которых позволит предупредить развитие близорукости.

• Прежде всего надо правильно оборудовать рабочее место, создать благоприятные условия, если вы читаете или пишете, почаще давать отдых глазам. Поработали 20–25 минут, посмотрите в течение нескольких секунд на потолок комнаты, в окно. Через 45 минут устраивайте, как в школе, перемену на 5–10 минут.

• Настольную лампу (она ставится слева, мощность лампочек 50–60 Ватт, с них регулярно вытирается пыль) включайте вместе с верхним освещением. Не должно быть резкого контраста между ярко освещенной поверхностью стола и темной комнатой. Иначе глазам постоянно приходится приспосабливаться к различной степени освещенности, а это вредно для них.

• Почему нельзя читать на ходу? При этом расстояние от глаз до книги все время меняется и глазам всякий раз приходится приспосабливаться к новому расстоянию, а это их утомляет. Поэтому же не рекомендуется читать и в движущемся транспорте.

• Может стать вредным для глаз и телевизор, если не соблюдать такие правила: смотреть передачи можно не чаще двух раз в неделю и не более чем по 2 часа, сидеть перед экраном следует на расстоянии не ближе чем за 2–2,5 м; надо следить за тем, чтобы изображение было четким.

Несколько слов об общих правилах сохранения зрения. Здоровый, закаленный человек реже болеет, у него более острое зрение. Поэтому для того, чтобы зрение было хорошим, необходимо заниматься спортом, закаливать свой организм.

Если врач назначил очки, надо как можно скорее их приобрести и носить. Иногда вначале они мешают, но через несколько дней человек привыкает к очкам. Если неприятное ощущение не исчезнет, надо вновь обратиться к врачу.

Полезны такие упражнения для глаз: лягте на диван, закройте глаза. Затем мысленно произнесите 3 раза: «Мои глаза закрыты. Они становятся все тяжелее и тяжелее. Теперь я вижу темноту, полную темноту, мои глаза спокойны».

Сделайте метку на окне (приклейте небольшой кусочек бумаги). Попеременно смотрите вдаль мимо метки, затем фиксируйте взгляд на ней. Это упражнение выполняется в течение 3–5 минут через каждый час.

При сильном утомлении глаз посидите 15–20 минут в затемненном помещении.

V. Тестирование родителей школьным психологом.

ТЕСТ «КАК ВЫ ОТНОСИТЕСЬ К СВОЕМУ ЗДОРОВЬЮ?»

Как же вы относитесь к своему здоровью? Узнать это, надеемся, поможет наш тест. За  каждый  ответ  «а»  вы получите 4  очка,  за «б» – 2,  за  «в» – 0.

1. Как известно, нормальный режим питания – это плотный завтрак, обед из трех блюд и скромный ужин.

А какой режим питания у вас?

а) Именно такой, к тому же я ем много овощей и фруктов;

б) иногда бывает, что я обхожусь без завтрака или обеда;

в) я вообще не придерживаюсь никакого режима.

2. Курите ли вы?

в) Нет;

б) да, но лишь одну-две сигареты в день;

в) курю по целой пачке в день.

3. Употребляете ли вы спиртное?

а) Нет;

б) иногда выпиваю с приятелями или дома;

в) пью довольно часто, бывает что и без повода, среди бела дня.

4. Пьете ли вы кофе?

в) Очень редко;

б) пью, но не больше одной-двух чашечек в день;

в) не могу обойтись без кофе, пью его очень много.

5. Регулярно ли вы делаете зарядку?

а) Да, для меня это необходимо;

б) хотел бы делать, но не всегда удается себя заставить;

в) нет, не делаю.

6. Вам доставляет удовольствие ваша работа?

а) Да, и я иду на работу обычно с удовольствием;

б) работа меня, в общем-то, устраивает;

в) я работаю без особой охоты.

7. Принимаете ли вы какие-то лекарства?

а) Нет;

б) только при острой необходимости;

в) да, принимаю почти каждый день.

8. Страдаете ли вы от какого-то хронического заболевания?

а) Нет;

б) затрудняюсь ответить;

в) да.

9. Используете ли вы хотя бы один выходной для физической работы, туризма, занятий спортом?

