Трудно ли быть подростком?
консультация на тему

В данном материале представлены психологические и физиологические особенности подростков.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon trudno_li_byt_podrostkom.doc43.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Лицей»

городского округа г. Урюпинск

Трудно  ли быть

         подростком?

                                                         

Классный руководитель

Никифорова Г.В.

2013

           Отрочество часто называют трудным возрастом. И недаром - возраст этот действительно труден как для самих детей, так и для родителей и педагогов.

    Мне хотелось бы призвать вас к тому, чтобы вы укрепили, настолько это возможно, своё взаимодействие со всеми взрослыми, которые так или иначе вовлечены в круг воспитателей вашего сына, вашей дочери. И,  прежде всего, помните: вас ждут в школе. И не только для того, чтобы облегчить ваши родительские трудности, вместе с вами искать пути преодоления этих трудностей. Конечно, и это важно. Но школа ждёт родителей и как активных сотрудников, как соратников в нелёгком деле преобразования самой школы. В чём это может выразиться? В том, что вы примете на себя постоянный круг обязанностей, скажем, в родительском комитете. Или в том, что найдёте возможность время от времени, в свободные от других дел выходные дни отправиться с ребятами в походы. Или в том, что лишь однажды придете на классный час и расскажите ребятам о деле, которым вы увлечены и которое знаете лучше всех. Пусть это выразится в чём угодно, важно вот что: сотрудничество со школой - одно из важных условий успешного воспитания вашего ребёнка-подростка и его сверстников.

           Подростковый возраст (от 10до 15лет) - время бурного и во многом противоречивого развития, сменяющего период сравнительно спокойного роста и накопления сил у младших школьников. В это время происходит  значительные изменения и в организме, и в психике ребёнка, играющие исключительно важную роль в формировании личности ребёнка. Не случайно французский философ Ж. Ж.Руссо назвал подростковый возраст «вторым рождением».

         Подростковый возраст-переход от детства к юности - первой ступеньке взрослости. Отрываясь  от мира детства, подростки постепенно, шаг за шагом, идут по пути, ведущему в мир взрослого человека. Именно поэтому подростковый возраст называют переходным. Своеобразное положение подростка в обществе (уже не ребёнок, но ещё  не взрослый) и порождает многие трудности, с которыми  приходится сталкиваться в семье и в школе при воспитании детей  этого возраста.

 Возраст подростка - переломный. Организм ребёнка подвергается глубокой перестройке, причём в очень быстром темпе. Бурное физическое развитие сопровождается рядом противоречивых моментов. Подобные явления не должны вызывать особого беспокойства у родителей, однако знать их и учитывать при организации жизни подростка необходимо. Большое внимание должно быть уделено режиму труда, отдыха и питания, гигиены и физической культуре.

  С началом полового созревания меняется общий облик ребёнка, появляются новые, ранее незнакомые ему чувства, влечения, переживания, возможны резкие перепады настроения, не всегда понятные даже самому подростку. К этому надо относиться внимательно, но спокойно. Следует помнить, что  процесс полового созревания начинается и даже заканчивается раньше, чем растущий человек обретает духовную зрелость. Разрыв между завершением  полового созревания и наступлением гражданской, социальной зрелости - одно из основных противоречий подросткового возраста.

 Осознавая то новое, что появляется в его жизни, в отношении к нему окружающих, подросток всё задумывается о своих возможностях, достоинствах и недостатках, о характере своих взаимоотношений с товарищами и взрослыми.

         Одно из наиболее сильных желаний подростка - «стать взрослым», что в его понимании означает быть самостоятельным. Стремление к самостоятельности видно во всём: в учении, в труде, в выборе друзей, распределении времени. Подросток хочет сам принимать важные решения, начинает активно отстаивать свои взгляды, мысли, суждения.

 В семье, где признается право подростка на известную самостоятельность, где своевременно меняется и отношение к нему и характер требований, он обычно развивается и взрослеет нормально. Если же стремление подростка стать взрослым во мнении окружающих и в своих собственных глазах подавляется мелочной опекой, излишней жесткостью контроля,  недоверием к его возможностям, он начинает «завоёвывать» самостоятельность самыми разнообразными способами и средствами, и в первую очередь такими, которые, как правило, осуждаются. Подросток становится упрямым, непослушным, грубым. Непонимание между ним и родителями растёт, возникают конфликты и взаимные обиды.

Конечно, разумное предоставление подростку известной самостоятельности ничего общего не имеет с его полной бесконтрольностью. Подросток хочет быть взрослым, но далеко не всегда и не во всём им может быть. Ему необходимы постоянная помощь, советы, дружеское руководство родителей, педагогов.

Справедливо педагоги и психологи настаивают на том, что от взрослых, воспитывающих ребёнка, зависит в первую очередь, как именно - благополучно в целом или болезненно, с нежелательными отклонениями - будет протекать его развитии в подростковом возрасте. Характер взаимоотношений с родителями, требования, которые они  предъявляют, обстановка в семье - всё это создаёт совершенно определённую атмосферу, в которой подростку дышится легко или, напротив, с трудом.

Было бы упрощением думать, что половое созревание - это только лишь биологическое явление. Нет становясь юношей, девушкой, утверждая свою принадлежность к мужскому или  женскому полу, подросток не только ведь особенностями своего организма эту принадлежность утверждает - он становится человеком-мужчиной, человеком-женщиной, что предполагает широкое и глубокое духовное и социальное созревание.

