Классный час "Очень трудно матерью быть"
классный час (9 класс) по теме
Классный час для обучающихся 9-11 классов о самом близком и родном человеке - Матери.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Классный час для обучающихся 9-11 классов о самом близком и родном человеке - Матери | 25.51 КБ |
Предварительный просмотр:
Мероприятие, посвященное дню Матери «Очень трудно матерью быть»
Цели:
раскрыть роль мамы как самого значимого человека в жизни каждого;
воспитание чуткости, доброты, любви, трепетного отношения к родителям; гуманистических отношений между людьми;
готовности к будущей семейной жизни и роли материнства.
Подготовительная работа: подбор и разучивание стихотворений, выставка книг, например, В.Короленко «Слепой музыкант», В.Распутин «Последний срок», З.Воскресенская «Сердце матери» и др, подбор и презентация фото из семейного архива участников мероприятия, рисунки из журналов и других источников с изображениями матери с младенцем, изображения икон.
Ведущий 1
Наш разговор пойдет об обыденном и вечном. Любовь к матери заложена в нас биологически, самой природой. Но мы не всегда умеем осознать её. Задача этого вечера- не только в том, чтобы поздравить наших матерей с праздником, отметить дату, но и в том, чтобы задуматься, как научиться понимать самых близких нам людей. Ведь так часто дети не знают о матери главного, не знают самого существенного о материнстве как явлении и, следовательно, о своей родной матери тоже. Видят её будничную внешность, обманываются «случайными чертами», но не замечают настоящего лица. Как объяснить им, в чем тут разница?
Звучит крик «Мама» и первый возглас новорожденного.
Ведущий 2
Слово «мама» - особое слово. Оно рождается как бы вместе с нами, сопровождает нас в годы взросления и зрелости.
Ведущий 1
Попробуем мысленно построить в ряд наших родственников, друзей, знакомых в порядке, так сказать, значимости. Трудно? Все может измениться? Ничего нельзя знать наверняка? Но никакие, даже самые невероятные перемены не могут заставить «пересмотреть» роль и значение в нашей судьбе человека, который дал нам жизнь.
Ведущий 2
Мать – вне ряда, место её в нашей жизни совершенно особое, исключительное. Материнство выходит за пределы обычных форм человеческих связей. И в то же время содержит все их зерна, потому что мать несет в себе идею человека.
Мать
Родился сын, пылиночка,
Лобастенький, горластенький.
Горит его пеленочка –
Видна во всех галактиках!
Ему не только родинки,
не только эти батькины
Глаза и губки бантиком –
Ему дала я Родину.
Со мной, как рыбка в неводе,
И словно надо мною
Лежит – губами в небо –
Дитя мое земное.
Не надо славы, почестей, -
Ах, просто б жизнь текла.
Сынок февральской почечкой
Ждет моего тепла.
Теперь земля и воздух,
Глубь вод и жар огня,
И все на свете звезды
Зависят от меня.
Римма Казакова
Исполняются колыбельные песни – народные и авторские (желательно на разных языках: русском, английском, родном)
Демонстрация слайд-шоу с образами матери с младенцем, детьми, ликами святых
Дочь
Я ненавижу свою мать. Она не мачеха, она «родная», хотя у меня язык не поворачивается её так назвать. Я её ненавижу, видеть не могу, а мне с ней жить ещё несколько лет. Я не выдержу. Иду домой, как на каторгу. Знаю: приду, и опять будет одно и то же, морали, морали…Я давно хочу уйти из дома, где меня не считают за человека, где я никто, коврик у порога, о который вытирают ноги, собачонка, которая вертится и уже надоела.
Мать
Чувствую, что дочь внутренне отходит от меня. Как жить? Теплые отношения, которые раньше были между нами, вытеснены приятельскими компаниями. Дочь не бывает откровенна со мною! Возвращается домой поздно вечером – наступает гробовое молчание. Разве так можно!
Ведущий 1.
В большей или меньшей степени все мы сталкиваемся с такими проблемами. Редко встретишь человека, который считает, что родители у него идеальные Но что же делать?
Ведущий 2
Где выход? Где ответ на такой хрестоматийный вопрос: в чем причина конфликта отцов и детей? Кто же прав? Кому же уступать?
Ведущий 1
Что знают родители о нас, вечно спешащих, перебрасывающихся непонятными словечками и отгородившихся от всего наушниками телефонов и компьютеров.
Ведущий 2
Что мы знаем мы о наших мамах – усталых, раздраженных, занятых работой, беготней по магазинам?
Ведущий 1
Ведь и у родителей могут быть слабости. Почему же то, что мы легко прощаем друзьям, да и самим себе, ставим в вину маме? Может быть, нужно поговорить с ней о ней?
Ведущий 2
Очень банально, но путь от «ненавижу» к «люблю» все-таки лежит через понимание.
