Трудовое воспитание подростков в семье
статья (7 класс) на тему
Статья адресована родителям. Может использоваться классными руководителями в воспитательной работе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
trudovoe_vospitanie_podrostkov_v_seme.docx | 21.11 КБ |
Предварительный просмотр:
Трудовое воспитание подростков в семье.
Семья является самой естественной, самой благотворной средой, в которой формируется личность ребенка его отношение ко всем сторонам жизни, в том числе и к труду
Семья, как и школа, оказалось в новых условиях трудового воспитания. Мы вступили в период рыночных отношений .
Для успешного развития рынка необходим человек, в котором были бы воспитаны такие свойства, как умение опираться на собственные силы, надеется на себя и верить в успех; проявлять творчество, изобретательность, способность изворачиваться и ухищряться в рискованных и запутанных ситуациях; быть любезным, вежливым, производить впечатления надежности и нравственной безупречности. Это и будет человек рынка.
Качество личности к воспитанию которых должны приложить усилия в семье- это честность, совестливость и порядочность; предприимчивость и деловитость, достоинство и личная ответственность; инициативность и высокая дисциплина труда; неприятие рвачества и халтуры. Одна из проблем сегодня – сохранение и поддержание авторитета честного труда как основного средства достижений жизненного успеха .Семья призвана помочь детям разобраться в современной ситуации, отделить временное сиюминутное- от главного, постоянного. Убедите, что без честного труда, хорошей жизни не будит .Человек трудится не только для того, чтобы заработать .Он трудится, потому что он человек, потому что именно сознательное отношение к труду отличает его от животного. Тот кто не понимает этого разрушает в себе человека .
Хотя в большинстве семей постоянно занимаются трудовым воспитанием, существует ряд нерешённых проблем в подготовке молодёжи к труду, в первую очередь, в формировании у неё трудолюбия и прилежания.
В подростковый возраст дети вступают с неодинаковым уровнем развития трудолюбия; с разнообразными мотивами труда, с далеко не одинаковыми навыками, умением и привычкой трудиться. Некоторые не приучены заниматься трудом как физическим, так и умственным. Но у любого подростка есть немало положительных качеств, потребностей и стремлений, опираясь на которые можно устранять отрицательные влечения и склонности, формируя при этом положительные качества, в том числе и трудолюбие. Главное - быть твёрдо уверенным в его возможности стать лучше.
Осуществляя трудовое воспитание подростков, следует учитывать, что подросток, считая себя взрослым человеком, стремится доказать это делом. Он хочет полной самостоятельности в выполнении порученного дела, простора для творчества, которое позволило бы ему доказать свою взрослость. Опека над ним рождает протест с его стороны, нередко ведёт к ссоре с опекающими. Едва опека приобретает длительный характер, подросток, внутренне примиряясь со своим положением, становится исполнителем по принципу «от и до».
Родители должны помнить, что только тот труд положительно влияет на ребенка, который предстает перед ним как необходимость и осознается как долг. Наряду с пониманием необходимости труда ребенок должен знать конечную его цель. Достижению поставленной цели он подчинит свои мысли, желания, волю.
На формирование трудолюбия ребенка огромное влияние оказывает отношение к труду. Какие бы умные, правильные слова ни говорили они о роли и значение труда в жизни человека, эти слова не оставят положительного следа в сознание детей. В той семье, где отец и мать создают порядок и уют в квартире, умело, не упрекая друг друга, поддерживают его, дети охотно помогают им. У них сравнительно быстро формируются умения выполнять различные виды бытового труда, добросовестность и аккуратность. Бережное отношение отца и матери к предметам быта формирует у ребенка ценные качества хозяина.
Дочь семиклассница, выслушав просьбу матери убраться дома, пренебрежительно ответила:
- Я не домработница, чтобы делать это. Мне надо уроки учить. До этого времени девочка охотно выполняла все поручения родителей. В 6кл ,когда учебная нагрузка возросла, мать полностью освободила дочь от домашних дел, чтобы она была отличницей. Дома все делали для нее за нее, и девочка не только привыкла к такому положению в семье, но и прониклась презрением к бытовому труду. Много терпения выдержки понадобилась матери, чтобы исправить последствия ошибочного отношения дочери.
Успеваемость подростка в средних классах часто снижается и потому, что ребенку не достает организованности в работе. Его надо учить работать быстро, сосредоточенно, отключаться от посторонних дел и мыслей. Но не в коем случае не освобождать от домашних обязанностей, ведь ребята стали старше ,физически окрепли , приобрели больше знаний о жизни. Ребенку необходимо больше самостоятельности, создавать условия проявления инициативы, преодоления трудностей.
Родительский пример, как метод воспитания, занимает важнейшее место в процессе формирования личности ребенка. Там, где нет положительного трудового примера родителей, дети без просьбы или принуждения не помогут ближнему, товарищу, постороннему человеку. Склонность к подражанию сохраняется в подростковом возрасте. В процессе повседневного общения со взрослыми подростки перенимают его отношение к труду, которое наблюдают в совместной трудовой деятельности с ними. Если дети являются свидетелями и активными участниками положительного трудового примера, то у них воспитывается трудолюбия. И наоборот. Плохо, если родители отрицательно отзываются о своей работе в присутствие детей. Слушая их, дети проникаются неуважением не только к специальности родителей, но и к труду вообще. Большое воспитательное значение имеет педагогический такт при оценке детского труда. Если родители не замечают старательности ребенка при выполнении трудовых поручений, то стечением времени она у него исчезает.
