Консультация для родителей " Не лезьте за словом в карман"
консультация на тему

Гупалова Людмила Аркадьевна

 Консультация для родителей " Не лезьте за словом в карман".    Предлагаются способы обогащения словарного запаса и развития  умения  быстро вспоминать нужные слова.  

Скачать:


Предварительный просмотр:

1

Не лезьте за словом в карман

(быстрый поиск слов в памяти –« языковая готовность памяти»)

Консультация для родителей

   Поднимите пожалуйста руку чьи дети не испытывают  и ни когда  не испытывали ни каких трудностей  по такому предмету как русский язык? Почти у всех такие трудности есть. Что особенно трудно вашим детям?...

    Ни один школьный предмет не причиняет детям так много огорчений, как русский язык. Вот о том,  как научить школьника способам умственной работы, как развивать у него нужные виды памяти и внимания мы сегодня с вами и поговорим.

   Русский язык один из самых трудных школьных предметов. С одной стороны, знание родного языка дается ребенку с детства, он овладевает им также естественно, как дышит и растет. С другой стороны - это сложная школьная дисциплина, требующая большого труда, источник бесчисленных неудач и огорчений.

   Для успешного овладения русским языком в школе большинству детей требуется систематическая помощь взрослых. Как вы помогаете своим детям?...

   Да, многие родители пытаются оказать детям именно такую помощь: повторяют вместе с ними правила, устраивают домашние диктанты. Но для того, чтобы эта помощь давала нужные результаты, надо хорошо знать причины, которые лежат в основе испытываемых школьником затруднений.

   Эти причины могут заключаться совсем не в том, что ученик не знает правило или пишет мало диктантов. Многие дети знают правила но не умеют их применять. Нередки случаи, когда школьники нормально справляются с диктантами, но делают много ошибок в изложениях и сочинениях. В таких случаях  дополнительное повторение правил и письмо диктантов – недостаточно эффективная помощь.

   Чтобы хорошо усваивать правила русского языка и быстро и точно применять их, школьник должен обладать целым рядом общих умений.  

   Одно из таких необходимых умений – это умение быстро вспоминать нужные слова, языковая  « готовность памяти». Это умение в работе по русскому языку требуется буквально на каждом шагу.

2

Давайте убедимся в этом:

 

  • Правописание значительной части безударных гласных требует быстрого (по ходу письма – молниеносного) мысленного подбора  проверочного слова.

  • Чтобы решить слитно или раздельно пишется частица «НЕ», в большинстве случаев надо быстро подобрать в уме близкое по смыслу слово.

  • Если по ходу письма необходимо для применения правила выделить корень в слове, для этого надо (опять – таки быстро!) вспомнить однокоренные слова.

От того, умеет ли школьник подбирать такие слова с достаточной скоростью и точностью, в большей мере зависит умение применять правила и проверять себя в процессе письма.

   Быстрый поиск нужных слов в памяти – совсем не простое дело. В этом не трудно убедиться. В русском языке есть слова среднего рода, которые заканчиваются на  «ЗО», вспомните их (железо, пузо).

   Как проверить умеет ли ваш сын или дочь найти в памяти нужные слова с достаточной быстротой и точностью?  Попросите доказать, что в слове «ПОЛОСАТЫЙ» обе безударные гласные – «О». для этого пусть подберет два проверочных слова: одно с ударением на первом слоге, другое – с ударением на втором (например, полосы, полоски).

   Посмотрит, сколько времени займет этот умственный поиск. Если он осуществляется без задержки, все в порядке. Если же школьник «лезет за словом в карман», дело плохо. В диктанте  из 50 слов может быть до 15-17 случаев, требующих проверки путем подстановки родственного слова. Для этого нужно много времени и просто невозможно успеть произвести все нужные проверки. Вот именно поэтому  школьники нередко допускают ошибки, даже в таких случаях, когда они хорошо знают правила и владеют способами их применения.

   Чем старше школьник, тем больше в его письменную речь входят слова, к которым подобрать проверочное слово даже не в спешке совсем нелегко; например, «впечатление», «отражение»…

   Как же помочь вашему сыну или дочери быстро находить в уме нужные слова?

  3

 Словарь может быть активный и пассивный. Пассивный - это понимание слов, активный – умение ими свободно пользоваться. Активный словарный запас у школьников нередко бывает ограничен; часто дети теряются оттого, что не могут в нужный момент вспомнить и употребить  хорошо знакомые слова, которыми в повседневной речи пользуются вполне активно.

