Психологическое исследование личностных особенностей учащихся 6А класса
статья на тему
Аналитическая справка по анализу индивидуальных психологических особенностей учащихся 6 А класса. Результаты даны в таблицах и диаграммах.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
analit_sprav5a_po_lichnosti.doc | 157 КБ |
Предварительный просмотр:
АНАЛИТИЧЕСКАЯ СПРАВКА
по результатам психологического исследования
личностных особенностей учащихся6-А класа, проведенного в МБОУ СОШ № 45
в период с 24.09.2014г. по 04.11 педагогом.2014 г. (Часть1)
.
Изучение индивидуальных особенностей происходил с использованием следующих методик: методика «Чертова дюжина» (акцентуация характера); конструктивный рисунок человека; тест эмоционального состояния; методик поведения в конфликте; методика определения уровня тревожности школьной ситуации.
В исследовании принимали участие 26 человека: из них мальчиков -11 человек, девочек – 15 человек.
Данные исследования приводятся в таблицах и отражаются на диаграммах.
Таблица 1.
Количественные показатели типов акцентуации характеров
учащихся 5 А класса
Тип акцентуации | параноидальный тип. | эпилептоидный тип. | гипертимный тип. | истероидный тип. | шизоидный тип. | психастенический тип. | сензитивный тип. | гипотимный тип. | конформный тип. | неустойчивый тип. | астенический тип. | лабильный тип. | циклоидный тип |
Кол-во | 5 | 2 | 8 | 4 | 0 | 1 | 1 | 1 | 6 | 1 | 0 | 2 | 2 |
% | 21 | 8 | 33 | 17 | 0 | 4 | 4 | 4 | 25 | 4 | 0 | 8 | 8 |
Диаграмма типов акцентуации характеров учащихся 5А класса
Наибольший процент составляют учащиеся гипертимного типа - 33%, далее конформный тип – 25%, параноидальный тип - 21% и истероидный -17%.
Особенности типов:
ГИПЕРТИМНЫЙ ТИП - Важнейшей особенностью гипертимов является их большая подвижность, активность, склонность к озорству, неугомонность, общительность, болтливость. Все это в учебном процессе проявляется в виде неусидчивости и недисциплинированности. Гипертимный субъект позволяет легко устанавливать с ним контакт. Заметной особенностью гипертимического типа личности является постоянное (или частое) пребывание в приподнятом настроении. Гипертим может находиться в приподнятом настроении, несмотря на отсутствие для этого каких-либо внешних поводов. Приподнятое настроение сочетается с высокой активностью, жаждой деятельности. Характерны общительность, повышенная словоохотливость. На жизнь смотрят оптимистически, не теряя оптимизма и при возникновении трудностей. Трудности часто преодолевают без особого труда в силу органично присущей им активности и деятельности. Зачастую не доводят дело до конца.
КОНФОРМНЫЙ ТИП - Главная черта — конформность: ярко выраженное стремление быть «как все». Это стремление распространяется на все — от стремления одеваться как все до сильной зависимости от окружения суждений, позиций и поведения. Становятся целиком продуктом своего окружения: в «хорошей» среде старательно учатся и работают, в «плохой» — усваивают достаточно быстро ее обычаи, привычки, манеру поведения. Некритичны к восприятию групповых эталонов поведения, установок, ценностей и любой информации вообще. Наиболее успешно работают, когда не требуется личной инициативы. Плохо переносят ломку жизненного стереотипа, лишение привычного общества.
ИСТЕРОИДНЫЙ ТИП - Центральной особенностью демонстративной личности является потребность и постоянное стремление произвести впечатление, привлечь к себе внимание, быть в центре внимания. Это проявляется в тщеславном поведении, часто нарочито демонстративном. Элементом этого поведения является самовосхваление, рассказы о себе или событиях, в которых эта личность занимала центральное место. Значительная доля этих рассказов может быть либо фантазированием, либо существенно приукрашенным изложением событий.
Таблица 2
Количественные показатели поведения учащихся в конфликтной ситуации
поведение в конфликте | сопротивление | сотрудничество | компромисс | избегание | приспособление |
Кол-во | 3 | 3 | 4 | 4 | 12 |
% соотношение | 12 | 12 | 16 | 16 | 48 |
Диаграмма показателей основных видов поведения учащихся в конфликтной ситуации
У 46% учащихся класса способ поведения в конфликте – приспособление. И только 12% выбирают тактику –сотрудничества.
Таблица 3
Методика выявления индивидуально-типологических различий.
Количественные показатели основных типов личностей учащихся
Тип личности | «Руководитель». | «Ответственный исполнитель. | «Тревожно-мнительный» | «Ученый». | «Интуитивный». | «Изобретатель, конструктор, художник». | «Эмотивный». |
Кол-во | 2 | 2 | 2 | 4 | 3 | 7 | 6 |
% соотн | 8 | 8 | 8 | 15 | 12 | 27 | 23 |
Диаграмма показателей основных типов личностей учащихся класса
Итак, 26% учащихся обладают качествами, среди лиц с "технической жилкой". Это люди, обладающие богатым воображением, пространственным видением, часто занимаются различными видами технического, художественного и интеллектуального творчества. Чаще интравертированы, так же, как интуитивный тип, живут собственными моральными нормами, не приемлют никаких воздействий со стороны, кроме самоконтроля. Эмоциональны, одержимы собственными оригинальными идеями.
23% учащихся обладают повышенным сопереживанием по отношению к другим, тяжело переживают "жестокие кадры фильма", могут надолго быть "выбитыми из колеи" и быть потрясенными от жестоких событий. Боли и заботы других людей находят в них участие, сопереживание и сочувствие, на которое они тратят много собственной энергии, в результате становится затруднительной реализация их собственных способностей.
