Памятка "Гигиена питания школьника"
материал на тему
Проблема питания включена в число важнейших глобальных проблем, которые выдвинуты ООН перед человечеством наряду с таковыми, как охрана окружающей среды и обеспечение энергией.
Вопросы питания стоят сейчас в центре внимания медицины.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
gigiena_pitaniya_shkolnikov.docx | 19.87 КБ |
Предварительный просмотр:
Проблема питания включена в число важнейших глобальных проблем, которые выдвинуты ООН перед человечеством наряду с таковыми, как охрана окружающей среды и обеспечение энергией.
Вопросы питания стоят сейчас в центре внимания медицины.
Большое значение придаётся сейчас взаимосвязи питания и здоровья в странах с высоким уровнем жизни, где основная часть населения страдает от болезней, приобретённых в итоге неверного питания, одной из разновидностей которого является переедание.
Увеличение производства разнообразных пищевых товаров со всей очевидностью ставит перед нами дилемму гигиены питания, т.е. разумного использования и потребления товаров в интересах здоровья человека.
Сознательное отношение к питанию предполагает, что человек руководствуется при приеме пищи не только аппетитом, но и требованиями гигиены питания.
Всем понятно, что питание необходимо для поддержания жизни. Наукой твёрдо установлены три функции питания.
Первая функция заключается в снабжении организма энергией. Рациональное питание предполагает примерный баланс поступающей в организм энергии и расходуемой на обеспечение действий жизнедеятельности.
Вторая функция питания заключается в снабжении организма пластическими веществами, к которым, прежде всего, относятся белки, в меньшей степени - минеральные вещества, жиры и в ещё меньшей степени - углеводы. В процессе жизнедеятельности в организме человека постоянно разрушаются одни клеточки и внутриклеточные структуры и вместо них возникают новые. Строительным материалом для сотворения новейших клеток и внутриклеточных структур являются химические вещества, входящие в состав пищевых продуктов. Потребность в пластических веществах пищи варьируется в зависимости от возраста: у детей таковая потребность повышена (ведь у них она нужна не только для замены разрушенных клеток и внутриклеточных структур, но и для роста), а у пожилых людей понижена.
Третья функция питания заключается в снабжении организма биологически активными веществами, необходимыми для регуляции действий жизнедеятельности. Ферменты и большая часть гормонов - регуляторы химических действий, протекающих в организме, - синтезируются самим организмом. Но некие коферменты (составная часть ферментов), без которых ферменты не могут проявлять свою активность, а также некие гормоны организм человека может синтезировать лишь из особых веществ, находящихся в еде. Этими веществами являются витамины, присутствующие в продуктах питания.
Сравнительно не так давно возникли данные о существовании ещё одной четвёртой функции питания, которая заключается в выработке иммунитета. Было установлено, что величина иммунного ответа на инфекцию зависит от состава питания, от достаточного содержания в еде калорий, полноценных белков и витаминов. При недостаточном питании снижается общий иммунитет, т.е. сопротивляемость организма самым разным инфекциям. Полноценное питание с достаточным содержанием белков, жиров, витаминов и калорий укрепляет иммунитет и сопротивляемость инфекциям.
Сколько химических веществ расходует организм человека в процессе жизнедеятельности, столько же обязано поступать их с продуктами питания. Все пищевые вещества делятся на заменимые и незаменимые. К последним относятся незаменимые аминокислоты, незаменимые жирные кислоты, витамины и минеральные вещества.
Питание находится в тесной связи с действиями обмена веществ. Рациональное питание обязано основываться на теории сбалансированного питания и соблюдать режим потребления пищи.
Нужно знать и соблюдать три правила гигиены питания:
умеренность, разнообразие, режим приема пищи.
Умеренность в питании нужна для поддержания баланса между поступающей пищей и расходуемой в процессе жизнедеятельности энергией.
Расход энергии в организме осуществляется тремя способами: в результате основного обмена, переваривания пищи и мышечной деятельности.
Чем больше физическая активность, тем больше энергии тратит организм человека.
Разнообразие - в пище обязан присутствовать разнообразный набор биологически активных веществ, так как каждый продукт содержит определенную часть веществ, которые не встречаются в остальных продуктах.
Энергетическая ценность питания зависит от входящих в его состав белков, жиров и углеводов.
Углеводы поставляют в большей степени энергию, тогда как жиры и в особенности белки не только снабжают организм энергией, но и являются нужным материалом для обновления клеточных и межклеточных структур.
Рацион обязан отвечать следующим требованиям:
· Обеспечивать постоянство массы тела и соответствие ее возрастным нормативам (с учётом характера телосложения);
· Покрывать все энергозатраты организма, обеспечивая нужные виды деятельности;
· Обеспечивать нормальную работу органов пищеварения (принципиально правильное соотношение высококалорийных продуктов в малых объемах и малокалорийных, содержащих огромное количество клетчатки, стимулирующей работу кишечника).