Мать
Мне говорят, что слишком много
Любви я детям отдаю,
Что материнская тревога
До срока старит жизнь мою.
Ну, что смогу я им ответить –
Сердцам,
Бестрастным, как броня?
Любовь, мной отданная детям,
Сильнее делает меня.
В ней всё –
И радость,
И терпенье
И те шальные соловьи…
За это чистое горенье
Спасибо вам,
Сыны мои!
Людмила Татьяничева
Под музыку на экран проецируются материнские лики – иконы, картины К.Брюллова, К.Петрова-Водкина, А.Дейнеки, А.Пластова, Ю.Ракши и др.художников; фотографии (вновь можно обратиться к семейным архивам учеников), детские рисунки.
Ведущий 1
Вы пробовали описать свою маму?
Ведущий 2
Описать? Маму?
Ведущий 1
Оказывается, это очень трудно. Легче Наташу Ростову или Пелагею Ниловну. Не все мы знаем, какой цвет глаз у мамы, какой голос. Портрет чаще всего получается очень приближенный: смотрим всю жизнь, но не видим…самого близкого человека!
Ведущий 2
Этак можно и себя просмотреть…
Чтец
И дни и ночи до утра
В степи бураны бушевали
И ветки снегом заметали,
И заносили хутора.
Они врывались в мертвый дом-
И стекла в рамках дребезжали.
И снег сухой в старинном зале
Кружился в сумраке ночном.
Но был огонь – не угасая,
Светил в пристройке по ночам,
И мать всю ночь ходила там,
Глаз до рассвета не смыкая.
Она мерцавшую свечу
Старинной книгой заслонила.
И, положив дитя к плечу,
Все напевала и ходила…
И ночь тянулась без конца…
Порой, дремотой обвевая,
Шумела тише вьюга злая,
Шуршала снегом у крыльца,
Когда ж буран в порыве диком
Внезапным шквалом налетал,-
Казалось ей, что дом дрожал,
Что кто-то слабым, дальним криком
В степи на помощь призывал.
И до утра не раз слезами
Её усталый взор блестел,
И мальчик вздрагивал, глядел
Большими темными глазами…
Иван Бунин
Ведущий 1
Любовь…Сколько связано с этим словом!
Ведущий 2
Да! Но ведь говорим мы о маме. Причем же здесь любовь?
Ведущий 1
Вот именно, когда в нашу жизнь приходит любовь, все остальное кажется незначительным, отступает на второй план. И мамы тоже.
Девушка
Люблю!
И все на свете смею.
Люблю!
И больше нет меня.
Ты есть!
Скажи, в огонь сумею,
Живая выйду из огня.
Мир отступает суетливо,
Под каблуком земля горит…
А мама смотрит сиротливо
И ничего не говорит.
Лариса Васильева
Чтец читает стихотворение Д.Кедрина «Сердце»
Дивчину пытает казак у плетня:
Я саблей добуду для крали своей
И светлых цехинов, и звонких рублей.
Дивчина в ответ, заплетая косу:
- Про то мне ворожка сказала в лесу,
Пророчит она: мне полюбится тот,
Кто матери сердце мне в дар принесет.
Не надо цехинов, не надо рублей,
Дай сердце мне матери старой своей.
Я пепел его настою на хмелю,
Настоя напьюсь – и тебя полюблю!
Казак с того дня замолчал, захмурел,
Борща не хлебал, Саламаты не ел.
Клинком разрубил он у матери грудь
И с ношей заветной отправился в путь.
В пути у него помутилось в глазах,
Всходя на крылечко, споткнулся казак,
И матери сердце, упав на порог,
Спросило его: «Не ушибся, сынок?»
Клип Саглай И.В. «Молитва матери» (песня в исполнении Л.Гурченко)
Ведущий 1
«Сказка – ложь, да в ней намек…»,
И хотя для нас эти проблемы ещё впереди, давайте запомним: в данной системе отношений проблемы выбора нет. Она противоестественна.
Ведущий 2
Есть другая проблема: Как добиться гармонии слияния трех душ? Как устроить жизнь так, чтобы никто не страдал?
(Звучат выдержки из заявлений молодых матерей, отказавшихся от своих детей в роддомах (материалы можно взять из газеты «Семья» и др. СМИ)
Ведущий 1
Мы учимся, думаем о поступлении в ВУЗы, о будущей работе, но главная наша роль в жизни – это роль родителей. Кажется, мы вполне трезво это осознаем.
Ведущий 2
Откуда же берутся эти сотни оставленных, одиноких малышей? Легко ли родить ребенка и оставить его там, на чужих людей? Оставить навсегда…
Чтец
Послушай, а если ночью он тебе приснится,
Приснится и так заплачет, что вся захолонешь,
Что жалко взмахнут в испуге подкрашенные ресницы
И волосы разовьются, старательно завиты…
Что хлынут горькие слезы и начисто смоют краску,
Хорошую прочную краску с темных твоих ресниц?