15% учащихся легко абстрагируются от реальности, обладают "концептуальным умом", отличаются способностью разрабатывать "на все" свои теории. Обычно обладают душевным равновесием и рационально продумывают свое поведение.
12% учащихся обладают сильной чувствительностью нервной системы, высокой ее истощаемостью. Легче работают на переключаемости от одной деятельности к другой, обычно выступают "адвокатами меньшинства", за которым стоят новые возможности. Обладают повышенной чувствительностью к новизне. Альтруистичны, часто проявляют заботу о других, обладают хорошими ручными навыками и образным воображением, что дает возможность заниматься техническими видами творчества. Обычно вырабатывают свои нормы морали, обладают внутренним самоконтролем, т.е. предпочитают самоконтроль, отрицательно реагируя на посягательства, касающиеся их свободы.
8% учащихся, имеющие склонность к руководящей и организаторской деятельности, ориентированные на социально-значимые нормы поведения, могут обладать даром хороших рассказчиков, основывающемся на высоком уровне речевого развития. Обладают хорошей адаптацией в социальной сфере, доминирование над другими удерживают в определенных границах.
8% учащихся обладает многими чертами типа "руководитель", являясь расположенным ему, однако в принятии ответственных решений часто присутствуют колебания. Данный тип людей более ориентирован на "умение делать дело", высокий профессионализм, обладает высоким чувством ответственности и требовательности к себе и другим, высоко ценит правоту, т.е. характеризуется повышенной чувствительностью к правдивости. Часто они страдают соматическими заболеваниями нервного происхождения как следствие перенапряжения.
8% учащихся характеризуется разнообразием способностей и одаренности — от тонких ручных навыков до литературной одаренности. Обычно людям данного типа тесно в рамках одной профессии, они могут поменять ее на совершенно противоположную и неожиданную, иметь также хобби, которое по сути, является второй профессией.
Таблица 4
Показатели уровня тревоги методики «Школьная ситуация»
Уровень тревоги | Учащиеся | |
Кол-во | % | |
Средний | 4 | 16 |
Высокий | 17 | 68 |
Очень высокий | 4 | 16 |
Диаграмма показателей уровня тревоги школьной ситуации
21 человек имеет высокий уровень школьной тревожности. Это говорит о том, что многие из учеников беспричинно волнуются по поводу предстоящих событий. Они ответственны. Именно они больше всего страдают перед важными событиями. Некоторые учащиеся перед экзаменами теряют сон и аппетит. Волнение и неуверенность мешают им достичь успеха. Им полезно научиться управлять своим психическим состоянием.
Таблица 5
Показатели внутреннего эмоционального состояния – наличие агрессии и уровень проявления
Эмоции | Физическая агрессия | Косвенная агрессия | Раздражение | Негативизм | Обидчивость | Подозрительность | Вербальная агрессия | Чувство вины | ||
Кол-во | 5 | 3 | 5 | 6 | 6 | 7 | 6 | 8 | ||
% | 19 | 12 | 19 | 23 | 23 | 27 | 23 | 31 | ||
Диаграмма уровня проявления типа и вида агрессии
65% учащихся класса испытывают негативные эмоции. Из них:
17% - ощущают чувство дискомфорта, ощущение, будто вы в чем-то виноваты;
15% - готовы видеть в словах и поступках других скрытый умысел, направленный против вас. В крайних проявлениях может быть симптомом нездоровья;
13% - за словом в карман не полезут. А зря. Последствия необдуманного слова могут быть куда более разрушительны, чем последствия драки. Впрочем, одно другому не мешает. Готовы видеть в словах и поступках других людей насмешку, пренебрежение, желание унизить. Здорово отравляет жизнь. Реакция негативизма, типичная для подростка, совершающего бессмысленные и даже разрушительные для себя поступки из чувства протеста. Суть ее в пословице "выбью себе глаз, пусть у тещи будет зять кривой".
11% - склонны к самому примитивному виду агрессии. Им свойственно решать вопросы с позиции силы. Возможно, их образ жизни и личностные особенности мешают им искать более эффективные методы взаимодействия. Они рискуют нарваться на ответную агрессию. Хорошо скрывают агрессию, которая рано или поздно прорвется наружу, но до этого будет съедать изнутри. Когда прорвется – наступит "физическая и косвенная агрессия".
7% - лучше ударят по столу, чем по голове партнера.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Психологическое исследование "Возрастные особенности памяти в подростковом возрасте"
Психологическое исследование "Возрастные особенности памяти в подростковом возрасте"...
Применение рисуночных тестов для выявления личностных особенностей учащихся ОВЗ.
Применение рисуночных тестов для выявления личностных особенностей человека основано на принципах проекции. Рисунок - это всегда какое - сообщение, зашифрованное в образах. Моя методическая разработка...
Психологическое исследование личностных особенностей учащихся 6А класса
Аналитическая справка по анализу индивидуальных психологических особенностей учащихся 6 А класса. Результаты даны в таблицах и диаграммах....
Учет психологических особенностей учащихся начальных классов при обучении грамматики
Учет психологических особенностей учащихся при обучении грамматики...
Возрастные и психологические особенности учащихся 7 класса
Возрастные и психологические особенности учащихся 7 класса...
Анализ психологических особенностей учащихся 3 класса в целях индивидуализации образовательного маршрута
Анализ результатов психологической диагностики обучающихся 3 класса. Рекомендации педагогам на основании результатов диагностики....
Урок: Модель урока деятельностной направленности по географии. Тема: "Физико-географическое положение Австралии. История открытия и исследования материка. Особенности рельефа". 7 класс
Данная модель поможет учителю познакомиться с логикой построения урока деятельноятной направленности - урока - "открытия" нового знания с учетом ФГОС....