а) Да, а иногда и оба дня;

б) да, но только когда есть возможность;

в) нет, мне приходится заниматься домашним хозяйством.

10. Как вы предпочитаете проводить свой отпуск?

а) Активно, занимаясь спортом;

б) в приятной, веселой компании;

11. Есть ли что-то, что постоянно раздражает вас на работе или дома?

а) Нет;

б) да, но я стараюсь избегать этого;

в) да.

12. Есть ли у вас чувство юмора?

а) Мои близкие и друзья говорят, что есть;

б) я ценю людей, у которых оно есть, и мне приятно их общество;

в) нет.

К л ю ч   к   т е с т у:

От 30 до 48 очков. У вас есть все шансы дожить до ста лет. Вы следите за своим здоровьем больше, чем за чем-то другим, у вас хорошее самочувствие. Если вы и дальше будете вести здоровый образ жизни, то сохраните энергичность, активность до глубокой старости.

Будьте только внимательны при переходе улиц!

Но подумайте, не слишком ли много сил вы тратите на то, чтобы поддерживать себя в форме? Не лишаете ли вы себя при этом некоторых маленьких удовольствий?

Не пренебрегайте ими, без них жизнь может показаться вам слишком пресной. А радость – это тоже здоровье!

От 15 до 29 очков. У вас не только хорошее здоровье, но часто и хорошее настроение. Вы, вероятно, общительны, часто встречаетесь с друзьями. Вы не отказываетесь и от удовольствий, которые делают нашу жизнь разнообразней. Но подумайте, не будут ли некоторые ваши привычки с годами иметь последствия для вашего здоровья?

От 0 до 14 очков. Ваше здоровье зависит прежде всего от вас. Но вы слишком легкомысленно к нему относитесь. Вероятно, вы уже жалуетесь на свое здоровье, или эти жалобы, увы, не заставят себя долго ждать. Не слишком надейтесь на лекарства. Если вы пока не бегаете по врачам, то это заслуга только вашего здорового организма. А это не может продолжаться до бесконечности. Откажитесь, пока не поздно, от сигарет и спиртного, упорядочите режим питания.

VI. Сообщение социального педагога по теме «Профилактика наркомании и токсикомании школьников».

Социальный педагог. Наркомания распространена главным образом среди 15–18-летних, а токсикомания – среди
11–14-летних.

В большинстве случаев младшие подростки впервые знакомятся с действием наркотических и токсических веществ из любопытства, ради «эксперимента». Учащиеся среднего и старшего возраста чаще всего пробуют одурманивающие средства, стремясь самоутвердиться среди окружающих, проявить «взрослость» и самостоятельность, стать членом одной из групп (компаний сверстников или более старших). Нередки случаи, когда употребление этих средств несовершеннолетними обусловлено их протестом против давления взрослых (родителей, учителей). Но, как правило, приобщение подростков к наркотикам происходит под действием комплекса факторов. Врачи, работники правоохранительных органов, педагоги подтверждают, что такими факторами могут быть неблагоприятные семейные обстоятельства, психофизиологические и биологические особенности школьников, неразвитость их духовных потребностей, неумение разумно использовать свободное время и т. д.

Каковы же признаки употребления  токсических  веществ  и  наркотиков?

1. Внешние признаки:

– бледность кожи;

– расширенные или суженные зрачки;

– покрасневшие или мутные глаза;

– замедленная речь;

– потеря аппетита, похудение;

– хронический кашель;

– плохая координация движений (пошатывание или спотыкание).

2. Очевидные признаки:

– следы уколов на руках в области внутренних поверхностей локтевых сгибов;

– бумажки, свернутые в трубочку;

– маленькие ложечки;

– капсулы, бутылки или пивные банки.

3. Изменения в поведении:

– нарастающее безразличие ко всему;

– уход из дома и прогулы занятий в школе по непонятным причинам;

– ухудшение памяти;

– бессонница;

– невозможность сосредоточиться;

– болезненная реакция на критику;

– частая и быстрая смена настроения;

– повышенная утомляемость, сменяемая повышенной энергичностью;

– необычные просьбы дать денег, пропажа ценных вещей из дома;

– снижение успеваемости в школе;

– самоизоляция, избегание общения с домашними.

