Консультация для родителей и педагогов по теме: «Развитие речи».
консультация по теме
Никто не сомневается в том, насколько важно для человека умение грамотно и последовательно изложить свои мысли, пересказать прочитанную книгу и увиденный фильм, внимательно выслушать собеседника и поддержать начатый разговор. Но надо отметить, что развитие речи тесно связано с развитием мышления: большинство наших мыслительных процессов – это внутренняя речь. Поэтому, развивая речь ребенка, мы тем самым развиваем и его умение общаться, и его мыслительные процессы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Консультация для родителей и педагогов по теме: «Развитие речи». | 316.55 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА № 27
Г. УГЛЕГОРСКА САХАЛИНСКОЙ ОБЛАСТИ
694920, Сахалинская область, г. Углегорск, ул. Пионерская, 12; тел./факс 45-024; E-mail: ds27ugl@yandex.ru
Консультация для родителей и педагогов по теме: «Развитие речи».
Составил:
Любомирская Э.П.,
учитель-логопед,
высшая категория
2017 год.
Консультация для родителей и педагогов: «Развитие речи».
- Сила речи состоит в умении выразить многое в немногих словах. (Плутарх.);
Речь - это процесс использования языка в целях общения людей. Язык и речь неразрывно связаны между собой, и эта связь выражается в том, что язык как орудие общения существует до тех пор, пока люди говорят на нем. Как только люди перестанут говорить на нем, такой язык становится мертвым - примером могут служить латинский и старославянский языки.
Формирование высших психических функций и чувств у человека осуществляется только благодаря речи. Если речь у человека не развивается, то ни моральные, ни эстетические, ни интеллектуальные чувства даже в самом примитивном виде не формируются.
Существует два относительно самостоятельных вида речи.
1.Экспрессивная (громкая, выразительная, рождаемая).
Речь - начинается с мотива и замысла (программы высказывания), проходит стадию внутренней речи, обладающую свернутым характером, и переходит в стадию высказывания; ее разновидность - речь письменная, которая по осуществлению, в свою очередь, может быть самостоятельной или под диктовку.
2. Импрессивная (понимающая).
Речь - начинается с восприятия речевого высказывания через слух или зрение (через чтение). Проходит стадию декодирования (выделения информативных компонентов) и завершается формированием во внутренней речи общей смысловой схемы сообщения, ее соотнесением с семантическими (смысловыми) структурами и включениями в определенный смысловой контекст (собственно понимание), без которого даже грамматически правильные предложения могут становиться непонятными.
Никто не сомневается в том, насколько важно для человека умение грамотно и последовательно изложить свои мысли, пересказать прочитанную книгу и увиденный фильм, внимательно выслушать собеседника и поддержать начатый разговор. Но надо отметить, что развитие речи тесно связано с развитием мышления: большинство наших мыслительных процессов – это внутренняя речь. Поэтому, развивая речь ребенка, мы тем самым развиваем и его умение общаться, и его мыслительные процессы.
Наиболее благоприятный период для развития речи ребенка – это дошкольное детство, известный по книге К.И. Чуковского возраст от 2 до 5лет. Логопеды и психологи знают, что дети, по каким-либо причинам не получившие в этом возрасте должного речевого развития, затем с огромными трудностями наверстывают упущенное, долго отстают от своих сверстников не только по развитию речи, но и по развитию мышления, и по развитию эмоций и чувств.
Дети дошкольного возраста быстро осваивают значительную часть всего речевого богатства. Стремительно растет их словарный запас. Если в возрасте 1,5 лет ребенок активно использует в среднем 18-25 слов, то к трем годам его словарь включает 1000-1200 слов. Однако речевое развитие происходит не само по себе, а в процессе общения с окружающими ребенка взрослыми. Поэтому необходимо как можно больше общаться с малышом: разговаривать с ним, читать книжки, вводить постепенно в его словарь новые слова, спрашивать его, как называются отдельные предметы, цвета и т.п.
На любых картинках: «Что это? или «Кто это?» (как может). Главное – сохранять структуру слова: лягушка (3 части- 3 хлопка). Ку-куш-ка (3части-3хлопка).
Особое внимание следует уделить развитию активной речи ребенка. Малыш должен не только слушать и понимать сказанное, но и сам рассказывать. Рассматривая картинки, попросите его ответить, кто здесь нарисован, что делает, что случилось. Затем пусть ребенок перескажет маленькую сказку или историю. В подобных случаях развивается умение связно передавать последовательность событий, т.е. формируется так называемая контекстная речь. На развитие контекстной речи следует обратить особое внимание, так как в процессе непосредственного общения преобладает речь ситуативная, т. е понятная в той ситуации, в которой она говорится. А чтобы связно и грамотно пересказать то, что услышал или увидел, дошкольник должен владеть контекстной речью.
В школьном возрасте идет дальнейшее развитие и обогащение речи: дети начинают использовать эпитеты, метафоры, сравнения. Наряду с контекстной развивается объяснительная речь: ребенок учится не только пересказывать, но и объяснять усвоенные им правила, новую игру, причины событий и поступков.
Кроме того, в школьном возрасте начинает складываться совершенно новая форма речи – письменная, требующая от ребенка знаний грамматики, определенного словарного запаса, умения связно излагать собственные мысли. Для развития письменной речи можно предложить поиграть в переписку с друзьями, сочинить и вместе записать какую-нибудь небольшую историю.