Подростковый возраст характеризуется интенсивным ростом. Никогда человек не растёт так бурно, как в этом возрасте (если не считать первых 2-х лет жизни). Длина тела увеличивается на 5-8см в год! Девочки растут наиболее активно в 11-12 лет (рост в это время может увеличиться на 10см в год), усиленный рост  мальчиков отмечается в 13-14 лет. (Так что, отстав поначалу от девочек, мальчики после 15лет обгоняют их в росте). Характеристика «длинноногий подросток» очень точна - увеличение роста идёт в основном за счёт роста трубчатых костей конечностей.

Масса тела также быстро растёт (но не столь быстро, как растёт скелет, поэтому-то для подростка характерен, в общем вытянутый, «нескладный» вид). Девочки прибавляют 4-8 кг в год (особенно заметна прибавка в 14-15лет); мальчики 7-8 кг в год.

Перестраивается опорно-двигательный аппарат: увеличивается степень окостенения, нарастает мускульная сила. Увеличивается и сосудистая сеть мышц, достигают полного развития чувствительные и двигательные окончания нервно-мышечного аппарата.

   Перестройка бесследно не проходит: мы наблюдаем обилие лишних движений, недостаточную их координированность, вообще какую-то неловкость, «угловатость» подростка. Вместе с тем подростковый возраст - именно тот возраст, когда наиболее успешным может быть овладение техникой сложных движений. Подросток может достичь виртуозной техники игры на музыкальных инструментах, овладеть сложными элементами специальных спортивных упражнений, приобрести незаурядное мастерство в хореографии, научиться разнообразным трудовым действиям. Некоторые исследователи  помогают, что люди, не развивши в себе необходимые двигательные качества именно в подростковом возрасте, на протяжении всей жизни остаются более неловкими, чем могли бы быть.

          У подростка усиленно развивается грудная клетка и дыхательные мышцы. Растут легкие, увеличивается их объём и поверхность, повышается жизненная ёмкость. Число дыханий в минуту снижается в подростковые годы в два раза: иначе говоря, подросток дышит реже и глубже. Окончательно формируется тип дыхания: у мальчиков брюшной, у девочек - грудной.

         Сердце в это время растёт очень интенсивно, объем его ежегодно увеличивается приблизительно на четверть. Сосуды так же растут, но темп их роста отстает от темпа роста сердца.  Поэтому у подростков часто повышается кровяное давление: нагнетательная сила сердца возросла, но она встречает сопротивление со стороны ещё относительно узких кровеносных сосудов; иногда наблюдается так называемая юношеская гипертония, она носит временный, преходящий характер, однако требует особой осторожности при дозировании физической нагрузки. Итак, тренируя сердце и сосуды подростка (работа на свежем воздухе,  физические упражнения), не будем забывать об опасности перегрузок. Неблагоприятно на сердечно-сосудистой деятельности подростка отражаются  и отрицательные эмоции.

          Меняется состояние нервной системы подростка. В период полового созревания снова наблюдается усиление подкорковой активности коры головного мозга;  в поведении подростков отмечается повышенная нервозность, несдержанность, неустойчивость эмоциональных реакций. При правильном воспитании, явления эти преодолеваются самим подростком, при неправильном - могут стать основой устойчивых его черт поведения, черт, разумеется, нежелательных.  Так что распущенное поведение тех или иных подростков объяснять и оправдывать особенностями развития нервной системы нельзя - особенности не виноваты, их просто не учли воспитатели. (К 16-17 годам тормозящая роль коры снова укрепится - но это ведь не приведёт к автоматическому исправлению успевшего стать «трудным» подростка!). С другой стороны, происходит дальнейшее развитие мозга, его высших отделов - лобных областей коры. Растёт осмысленность внимания, становится легче организовать произвольность внимания.    Подросток становится умнее. Речь идёт о возможностях, которые создаются развитием центральной нервной системы; превратятся ли эти возможности в действительность, в огромной степени зависит от целенаправленных усилий взрослых - не в последнюю очередь родителей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Классный час на тему "Матерью быть...очень трудно!" (9 класс)

Классный час воспитывает бережное отношение к женщине, к матери. На классный час приглашаются мамы, бабушки. Мамы учат наизусть стихи, помогают детям разыграть жизненные ситуации. Включены разные...

Трудно ли быть грамотным?

Любое общение между людьми всегда основывается на словах. По тому, что и как вы говорите, о вас складывают впечатление окружающие: друзья, руководители, коллеги и даже продавец в продуктовом м...

Классный час "Очень трудно матерью быть"

Классный час для обучающихся 9-11 классов о самом близком и родном человеке - Матери....

Трудно ли быть подростком

Отрочество часто называют трудным возрастом. И недаром - возраст этот действительно труден как для самих детей, так и для родителей и педагогов....

"Очень трудно матерью быть" (литературно-музыкальная композиция, посвящённая Дню матери)

Данный материал можно использовать припроведении внеклассного мероприятия, посвящённого Дню матери...

Беседа с учащимися на тему "Трудно ли быть самостоятельным"

Беседа с учащимися на тему  "Трудно ли быть самостоятельным" в 6 классе....