РЕКОМЕНДАЦИИ РОДИТЕЛЯМ

1. Не паникуйте. Даже если вы уловили подозрительный запах или обнаружили на руке сына или дочери след укола, это еще не означает, что теперь ребенок неминуемо станет наркоманом. Часто подростка вынуждают принять наркотик под давлением.

Помните о том, что и многим взрослым людям приходилось употреблять наркотические средства (например, обезболивающие наркотики, масочный наркоз и т. д.). И постарайтесь с первых минут стать для ребенка не врагом, от которого нужно скрываться и таиться, а союзником, который поможет справиться с бедой.

2. Сохраните доверие. Ваш собственный страх может заставить вас прибегнуть к угрозам, крику, запугиванию. Это оттолкнет подростка, заставит его замкнуться. Не спешите делать выводы. Возможно, для вашего сына или дочери это первое и последнее знакомство с наркотиком. Будет лучше, если вы сможете поговорить с ребенком на равных, обратиться к взрослой части его личности. Особенно ценным для сохранения доверия мог бы быть разговор с подростком о вашем собственном опыте употребления ненормативных веществ (возможно, алкоголя). Было ли тогда для вас важным почувствовать себя взрослым, или быть принятым в компании, или испытать новые ощущения? Не исключено, что подобные же проблемы стоят перед вашим ребенком. Возможно, что наркотик для него способ самоутвердиться, пережить личную драму или заполнить пустоту жизни.

3. Оказывайте поддержку. «Мне не нравится, что ты сейчас делаешь, но я все же люблю тебя» – вот основная мысль, которую вы должны донести до подростка. Он должен чувствовать: что бы с ним ни произошло, он сможет с вами откровенно поговорить об этом. Поощряйте интересы и увлечения подростка, которые должны стать альтернативой наркотику; интересуйтесь его друзьями, приглашайте их к себе домой. И наконец, помните, что сильнее всего на ребенка будет действовать ваш личный пример. Подумайте о своем собственном отношении к некоторым веществам типа табака, алкоголя, лекарств.

Будьте уверены, что дети видят, как вы справляетесь или не справляетесь с собственными зависимостями, пусть даже не такими опасными, как наркотик.

4. Обратитесь к специалисту. Если вы убедитесь, что ребенок не может справиться с зависимостью от наркотика самостоятельно и вы не в силах помочь ему, обратитесь к специалисту. Не обязательно сразу к наркологу. Если у подростка еще не выработалась стойкая зависимость, и наркотик для него – способ справиться с личными проблемами, лучше начать с психолога или психотерапевта. Будет очень хорошо, если и сам подросток сможет пообщаться с психологом (при этом важно избежать принуждения). Если же вы чувствуете, что у вашего ребенка уже сформировалась стойкая зависимость от наркотика, не теряйте времени – обращайтесь к наркологу. В настоящее время существуют различные подходы к лечению наркомании. Посоветуйтесь с разными врачами, выберите тот метод и того врача, который вызовет у вас доверие. И помните: чтобы помощь нарколога была эффективной, необходимо искреннее желание подростка освободиться от зависимости. Будьте готовы к тому, что спасение вашего ребенка может потребовать от вас серьезных и длительных усилий.

VII. Обсуждение и принятие решения родительского собрания.

1. Продолжить воспитание гигиенических навыков детей.

2. Контролировать соблюдение режима дня своими детьми.

3. Использовать рекомендации по формированию осанки, профилактике близорукости и вредных привычек.

4. Оказывать детям помощь в укреплении здоровья.

VIII. Ознакомление родителей с психолого-педагогической литературой по теме собрания.

Л и т е р а т у р а

1. Белякова, Н. Т. Фигура, грация, осанка. – М.: Просвещение, 1978.

2. Воликова, Т. В. Режим дня в жизни школьника. – М.: Просвещение, 1961.

3. Краковяк, Г. М. Физическое воспитание школьника в семье. – Ленинград, 1967.

4. Ловейко, И. Д. Формирование осанки у школьника.  – М.: Просвещение, 1970.