Успешное воспитание у детей трудовых качеств во многом зависит от организации семейного хозяйства. При разумном организованном семейном хозяйстве у детей не произвольно возникают и закрепляются такие качества, как трудолюбие , дисциплинированность, бережность , предупредительность, ответственность.
В семье, где правильно организовано хозяйство, в доме всегда чисто, каждой веще отведено место, для каждого вида работы есть необходимые орудия труда. Трудовые обязанности распределены так, что каждый член семьи загружен соответственно своим силам и возможностям. Тяжелые работы выполняются сообща, неприятные –поочередно. Дети обязательно участвуют в домашнем труде. По мере роста и приобретения трудового опыта усложняются их поручения и обязанности. Все члены семьи спокойно, в хорошем настроении, без нервозности и суетливости, добросовестно выполняют свои обязанности. У старших это привычка- у младших подчинение семейной традиции.
В условиях хорошо организованного семейного хозяйства ребенок сравнительно легко, без усилий над собой, подчас отказываясь от соблазнительных желаний, выполняет свои обязанности по дому. Он радуется своевременно и качественно выполненной работе. У него укрепляется потребность выполнять работу только хорошо, потому что в семье так заведено, потому что все так выполняют свои обязанности. Но по данным социологического исследования, лишь у 33%опрошенных родителей дети имеют постоянные домашние обязанности, в каждой пятой семье они помогают эпизодически, а в остальных не помогают вообще.
Родителям необходимо воспитывать у детей бережность и ответственность. Мировая практика показывает, что ориентация в финансовых вопросах невозможна без знаний и опыта, прививаемые с детства. Не только слова, но и обстоятельства должны научить ребенка тому, как зарабатывать и ценить деньги. Начинать можно с копилки. . Карманные деньги тоже следует давать. Так со временем вырабатывается взрослое разумное экономическое поведение.
Семейный бюджет, финансовое положение семьи не должно быть тайной для ребенка. Они должны принимать участие в обсуждении финансового бюджета. Здесь польза многократная. Ребенок приобретает полезный жизненный навык, учится сопоставлять возможности семьи со своими потребностями. Он ощущает за собой право голоса в решение семейных финансовых проблем. .
У детей важно сформировать четкое представление о трудовом источнике заработка. Хорошо, если ребенок знает, как вы зарабатываете деньги. Рассказывайте ему о своей работе, при возможности берите его на работу. От родителей не должна исходить ориентация на праздность. Не следует становиться и «трудоголиком». Это может отпугнуть ребенка от труда. Идеальный способ выявить для ребенка связь между трудом и заработком- оплачиваемый детский труд. У нас школе уже несколько лет дети трудятся на пришкольном участке. За один день они зарабатывают 50 руб. Люлина В.,Герасимов А.,и другие, все лето трудились и заработали 800руб.
Семья, воспитывая у ребенка трудолюбия, готовит, тем самым, его к вдумчивому выбору профессии , к поиску дела по душе, интересам, по общественной значимости. Но подросток не всегда может оставить выбор на той профессии, которая отвечает его физическим и психологическим особенностям: у него не хватает жизненного опыта, он предрасположен к переоценке своих способностей. Семья выступает важнейшим фактором в определении жизненного пути ребенка в выборе им профессии. . Кто, как не родители, лучше других знают склонности своего ребенка, его возможности, кто лучше них сможет умело и ненавязчиво подсказать, убедить.. Ну и когда говорим с ребятами о проблеме «Кем стать», надо помнить, что в первую очередь надо стать настоящим человеком. Важно в каждом специальности быть честным, работоспособным, внимательным. Рассказы матери, отца, их друзей о том ,как они работают, что творят и созидают, - все это захватывает ребят. Очень важно ,чтобы у ребят складывались правильные представления о месте и значении той или иной профессии, о ее содержании, требованиях, которые она предъявляет человеку.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План-конспект занятия 9класс по трудовому воспитанию подростков "Ребячья усадьба"
Занятие по трудовому воспитанию "Ребячья усадьба" Эпиграф занятия "Все работы хороши -выбирай на вкус"Воспитаники разделены на две команды.Столы расположены друг против друга.Отдель...
"Роль родителей в трудовом воспитании подростка»
Как родители приучают детей к труду....
Роль семьи в трудовом воспитании подростка
Семья – важнейший источник социального и экономического развития общества. Она является его подвижной ячейкой. Для каждого человека семья – начало начал....
Родительское собрание на тему «Роль родителей в трудовом воспитании подростка»
Качества личности, к воспитанию которых должны приложить усилия в семье - это честность, совестливость и порядочность; предприимчивость и деловитость, достоинство и личная ответственность; инициати...
Сценарий родительского собрания для 5-6 классов "Роль родителей в трудовом воспитании подростка"
Сценарий родительского собрания для 5-6 классов "Роль родителей в трудовом воспитании подростка"...
Родительское собрание «Роль родителей в трудовом воспитании подростка»
Родительское собрание «Роль родителей в трудовом воспитании подростка»...
О проблемах трудового воспитания подростков
Трудовое воспитание детей является проблемой современного общества. Приобщение молодежи к основным ценностям и нормам современной жизни не ставит целью ориентацию на трудовую деятельность....