   Переход от пассивного словаря к активному требует длительной, настойчивой и разнообразной тренировки. Но это не значит систематически заставлять и принуждать. Принуждение не приведет к развитию способностей.

   Если вы найдете способ приохотить ребенка к занятию, то оно может стать увлечением, игрой и окажет огромное влияние на умственное развитие ребенка. Интуитивно дети сами стремятся к такой развивающей тренировке. Об этом свидетельствуют многие широко распространенные детские игры.

   Что это за игры?

   Это хорошо знакомые вам игры в «придумывание» слов:

  • Вспомнить название города по заданной букве
  • Название животных по первой и последней букве (1-е : енот)
  • Слова, которые читаются одинаково от конца к началу и от начала к концу (такие как ДЕД, ШАЛАШ, ТОПОТ..)
  • Составить слова из букв данного длинного слова…

Широкое распространение  и удивительная живучесть аналогичных игр, переходящих из поколения в поколение, свидетельствует об их необходимости для умственного развития детей, для умения активно владеть своим словарным запасом.

   Если эти игры наполнить грамматическим содержанием, то можно принести большую пользу в развитии умения « не лезть за словом в карман» при усвоении и применении грамматических правил.

  Самый распространенный прием – «придумай пример на данное правило» - становится увлекательной и педагогически эффективной игрой, если его видоизменить следующим образом «найди как можно больше примеров», примеры можно записывать в специальную тетрадь. Иногда дети возвращаются к этим словам и дополняют список. При выполнении этого задания тренируется умение быстро находить нужное слово.

   Придумывание словесных рядов сильно затруднено тем, что дети не знают в каких уголках памяти искать нужные слова. В этом случае поможет наводящий вопрос взрослого.

4

   Например,  если предложить детям придумать ряд слов с сочетаниями, в которых не пишется мягкий знак (НЧ,ЧН,ЧК,НЩ,…), то после общеизвестных примеров, как  БЕТОНЩИК, ОБМАНЩИК, КАМЕНЩИК, НЯНЧИТЬ, дети быстро выдохнутся. Но при дополнительном вопросе: «Какие слова, обозначающие сорта варенья и мороженого, соответствуют этому правилу?» - дело пойдет веселее и нужный ряд слов заметно вырастет (сливочное, молочное, черничное, брусничное…)

   Возможности заставить память «выдать на - гора» нужное слово  очень разнообразны: это игры, загадки, шарады, кроссворды, различного рода ответы на вопросы, подбор слов со сходным или противоположным значением и т.д..

   

   В любом случае вспомнить, придумать, отгадать или каким либо другим способом «добыть»  нужное слово гораздо полезнее, чем записать под диктовку  или переписать с книжки, вставляя пропущенную орфограмму.

   Приведу примеры заданий-игр, требующих «добывания» нужного слова.

1 Замени каждое сочетание слов синонимом (словом близким по смыслу), содержащим ПРИ или ПРЕ

  • Противники, которые не могут  помириться  (непримиримые)
  • Крепость, к которой нельзя подступиться (неприступная)
  • Дождь, который идет без перерыва (беспрерывный)
  • В высшей степени неприятное известие (пренеприятное)

2 Догадайся, какие слова пропущены в следующих предложениях. Запиши эти слова и объясни, почему в одних пишется АН, ЯН, а в других АНН, ЯНН.

  • Буратино был веселый … человечек. (деревянный)
  • Была у зайца избушка лубяная, а у лисы…(ледяная)
  • Андерсен написал сказку о стойком … солдатике. (оловянном)
  • Жил петушок, золотой гребешок, шелкова головушка,  … бородушка. (маслена)

3 К данным прилагательным подбери антонимы (слова противоположные по смыслу), содержащие в корне непроизносимый согласный звук. Объясни написание непроизносимых согласных в этих словах.

  • Письменная речь (устная речь),
  • ясная погода (ненастная погода),
  • веселая песня (грустная песня),
  •  печальное известие (радостное известие).