5. Норкина, Т. Е. Берегите нервы. – М.: Физкультура и спорт,  1977.

6. Пекелис, В. Я. Твои возможности, человек. – М.: Знание, 1984.



Предварительный просмотр:

Беседа для родителей

Воспитать личность

(по материалам Н. Козлова)

Если спросить любого родителя, хочет ли он воспитать ребенка так, чтобы тот имел достоинство, собственное мнение, способность смело и решительно его защищать, то ответ будет, безусловно, положительным. Однако в практике семейного воспитания мы допускаем множество ошибок, приводящих к тому, что ребенок теряет уверенность в себе, становится зависимым от других, робким и нерешительным. Его нередко лишают любви, колют злостью и ударяют ненавистью, пока он не почувствует боль, пока в его душе не появится рана. Зачем? А чтобы слушался! Очень часто в таких случаях из ребенка вырастает невротик, который в тягость не только окружающим, но и самому себе. Проблема такого человека состоит в том, что он не любит и не уважает себя. И все из-за «недолюбленности» в детстве.

Необходимо, чтобы каждое утро ребенок просыпался с установкой: «Я хороший, славный, любимый и замечательный». Зачем? А потому что такого человека начинают любить и другие. Образ для себя становится образом для других. Поэтому независимо от обстоятельств родители просто обязаны поддерживать установку на самоценность у ребенка, признание себя в своих собственных глазах.

Наше отношение к жизни, к людям закладывается с детства. Предположим, строгие родители мне внушали: «Сынок, в жизни каждый старается только для себя, хорошего от людей не жди. Пока человек не доказал, что он порядочный, держись от него подальше». Или: «Жизнь, сынок, сложная штука, и люди бывают очень разные. Не будь слишком доверчивым, присматривайся к людям. Убедишься, что хороший - это одно, увидишь, что плохой, тогда другое. А пока не разобрался в человеке, близко к себе его не подпускай». Конечно, возможен и третий вариант: «Жизнь прекрасна! Конечно, бывают люди и недобрые, но ты не ошибешься, если к каждому будешь подходить открыто. Пока человек не доказал, что он плохой, считай, что он добрый и порядочный». От этих установок во многом зависит отношение растущего человека к миру, другим людям. Взрослые должны помнить, что на многие вещи они смотрят через призму собственных ошибок, разочарований, потерь. И не стоит этот «негатив» внедрять в сознание детей: возможно, их опыт будет лучше.

Мы любим вмешиваться в жизнь детей: летят советы, несутся замечания, падают упреки, сыплются оценки - словами, интонациями, взглядами. А то еще проще - прямым физическим воздействием. Ежеминутно одергивая ребенка, родители обычно прикрываются заботой о нем. Однако это ограничение свободы личности ребенка продиктовано не заботой о нем, а, скорее, желанием собственного покоя, решением своих проблем за счет ребенка. У китайцев есть великолепный лозунг: «Пусть расцветают все цветы!» Психолог, видимо, расшифрует его так: «Разрешите другому быть другим. Старайтесь не влиять - даже замечаниями и советами, удерживайте себя от вмешательства, пока не проанализировали всю ситуацию и все мотивы».

Показателем сильной личности является спокойно-безразличное отношение к тому, как на вас посмотрят, что о вас подумают или скажут. Желание нравится - совершенно естественно, а тот, кто его в себе отрицает, откровенно лжет. Однако надо научить взрослеющего ребенка не быть болезненно зависимым от мнений окружающих. Нравиться всем и нереально и не нужно. Конечно, хочется привлекать к себе взгляды и сердца людей, но не менее важно уметь спокойно переносить равнодушное или отрицательное отношение. Оценки окружающих, в том числе и негативные, нужно учитывать, но нельзя становиться их рабом. Почти всегда находятся желающие сыграть на этой слабости, подергать за ниточки. Именно поэтому не следует быть марионеткой. Помогайте детям это понять.

Человек многомерен. По крайней мере, молено в одном сразу увидеть троих: Человека объективного (какой он есть в действительности), Человека внутреннего (каким человек себя видит, чувствует) и Человека внешнего (как он себя подает, какое впечатление производит).