Рацион обязан быть разнообразным, без упора на мучное, жирное, солёное. В зимне-весенний период следует особое внимание обращать на содержание в еде свежей зелени и овощей (моркови, капусты, которые следует употреблять в сыром виде).
В основе гигиены питания лежит режим питания. Он состоит из трех главных принципов:
1. Постоянство приема пищи по часам суток предполагает равномерное потребление пищи небольшими порциями.
2. Наибольшее соблюдение сбалансированности пищевых веществ: набор продуктов при каждом основном приеме пищи (завтрак, обед, ужин) обязан доставлять организму человека белки, жиры, углеводы, а также витамины и минеральные вещества в оптимальном соотношении.
3. Правильное физиологическое распределение количества пищи по её приемам в течение дня. Более полезен режим, когда на завтрак приходится около трети общего количества дневного рациона, на обед - чуть более трети и на ужин - менее трети.
Основное требование гигиены питания - прием пищи в строго определённое время. Благодаря этому пища лучше усваивается, меньше возможность развития желудочно-кишечных заболеваний.
Учащимся следует принимать пищу не менее 4 раз в день:
Первый завтрак - дома в 7.45 - 8.00;
Второй, тоже горячий завтрак - в школе, во время большой перемены;
Обед - в 13.00 - 14.00, по возвращению из школы;
Полдник - в 16.30 - 17.00, в перерыве между приготовлением домашних заданий;
Ужин - не позднее, чем за полтора часа до сна.
Учащиеся школ и групп продлённого дня обязаны получать в школе, кроме второго завтрака, и обед; в сумме это обязано составить около половины дневного рациона.
В промежутках между основными приёмами пищи детям следует разрешать есть лишь фрукты.
Пища, по-возможности, обязана быть свежеприготовленной и обладать приятным вкусом, запахом и внешним видом. Следует иметь в виду, что внешний вид, а также обстановка, в которой происходит прием пищи, очень важны для хорошего ее усвоения.
Для того, чтобы пища лучше усваивалась, следует начинать с тех блюд, которые оказывают более выраженное сокогонное действие (в обед - бульон, суп).
Во время еды не следует отвлекать учащихся, так как это понижает аппетит и ухудшает усвоение питательных веществ.
Не следует перед завтраком, обедом и ужином есть что-то сладкое, так как при этом аппетит тоже снижается. Питание бутербродами вредно, так как эта пища неполноценна по составу и к тому же раздражает желудок, способствуя развитию хронического воспаления слизистой оболочки - гастрита.
При употреблении пищи наскоро, второпях ухудшается ее пережевывание, и более грубые ее частицы, поступая в желудок, раздражают ее слизистую оболочку. Принципиально учесть также, что тщательное пережевывание пищи укрепляет десны и зубы, развивает весь костно-мышечный аппарат.
Очень горячая пища (свыше 50°С) обжигает слизистую оболочку пищевода и желудка, что может вести к ее хроническому воспалению. Вредна и холодная пища.
Острая пища раздражает слизистую оболочку пищевода и желудка, а также вредно действует на печень. Эти продукты нельзя употреблять детям.
Организация питания учащихся обязана быть осмысленной и исключать спешку. Охват питанием в школе обязан быть полным. Соблюдение правил поведения в школьной столовой столь же необходимо, как и в учебных помещениях. Это касается чистоты, порядка, уважительного отношения учащихся к продуктам и условиям приема пищи. Следует решительно пресекать неуважительное отношение к пище (к примеру, разбрасывание хлеба), небрежность и неаккуратность во время ее приема.
Чистота и порядок
в школьной столовой –
залог здоровья школьника!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие навыков культуры питания школьников
Планирование уроков технологии (раздел кулинария) и внеклассных мероприятий для привития навыков культуры питания учащихся. Методические разработки. Анкеты....
Презентация о здоровом питании школьников
Презентация о здоровом питании школьников....
Влияние питания школьника на интеллект и формирование вредных привычек (часть 1)
Материал представлен в трех частях. Предназначен для широкой аудитории: педагогов, учащихся, родителей. Может быть использован для проведения классных часов, родительских собраний и т.д....
Старайся - правильно питайся! Гигиена и питание школьников
Презентация к классному часу по формированию здорового образа жизни учащихся о гигиене питания 3-4 классы....
Презентация "Разговор о правильном питании школьника"
Материалы данной презентации включают итоги анкетирования детей школьного возраста и их родителей по данной проблеме. В результате проведённой работы были предложены рекомендации для родителей в...
Рацион и режим питание школьников
Рацион и режим питания школьников...
Лекции для родителей по теме "Формирование культуры здорового питания школьников"
В документе приводятся ряд лекции для родителей по формированию культуры здорового питания школьников....