5

4 К данным словам подбери синонимы, содержащие удвоенную согласную в корне

  • Больничный лист–бюллетень
  • Асфальтированная дорога-шоссе
  • Специальность–профессия
  • Скорый поезд-экспресс
  • Обучение животных-дрессировка

5 Допиши пословицы, используя НЕ с глаголами

  • Сытый голодному…
  • Слезами горю …
  • Шила в мешке …
  • После драки  …

6 Допиши пословицы существительными, оканчивающимися на Е или И

  • Семь пятниц на …
  • Съесть пуд соли …
  • Ищи ветра …
  • Охота пуще …
  • Толочь воду  …
  • Видеть в розовом …

«Добывать из памяти» для нужд грамматической работы дети могут не только слова, но и целые предложения.

1 допиши пословицы по данному началу и вставь знаки препинания

  • За двумя зайцами …
  • С волками жить …
  • Семь раз отмерь …

2 К пословицам разных народов подбери соответствующие по смыслу русские пословицы и запиши их, расставляя знаки препинания

  • И живи до старости, и учись до старости (Век живи – век учись)
  • Торопливым людям не хватает мудрости (Поспешишь – людей насмешишь).

   Хороший результат дает подбор слов,  имеющих один и тот же корень, приставку, суффикс. Работа по подбору однокоренных слов важна, так как учит быстро вспомнить однокоренные слова, выделить корень, а иногда достаточно выделить корень, чтобы понять, как он пишется. Именно в корне встречаются сомнительные согласные, которые надо проверить подбором родственных слов, а также уточняется смысл слова.

  6

 Тренировать языковую «готовность памяти»  можно  в играх в рифмы. Эти игры имеют особенность, что к одним словам подобрать рифмы легко, а к другим трудно. Если к слову «бочка» можно подобрать целую вереницу  рифмующихся слов (…),   то к слову «пакля»  найти рифму намного труднее.

   Шарады, ребусы, загадки, кроссворды, занимательные вопросы – хороши как домашние игры, интересные и большим, и детям. И  Все они тренируют  умение быстро вспоминать нужное слово. Поэтому путь ребенка от уровня, когда слово «никак не приходит в голову», до уровня, когда оно  молниеносно возникает в сознании в нужный момент как бы само собой, может быть очень увлекательным, веселым, игровым.

   В заключение приведу ещё один пример такой игры из книги Джона Чиарди «Еще одно эхо».

И нам с тобой

Пришел черед

Сыграть в игру

«наоборот».

Скажу я слово

 ВЫСОКО,

А ты ответишь:

НИЗКО.

Скажу я слово

ДАЛЕКО,

А ты ответишь

……..

Скажу тебе я слово

ТРУС,

Ответишь ты

ХРАБРЕЦ.

Теперь

НАЧАЛО

Я скажу, -

Ты отвечай:

……..

   Таким образом, чтобы ваш ребенок был успешнее можно  учить  его различным способам умственной работы, развивать у него нужные виды памяти и мышления. Успехов вам!

Использованы материалы С.М. Бондаренко «Беседы о грамотности» из серии «Как помочь учиться?»

М.,  «Знание».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Что мы знаем о фразеологизмах, или Не лезьте за словом в карман"

Работа ученика 6 класса в рамках научно-практической конференции "Я - исследователь"...

Консультация для родителей "Ох уж это слово «Молодец!» Или Как не «испортить» ребенка похвалой?"

Ох уж это слово «Молодец!» Или Как не «испортить» ребенка похвалой?       Посмотрите на Вашу похвалу со стороны Как часто Вы говорите своему ребенку «...

Консультация для родителей "Доброе и полезное слово: как правильно хвалить малыша"

Доброе и полезное слово: как правильно хвалить малышаХвалим и объясняем            С самого нежного возраста каждый ребенок нуждается в...

Консультация для родителей: "Формирование слоговой структуры слова"

Формирование слоговой структуры слова (по Ткаченко Т.А.) ...

Консультация для родителей "Нарушение слоговой структуры слов"

В логопедической практике особую трудность представляет работа над овладением детьми слоговой структурой слова. Эти нарушения стойки и удерживаются дольше, чем недостатки произношения отдельных звуков...

Консультация для родителей "Овладение слоговым анализом слова"

Уважаемые мамы, папы, бабушки, первые слова, которые начинает произносить ребенок, очень просты по своему звуковому и слоговому составу.  Ребенок начинает воспроизводить слоги, слова в порядке ср...

Консультация для родителей "Нарушения слоговой структуры слова"

Описание видов нарушений слоговой структуры слова их причин; приёмы и игры, направленные на исправление нарушений формирования слоговой структуры слова....