Следует учить детей манере держаться. Попробуйте начать с ними от противного (взрослеющие дети не любят назиданий). Встаньте криво, плечи заверните вперед и вверх (спина при этом приобретает устойчиво невротические очертания), голову подайте вперед и вниз (когда голова поворачивается в таком положении, создается навязчивое впечатление, будто вас кто-то преследует). Мелко моргайте, изобразите на лице тревогу или извиняющуюся улыбку. Руками делайте суетливые ненужные движения, колени полусогните, поставьте ноги носками внутрь. Садитесь на краешек стула, как будто не вправе занять его весь, мнитесь и говорите дрожащим голосом сбивчивые фразы... К сожалению, у этой карикатуры не так уж мало прототипов.

Взрослому необходимо понимать роль психологической поддержки в процессе воспитания. Сам того не ведая, он может разочаровать ребенка, снизить его самооценку, если скажет, например, следующее: «Ты мог бы выполнить это получше!», «Посмотри, как твой одноклассник хорошо сделал это!» Как правило, негативные замечания родителей не имеют действия. Постоянные упреки приводят ребенка к выводу: «Какой смысл стараться? Все равно я ничего не могу. Я никогда не смогу заслужить одобрения. Я сдаюсь».

Взрослые должны научиться, помогая ребенку, учитывать, какие факторы (в школе, семье, в более широком окружении) способны привести его к разочарованию в самом себе. По мнению психологов, такого рода факторами могут быть:

  • завышенные требования родителей;
  • соперничество братьев и сестер;
  • чрезмерные амбиции ребенка.

Случается, что поведение ребенка не нравится взрослому. Именно в такие моменты старший должен предельно четко показать младшему: «Хотя я и не одобряю твоего поведения, я по-прежнему уважаю тебя как личность». Необходимо показать, что неудача ни в коей мере не умаляет достоинств. Важно, чтобы взрослый научился принимать ребенка таким, какой он есть, включая все его достижения и промахи, а в общении с ним учитывать значение тона, жестов, выражения лица, глаз и т. д.

Итак, чтобы поддержать формирование личности, необходимо:

  1. Опираться на сильные стороны ребенка.
  2. Избегать подчеркивания его промахов.
  3. Показывать, что вы удовлетворены им.
  4. Уметь и хотеть демонстрировать любовь и уважение к ребенку.
  5. Проводить больше времени с сыном (дочерью).
  6. Ввести юмор во взаимоотношения, демонстрировать оптимизм.
  7. Позволить ребенку самому решать проблемы там, где это возможно.
  8. Избегать дисциплинарных поощрений и наказаний.

         9. Проявлять веру в ребенка, эмпатию к нему.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Беседа с родителями "Проблема взаимоотношений между родителями и детьми"

небольшая беседа о проблемах во взаимоотношениях в семье, причины непонимания между родителями и детьми...

Быть родителем- счастье.( разработка к беседы с родителями )

Беседа с родителями на  волнующюю многих из них тему о взаимоотношениях с детьми, содержащая тест для родителей....

Родителям – о безопасности дорожного движения. Беседа для родителей первоклассников

О необходимости учить детей безопасному поведению на дороге говорят много. Делается, к сожалению, значительно меньше. Родителям, в первую очередь, необходимо сформировать у ребенка знания ...

Беседа с родителями. Тема: Учительский авторитет: могут ли на него повлиять родители?

Беседа с родителями.Тема: Учительский авторитет: могут ли на него повлиять родители?...

Беседа с родителями на тему "Родители и подростки".

Беседа может быть проведена на классном родительском собрании. Способствуетформированию у подростков ответственного отношения к воспитанию своих детей, бесконфликтного отношения с ними....

Этическая беседа для родителей "Формирование и самовоспитание подростков. Руководство со стороны родителей процессом самовоспитания подростков."

Материал о помощи взрослых в выработке у школьников контроля и самооценки, силы воли и настойчивости в учёбе; развитие практических жизненных навыков....

Беседа с родителями «Искусство родителей общаться с подростками»

Из цикла «Как помочь подростку не попасть под влияние табакокурения, алкоголя и наркотиков»...