Помнишь, ведь мы читали, как в старой английской сказке
К охотнику приходили души убитых птиц.
Дмитрий Кедрин
Чтец
рассказывает притчу о Корнелии Гракх. Многих она затмевала в Риме своей прелестью, блеском украшений, ежегодно участвуя в конкурсах красоты. После гибели мужа Корнелия перестала бывать на смотринах. Но через несколько лет она снова стала участницей конкурса. Она вышла в строгом одеянии без браслетов и ожерелий. «Корнелия, где же твои драгоценности?», раздались голоса. «Сейчас покажу»,- сказала красавица и вывела за руку троих своих детей. «Вот мои драгоценности», - ответила она.
Ведущий 1
Красиво, конечно. Но ведь материнство – это не только улыбки и радость. Это и горы пеленок, и бессонные ночи, и капризы детей, и походы по магазинам. Легко ли быть сегодня матерью?
Чтец
Нашумела, накричала,
Настегала, что попало:
- Все постыло! Сил не стало!
Нет от вас житья!-
Села в угол, зарыдала-
И просить прощенья стала.
Просто очень ты устала,
Бедная моя!
Александр Яшин
Ведущий 2
Мама сопровождает нас в течение всей нашей жизни: она встречает нас, она провожает солдата в бой, думает о своем сыне и дочке, находясь вдали от них; и ни на минуту не забывает о своих детях.
Ведущий 1
А теперь, послушайте стихотворение К.Бальмонта «Женщина» и подумайте, какие строки в нем посвящены матери.
Чтец
Женщина с нами, когда мы рождаемся,
Женщина с нами в последний наш час,
Женщина – знамя, когда мы сражаемся,
Женщина – радость раскрывшихся глаз.
Первая наша влюбленность и счастье,
В лучшем стремлении – первый привет,
В битве за право – огонь соучастья.
Женщина – музыка, женщина – свет.
Ведущий 2
Не спешите с ответом. Взрослые люди говорят, что оно всё посвящено матери, это гимн ей! Перечитаем ещё раз, может быть так оно и есть?
Ведущий 1
Сколько нежности и благодарности хранят эти строки. Просто физически ощущаем исходящее от них тепло.
Ведущий 2
А мы сегодня вернемся домой и что скажем маме?
-Привет!
Конечно, говорить стихами каждый день тяжеловато. Но можно все-таки поискать свои добрые и теплые слова. Ведь мама ждет их.
Ведущий 1
Может быть, наш разговор о маме поможет нам найти с нею общий язык. На досуге, в тишине и одиночестве, давайте ещё раз подумаем, вспомним, перечитаем все лучшее, что написано о матери.
Ведущий 2
А придя домой, заглянем маме в глаза, до конца верные нам глаза.
Песня «Мамины глаза»
Чтец
Когда в цветенье яблоневом завязь
Нам предвещает торжество плода,
Войди, добро,
Умри, слепая зависть,
Воскресни материнства красота!
И сгиньте, все напасти и наветы,
Когда, как полдень, знойная, она
Проходит по окраинам планеты,
Той ношей счастья обременена.
Анатолий Поперечный
Песня «Мама» в исполнении Витас
Заура Ахмадулловна Киреева,
учитель МКОУ «Субботинская СОШ»
Сафакулевского района Курганской области
Использованные ресурсы
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Классный час на тему "Матерью быть...очень трудно!" (9 класс)
Классный час воспитывает бережное отношение к женщине, к матери. На классный час приглашаются мамы, бабушки. Мамы учат наизусть стихи, помогают детям разыграть жизненные ситуации. Включены разные...
Трудно ли быть грамотным?
Любое общение между людьми всегда основывается на словах. По тому, что и как вы говорите, о вас складывают впечатление окружающие: друзья, руководители, коллеги и даже продавец в продуктовом м...
Сценарий праздника, посвященный Дню Матери:"Быть Мамой- самая трудная и лучшая работа на земле!" (для подготовительной группы детского сада)
Создать теплый нравственный климат между матерями и детьми. Научить детей устраивать праздники для близких людей,воспитывать любовь,чувства благодарности и уважительное отношение к мамам....
Профессия учителя в поколениях. (или трудно ли быть учителем, если родители – учителя?)
Легко ли быть учителем, если семья учительская?...
Трудно ли быть подростком
Отрочество часто называют трудным возрастом. И недаром - возраст этот действительно труден как для самих детей, так и для родителей и педагогов....
"Очень трудно матерью быть" (литературно-музыкальная композиция, посвящённая Дню матери)
Данный материал можно использовать припроведении внеклассного мероприятия, посвящённого Дню матери...
Классный час в 9 классе, посвящённый Дню Матери, на тему «Матерью быть… очень трудно!»
Цель: поддержать традиции бережного отношения к женщине, закрепить семейные устои, особо отметить значение в нашей жизни главного человека - Мамы....