В подростковом и юношеском возрасте все формы речи (ситуативная, контекстная, письменная) постоянно совершенствуются, подросток учится культуре речи, культуре беседы. В этом возрасте необходимо привить желание и умение говорить правильным литературным языком, умение передавать не только последовательность событий, но и
свое эмоциональное отношение к ним, умение использовать все богатство родного языка.
Игры для развития речи.
Игра «Сравни предметы».
Играют 2-5 человек. Младшим детям можно показать два предмета (игрушки), а старшим – только назвать их. Дети должны сначала сказать, чем эти предметы похожи, а затем- чем они отличаются.
Выигрывает тот, кто назвал больше признаков. Выигравший сам предлагает предметы для сравнения. У малышей ведущим должен быть взрослый.
Цель игры - направлена на обогащение словаря детей и на умение выразить результаты сравнения в речи. Она рассчитана на детей дошкольного и младшего школьного возраста.
Игра «Какой? Какая? Какое?»
Играют 2-5 человек. Ведущий называет какой-нибудь предмет, а играющие должны назвать как можно больше признаков, ему соответствующих. Все участвующие называют признаки по очереди. Выигрывает и становится ведущим тот, кто назовет для каждого предмета больше признаков.
Цель игры – обогащение словаря.
Игра рассчитана на детей дошкольного и младшего школьного возраста.
Игра «Составь загадку».
Цель игры – обогащение словаря
Играют 2-5 человек. Ведущий загадывает остальным какой-нибудь предмет (лучше выбрать один из находящихся в комнате предметов) путем перечисления его характерных признаков (например, мягкое, квадратное - о подушке и т.п.). Ребенок, который отгадал, становится ведущим и составляет свою загадку.
Игра рассчитана на детей старшего дошкольного возраста.
Попросите ребенка подобрать слова, близкие по значению, но разные по звучанию (синонимы). Например, взрослый называет словосочетание грустный мальчик и говорит ребенку: «Как можно назвать этого мальчика по-другому? Печальный, невеселый, огорченный. Погода пасмурная, а по-другому ее можно назвать дождливая, облачная. К слову боится можно подобрать такие близкие по смыслу слова, как трусит, опасается, пугается, дрожит» и т.д.
Игра «Родственные слова».
Цель игры - дать ребенку представления о родственных словах, т. е. словах, которые
образованы от одного исходного слова, развить память, внимание, мышление. Оборудование: предметные картинки.
Ход игры. Перед началом игры взрослый объясняет ребенку, что в русском языке есть
слова, похожие друг на друга определенной частью, поэтому их называют родственными.
После этого он приводит в пример несколько таких слов и показывает соответствующие
картинки, выделяя голосом схожую часть слов. Например, главное слово дом — домик —
домишко — домище — домашний — домовой.
После этого взрослый предлагает ребенку самостоятельно подобрать и придумать
родственные слова к заданным словам, используя при этом картинки-
Игра рассчитана на детей дошкольного и младшего школьного возраста.
Игра «Сломанное предложение».
Цель игры - тренировать ребенка в исправлении деформированной фразы, развить
связную речь, внимание, память, мышление.
Оборудование: специального оборудования не требуется.
Ход игры. Взрослый зачитывает ребенку слова, а тот должен их переставить таким
образом, чтобы получилось целое предложение. Например: мама, печь, торт, вкусное — Мама печет вкусный торт. Маша, играть, с, кукла — Маша играет с куклой.
Она рассчитана на детей дошкольного и младшего школьного возраста.
Желаем удачи!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для родителей и педагогов на тему: Обучение леворуких детей письму
Леворукий ребенок со своими индивидуальными особенностями трудно приспосабливаться к такому сложному и строгому миру школы. Помогите и объясните подробнее сущность его ошибки, а потом отработайте данн...
Консультация для родителей и воспитателей ДОО «Особенности развития речи у мальчиков и девочек».
Консультация для родителей и воспитателей ДОО «Особенности развития речи у мальчиков и девочек». ...
Консультация для родителей и педагогов на тему: "СТЁРТАЯ ДИЗАРТРИЯ"
ДИЗАРТРИЯ- нарушение произносительной стороны речи, обусловленное недостаточной работой нервов, обеспечивающих связь речевого аппарата с центральной нервной системой, то есть недостаточной иннервацией...
Консультация для родителей и педагогов. Тема: Воспитание звуковой культуры речи у детей старшего дошкольного возраста.
Звуки речи, отдельные элементы интонации (просодемы) – сила голоса, высота тона, темп, ритм, тембр – сами по себе, вне языка ничего не обозначают, н...
Семинар-практикум Консультация для родителей и педагогов. Тема: «Русский фольклор в развитии речи детей».
Почему наши дети плохо говорят? Может, потому, что мы разучились с ними разговаривать. Общаясь со своими детьми, родители редко используют поговорки и пословицы, а ведь в них заключается суть разрешен...
Консультация для родителей "Использование приёмов мнемотехники в развитии речи"
Знакомство родителей с приёмами мнемотехникик в развитии речи детей....
Консультация для родителей «Роль художественной литературы в развитии речи детей с ОВЗ»
Консультация для родителей«Роль художественной литературы в развитии речи детей с ОВЗ»...